Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 22:05, контрольная работа
Понятие “личность” может трактоваться по–разному. Например, в быту личность часто отождествляется с характером человека, употребляя такие эпитеты как равнодушный, любознательный, любвеобильный и т.д. При таком узком подходе теряются многие индивидуальные составляющие личности: темперамент, способности, мотивация поведения и др. Некоторые из этих составлющих закладываются генетически (темперамент), другие вырабатываются в ходе воспитания (характер), третьи зависят от врожденных качеств и от их развития в ходе обучения и воспитания (способности).
Введение
Понятие о личности
Что такое личность? Кого называют личностью в жизни и в науке?
Кого называют личностью в жизни и науке?
Состояние вопроса о психологии личности в науке
Почему в науке нет единого определения личности?
Каковы основные направления изучения личности в психологии?
Структура личности в разных теориях
Что представляют собой современные психологические теории личности?
Какие психологические свойства относят к личностным в теории черт личности?
Что входит в структуру личности в психоаналитической теории?
Как понимается структура личности в теории социальных ролей?
Что включается в состав личности в гуманистической теории?
ЛИТЕРАТУРА
Чаще всего в современной психологии выделяются и рассматриваются как отдельные следующие основные направления исследований личности: психодинамическое, социодинамическое, интеракционистическое и гуманистическое. Психодинамическим называется такое направление в изучении личности, в котором человек как личность представляется и описывается с помощью терминов, характеризующих его внутренний мир, а объяснение поступкам дается исключительно изнутри, без учета факторов, влияющих на поведение человека со стороны окружающей среды. Такие, например, понятия, как потребности, способности, воля, характер и другие, — это и есть понятия, относящиеся к внутреннему миру человека, поэтому то рабочее определение личности, которое было приведено выше, более всего представляет именно психодинамическое направление в изучении личности. Это направление называется так еще потому, что при рассмотрении процесса формирования и развития личности его динамика здесь изучается только как изменение психологии человека. Если в ответ на вопрос о том, почему конкретный человек в определенной обстановке ведет себя именно так, а не иначе, мы ссылаемся на его характер, темперамент, волю, чувства, то фактически находимся в рамках психодинамического понимания личности. Если, отвечая на тот же вопрос, мы для объяснения поведения человека ссылаемся лишь на внешние, не зависящие от него обстоятельства жизни, например на сложившуюся в данный момент окружающую обстановку, на действия других людей, вынуждающие человека так себя вести, то мы выходим за рамки психодинамического объяснения поведения и переходим к другому, альтернативному пониманию личности — социодинамическому.
Социодинамическим называют такое направление в изучении и представлении личности, в котором человек как личность описывается в поведенческих терминах, а объяснение его поступкам дается исключительно на основе анализа и учета внешней обстановки или фактически не зависящих от данного человека жизненных обстоятельств. Мы можем, например, представлять и описать человека как личность через характерные для него поступки, через его реакции на различные жизненные ситуации, через привычки и т.д. Во всех подобных случаях для описания личности используются не внутренние свойства человека, а внешние формы его поведения — такие, за которыми можно наблюдать и которые можно объективно фиксировать и оценивать со стороны. Если в рамках социодинамического направления необходимо научно объяснить поведение человека, то оно рассматривается как реакция на внешние обстоятельства. При этом изучаются связи между внешними воздействиями, оказываемыми на человека, и его поступками и на основе знания самих воздействий и законов реагирования на них предлагаются объяснения его поведения. Иными словами, источники поступков человека помещаются вне его, и объяснения поведению даются не изнутри, а извне. Заметим, что как психодинамическое, так и социодинамическое направления, а также способы объяснения поведения человека в русле этих подходов являются односторонними. В рамках психодинамического направления не принимается в расчет зависимость поведения от внешних обстоятельств, в то время как в рамках социодинамического направления, наоборот, — зависимость поведения человека от его собственной психологии.
Это обстоятельство побудило некоторых психологов обратиться к компромиссному, комплексному, двухстороннему описанию и объяснению поведения человека: как изнутри, так и со стороны. В результате возникло третье направление в изучении личности — интеракционистическое. Его можно определить как направление, в рамках которого личность представляется и описывается в терминах, характеризующих одновременно и внутренний мир человека и его поведение, а объяснение самому поведению дается с учетом как собственной психологии человека, так и обстоятельств жизни, складывающихся независимо от него. При этом, однако, ничего существенно нового в само понимание и описание психологии человека как личности по сравнению с психодинамическим и социодинамическим направлениями не вносится; сторонники данного направления предпочитают использовать в своей теории понятия, относящиеся и к психологии человека, и к окружающему его миру. В объяснениях поведения человека здесь механически сочетаются оба рассмотренных выше способа. Весьма удобным для данного понимания личности и объяснения ее поведения является понятие социальной роли. Такая роль включает в себя и психологические установки человека, и определенные внешние формы поведения. Кроме того, взятие на себя определенной социальной роли зависит и от психологии данного человека, и от жизненной обстановки, в которой он оказался. Особым, одним из наиболее популярных в настоящее время направлений в изучении личности представляется то, которое называется гуманистическим. Оно возникло позднее, на волне справедливой критики других направлений. Дело в том, что проблема личности привлекла к себе внимание психологов и стала актуальной в то время, когда сильное влияние на психологию и на другие гуманитарные науки стала оказывать теория эволюции Ч. Дарвина, а также достижения в области физиологии высшей нервной деятельности И. П. Павлова. В соответствии с тенденцией, возникшей в конце XIX — начале XX в. под влиянием этих научных достижений, стало считаться не только нормальным, но и необходимым, обязательным сравнивать психологию и поведение человека с психологией и поведением животных и доказывать, что между ними нет принципиальных различий. Под влиянием этой тенденции ученые-психологи стали выбирать такие темы и проблемы для научного исследования и предлагать такие объяснения психологии и поведению человека, которые бы сближали человека и животных.
Это оказало определенное влияние и на возникшую в это время научную психологию личности. Она стала разрабатываться таким образом, чтобы максимально сблизить человека и животных, охватить именно то, что является общим для человека и животных. В конечном счете это привело к тому, что все, характерное именно для человека, перестало быть предметом психологического исследования, а все, что характерно для животных, стало безоговорочно переноситься на человека. В этих условиях как альтернатива такому подходу к пониманию психологии и поведения человека возникла гуманистическая психология личности. Специфика гуманистического направления в изучении личности заключается в том, что в нем выделяются и рассматриваются психологические свойства, характерные только для человека, не присущие животным. Это такие свойства, как воля, сознание, мораль, цели и смысл жизни. Гуманистическое направление в настоящее время разрабатывается наиболее активно, и связанные с данным направлением теории личности находят широкое применение в психологической практике.
В настоящее время существует много разнообразных теорий личности, но некоторые из них привлекают к себе наибольшее внимание и являются наиболее разработанными. Это — теория черт личности, психоаналитическая теория личности, теория социальных ролей и гуманистическая теория личности. Почти все современные теории личности в своей основе были разработаны в первой половине XX в., и к его середине уже насчитывалось около 20 различных частных психологических теорий личности. В связи с тем что в этих теориях нашли отражение всевозможные взгляды на психологию личности, представляющие все 4 указанных выше направления изучения личности, примерно с этого времени попытки создания новых психологических теорий фактически прекратились. Вместо этого ученые приступили к углубленному изучению отдельных особенностей личности человека, их возникновения, законов формирования и изменения. Оказалось, что в разных теориях личности, в частности тех, которые названы выше в качестве наиболее разработанных, ее структура представляется и описывается по-разному. Познакомимся с тем, как это делается в рамках указанных теорий личности.
Создание теории черт личности связывают с именами американского психолога Г. Оллпорта и английского психолога Р. Кеттела. В теории черт личности основным понятием, с помощью которого описывается личность, является понятие черты личности. Под чертой личности понимается устойчивое свойство, которое приобретается человеком в процессе жизни на основе его опыта, наследственности и физиологических особенностей его организма. К чертам личности относятся, например, черты характера человека. Предполагается, что черты личности начинают складываться у человека довольно рано, еще в раннем детстве, и к 6—7 годам основные черты личности человека (черты его характера) уже оказываются сформировавшимися. Далее система черт личности человека может развиваться, изменяться, и этот процесс обычно продолжается в течение всей жизни человека. Однако главные черты личности, сформированные в детстве, остаются в основном неизменными в течение жизни человека. Теория черт личности оказала заметное влияние на современные исследования личности и на методы изучения личности. Большинство психологических тестов, с помощью которых в настоящее время изучается и оценивается человек как личность, выявляют именно черты личности.
Психоаналитическая теория личности была создана 3. Фрейдом, получила дальнейшее развитие в трудах его многочисленных учеников и последователей, наиболее известными из которых являются А. Адлер, К. Юнг, Э. Фромм, К. Хорни, Г. Салливан. Основные идеи этой теории сводятся к следующему. Личность является внутренним, психологическим образованием человека, состоящим из трех частей. Главную, основную часть личности представляет бессознательное (в психоаналитической теории его называют термином Ид). Сюда входят биологические инстинкты и органические потребности человека, общие у него с животными и бессознательно побуждающие его действовать определенным образом. Влияние этих инстинктов и потребностей на свое поведение человек контролировать не может. Напротив, они помимо сознания и воли человека управляют его поведением, зачастую заставляя действовать вопреки воле и сознанию. Между З.Фрейдом и его учениками имелись определенные расхождения в понимании сущности бессознательного. Создавая основы своей теории в то время, когда сильное влияние на все науки оказывала теория эволюции Дарвина, Фрейд заложил в основу бессознательного в психологии личности человека только два унаследованных человеком от животных биологических инстинкта: сексуальную потребность и агрессивность.
Указанные выше последователи Фрейда (их стали называть неофрейдистами) пытались оспорить такое слишком узкое и почти исключительно биологическое понимание бессознательного в личности, дополнив его некоторыми социальными потребностями. А. Адлер, например, одной из важнейших бессознательных потребностей человека считал стремление к власти, К. Хорни включала в структуру бессознательного разнообразные комплексы, Э. Фромм полагал, что к бессознательному также относится стремление человека к свободе или, напротив, к ее ограничению. Вторую часть структуры личности составляет так называемое Эго. К нему относится все, что человек знает о себе как о личности, то есть его личностное самосознание. Эта часть личности осознается человеком, хотя и не всегда правильно. К Эго могут относиться как положительные, так и отрицательные качества, признаваемые человеком реально существующими у него. Третью часть личности в психоаналитической теории представляет так называемое Суперэго. В него входят ценности человека, его жизненные цели, идеалы — словом, то, чем человек хотел бы стать, какой личностью он хотел бы видеть себя.
Все три составляющие личности: Ид, Эго и Суперэго, обычно не находятся в состоянии гармонии, не соответствуют друг другу полностью. Между ними нередко возникают неизбежные трудно разрешимые конфликты, которые человек стремится разрешить в процессе своего личностного роста и развития. В какой-то степени это ему удается сделать за счет выработки и использования так называемых защитных механизмов, но далеко не всегда и далеко не полностью. Трудно разрешимые конфликты между этими частями личности нередко порождают неврозы, отклонения в психике и поведении человека.
Теория социальных ролей исходит из того, что каждый человек в жизни берет на себя и играет определенные, характерные для него социальные роли. Роли, которые данный человек чаще других берет на себя и в которые он вживается настолько, что они становятся типичными для него в самых разных жизненных ситуациях, начинают определять этого человека как личность. Теория социальных ролей утверждает, что эти роли и являются главной характеристикой личности данного человека. Существует несколько разновидностей личностных психологических теорий ролей. Один из наиболее известных вариантов такой теории был предложен американским психологом Э.Берном. Согласно его концепции человек чаще других берет на себя и играет следующие социальные роли: роль ребенка, роль родителя и роль взрослого человека. Роль ребенка проявляется в том, что взрослый человек продолжает ощущать себя ребенком и на самом деле ведет себя как ребенок там, где он должен поступать как взрослый. Это, в частности, проявляется в том, что он, например, ведет себя безответственно, капризничает, предъявляет окружающим людям повышенные требования, касающиеся заботы о нем, и т.д. При этом он сам не заботится об окружающих людях и считает это вполне нормальным. Словом, такой человек ведет себя по отношению к другим взрослым людям, как ребенок, а им отводит роль своих «родителей». Если человек ведет себя так, как будто те, кто его окружает, его дети, безответственные, беспомощные, не самостоятельные, не вполне разумные и за ними нужен постоянный уход — он чувствует себя в роли родителя. Роль родителя психологически проявляется в том, что человек сам, не считаясь с мнениями других людей, берет на себя ответственность за них, навязывает свою заботу, предъявляет им требования как к детям, обращается с ними как с детьми, например, наказывает, поучает и т.п. Роль взрослого человека состоит в том, что человек действительно ведет себя так, как обычно ведут и должны вести себя взрослые люди в отношении друг друга. В этом случае люди уважают личную свободу и независимость каждого, признают друг за другом право вести себя так, как сами считают нужным, уважают друг друга, доверяют друг другу, не считают себя вправе требовать, настаивать, наказывать друг друга, как обычно поступают родители по отношению к своим детям. Все три роли, по мнению Берна, сочетаются в поведении каждого человека, и их индивидуальное сочетание представляет индивидуальную структуру личности соответствующего человека.