Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2011 в 16:25, контрольная работа

Описание

Возникнув в Англии, ассоциативная психология в XIX в. развивалась выдающимися философами и учеными: Томасом Брауном, Джеймсом Миллем, Джоном Стюартом Миллем, Александром Бэном, Гербертом-Спенсером. Важной особенностью ассоцианизма XIX в. явилось его соединение с философией позитивизма: Дж. Ст. Милль и Г. Спенсер были вместе с О. Контом основоположниками позитивизма. Слияние ассоцианизма с философской доктриной позитивизма не случайно, ее элементы были уже у Локка и Гартли.

Содержание

Вопрос 1. Дать характеристику развитию ассоциативной психологии а XIX веке. Этапы развития……………………………………………………. 3
Вопрос 2. Решение задачи: В начале ХХ века наступает кризис в психологии. В чем его суть и причины?......................................................... 15
Вопрос 3. Собеседование по конспекту: Хомская Е.Д. «Методологические и теоретические проблемы психологии в трудах А.Р. Лурия»// Вопросы психологии. – 1983. - №1. – С. 66-82…………............... 19
Список литературы…………. …………………………………………….….. 30

Работа состоит из  1 файл

история психологии.docx

— 57.77 Кб (Скачать документ)

      Милль вводит в ассоциативную психологию «Я» в качестве субъекта сознания, отступая тем самым от классического  ассоцианизма, не признававшего в психике ничего, кроме явлений сознания.

      Также отступлением от позиций ассоцианизма является указание на то, что существуют ассоциации по сходству, поскольку  в строгом ассоцианизме ассоциации – это пассивные образования и могут быть только одновременными или последовательными. Во всех уточнениях, которые вносит Милль, фактически содержится признание несостоятельности ассоциативной психологии как научной системы.

      Александер  Бэн (1818-1903), автор двух обширных томов «Чувство и интеллект» (1885) и «Эмоции и воля» (1859), использовал достижения физиологии нервной системы и органов чувств, а также биологии, стремился возможно теснее связать психические процессы с телесной организацией. Считая, что в психологии необходимо применять методы естественных наук, т. е. давать описание фактов и их классификацию, Бэн, по оценке Дж. Ст. Милля, дал «самое полное аналитическое изложение душевных явлений на основании правильного наблюдения».

      Бэн отступает от свойственного ассоцианизму механизма в трактовке психической  жизни. Объясняя возникновение произвольных движений, Бэн вводит представление  о спонтанной активности нервной  системы, проявлением которой являются спонтанные движения. Когда какое-либо движение более одного раза совпадает с состоянием удовольствия, то удерживающая сила духа устанавливает между ними ассоциации. Отсюда вычленяются движения, приводящие к целесообразным актам. Из связи разных обстоятельств с движениями образуется все многообразие человеческого поведения – навыки. При этом течение действия не требует или требует мало духовного напряжения при их исполнении. Если сочетание движений с ощущениями происходило бы только на основе одних временных отношений (как думал Д. Гартли), то различие приятного – неприятного, полезного – бесполезного не имело бы значения, а реакции, приводящие к удовлетворению, и бесполезные усваивались бы с одинаковой необходимостью, что противоречит реальности: в жизни происходит отбор полезного и отсев бесполезного.

      Эти взгляды Бэна получили отзвук в последующем  в учении о формировании навыков путем проб и ошибок. Своим учением о пробах и ошибках как принципе организации поведения Бэн оказал влияние на Дарвина.  На него ссылался также Спенсер.

      Уже в учении об образовании произвольных движений Бэн использует понятие  удерживающей силы духа. Он приписывал духу некоторые прирожденные функции, которые называл первичными свойствами (актами) ума: различение, нахождение сходства, удержание впечатлений и способность вызывать их посредством чисто душевных сил. С их помощью потом вырастает вся интеллектуальная активность. Без них невозможны ассоциации. Существуют различия между людьми в отношении первичных актов. В учении о первичных актах Бэн отступает от основных принципов ассоцианизма, в котором нет места актам.

      В учении о видах ассоциаций продолжается отступление Бэна от позиций ассоциативной  психологии. Так„ он вводит творческие ассоциации как способность ума  составлять новые комбинации, отличные от каких-либо добытых опытом, т. е. распространяет термин «ассоциация» на явления, которые  не объяснимы с его помощью. Он трактует открытия в науках, художественное творчество и т. п. как ассоциативные  процессы, что противоречит пониманию  ассоциации как комбинации прежних  впечатлений.

      Так в творчестве А. Бэна происходит деградация ассоцианизма.

      Ряд новых моментов в ассоциативную  психологию вносит Герберт Спенсер (1820-1903). Он автор десятитомного труда «Синтетическая философия» (1862-1896). Взгляды Спенсера представляют разновидность ассоцианизма на эволюционной основе. Это эволюционный ассоцианизм.

      В работах Спенсера происходит сближение  психологии с учением о биологической  эволюции. Психические явления рассматриваются  как один из видов жизненных проявлений.

      Спенсер сформулировал общий закон эволюции, который распространил на всю  Вселенную – неорганическую природу, органическую природу (биология и психология), надорганическую природу, т.е. социальную жизнь (социология).

      Этот  закон гласит: повсюду во Вселенной  развитие идет от рассеянного к сплоченному, интегрированному, т.е. характеризуется  концентрацией; от однородного к  разнородному, т.е. характеризуется  дифференциацией; от неопределенного  к определенному, индивидуальному. Этот закон продолжает идею прогресса, которую развивали выдающиеся мыслители до Спенсера – Г. Лейбниц, Г. Гегель. Однако, в отличие от них основывается на данных наук – геологии, ботаники, физиологии, психологии, эстетики, морали, лингвистики, истории и др.

      Этот  закон Спенсер применяет и  к пониманию психики, считая, что  психику можно понять исключительно  только через анализ ее развития. В  процессе эволюции происходит постепенная  дифференциация психической жизни от жизни физической. Среда – это не только сила, пускающая в ход по типу механического толчка внутриорганические процессы, но и способная видоизменять жизнедеятельность, так что постепенно возрастает сложность приспособления к среде. Спенсер разработал систему психологических понятий, соответствующих эволюционной теории. Сеченов высоко оценил значение учения Спенсера о развитии психики, назвав его «первой серьезной и систематически проведенной попыткой объяснить психическую жизнь не только со стороны содержания, но и со стороны прогрессивного развития из общих начал органической эволюции» [1, с. 158]. Первичной единицей психики Спенсер считает ощущение. Оно развилось из первоначальной раздражительности. Внешний мир, воздействуя на организм, производит в нем толчок (nervous shock), который имеет и субъективный эффект – чувствование, т.е. простейшее ощущение. То, что объективно есть нервный импульс, субъективно есть единица чувствования. Из разного рода сочетаний чувствований образуются многообразные формы душевной жизни животных. Психика, по Спенсеру, как и жизнь в целом, является приспособлением внутренних отношений к внешним, т.е. к внешней среде, причем специализация этого приспособления возрастает в процессе эволюции. Психология имеет своим предметом «не соотношения между внутренними явлениями, не соотношения между внешними явлениями, но соотношения между этими соотношениями». Психология должна исследовать природу, происхождение и значение связей между сознанием и внешней средой. Спенсер справедливо подчеркивает, что вся предшествующая ассоциативная психология замыкалась внутри организма, считала единственным путем его изучения установление связи между нервными процессами и психическими. В отличие от этого в психологии Спенсера психика берется в ее отношении к внешней среде и получает реальную функцию в осуществлении связи организма со средой. Эти положения Спенсера развивали в американской психологии В. Джемс, психологи-функционалисты, бихевиористы.

      В процессе приспособления внутренних отношений  к внешним образуются рефлекс, инстинкт, память, разум, воля. Они суть фазы психического развития, стадии приспособления. Интеллект – высшая фаза душевного развития, с его помощью приспособление расширяется в пространстве  и во времени, возрастают его специализация, точность и сложность. Чувство и воля тоже возникают из низших форм психической деятельности. Чувства всегда сопутствуют актам познания, возникают там, где действие перестает совершаться автоматически. Волевые поступки отличаются от автоматических: тем, что в них есть предварительное сознание того, что должно быть выполнено.

      На  вопрос о том, каким образом происходит приспособление внутренних отношений к внешним, отвечает теория ассоциации идей. Принцип ассоциации Спенсер» рассматривает как закон, лежащий в основе психического развития. Внешние отношения и связи производят связи внутренние. Они образуются в индивидуальном опыте. Их продуктом являются ощущения, восприятия, чувства, автоматические процессы – привычки. К индивидуальному опыту присоединяется наследственный опыт предшествующих поколений, закрепленный в нервной системе. Это безусловные рефлексы, инстинкты, а также некоторые знания и умения, которые закрепляются в структуре мозга вследствие их повторения в опыте многочисленных поколений,

      Человеческую  психику Спенсер рассматривает  в основных понятиях биологической  эволюции, хотя и подчеркивая, что  человек, в отличие от животных, существует не только в природной, но и в надорганической  т.е. социальной, среде и вынужден приспосабливаться к ней. Социальная эволюция, по Спенсеру, составляет часть эволюции вообще, поэтому законы и механизмы приспособления человека к социальной среде только усложняются благодаря появлению новых факторов – языка, общества, материального производства, науки, нравственных и эстетических категорий и др. По сравнению с эволюцией в животном мире процесс приспособления у человека качественно не меняется. Спенсер» сохраняет понятие о двух формах опыта – индивидуальном и наследственном – видовом. Знания и умения, приобретенные в опыте, закрепляясь в органической структуре мозга, частично передаются по наследству. К ним относятся те формы сознания – пространство и время, по вопросу о происхождении которых спорили эмпиристы и априористы.

      Построенная на основах позитивистского эволюционизма  теория человека Спенсера натуралистически трактует его развитие. В действительности закрепление знаний и умений, приобретаемых  в процессе развития человечества, происходит в объективированной, непсихологической  форме социального наследования. Каждый индивид должен усвоить их. Усвоение является той новой формой опыта, которой нет у животных и которая занимает основное место  в становлении человеческой психики.

      Исторически оценивая итоги развития ассоцианистической психологии в целом, необходимо иметь в виду следующее. Отстаивая эмпирический подход к пониманию психики, ассоцианизм защищает идею опытного происхождения индивидуального сознания и безграничной воспитуемости человека. Такая позиция прогрессивна, она создает научную базу для педагогики, открывая широкие перспективы для разработки путей обучение и воспитания. В рамках материалистического направления ассоцианизма, начиная с Гартли, возникла задача изучения материальных основ психики, решение которой стало одним из магистральных путей в психологии. В ассоцианизме дано детальное описание как самого факта ассоциации, так и принципов (законов) образования ассоциаций, выявлены условия образования и сохранения ассоциаций. Эти данные повлияли на понимание научения, процесса приобретения знаний, особенно в период экспериментального развития ассоцианизма. Ассоциативная психология имеет и прикладное значение. Ассоциативный эксперимент в различных вариантах нашел широкое применение в клинике (Р. Зоммер, Э. Крепелин, 3. Фрейд, К. Юнг и др.). В педагогике используются данные о роли повторения, о способах заучивания и др.

      Вместе  с тем, несмотря на серьезные и  неоспоримые достижения, ассоцианизм, развиваясь, все более обнаруживал свою теоретическую несостоятельность. Эта направление было замкнуто в сознании и не открывало путей для его объективного исследования. «Чистая психология сознания» - так называл английскую психологию Эд. Гартман в своей книге «Современная психология». С.Л. Рубинштейн проницательно замечал, что ассоциация – это вообще не механизм, а явление, конечно, фундаментальное. Но как явление оно само требует объяснения. Ассоциативную психологию отличает описательность, она не имеет средств для объяснения душевной жизни, что признавал еще Д. Юм: ассоциации – это «некоторого рода притяжение, которое, как нам кажется, производит в духовном мире столь же необычайные действия, как и в мире естественном, и: проявляется в столь же многих и разнообразных формах. Его действия всегда очевидны; но что касается его причин, то они по большей части неизвестны и должны сводиться на первичные свойства человеческой природы,  на  объяснение которых я  не  претендуют. 
 

      Вопрос 2. Решение задачи: В начале ХХ века наступает кризис в психологии. В  чем его суть и  причины? 

      Борьба  мнений в области теории, новые  факты, полученные в период интенсивного развития эмпирических и прикладных исследований в первые 50 лет существования  психологии как самостоятельной  науки, все более и более обнаруживали несостоятельность психологической  теории, и прежде всего недостаточность ее основания – субъективно-идеалистического представления о психике. В начале 10-х гг. психология вступила в период открытого кризиса, который продолжался до середины 30-х гг. Подобно кризису, который переживало в этот период естествознание, он явился показателем роста науки, развитие которой приводит к необходимости смены прежних представлений новыми знаниями. По оценке Л.С. Выготского, это был кризис методологических основ психологии и он «является выражением того факта, что психология как наука в своем практическом продвижении вперед в свете требований, предъявляемых ей практикой, переросла возможности, допускавшиеся теми методологическими основаниями, на которых начинала строиться психология в конце XVIII – начале XIX века».

      Позитивное  содержание кризиса составила работа по созданию новой психологической  теории, развернувшаяся как в зарубежной, так и в отечественной науке. В отечественной психологии этот период совпал с победой в нашей  стране Великой Октябрьской социалистической революции и характеризовался началом  работы по перестройке ее методологических основ на базе марксистской философии.

      Кризис  в психологии совпал с периодом обострения экономических и социально-политических противоречий в буржуазном обществе, обусловленным его переходом  к империализму. Рост мирового господства сопровождался качественными изменениями  в экономике, политике и идеологии, развитием процесса концентрации капитала и господства монополий и финансовой олигархии, агрессивной внешней  политикой, направленной на перераспределение  колоний и рынков сбыта путем  империалистических войн, среди которых  первая мировая война явилась  первым из величайших социальных потрясений XX в. Обостряется борьба между буржуазией и рабочим классом, роль которого как революционного класса неуклонно возрастает, в то время как буржуазия превращается из прогрессивного класса в консервативный в даже реакционный. Все эти процессы нашли свое отражение в буржуазной идеологии и философии. Противоречия между личностью и обществом осознавались как извечная несовместимость биологической природы человека с моральными требованиями общества. Это приводило к оправданию социальной несправедливости, конфликтов, преступлений, войн, к выводу о невозможности установления нормальных человеческих отношений.

      В философии наиболее распространенными  течениями становятся позитивизм в  форме махизма и эмпирикокритицизма, интуитивизм А. Бергсона, немецкая идеалистическая философия жизни, феноменология Э. Гуссерля. Продолжалось влияние волюнтаристских идей А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше. Эти направления оказали существенное влияние на психологию. Многие психологи последовали за философией Маха. Как отмечает М.Г. Ярошевский, «несмотря на фиктивность махистских решений, их влияние испытало большинство психологических школ капиталистического Запада» [5, с. 197].

      Восприятие  и память, навыки и  мышление,  установка  и чувства трактовались теперь как своего  рода  «инструменты», позволяющие организму  эффективно  «орудовать»  в жизненных ситуациях. Рушилось  представление  о  сознании  как  особом замкнутом мире, изолированном острове  духа.  Вместе  с  тем новая биология направляла на изучение психики с точки зрения ее развития. Тем самым радикально расширялась зона  познания объектов,   недоступных   для    интроспективного    анализа (поведение животных,  детей,  психически   больных).   Крах исходных  представлений  о  предмете  и  методах  психологии становился все более очевидным.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"