Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2011 в 16:25, контрольная работа

Описание

Возникнув в Англии, ассоциативная психология в XIX в. развивалась выдающимися философами и учеными: Томасом Брауном, Джеймсом Миллем, Джоном Стюартом Миллем, Александром Бэном, Гербертом-Спенсером. Важной особенностью ассоцианизма XIX в. явилось его соединение с философией позитивизма: Дж. Ст. Милль и Г. Спенсер были вместе с О. Контом основоположниками позитивизма. Слияние ассоцианизма с философской доктриной позитивизма не случайно, ее элементы были уже у Локка и Гартли.

Содержание

Вопрос 1. Дать характеристику развитию ассоциативной психологии а XIX веке. Этапы развития……………………………………………………. 3
Вопрос 2. Решение задачи: В начале ХХ века наступает кризис в психологии. В чем его суть и причины?......................................................... 15
Вопрос 3. Собеседование по конспекту: Хомская Е.Д. «Методологические и теоретические проблемы психологии в трудах А.Р. Лурия»// Вопросы психологии. – 1983. - №1. – С. 66-82…………............... 19
Список литературы…………. …………………………………………….….. 30

Работа состоит из  1 файл

история психологии.docx

— 57.77 Кб (Скачать документ)

      Проблема  системной организации  психических функций  и сознания в целом. Системное строение высших психических функций, согласно мнению А.Р. Лурия, является их важнейшей характеристикой. Каждую высшую психическую функцию А.Р. Лурия рассматривал как сложную «функциональную систему», характеризующуюся рядом системных закономерностей, а именно:

      а) каждая психологическая функциональная система направлена на решение определенной (инвариантной) задачи, осуществляемой с помощью меняющихся (вариативных) средств;

      б) каждая психологическая функциональная система характеризуется сложным  составом, включающим большое число  афферентных (настраивающих) и эфферентных (осуществляющих) компонентов или  звеньев;

      в) многие звенья психологической функциональной системы могут замещать друг друга;

      г) психологические функциональные системы  обладают свойством «саморегуляции», т. е. свойством поддерживать единство своей организации.

      Системное строение характеризует не только высшие, но и так называемые элементарные или «естественные» функции, такие, как звуковысотный слух.

      Системные закономерности формирования высших психических  функций, согласно концепции А.Р. Лурия, состоят в том, что каждый этап развития ребенка характеризуется  изменением системы средств, на которые  опирается данная функция, с одной  стороны, и изменением системных  межфункциональных отношений, отношений  между различными психическими функциями – с другой. А.Р. Лурия считал, что по мере развития ребенка происходит изменение соотношения между различными функциями, видами психической деятельности.

      Наиболее  подробному изучению в трудах А.Р. Лурия  была подвергнута системная организация  речевых процессов. На детях и  на больных с локальными поражениями  мозга А.Р. Лурия со своими сотрудниками изучал речь как единую сложную систему, включающую множество звеньев, объединенных в определенные подсистемы анализа  слуховых, зрительных и тактильных (в особых случаях) речевых сигналов, актуализацию речевых следов в виде устной или письменной речи. Все  звенья этой сложной речевой системы  составляют единое целое, вследствие чего выпадение (или нарушение) одного звена  ведет к нарушению всей речевой  системы (как системному эффекту). При  этом локальные поражения мозга  никогда не вызывают общего диффузного нарушения речевой деятельности, а приводят к дифференцированным формам речевых нарушений (различным  формам афазии), что свидетельствует  о системной природе речевых функций. Системные представления об организации речевых процессов легли в основу классификации афазий, разработанной А.Р. Лурия и получившей широкое признание как в нашей стране, так и за рубежом. На представлениях о системной организации речевых функций базируется также и теория восстановления речевых процессов (как часть общей теории восстановления высших психических функций). Именно системная организация речи и позволяет осуществлять внутрисистемную и межсистемную перестройку речевых процессов, благодаря чему и происходит их восстановление.           А.Р. Лурия вслед за Л.С. Выготским развивал представления о системном и смысловом строении сознания. Проблема сознания, как известно, принадлежит к одной из наиболее сложных проблем психологии, принципиально важных для понимания предмета психологической науки.

      Проблема  мозговых механизмов психики («мозг и  психика»). Соотношение  психологии и физиологии. Развивая идеи Л.С. Выготского, с одной стороны, и идеи И.П. Павлова, А.А. Ухтомского и П.К. Анохина – с другой, А.Р. Лурия обосновал теорию системной динамической локализации высших психических функций человека, представляющей собой существенное продвижение в решении сложнейшей методологической проблемы психологии – «мозг и психика».

      А.Р. Лурия сумел обосновать стройную теорию мозговых механизмов психических  процессов. Теория системной динамической локализации высших психических функций – крупнейшее достижение советской нейропсихологии, основанное на огромном фактическом материале, собранном А.Р. Лурия и его сотрудниками на протяжении почти 50 лет работы в клинике локальных поражений головного мозга. Ценность этой теории прежде всего в том, что впервые предпринята попытка дать научное объяснение мозговой организации не элементарных сенсорных или двигательных функций, а сложных сознательных форм психической деятельности. Теория системной динамической локализации высших психических функций смогла объяснить клинические факты, которые не могли быть поняты ни с позиций узкого локализационизма, ни с позиций антилокализационизма, а именно:

      а) появление не одного, а целой совокупности нарушений психических процессов (синдрома) при поражении того или  иного участка мозга;

      б) существование различных форм нарушений  одного и того же психического процесса при поражении различных областей мозга;

      в) восстановление (спонтанное или направленное) нарушенных психических функций, возможность  выполнения той же психологической  задачи другими средствами.

      А.Р. Лурия внес существенный вклад в  разработку проблемы соотношения психологии и физиологии. А.Р. Лурия отвергал «физиологическую психологию», пытавшуюся свести все многообразие психической  жизни к элементарным физиологическим процессам.

      Проблема  соотношения теории и практики. А.Р. Лурия был блестящим экспериментатором, успешно работавшим в самых различных областях психологии, начиная от психофизиологии и кончая «исторической» психологией. Он был широко признанным авторитетом в целом ряде прикладных психологических дисциплин (нейропсихологии, дефектологии, детской психологии, судебной психологии), где он показал огромные возможности практического приложения психологических знаний.

      А.Р. Лурия был автором многих оригинальных методик, нашедших практическое применение в различных отраслях психологии. В ранние годы научного творчества им была разработана «сопряженная моторная методика», положительно зарекомендовавшая себя в судебной психологии. Позже им были предложены принципы (и методы) отбора детей во вспомогательные школы, которые используются и в настоящее время. В годы Великой Отечественной войны им и его коллективом разрабатывались методы восстановления высших психических функций, нарушенных вследствие локальных поражений мозга, и методы топической диагностики, которые сыграли огромную роль в деле помощи раненым бойцам. В послевоенное время А.Р. Лурия со своим коллективом продолжал совершенствовать методы нейропсихологической диагностики и восстановления нарушенных функций, которые в настоящее время получили широкое признание не только в нашей стране, но и за рубежом. Им были привлечены в экспериментальную психологию и нейропсихологию методика регистрации движений глаз, использование которой оказалось чрезвычайно продуктивным для решения различных теоретических и практических задач; методика объективного анализа семантических словесных связей, методика лингвистического анализа афазий, различные методики объективного психофизиологического исследования нарушений психических функций и др.

      Следует отметить, что для А.Р. Лурия, как  и Л.С. Выготского, не существовал  эксперимент вне теории, даже если он был выполнен с привлечением самых  точных и современных методов  анализа (в том числе и математических). Эксперимент должен быть обоснован  теоретически, продуман с позиций  общих – методологических и теоретических – основ психологической науки, он должен быть направлен на решение актуальной научной проблемы и выявлять, прежде всего, качественную специфику предмета исследования.  
 

      Список  литературы 

  1. Ждан А. Н. История психологии: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 2003. –           367 с.
  2. Марцинковская Т.Д. История детской психологии: Учебник для студ. пед. вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 272 с.
  3. Хомская Е.Д. «Методологические и теоретические проблемы психологии в трудах А.Р. Лурия»// Вопросы психологии. – 1983. - №1. – С. 66-82.
  4. Ярошевский М.Г. Выготский: в поисках новой психологии. – СПб: Питер, 2003. – 327 с.
  5. Ярошевский М. Г. История психологии. – М., 2000. – 328 с.
 

 

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"