Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2011 в 16:25, контрольная работа
Возникнув в Англии, ассоциативная психология в XIX в. развивалась выдающимися философами и учеными: Томасом Брауном, Джеймсом Миллем, Джоном Стюартом Миллем, Александром Бэном, Гербертом-Спенсером. Важной особенностью ассоцианизма XIX в. явилось его соединение с философией позитивизма: Дж. Ст. Милль и Г. Спенсер были вместе с О. Контом основоположниками позитивизма. Слияние ассоцианизма с философской доктриной позитивизма не случайно, ее элементы были уже у Локка и Гартли.
Вопрос 1. Дать характеристику развитию ассоциативной психологии а XIX веке. Этапы развития……………………………………………………. 3
Вопрос 2. Решение задачи: В начале ХХ века наступает кризис в психологии. В чем его суть и причины?......................................................... 15
Вопрос 3. Собеседование по конспекту: Хомская Е.Д. «Методологические и теоретические проблемы психологии в трудах А.Р. Лурия»// Вопросы психологии. – 1983. - №1. – С. 66-82…………............... 19
Список литературы…………. …………………………………………….….. 30
Проблема системной организации психических функций и сознания в целом. Системное строение высших психических функций, согласно мнению А.Р. Лурия, является их важнейшей характеристикой. Каждую высшую психическую функцию А.Р. Лурия рассматривал как сложную «функциональную систему», характеризующуюся рядом системных закономерностей, а именно:
а) каждая психологическая функциональная система направлена на решение определенной (инвариантной) задачи, осуществляемой с помощью меняющихся (вариативных) средств;
б)
каждая психологическая функциональная
система характеризуется
в) многие звенья психологической функциональной системы могут замещать друг друга;
г) психологические функциональные системы обладают свойством «саморегуляции», т. е. свойством поддерживать единство своей организации.
Системное строение характеризует не только высшие, но и так называемые элементарные или «естественные» функции, такие, как звуковысотный слух.
Системные закономерности формирования высших психических функций, согласно концепции А.Р. Лурия, состоят в том, что каждый этап развития ребенка характеризуется изменением системы средств, на которые опирается данная функция, с одной стороны, и изменением системных межфункциональных отношений, отношений между различными психическими функциями – с другой. А.Р. Лурия считал, что по мере развития ребенка происходит изменение соотношения между различными функциями, видами психической деятельности.
Наиболее
подробному изучению в трудах А.Р. Лурия
была подвергнута системная
Проблема мозговых механизмов психики («мозг и психика»). Соотношение психологии и физиологии. Развивая идеи Л.С. Выготского, с одной стороны, и идеи И.П. Павлова, А.А. Ухтомского и П.К. Анохина – с другой, А.Р. Лурия обосновал теорию системной динамической локализации высших психических функций человека, представляющей собой существенное продвижение в решении сложнейшей методологической проблемы психологии – «мозг и психика».
А.Р. Лурия сумел обосновать стройную теорию мозговых механизмов психических процессов. Теория системной динамической локализации высших психических функций – крупнейшее достижение советской нейропсихологии, основанное на огромном фактическом материале, собранном А.Р. Лурия и его сотрудниками на протяжении почти 50 лет работы в клинике локальных поражений головного мозга. Ценность этой теории прежде всего в том, что впервые предпринята попытка дать научное объяснение мозговой организации не элементарных сенсорных или двигательных функций, а сложных сознательных форм психической деятельности. Теория системной динамической локализации высших психических функций смогла объяснить клинические факты, которые не могли быть поняты ни с позиций узкого локализационизма, ни с позиций антилокализационизма, а именно:
а)
появление не одного, а целой совокупности
нарушений психических
б)
существование различных форм нарушений
одного и того же психического процесса
при поражении различных
в) восстановление (спонтанное или направленное) нарушенных психических функций, возможность выполнения той же психологической задачи другими средствами.
А.Р. Лурия внес существенный вклад в разработку проблемы соотношения психологии и физиологии. А.Р. Лурия отвергал «физиологическую психологию», пытавшуюся свести все многообразие психической жизни к элементарным физиологическим процессам.
Проблема соотношения теории и практики. А.Р. Лурия был блестящим экспериментатором, успешно работавшим в самых различных областях психологии, начиная от психофизиологии и кончая «исторической» психологией. Он был широко признанным авторитетом в целом ряде прикладных психологических дисциплин (нейропсихологии, дефектологии, детской психологии, судебной психологии), где он показал огромные возможности практического приложения психологических знаний.
А.Р. Лурия был автором многих оригинальных методик, нашедших практическое применение в различных отраслях психологии. В ранние годы научного творчества им была разработана «сопряженная моторная методика», положительно зарекомендовавшая себя в судебной психологии. Позже им были предложены принципы (и методы) отбора детей во вспомогательные школы, которые используются и в настоящее время. В годы Великой Отечественной войны им и его коллективом разрабатывались методы восстановления высших психических функций, нарушенных вследствие локальных поражений мозга, и методы топической диагностики, которые сыграли огромную роль в деле помощи раненым бойцам. В послевоенное время А.Р. Лурия со своим коллективом продолжал совершенствовать методы нейропсихологической диагностики и восстановления нарушенных функций, которые в настоящее время получили широкое признание не только в нашей стране, но и за рубежом. Им были привлечены в экспериментальную психологию и нейропсихологию методика регистрации движений глаз, использование которой оказалось чрезвычайно продуктивным для решения различных теоретических и практических задач; методика объективного анализа семантических словесных связей, методика лингвистического анализа афазий, различные методики объективного психофизиологического исследования нарушений психических функций и др.
Следует
отметить, что для А.Р. Лурия, как
и Л.С. Выготского, не существовал
эксперимент вне теории, даже если
он был выполнен с привлечением самых
точных и современных методов
анализа (в том числе и математических)
Список
литературы