Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 14:09, контрольная работа
1. Сравнительный анализ предметов детской психологии, возрастной психологии и психологии Наука о психическом развитии ребенка — детская психология — зародилась как ветвь сравнительной психологии в конце XIX века. Точкой отсчета для систематических исследований психологии ребенка служит книга немецкого ученого-дарвиниста Вильгельма Прейера „Душа ребенка“. В ней В. Прейер описывает результаты ежедневных наблюдений за развитием собственного сына, обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка. Несмотря на то, что наблюдения за развитием ребенка велись задолго до появления книги
1. Сравнительный анализ предметов детской психологии, возрастной психологии и психологии развития……………………………………………2
2. Исследование подростковой субкультуры………………………………….6
3. Роль социальной среды как фактора психического развития в различных научных школах…………………………………………………………………16
4.Роль оценки и отметки в становлении самооценки младшего школьника..25
5. Влияние родителей на формирование личностных качеств у мальчиков и девочек младшего школьного возраста………………………………………..28
Список использованной литературы…………………………………………..35
Школьный фольклор – как отражение подростковой субкультуры – реагирует на безапелляционное предъявления идеала определенного рода антитезой идеализированному образу. В анекдотах, историях о поэте, переделках его стихотворений заметно стремление перевернуть идеализированный, официальный, благолепный образ А.С. Пушкина, желание показать его как хулигана. И в этом, и в характере пародирования или переделок произведений А.С. Пушкина хорошо заметен известный механизм построения антимира официальной культуры.
М.Л. Лурье
отмечает, что в «репертуаре школьников
есть тексты, воспроизводящие в искаженно-
Таким образом, на различных примерах видно, что подростковая субкультура не является независимой от культуры взрослых. Более того, она на нее ориентируется, многое из нее черпает, но не калькируя, а творчески преобразуя или ниспровергая, что необходимо для самоутверждения молодого поколения. Ниспровержение и противопоставление себя культуре взрослых происходит в момент отсутствия личностной значимости или в ситуациях посягательства на право обладания личной позицией. В любом случае общекультурные нормы, ценности, формы бытования необходимы для становления и существования подростковой субкультуры. И если они не вбираются как ориентиры, то становятся «анти-ориентирами». Вопрос в том, как именно и какие общекультурные нормы и ценности могут восприниматься подростками без отторжения или «перевертывания»? Мы смеем утверждать, что ценности науки как культурной реальности, именно через приобщение подростков к исследовательской деятельности, могут быть успешным путем вхождения подростка в пространство культуры.
Хиппи
Субкультура хиппи – одна из старейших
молодежных субкультур в РФ.
Движение хиппи развивалось «волнами«:
первая волна относится к концу 60 – началу
70 гг., вторая – к 80 гг. Примерно с 1989 г.
наблюдается резкий спад, выражавшийся
в резком уменьшении числа приверженцев
данного движения. Однако в середине 90
гг. неожиданно заявила о себе «третья
волна« хиппи. Неофиты движения молодых
(15—18 лет) и являются преимущественно
школьниками и студентами младших курсов.
В количественном отношении девушки преобладают
над юношами.
Внешний вид хиппи «третьей волны« достаточно
традиционен: длинные распущенные волосы,
джинсы или джинсовая куртка, иногда балахон
неопределенного цвета, на шее – «ксивник»
(небольшая кожаная сумочка), украшенная
бисером или вышивкой. На руках – «феньки»
(от англ. thing – вещь), т.е. самодельные браслеты
или бусы, чаще всего из бисера, дерева
или кожи.
Данный элемент атрибутики хиппи вышел
за субкультурные рамки, распространившись
среди молодежи: «феньки» могут украшать
руки и школьницы, и преподавательницы
вуза. От «классических» хиппи «третью
волну» отличают такие атрибуты, как рюкзак
и три-четыре колечка в ушах, реже в носу
(пирсинг). Движение хиппи следует отнести
к субкультурам, которым свойственно стремление
к самопознанию и самоосознанию (мы назвали
бы их рефлексирующими или рефлексивными).
Работая в школе, а затем в вузе, автор
сталкивался с хиппи, делавшими глубокие
и информативные сообщения (или рефераты)
о ценностях хиппи, психологии хиппи, их
социологии и философии, что довольно
плохо согласуется со стереотипом волосатого
и ленивого бездельника.
Индеанисты
Молодежной субкультурой, относимой нами
к числу романтическо-эскапистских, являются
индеанисты. Они изучают культуры индейцев,
преимущественно североамериканских,
стремясь к точному воспроизведению их
обычаев и обрядов. По наблюдению Т. Щепанской,
индеанисты — нечто среднее между клубом
любителей американских индейцев и религиозно-мистическим
движением. При всей «этнографической»
атрибутике индеанистской субкультуры
ценности ее: коллективизм (общинность),
экологизм, космизм, — перекликаются с
традиционными российскими ценностями.
Байкеры
С определенными оговорками можно отнести
к романтическо-эскапистским субкультурам
также байкеров и хакеров. Традиционно
их относят к субкультурам соответственно
спортивной и интеллектуальной направленности.
Вместе с тем гонки на мотоциклах — особый,
претендующий на элитарность мир мужского
братства, как и уход в виртуальный мир,
– можно рассматривать как своеобразный
эскапизм. [8, 95-96]
Байкеры (от англ. bicycle – сокр. bike) – мотоциклисты,
которых у нас часто именовали рокерами,
что неточно: рокеры это любители рок-музыки.
Сообщество байкеров нельзя определять
как сугубо молодежное. Первых «настоящих»
байкеров называли «харлеистами» – по
известной марке мотоцикла «Harley-Davidson»
(основана в 1903 г. Уильямом Харли и братьями
Девидсон). Подлинное признание эти мотоциклы
получили в 30-х годах ХХ века в США. В 40-х
годах ряды байкеров солидно пополнились
за счет ветеранов Второй мировой войны.
Отечественная субкультура байкеров,
как и хиппи, пережила по крайней мере
два подъема: один в конце 70 – начале 80
гг., другой – уже в 90 гг.
Растаманы
Субкультура, возникшая в 20-е гг. XX в. на
Ямайке и уходящая корнями в синкретические
культы стран Африки и Карибского бассейна,
на российской почве выглядит весьма экзотичным
растением. Красно-желто-зеленые (цвета
флага Эфиопии) береты, волосы, заплетенные
в косички (дреды) – вот наиболее броские
черты внешнего облика «растаманов». Можно
смело утверждать, что мало кто из молодых
россиян, примеривших на себя подобный
стиль, глубоко знаком с идеологией национально-религиозного
движения афро-американского населения
Ямайки, увидевшего в эфиопском императоре
Хайле Селассие мессию, своего рода собирателя
«пребывающих в рассеянии» выходцев из
Африки. В 1930 г. далекая Ямайка представляла
гремучую смесь африканских сект с трудно
выговариваемыми названиями. Высланный
из США Маркус Мосайя Гарви активно проповедует
идею о том, что Иисус Христос был черным,
поэтому следует ждать пришествия из Африки
великого царя – избавителя черной расы.
2 ноября 1930 г. принц (рас) Тафари Маконен
(или Рас Тафари – отсюда и название движения)
короновался императором Эфиопии. Тысячи
людей сочли пророчества сбывшимися. Так
зародилось растафарианство.
С самого первого дня своего существования
оно было призвано помочь африканским
нациям обрести потерянный рай и восстановить
справедливость на Земле. Джа (иск. англ.
Jesus) – главный Бог растафарианства. Растафари
считают, что изначально Библия была написана
на амхарском языке (язык Эфиопии) и только
потом переведена на древнееврейский.
Растафари считают, что все ценное для
человечества зародилось в Африке. Африка
– это рай на Земле, где живут растафари,
согласно воли великого Джа. Вавилон с
их точки зрения – ад, губительный город,
юдоль греха и смерти. Они объявляют Вавилону
(белой культуре) войну. С их точки зрения,
можно: любить людей, курить траву, бездельничать,
постигать смысл жизни, рассказывать другим
о растафари, философствовать, играть
на барабанах, бороться с Вавилоном, носить
дреды и слушать регги; нельзя: есть свинину,
моллюсков, соль, уксус, рыб без чешуи,
коровье молоко, курить табак, пить ром
и вино, носить вещи с чужого плеча, есть
приготовленную другими пищу, играть в
азартные игры, касаться мертвых, проповедовать
недостойным. Растафари любят праздники.
Их жизнь можно смело определить как «праздник
каждый день». Обычно они подрабатывают
музыкой или любым другим творчеством,
живут в квартирах своих знакомых.
Во внешнем облике, помимо маек с листом
каннабиса, вязаных балахонов и шапок
(самодельных) и расцвеченных под эфиопский
флаг, у растафари имеются и другие знаки
отличия. Например, расточки. Это несколько
длинных волосков с вплетенными в них
нитками, камушками, шариками или еще чем-нибудь
и, конечно же, дреды – длинные локоны,
натертые воском для волос и скрученные
в плотные тяжи.
Возвращаясь к субкультуре растафарианства
в России, следует отметить, что молодые
растафари, будучи практически не знакомы
с идеологией национально-религиозного
движения афро-американского населения,
в большинстве своем являются просто поклонниками
музыки реггей (зародилось в 60-е гг. на
Ямайке). Сказанное во многом справедливо
и для Омска с той оговоркой, что у нас
к растафари себя нередко причисляют просто
потребители травки со стажем.
Хакеры (компьютерные фанаты) — субкультура, находящаяся еще в процессе формирования. В основном это студенты технических факультетов вузов, старшеклассники школ с физико-математическим уклоном. Установить точно численность хакеров затруднительно еще и потому, что общаются они преимущественно посредством компьютерных сетей. Кроме того, далеко не все компьютерные фанаты осознают себя некоей общностью со своими ценностями, нормами, специфическим стилем.
Рэйверы
Из субкультур, названных нами гедонистическо-
Субкультура рэйверов (rave – англ. бред,
бессвязная речь) возникает в 80 гг. в США
и Великобритании. В России распространяется
с начала 90-х гг. В музыкальном отношении
стиль рэйв — преемник стилей техно и
эйсид. Неотъемлемая часть рэйверского
стиля жизни — ночные дискотеки с мощным
звуком, компьютерной графикой, лучами
лазеров. Для одежды рэйверов характерны
яркие краски и использование искусственных
материалов (винил, пластик).
Развитие субкультуры рэйва шло параллельно
с распространением наркотиков, в частности
психостимуляторов амфетаминового ряда
(«экстэзи», «скорость»). Принятие стимуляторов
и галлюциногенов с целью «расширения
сознания» стало, к сожалению, практически
неотъемлемой частью рэйверской субкультуры.
Вместе с тем многие деятели молодежной
культуры, в том числе и ди-джеи – ключевые
фигуры рэйв-субкультуры — высказывали
и высказывают крайне негативное отношение
к приему наркотиков.
Роллеры
Роллерами называют любителей роликовых
коньков. Они предпочитают спортивную
одежду ярких расцветок, часто повседневно
носят наколенники и налокотники. В основном
роллеры – школьники обоего пола или студенты
начальных курсов (13—19 лет). Роллеры, как
правило, дети из обеспеченных семей.
Панки
Субкультуры, относимые нами к анархо-нигилистическим
или даже радикально-деструктивным –
маргиналы среди молодежных субкультур.
Это, в частности, относится к панкам. Влияние
панковской субкультуры в СССР и постсоветсткой
России никогда не было значительным.
Панки в ортодоксальном смысле слова –
для России скорее редкость, чем норма.
Обычно люди, называющие себя панками,
во многом используют и элементы атрибутики
других субкультур: футбольных и хоккейных
фанатов, рокеров или ролевиков – так
или иначе «мигрируют» в направлении этих
субкультур. Подобная культурная диффузия
особенно характерна для неформальных
молодежных групп российской провинции.
Но не только для нее. В 90 гг. на Западе
такая диффузия, например, охватила субкультуры
панков и металлистов (музыка стиля хэви-метал
или трэш-метал). Среди рок-музыкантов
и их слушателей появляются люди, называющие
себя панк-трэш-металлистами. На Западе
панк-культура оказала огромное влияние
на развитие других течений и породила
множество собственных. Среди таких ответвлений
есть и относительно «просоциальные»
– например straight edge (SxE).
Нигилистический характер носит и субкультура
сатанистов. Еще в конце 80 гг. в США от субкультуры
хэви-металлистов отделилась группа «черных
металлистов», сблизившаяся с приверженцами
Церкви сатаны Шандора Лавэя. Их идеология
– идеология эпатажа и бунт против церковно-традиционалистской
системы. Примерно с середины 90-х гг. можно
говорить о наличии сатанистской субкультуры
и в России.
Гопники
Наконец, речь зашла о криминально-делинквентых
молодежных субкультурах. В первую очередь
необходимо упомяуть т.н. «гопников», «группировочников»,
или «мотальщиков». Расцвет данной субкультуры
приходится на 80 гг. В середине 90-х появляется
новое поколение «гопников», неконтролируемое
организованной преступностью или контролируемое
ей в меньшей степени. Они быстро проявили
себя как «культурные враги» большинства
молодежных субкультур: байкеров, рэйверов,
роллеров и т.д. Любой подросток, заподозренный
в принадлежности к той или иной субкультуре,
может быть избит, подвергнут сексуальному
насилию, ограблен. Противостояние молодежных
банд также еще не ушло в историю, но лишь
переместилось на периферию.
3. Роль социальной среды как фактора психического развития в различных научных школах.
Спор
психологов о том, что же предопределяет
процесс детского развития - наследственная
одаренность или окружающая среда
- привел к теории
конвергенции
этих двух факторов. Основоположник ее
- В. Штерн. Он считал, что психическое развитие
- это не простое проявление врожденных
свойств и не простое восприятие внешних
воздействий. Это - результат конвергенции
внутренних задатков с внешними условиями
жизни. В. Штерн писал, что ни об одной функции,
ни об одном свойстве нельзя спрашивать:
происходит ли оно извне или изнутри? Закономерен
лишь вопрос: что именно происходит извне
и что изнутри? Потому что в проявлении
функции действует всегда и то, и другое,
только всякий раз в разных соотношениях.
За проблемой соотношения двух факторов,
которые влияют на процесс психического
развития ребенка, чаще всего скрывается
предпочтение фактора наследственной
предопределенности развития. Но даже
и в том случае, когда исследователи подчеркивают
примат среды над наследственным фактором,
им не удается преодолеть биологизаторский
подход к развитию, если среда рассматривается
ими по такому же принципу, как среда животных,
как среда обитания, и весь процесс развития
трактуется как процесс приспособления,
адаптации к условиям жизни.
В. Штерн, как и другие его современники,
был сторонником концепции
рекапитуляции.
Часто упоминаются его слова о том, что
ребенок в первые месяцы младенческого
периода с еще неосмысленным рефлекторным
и импульсивным поведением находится
на стадии млекопитающего; во втором полугодии,
благодаря развитию схватывания предметов
и подражанию, он достигает стадии высшего
млекопитающего - обезьяны; в дальнейшем,
овладев вертикальной походкой и речью,
ребенок достигает начальных ступеней
человеческого состояния; в первые пять
лет игры и сказок он стоит на ступени
первобытных народов; затем следует поступление
в школу, которое связано с овладением
более высокими социальными обязанностями,
что соответствует, по мнению В. Штерна,
вступлению человека в культуру с ее государственными
и экономическими организациями. Простое
содержание античного и ветхозаветного
мира наиболее адекватно в первые школьные
годы детскому духу, средние годы носят
черты фанатизма христианской культуры,
и только в периоде зрелости достигается
духовная дифференциация, соответствующая
состоянию культуры нового времени. Уместно
вспомнить, что достаточно часто пубертатный
возраст
называют возрастом просвещения.
Стремление рассматривать периоды детского
развития по аналогии с этапами развития
животного мира или человеческой культуры
показывает, как настойчиво исследователи
искали общие закономерности эволюции.
Столь же напряженным был поиск причин
детского развития. Поэтому споры о том,
что определяет детское развитие, какой
из двух факторов имеет решающее значение,
не прекратились до сих пор; только теперь
они перенесены в экспериментальную сферу.
По мнению ряда исследователей, изменение
удельного веса наследственности и среды
открывает метод изучения близнецов. Однако
данные, полученные с помощью этого метода,
не представляются достаточно доказательными.
Важно подчеркнуть, что в самом замысле
близнецовых исследований лежит предпочтение
наследственного фактора, а среда рассматривается
как среда обитания, то есть биологически.
Как указывал Д.Б.
Эльконин,
в методологии исследования близнецов
есть одно неверное допущение: рассматривается
только проблема тождественности или
нетождественности наследственного фонда,
а проблему средовых влияний всегда рассматривают
как тождественную. Но это методологически
порочно, так как не существует одной (одинаковой)
социальной среды, где воспитываются близнецы,
- все дело в том, с какими элементами среды
ребенок активно взаимодействует. Поэтому
для валидности исследования нужно выбирать
такие ситуации, в которых уравнение содержит
одно, а не два неизвестных. В настоящее
время с помощью близнецового метода изучаются
не проблемы развития, а проблемы индивидуальных
различий (И.В. Равич-Щербо и др.).
Теория конвергенции рассматривает психическое
развитие как процесс, который складывается
под влиянием икс-элементов наследственности
и игрек-элементов среды. Это самая распространенная
концепция в современной психологии, она
соответствует здравому смыслу: "яблоко
от яблони недалеко падает" и "с кем
поведешься, от того и наберешься". До
сих пор психологи продолжают взвешивать
два этих фактора. Так, английский психолог Г. Айзенк считал, что интеллект
определяется на 80% влиянием наследственности
и на 20% влиянием среды. Все современные
теории отличаются друг от друга только
тем, как они трактуют взаимодействие
наследственности и среды, созревания
и научения, биологии и культуры, врожденных
и приобретенных способностей в ходе психического
развития.
Американский психолог Дж. Волвилл предложил четыре модели влияния опыта на развитие поведения:
первая модель - "больничная койка" - субъект находится под влиянием среды как беспомощный пациент (таковы условия первых месяцев жизни);
вторая модель - "луна-парк" - субъект выбирает те развлечения, которые он хочет испытать, но он не может изменить их последующее влияние на себя (так, например, как только субъект решил принять участие в езде на американских горках, он мало может изменить опыт своих переживаний);
третья модель - "соревнование пловцов" - опыт подобен плавательной дорожке, на которой по стартовому сигналу субъект осуществляет свой путь фактически независимо от внешних стимулов (среда здесь - лишь поддерживающий контекст для поведения субъекта);
наконец, четвертая модель - "теннисный матч" - здесь осуществляется постоянное взаимодействие между влиянием среды и субъектом, теннисист должен приспосабливаться к действиям своего противника, и в то же время он влияет на поведение другого игрока способом отражения мяча.
Эти четыре
модели показывают, что разные трактовки
роли опыта в динамике поведения
ставят одну из ключевых проблем психологии
- проблему активности субъекта в процессе
развития. По мнению многих исследователей,
важное значение имеет также и время, когда
осуществляется то или иное воздействие
среды. Проблема факторов развития породила
интерес психологов к проблеме сензитивных
периодов детского развития.
З.
Фрейд. За
рамки концепции двух факторов развития
не удалось выйти даже такому выдающемуся
ученому, как З. Фрейд. Не будучи детским
психологом в общепринятом смысле, З. Фрейд
разработал метод анализа психических
явлений, который с неизбежностью привел
его к пониманию значения бессознательных
переживаний детства в жизни взрослой
личности. Первоначально для исследования
бессознательного З. Фрейд использовал
методику гипнотического внушения. Позже
он перешел к исследованию и интерпретации
сновидений, оговорок, феноменов забывания
и свободных ассоциаций своих пациентов.
Толкование этого материала З. Фрейд назвал
методом психоанализа. В нем он усматривал
новые пути и возможности психотерапии.
Благодаря длительным беседам с пациентом
до его сознания доводится истинная причина
психических переживаний. Метод психоанализа
позволил З. Фрейду создать структурную
теорию личности, в основе которой лежит
конфликт между инстинктивной сферой
душевной жизни человека и требованиями
общества.
По З. Фрейду, всякий человек рождается
с врожденными сексуальными влечениями.
Они первичны и обнаруживают себя с первого
дня жизни. Эта внутренняя психическая
инстанция - "Оно" - существует уже
на начальной, оральной, стадии развития,
в течение которой психическая жизнь ребенка
связана в основном с удовлетворением
потребности в пище. В реальной жизни способы
удовлетворения индивидуальных влечений
наталкиваются на запреты. Под их влиянием
"Оно" выделяет из себя маленький
кусочек "Я". За оральной стадией
следует анальная стадия. Акты дефекации
составляют ту деятельность, в которой
инстинктивные влечения должны быть удовлетворены.
Здесь запреты родителей становятся еще
больше, и "Я" все больше дифференцируется.
Наступает такой период в жизни человека,
когда удовлетворение сексуальных потребностей
начинает связываться с взрослым человеком.
Возникает "эдипов
комплекс".
Появляются не только физические запреты,
но и моральные сентенции. Ребенок вынужден
ограничивать свои сексуальные влечения
новой инстанцией - инстанцией "Сверх-Я",
которая ограничивает наши влечения до
самой старости. На "Я" давят "Оно"
и "Сверх-Я". Это типичная схема двух
факторов развития, но она интересна тем,
что здесь средовые влияния вытесняют
сексуальные влечения - они находятся
с ними в антагонистических, противоречивых
отношениях.
В последние годы жизни З. Фрейда возникли
два основных направления в психоаналитическом
изучении ребенка. Одно было сосредоточено
в Лондоне, другое - в Вене. М. Клейн руководила лондонской
группой. Со своими сотрудниками она начала
психоанализ маленьких детей в возрасте
двух лет, по отношению к которым нельзя
применить метод свободных ассоциаций,
поскольку они еще плохо владеют речью
и не обладают рефлексией. Поэтому М. Клейн
использовала игру в куклы в качестве
заместителя свободных ассоциаций взрослых.
Дочь З. Фрейда, Анна Фрейд, в то время работала
в основном с детьми младшего школьного
и подросткового возраста. В своей психоаналитической
практике она дополнила обычный подход
"через речь" изучением невербального поведения ребенка.
А. Фрейд также считала, что игра детей
может стать отправной точкой для исследования
скрытых переживаний ребенка. Позднее,
уже в США, метод интерпретации детской
игры был использован для диагностических
целей. Начиная с середины 30-х гг. в зарубежной
психологии игровая терапия стала стандартной
процедурой детской психоаналитической
практики. Так методы психоанализа включились
в экспериментальное изучение детского
развития.
В понимании отношений "ребенок - взрослый",
"ребенок - общество" З. Фрейд наметил
основные ориентиры. По З. Фрейду, общество
- источник всевозможных травм (рождения,
отнятия от груди и т.п.). На этой основе
возникла теория развития как теория детских
травм. По З. Фрейду, отношения "ребенок
- взрослый", "ребенок - общество"
- с самого начала антагонистические. Отсюда
и возникает проблема включения ребенка
в общество - проблема социализации личности.
Эту проблему социализации ребенка в системе
антагонистических отношений между ребенком
и обществом решают американские ученые
в теории социального научения.
Американские психологи: Н. Миллер, Дж.
Доллард, Л.
Халл и др.
В классическом бихевиоризме проблема "развитие
ребенка" специально не акцентируется
- там есть лишь проблема научения на основе
наличия или отсутствия подкрепления
под влиянием воздействия среды. По признанию
Н. Миллера и Дж. Долларда, лабиринт - модель
среды для американского психолога, так
как лабиринтная методика моделирует
отношения между организмом и средой.
Однако перенести эту модель отношений
организма и среды на социальное поведение
человека непросто. Преодолеть трудности
переноса теории научения на социальное
поведение американские ученые попытались
на основе синтеза бихевиоризма и психоанализа.
Американская психология развития готовилась
к восприятию психоанализа постепенно.
Развитие нормативных исследований вело
к все более актуальной необходимости
включения мотивационных и эмоциональных
переменных в детское развитие. Стремление
клиницистов понять развитие личности
делало эту потребность еще более напряженной,
а использование З. Фрейдом понятия драйва
(здесь в значении: либидо) облегчило объединение
поведенческой теории К. Халла с элементами
психоаналитических наблюдений мотивационного
развития в детстве. Это объединение и
составило основу того, что Н. Миллер и
Дж. Доллард назвали теорией социального
научения.
Концепция социального научения показывает,
как ребенок приспосабливается в современном
мире, как он усваивает привычки и нормы
современного общества. Представители
этого направления считают, что, наряду
с классическим обусловливанием (И.П. Павлов)
и оперантным научением (Б. Скиннер), существует
также научение путем имитации, подражания
(А. Бандура). Такое научение стало рассматриваться
в американской психологии как новая -
третья - форма научения. С самого начала
надо подчеркнуть, что в теории социального
научения проблема развития поставлена
с позиции первоначального антагонизма
ребенка и общества, заимствованной от
фрейдизма, и отметить некоторые важные
частные достижения этой концепции. Так,
А. Бандура правильно и своевременно выступил
против произвольного переноса данных,
полученных на животных, на анализ человеческого
поведения.
Р. Сирс предложил принцип диадического
анализа развития личности. Поскольку
действия каждого человека всегда зависят
от другого и ориентированы на него, то
многие свойства личности первоначально
формируются в так называемых "диадических
ситуациях". Диадические отношения
- это отношения ребенка и матери, учителя
и ученика, отца и сына и т.п. По мнению
Р. Сирса, нет строго фиксированных и неизменных
черт личности (например, агрессивности
или доброжелательности). Соответствующее
поведение всегда зависит от личностных
свойств другого члена диады.
Дж. Уайтинг с коллегами, продолжив известные
исследования М. Мид, показал плодотворность
сравнительного изучения детей в разных
культурах. Изучив в культурах способы
ухода за младенцами (способы кормления,
ухода, укладывания спать, а позже - приучения
к опрятности) и игры детей, исследователи
пришли к выводу о детерминирующем влиянии
этих аспектов жизни ребенка на его восприятие
мира.
У. Бронфенбреннер выдвинул идею о том,
что результаты коротких лабораторных
экспериментов с детьми должны быть проверены
в длительных исследованиях естественного
хода детского развития, в которых должны
быть учтены факторы воспитания в семье
и группе сверстников.
Э.
Эриксон.
Непосредственное психоаналитическое
изучение ребенка в американской психологии
также имеет длительную историю, которая
связана с именем Э. Эриксона. Анализ детских
игр, проведенный Э. Эриксоном, его наблюдения
за развитием детей в двух резервациях
американских индейцев, а также исследование
биографий известных исторических личностей
привело его к созданию концепции жизненного
пути личности. Сравнение воспитания детей
в индейских племенах с воспитанием белых
американских детей позволило ему сделать
вывод, что в каждой культуре имеется особый
стиль воспитания детей - он всегда принимается
матерью как единственно правильный. Однако
этот стиль определяется тем, что ожидает
от ребенка общество (племя, класс или
каста), в котором он живет. Каждой стадии
развития человека соответствуют свои,
присущие данному обществу ожидания, которые
индивид может оправдать или не оправдать.
Из этих соображений вытекает идея Э. Эриксона
о групповой и личной идентичности. Все
детство человека - от рождения до юности
- рассматривается им как длительный, двадцатилетний
период формирования зрелой психосоциальной
идентичности, в результате которого человек
приобретает субъективное чувство принадлежности
к своей социальной группе, понимание
тождественности и непрерывности своего
индивидуального бытия.
Э. Эриксон - последователь З. Фрейда, однако,
по признанию современников, он расширил
фрейдовскую концепцию, вышел за ее рамки.
Вслед за З. Фрейдом он принимает неосознанную
мотивацию, но посвящает свои исследования
главным образом процессу социализации,
включению ребенка в общество. Однако
и по этой концепции общество оказывает
влияние на развитие личности по бихевиористской модели - по принципу
"плюс-минус - подкрепление". Если
индивид оправдывает надежды общества,
- он включается в него, если нет, - отвергается.