Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 22:05, контрольная работа
Понятие “личность” может трактоваться по–разному. Например, в быту личность часто отождествляется с характером человека, употребляя такие эпитеты как равнодушный, любознательный, любвеобильный и т.д. При таком узком подходе теряются многие индивидуальные составляющие личности: темперамент, способности, мотивация поведения и др. Некоторые из этих составлющих закладываются генетически (темперамент), другие вырабатываются в ходе воспитания (характер), третьи зависят от врожденных качеств и от их развития в ходе обучения и воспитания (способности).
Введение
Понятие о личности
Что такое личность? Кого называют личностью в жизни и в науке?
Кого называют личностью в жизни и науке?
Состояние вопроса о психологии личности в науке
Почему в науке нет единого определения личности?
Каковы основные направления изучения личности в психологии?
Структура личности в разных теориях
Что представляют собой современные психологические теории личности?
Какие психологические свойства относят к личностным в теории черт личности?
Что входит в структуру личности в психоаналитической теории?
Как понимается структура личности в теории социальных ролей?
Что включается в состав личности в гуманистической теории?
ЛИТЕРАТУРА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Психология»
Выполнил:
студент группы
Проверил
преподаватель:
Уфа 2010
Содержание
Введение
Понятие о личности
Что такое личность? Кого называют личностью в жизни и в науке?
Кого называют личностью в жизни и науке?
Состояние вопроса о психологии личности в науке
Почему в науке нет единого определения личности?
Каковы основные направления изучения личности в психологии?
Структура личности в разных теориях
Что представляют собой современные психологические теории личности?
Какие психологические свойства относят к личностным в теории черт личности?
Что входит в структуру личности в психоаналитической теории?
Как понимается структура личности в теории социальных ролей?
Что включается в состав личности в гуманистической теории?
ЛИТЕРАТУРА
Понятие “личность” может трактоваться по–разному. Например, в быту личность часто отождествляется с характером человека, употребляя такие эпитеты как равнодушный, любознательный, любвеобильный и т.д. При таком узком подходе теряются многие индивидуальные составляющие личности: темперамент, способности, мотивация поведения и др. Некоторые из этих составлющих закладываются генетически (темперамент), другие вырабатываются в ходе воспитания (характер), третьи зависят от врожденных качеств и от их развития в ходе обучения и воспитания (способности). Поэтому в разных науках, рассматривающих человека с разных точек зрения, понятию личность даются различные определения. В психологии личность – это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретенные знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение человека и связь с обществом и природой.
В философии понятие личности обычно трактуется с позиций ее самостоятельности в поступках, возможности контролировать свое поведение, нести за него ответственность. Поэтому для философского понимания природы личности важны также такие ее атрибуты как воля, свобода, разум, сознание и др. В различных философских построениях на первый план могут выдвигаться разные составляющие личности. Например, в средневековой философии личность рассматривалвсь как проявление божественного начала в человеке. В европейской философии нового времени большое внимание уделялось гражданской позиции человека. В философии романтизма личность – это герой, наделенный определенной свободой воли. В философии макрсизма – ленинизма личность рассматривалась как одновременно продукт и субъект истории, т.е. считалось, что личность определяется системой общественных отношений и своими биологическими особенностями. Важным моментов в теориях личности является вопрос о способности личности изменяться со временем. Одни исследователи считают, что личность – это всегда индивидуальность, выраженная через специфические, главным образом, наследственные черты человека, и практически не поддающаяся изменению. Другие утверждают, что личность есть результат воспитания и самовоспитания. Так, например, советский психолог А. Н. Леонтьев (1903 – 1979) писал, что “личностью не рождаются, а становятся”. С этой точки зрения дети не обладают личностью, поскольку ответственность за их воспитание и совершаемые ими поступки лежит на родителях. У олигофренов вообще отсутствует личность, а у шизофреников наблюдается расщепление личности. Поскольку очень трудно провести границы, где начинается и где заканчивается
личность в человеке, обе эти крайние точки зрения представляются сегодня ограниченными. В ходе дальнейшего обсуждения темы будем придерживаться такого рабочего определения: “Личность – это мера устойчивого поведения индивида как части социума, обусловленная его самооценкой, основанной на сравнении его оценки другими индивидами и его оценкой этих других”.
Соответствующих знаний нам вполне достаточно, чтобы понять, каким образом человек воспринимает, сохраняет, перерабатывает и использует информацию о себе самом и об окружающем его мире в процессе своей жизни. Однако мы часто замечаем, что люди, обладающие примерно одинаково развитым вниманием, памятью, сходным воображением и мышлением, в жизни ведут себя по-разному. Эти различия в социальном поведении невозможно полностью объяснить, исходя только из представлений о познавательных процессах человека. Необходимы знания других аспектов психологии человека, позволяющие не только глубже понять его поступки, но также удовлетворительно объяснить имеющиеся между людьми индивидуальные различия в социальном поведении. Конечно, исходя из представлений о познавательных процессах, в какой-то мере можно объяснить и это, но такого объяснения явно недостаточно для того, чтобы психологически глубоко понимать человека. Как, например, мы можем понять человеческую мораль, опираясь только на память и мышление? Каким образом мы сможем разобраться в том, почему один художник или писатель выбирает одни сюжеты для своих картин или литературных произведений, а другой писатель или художник предпочитает иные сюжеты, если мы знакомы лишь с воображением, мышлением и памятью этих людей? Чтобы решить эту и другие, подобные ей, задачи, необходимо знать способности, темперамент, характер, интересы и потребности, чувства, отношения человека. Все это и многое другое как раз и входит в понятие личность. Названные психологические свойства человека обладают устойчивостью и позволяют описать стабильные индивидуальные различия, существующие между людьми. Именно это обстоятельство на рубеже XIX и XX вв. привело к появлению в психологии понятия «личность». Тогда же были начаты первые научные исследования в этой области, одной из задач которых явилось точное определение личности. И тогда, и сейчас таких определений довольно много. Познакомимся с некоторыми из них. В самом общем виде личность можно определить как совокупность устойчивых психологических свойств человека, позволяющих понять и объяснить его социальное поведение, в частности, такие стороны этого поведения, как добро и зло, этика и мораль, следование установленным социальным нормам или их нарушение, и многое другое. Личность также можно определить как часть психологии человека, знание которой позволяет объяснять поступки людей и их индивидуальные различия, в том числе различия в социальном поведении. Личность — это социально-психологическое лицо человека или то, чем люди отличаются друг от друга в обществе и по отношению к нему. Личность — это также индивидуальное своеобразие человека, выраженное в его специфических психологических свойствах, которые в отличие от психических процессов и психических состояний человека называют качествами личности.
В жизни личностью обычно называют человека, который отличается от многих других людей своими поступками. Такой человек обычно может принимать вполне разумные, самостоятельные решения, преодолевать трудности, возникающие на его пути. Такой человек психологически не похож на других людей и обладает ярко выраженной индивидуальностью. По многим вопросам он имеет собственное мнение, свои убеждения, свою собственную мораль и твердо придерживается их. В ситуации, когда на него оказывается психологическое давление со стороны, побуждающее его отказаться от своих убеждений, он способен противиться этому и вести себя независимо. Не называют обычно ярко выраженной личностью такого человека, у которого всего этого нет, кто не имеет индивидуальности, кто во всем или во многом похож на окружающих людей, кто поддается их влиянию и всегда старается быть как все. О таком человеке говорят, что он неприметный, незаметный, безликий, то есть не имеет собственного лица или личности. Примерно то же самое понимают под личностью человека и в науке. Однако здесь недостаточно сугубо житейского ее понимания. Здесь необходимы точные научные определения — такие, пользуясь которыми, можно было бы разрабатывать методы изучения личности, оценивать человека как личность, его отдельные психологические свойства, исследовать процесс становления, изменения и развития человека как личности и создавать методы, с помощью которых можно было бы оказывать контролируемое воздействие на процесс формирования и развития личности. Иными словами, наука требует более точных определений и более достоверных, чем житейские, знаний о личности, проверяемых с точки зрения их истинности.
Современное состояние вопроса о психологии личности в науке можно охарактеризовать следующим образом. Несмотря на то, что психологией личности ученые интересуются с древнейших времен и что уже около ста лет эта область знаний в психологической науке существует как самостоятельная, до сих пор нет единства в понимании многих вопросов психологии личности. Это касается почти всех научных вопросов, возникающих в данной области знаний, начиная от определения личности и выбора методов ее изучения, кончая теориями личности и способами практического воздействия на нее. Такое положение дел в современной психологии личности объясняется следующими причинами.
Во-первых, психология человека как личности возникла и стала развиваться как отдельная, самостоятельная отрасль знаний сравнительно недавно. Ее вполне обоснованно можно считать относительно молодой наукой, если иметь в виду историю существования и развития других, в том числе психологических, наук. Время существования психологии личности — около ста лет, в то время как другие науки существуют тысячу и более лет. За это время вряд ли следовало ожидать, что научные психологические знания достигнут достаточной степени точности и эта наука окажется способной ответить на все вопросы, которые жизнь ставит перед ней.
Во-вторых, сама психология личности как явление оказалась чрезвычайно сложной не только для глубокого научного понимания, но даже для ее описания. В связи с этим современные психологические знания оказались фрагментарными и касающимися далеко не всех возможных аспектов и сторон психологии личности. Например, мы в настоящее время гораздо больше знаем о таких аспектах психологии личности, как способности, темперамент и характер, чем о таких ее сторонах, как мораль, убеждения. Иными словами, ученым-психологам пока что не удалось так глубоко и разносторонне изучить личность, как они, например, исследовали восприятие и память человека. Не случайно, что тема «Личность» вошла в состав научных психологических исследований гораздо позднее, чем предметом науки стали познавательные процессы человека.
В-третьих, психология личности оказалась зависимой от развития других наук, которые связаны с психологией человека. Это философия, социология, педагогика, право. Хотя приоритет в настоящее время в изучении личности имеет все же психология, но, занимаясь проблемами личности, психологи неизбежно наталкиваются на моральные, этические, социальные, правовые и другие вопросы, которые без участия представителей соответствующих наук они самостоятельно решить не могут. В той мере, в какой эти вопросы решаются названными науками, в их решении продвигается вперед и психология.
В-четвертых, научные знания в этой области еще не настолько точны, чтобы можно было считать их бесспорными. В связи с этим в современной психологии личности существует много разных точек зрения по одним и тем же вопросам. Поэтому имеется много разных мнений, десятки различных теорий личности, сотни методов ее изучения, десятки способов практического воздействия на личность. Поясним, почему это так.
Любая область знаний для того, чтобы считаться настоящей наукой, должна обладать достаточной для современной науки степенью точности и достоверности содержащихся в ней сведений. Хотя идеального состояния знаний достичь невозможно, имеются более развитые, чем психология, науки, которые дальше других продвинулись вперед. Это, например, математика и физика. В них давно приняты определенные, довольно жесткие правила получения и проверки научных знаний, обеспечивающие их точность и достоверность. Основные из этих правил следующие. Любое явление, изучаемое в науке, должно быть точно и однозначно определено. Необходимо, чтобы существовали объективные методы изучения и точной количественной оценки соответствующих явлений, а для этого в его определение должны быть включены признаки, по которым можно судить о каком-либо явлении и практически оценивать его. Любой ученый, пользуясь научным определением явления и предлагаемыми методами его изучения, должен иметь возможность самостоятельно убедиться, что соответствующее явление действительно существует и что оно на самом деле обладает свойствами, которые ему приписываются в науке. Например, любой ученый, пользуясь разработанными в физике методами изучения атомов, может убедиться в том, что знания о них и их свойствах вполне достоверные и достаточно точные. В психологии личности в настоящее время всего этого во многих случаях, к сожалению, сделать нельзя. Далеко не все определения личности такие точные, какими являются определения физических явлений в физике или понятия в математике. Далеко не для всех выделяемых в психологии личности человека явлений существуют точные и вполне достоверные методы их изучения. К примеру, мы не располагаем вполне надежными методами изучения этики, сознания, морали и воли человека, а методы исследования этих явлений, которыми пользуются современные ученые, имеют, к сожалению, серьезные недостатки, преодолеть которые пока не представляется возможным. Отсюда и недостаточная точность в экспериментальных научных знаниях о личности, которая отчасти компенсируется умозрительными, чисто теоретическими рассуждениями. Поэтому создаваемые таким образом теории личности не могут претендовать на бесспорность, достоверность, проверяемость и достаточную степень точности.
Ответ на этот вопрос можно было бы получить уже из того, что говорилось выше о психологии личности как области научных знаний. Однако попробуем сформулировать этот ответ более развернуто и точно. Единого определения личности в науке не существует потому, что личность представляет собой очень сложное психологическое образование, причем по степени своей сложности превосходящее возможности, которыми обладает язык. Иными словами, психология личности включает в себя столько различных знаний и явлений, что перечислить их в одном определении не представляется возможным. Необходимо по крайней мере несколько определений, в которых представлены разные стороны психологии человека как личности. Каждый ученый имеет свой жизненный опыт и свои связанные с ним интересы, в том числе и научные. Он обращает внимание в первую очередь на то, что интересно лично для него и чему он придает особое значение. В связи с этим различные ученые выделяют и изучают разные аспекты психологии личности; именно эти аспекты они включают в предлагаемые ими определения личности. По данной причине их определения оказываются различными по содержанию. К определениям явлений, имеющимся в науках, особенно таких, которые не являются точными, предъявляются два основных общих требования: доказательство действительного существования того явления, которое включено в данное определение, и демонстрация того, что это определение является полным, то есть охватывает все существенные свойства соответствующего явления. Рассмотрим в качестве примера такое определение: личность — это совокупность потребностей и способностей человека, и выясним, соответствует ли оно сформулированным выше требованиям. Соответствие первому требованию может быть подтверждено, если в нашем распоряжении имеются точные определения того, что такое потребности и способности, и если, пользуясь этими определениями, потребности и способности человека можно экспериментально изучать, характеризовать качественно и оценивать количественно.
Поскольку определения потребностей и способностей действительно существуют в науке (мы в этом вскоре убедимся в следующих главах учебника) и, кроме того, имеются соответствующие методы опытного (экспериментального) изучения данных явлений, то предложенное определение личности можно считать правильным. Однако второму из названных выше требований оно явно не соответствует. Мы уже знаем, что кроме потребностей и способностей в психологию личности входит многое другое, например, воля, темперамент, характер, эмоции и чувства. Очевидно, что с этих позиций приведенное выше определение нельзя считать правильным, так как оно не охватывает всех возможных сторон психологии личности. Практика показывает, что тому или иному из названных требований не полностью соответствуют практически все известные определения личности, предложенные в психологии. Все они включают в себя какие-то важные аспекты личности, и все эти определения что-то существенное в личности упускают. Кроме того, далеко не все, что включается в определение личности, мы можем экспериментально изучать и количественно оценивать (например, совесть, мораль, убеждения). Поскольку без определений явлений в любой науке обойтись невозможно, то в психологии в настоящее время сложилась такая ситуация, в которой существуют и признаются много разных определений личности. Это оправдывается тем, что существуют и разные теории личности, в каждой из которых имеется свое собственное, правильное для нее, определение личности. Такие определения есть, например, в психоанализе, в гуманистической теории личности, в теории черт личности, в теории социальных ролей. Таково объективное положение дел, причем не только в психологии, но и во многих других гуманитарных науках; иным оно сейчас быть не может. Это, во-первых, отражает природу самих гуманитарных наук (они, повторяем, не могут быть столь же точными, как, скажем, математика или физика); во-вторых, таково состояние этих наук сейчас. Оттого, что эти науки и имеющиеся в них определения не вполне точны, не могут соответствовать математическим, физическим и иным определениям по степени своей точности, нельзя отказывать им в праве считаться науками.