Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 00:14, контрольная работа

Описание

Основной целью работы, будет выявление, раскрытие и ознакомление с новыми тенденциями в развитии современной психологи.
Главными объектами внимания будут состояние современной психологии с ее новыми направлениями и задачами, а так же новые тенденции развития направлений психологии и психологической практики.

Содержание

Введение 3
1.Основные направления развития современной психологиии 5
2.Основные характеристики внимания 16
3. Воля,волевой процесс 22
Заключение 26
Список литературы 28

Работа состоит из  1 файл

Психология и педагогика ТГСХА.docx

— 55.46 Кб (Скачать документ)
align="justify">     Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость. Физиологическое объяснение отвлекаемости - это или внешнее  торможение, вызванное посторонними раздражителями, или продолжительное  действие одного и того же раздражителя. Отвлекаемость внимания выражается в колебаниях внимания, которые представляют собой периодическое ослабление внимания к конкретному объекту  или деятельности.

     Колебания внимания наблюдаются даже при очень  сосредоточенной и напряженной  работе, что объясняется непрерывной  сменой возбуждения и торможения в коре головного мозга. Даже частые колебания внимания в короткие промежутки времени (1-5 сек) не сказываются заметным образом на его устойчивости при  условии интересной и напряженной  работы. Однако через 15-20 мин колебания  внимания могут привести к непроизвольному  отвлечению от объекта.

     Переключение  внимания состоит в перестройке  внимания, в переносе его с одного объекта на другой. Различают переключение внимания преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное). Преднамеренное переключение внимания происходит при изменении характера  деятельности, при постановке новых  задач в условиях применения новых  способов действий. Преднамеренное переключение внимания происходит при участии  волевых усилий человека. Непреднамеренное переключение внимания обычно протекает  легко, без особого напряжения и  волевых усилий.

     Теории  внимания.

     Рибо - Внимание связанно с эмоциями и вызывается ими, состояние внимания сопровождается изменением физического и физиологического состояния организма. Физиологическое состояние - это комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных реакций. Интеллектуальное - усиление кровообращения в занятых мышлением органах тела. Состояние сосредоточенности внимания сопровождается движением всех частей тела необходимое условие поддержания внимания на должном уровне. Узнадзе - установка связанна с вниманием. С понятием установки связанно понятие объективации она трактуется как выделение под влиянием установки определенного образа полученного при восприятии окружающей действительности. Гальперин:

       Внимание - психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли и др. феномена, имеющегося  в данный момент в психике  человека.

       По своей функции внимание - контроль за этим содержанием.

     Как самостоятельный акт, когда действие становится не только умственным, но и  сокращенным.

     Произвольное  внимание - есть планомерно осуществляемое внимание, т.е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану.

     Все известные акты внимания выполняющие функцию контроля как произвольного, так и нет, являются результатом формирования новых умственных действий.

     Д. Бродбент - Если человек занят одновременно двумя делами, предположительно фильтр, который обладает определенной пропускной способностью и устройством распознавания, будет переключаться с одного канала сенсорного регистра на другой, и все равно пропустит столько информации, сколько может пропустить данный канал. Бродбент смог объяснить фильтрацию информации, но не смог объяснить как информация, не привлекающая внимания, все же воспринимается.

     А. Трейсман дополнила: между сенсорным регистром и фильтром с ограниченной пропускной способностью есть устройство ослабления, где происходит ослабление сигнала и его семантический анализ (анализ языка, прежде всего слов).

     Ф. Дойч и Д. Дойч. - Все раздражители обрабатываются в рабочей памяти, активном хранилище информации, что говорит о том, что отбор происходит позже на этапе обработки информации. Возможности рабочей памяти ограничены, получается, что только часть информации сохраняется там. Затем оценивается важность этой информации, т.е. за это отвечает рабочая память.

     По  мнению Д. Канемана считал, что важно не где расположено узкое место, а что происходит во время выполнения задания., человек может выполнять одновременно несколько заданий, но при этом условия работы должны быть идеальными, и, если одно из заданий потребует большой концентрации внимания, то остальные задания будут выполнены не столь успешно.

     Канеман сделал предположение, что существует распределитель ресурсов, контролирующий именно процесс распределения наших возможностей. На определенных этапах ресурсы внимания используются для обработки стимулов. Эти ресурсы меняются, достигая своего максимума в моменты наивысшего возбуждения. Многое зависит от поступающих стимулов, причем на управление ресурсами влияют устойчивая предрасположенность (переключения внимания на громкие звуки, яркие вспышки свое имя …) и кратковременные намерения (ситуационная предрасположенность).

     Андерсон рассматривал инертность внимания (склонность к обработке информации от первичного источника возрастает с увеличением времени сосредоточения внимания на нем), изучая детей смотрящих телевизор. Причем, чем дольше они смотрели телевизор, тем меньше была вероятность их отвлечения от этого процесса на другие источники информации. 

     В данном случае кратковременное намерение  — это просмотр телепередачи, которая  влияет на распределение ресурсов внимания, а для устойчивой предрасположенности  ресурсов практически нет. Когда  по телевизору идет интересный фильм, то у меня часто выкипает чайник и, если бы не реклама, то, очевидно, он бы вообще мог сгореть.

     У модели внимания с ограниченными  возможностями можно выделить такие  свойства:

     Информация  от разных раздражителей конкурирует  и создает помехи друг для друга. Два дела можно делать одновременно пока не дойдем до пределов возможности  обработки.

     Результаты  выполнения какого-либо из заданий  ухудшатся, если мы превысим имеющиеся  возможности при обработке информации.

     Ресурсы распределяются гибко, и раздражители могут менять это распределение. 
 
 
 

3. Воля,волевой процесс

     Всякое  волевое действие является целенаправленным действием. Волевое действие сформировалось у человека в процессе труда, направленного  на производство определенного продукта. Направляясь на определенную цель, действие в своем ходе регулируется соответствием с этой целью. Цель, преследуемая действующим субъектом, должна осуществиться как результат  его действий. Спе­цифически человеческие действия являются волевыми в этом широком смысле слова – все они сознательные, целенаправленные действия, все они включают целеустремленность и регулирование хода действия в соответствии с целью.

     Однако  осознание единичной цели своего желания, порожденной побуждением, которое в данную минуту владеет  человеком, представляет еще очень  невысокую ступень сознательности. Сознательный человек, приступая к  действию, отдает себе отчет о последствиях, которые повлечет за собой осуществление  стоящей перед ним цели, а также  о мотивах, которые его к этому  действию побуждают. В результате может  обнаружиться расхождение между  желанной целью и нежелательными последствиями или трудностями, с которыми в силу объективных  внешних условий связана ее реализация. Действие, совершающееся в условиях такого конфликта внутренне противоречивых тенденций, – это волевое действие в более специфическом смысле слова. В силу противоречивости действительности, а также сложной иерархии различных  и часто противоречивых побуждений человека этот, в принципе, частный  случай довольно распространен. Он придает  волевому действию особую направленность.

     Там, где этот конфликт противоречивых тенденций  оказывается сверхтрудным, непосильным человеку, волевое действие переходит в аффективное или импульсивное действие – разрядку. 

     Различая  волевые процессы, мы не противопоставляем  их интеллектуальным и эмоциональным; мы не устанавливаем никакой взаимоисключающей противоположности между интеллектом, чувством и волей. Один и тот же процесс может быть (и обыкновенно бывает) и интеллектуальным, и эмоциональным, и волевым. Изучая волевые процессы, мы изучаем волевые компоненты психических процессов. Вместе с тем волевой процесс еще более непосредственно и органически, чем процессы эмоциональный и интеллектуальный, включен в действие и неразрывно связан с ним. Так что изучение волевого акта непосредственно переходит в изучение действия, или, вернее, изучение волевого акта – это и есть изучение действия в отношении способа его регуляции.

     Возникновение воли у человека необъяснимо только изнутри идущей перестройкой внутренних процессов в духе традиционной функциональной психологии. Оно предполагает изменение  во взаимоотношениях индивида с окружающим внешним миром, обусловливающее  и внутреннюю перестройку. Отправной  пункт становления воли заключен во влечениях (а также в их аффективных  компонентах, в элементарных чувствах-переживаниях чего-то как желанного, притягательного  или отталкивающего).

     Волевое действие может реализоваться в  более простых и более сложных  формах.

     В простом волевом акте побуждение к действию, направленному на более  или менее ясно осознанную цель, почти непосредственно переходит  в действие, не предваряемое сколько-нибудь сложным и длительным сознательным процессом; сама цель не выходит за пределы непосредственной ситуации, ее осуществление достигается посредством  привычных действий, которые производятся почти автоматически, как только дан импульс.

     Для сложного волевого акта в его наиболее выраженной специфической форме  существенно прежде всего то, что между импульсом и действием вклинивается опосредующий действие сложный сознательный процесс. Действию предшествует учет его последствий и осознание его мотивов, принятие решения, возникновение намерения его осуществить, составление плана для его осуществления. Таким образом, волевой акт превращается в сложный процесс, включающий целую цепь различных моментов и последовательность различных стадий или фаз, между тем как в простом волевом акте все эти моменты и фазы вовсе не обязательно должны быть представлены в сколько-нибудь развернутом виде.

     В сложном волевом действии можно  выделить 4 основные стадии, или фазы:

     возникновение побуждения и предварительная постановка цели;

     стадия  обсуждения и борьба мотивов;

     решение;

     исполнение.

     Основным  содержанием первой фазы в развитии волевого действия являются возникновение  побуждения и осознание цели. Они  взаимосвязаны и взаимообусловлены. В реальном протекании волевого действия различные фазы могут в зависимости  от конкретных условий приобретать  больший или меньший удельный вес, иногда сосредоточивая в себе весь волевой акт, иногда вовсе выпадая.

     Традиционная  психология, отражавшая по преимуществу психологию рефлектирующего интеллигента, находящегося на распутье, раздираемого сомнениями, борьбой мотивов, выдвигала  в качестве ядра волевого акта именно эту «борьбу мотивов» и следующее  за ней более или менее мучительное  решение. Внутренняя борьба, конфликт со своей собственной, как у Фауста, раздвоенной душой и выход  из нее в виде внутреннего решения  – все, а исполнение этого решения  – ничто.

     В противоположность этому другие теории стремятся вовсе выключить  из волевого действия внутреннюю работу сознания, связанную с выбором, обдумыванием, оценкой; с этой целью они отделяют мотивацию воли от самого волевого акта. В результате волевое действие или даже волевой акт превращается в чистую импульсивность. Абсолютизации  рефлектирующей сознательности противопоставляется другая крайность – импульсивная действенность, вовсе лишенная сознательного контроля.

     В действительности всякое подлинно волевое  действие является избирательным актом, включающим сознательный выбор и  решение. Но это никак не значит, что борьба мотивов является его  центральной частью, его душой. Из самого существа волевого действия, как  действия, направленного на достижение цели, на реализацию замысла, вытекает, что основными его частями  являются исходная и завершающая  фазы – явное осознание цели и  настойчивость, твердость в ее достижении. Основа волевого действия – целеустремленная, сознательная действенность.

     Признание господствующего значения исходной и завершающей фазы волевого действия – осознания цели и ее осуществления  – не исключает, однако, ни существования  других фаз, ни того, что в конкретных, многообразных и изменчивых условиях реальной действительности в том  или ином частном случае на передний план выступают и другие фазы волевого акта. Все они подлежат поэтому анализу. Волевой акт начинается с возникновения побуждения, выражающегося в стремлении. По мере того как осознается цель, на которую оно направляется, стремление переходит в желание; возникновение желания предполагает известный опыт, посредством которого человек узнает, какой предмет способен удовлетворить его потребность. У того, кто этого не знает, не может быть желания. Желание – это опредмеченное стремление. Зарождение желания означает поэтому возникновение или постановку цели. Желание – это целенаправленное стремление.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"