Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 22:05, контрольная работа
Понятие “личность” может трактоваться по–разному. Например, в быту личность часто отождествляется с характером человека, употребляя такие эпитеты как равнодушный, любознательный, любвеобильный и т.д. При таком узком подходе теряются многие индивидуальные составляющие личности: темперамент, способности, мотивация поведения и др. Некоторые из этих составлющих закладываются генетически (темперамент), другие вырабатываются в ходе воспитания (характер), третьи зависят от врожденных качеств и от их развития в ходе обучения и воспитания (способности).
Введение
Понятие о личности
Что такое личность? Кого называют личностью в жизни и в науке?
Кого называют личностью в жизни и науке?
Состояние вопроса о психологии личности в науке
Почему в науке нет единого определения личности?
Каковы основные направления изучения личности в психологии?
Структура личности в разных теориях
Что представляют собой современные психологические теории личности?
Какие психологические свойства относят к личностным в теории черт личности?
Что входит в структуру личности в психоаналитической теории?
Как понимается структура личности в теории социальных ролей?
Что включается в состав личности в гуманистической теории?
ЛИТЕРАТУРА
Наибольшую известность среди гуманистических теорий личности получила теория, разработанная американским психологом А. Маслоу. Основным понятием, с помощью которого личность характеризуется в этой теории, является понятие «потребность». Структура личности, по Маслоу, представляет собой упорядоченную систему, или иерархию, потребностей в которой верхнюю ступень занимает главная, наиболее важная для человека на данном этапе его жизни потребность.
Если человек представляет собой высокоразвитую личность, то главной для него становится потребность в самоактуализации. Под ней понимается стремление человека к наиболее полному развитию всех своих способностей, особенно тех из них, реализация которых может принести максимальную пользу людям. Человек, для которого эта потребность стала наиболее важной в жизни, называется самоактуализирующейся личностью. Такая личность, по Маслоу, обладает следующими основными чертами:
- самостоятельность и независимость в поведении и в мышлении;
- наличие высокой морали;
- повышенные нравственные требования, которые человек предъявляет себе;
- реалистический взгляд на мир;
- адекватная самооценка и нормальный уровень притязаний;
- доброжелательное, уважительное отношение к людям, принятие их такими, какие они есть;
- относительная независимость от мнений людей. Ориентация на собственную систему ценностей;
- стремление к духовному росту и нравственному самосовершенствованию.
Существуют законы, определяющие иерархию потребностей человека и изменение места, которое та или иная потребность начинает занимать в структуре личности. Эти законы следующие. Потребности более высокого уровня возникают, становятся актуальными, значимыми для человека только тогда, когда хотя бы в минимальной степени удовлетворяются его потребности более низкого уровня. Если, к примеру, человек постоянно голоден или не чувствует себя в безопасности, то вряд ли общение или потребность творчества станут для него актуальными. В том случае, если у человека возникает и становится актуальной для него новая потребность, перестраивается и вся иерархия его потребностей. Вновь возникшая и ставшая актуальной потребность теперь занимает верхнюю ступень в иерархии, определяет личность человека и его поведение. Остальные потребности в результате этого как бы отходят на второй план, и их удовлетворение начинает подчиняться удовлетворению новой, ставшей наиболее важной для данного человека, потребности. Например, если человек стал творческой личностью и потребность творчества вышла для него на первый план, то ради творчества он оказывается готовым в какой-то степени пожертвовать удовлетворением всех остальных своих потребностей — тех, которые занимают в иерархии более низкое место.
1. Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: Изд-во МГУ, 1990. -367 с.
2. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2001. – 560 с.
3. Капрара Дж, Сервон Д. Психология личности. – Спб.: Питер, 2003. – 640 с.
4. Немов Р.С. Психология: в 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2000. – Кн.1. – 688 с.
5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учеб. – М.:Академия, 2000, 2001. – 502с.
6. Психологич личности: Сборник статей / Сост. А.Б. Орлов. М.: Вопросы психологии, 2001.
– 192 с.
7. Психология личности в трудах зарубежных психологов - Сост. и общая редакция
А.А.Реана - СПб.: Питер,2000.
8. Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПБ: Питер, 2000. – 480 с.
9. Психология личности. Т. 2 Хрестоматия. – Самара: БАХРАХ, 1999. -544 с.
10. Холл Кэлвин С., Линдсей Г. Теории личности. Пер. с англ. И.Б.Гришпун. - М.,1999.
11. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер пресс, 1997. – 608 с.
2