Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 18:58, контрольная работа

Описание

1.Понятие и виды общения. Роль общения в психическом развитии человека. Вербальный и невербальный язык общения.
2.Психологические закономерности восприятия людьми друг друга.

Работа состоит из  1 файл

психология.docx

— 55.02 Кб (Скачать документ)

Тема №5.

1.Понятие и  виды общения. Роль общения  в психическом развитии человека. Вербальный и невербальный язык  общения.

Понятие и виды общения. Определение общения. Содержание, цели и средства общения. Общность и рааличия содержания, целей и средств общения у человека и животных. Виды общения у человека и животных, их дифференциация по содержанию, целям и средствам. Непосредственное и опосредствованное общение. Биологическое, материальное, когнитивное и кондиционное общение. Деловое и личностное общение. Инструментальное и целевое общение. Вербальное и невербальное общение. Общение и деятельность как интеллектуально и личностно развивающие человека формы социальной активности, взаимно дополняющие друг друга. 
Роль общения в психическом развитии человека. Необходимость для человека повседневного общения с другими людьми для интеллектуального и нравственного развития. Особая роль раннего онтогенетического общения для последующего психического развития индивида. Значение различных видов общения: делового и личностного, материального и когнитивного, кондиционного и целевого, биологического и социального, непосредственного и опосредствованного, вербального и невербального — для разностороннего интеллектуального и личностного развития человека.

Вербальный и  невербальный язык общения. Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью(2-3 лет). Кроме этого, само по себе невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития, Что же касается вербального общения и его роли в психическом развитии индивида, то ее трудно переоценить, Оно связано с усвоением речи, а она, как известно, лежит в основе всего развития человека, как интеллектуального, так и собственно личного.

2.Психологические  закономерности восприятия людьми  друг друга.

Существенная сторона  общения — восприятие людьми друг друга, формирование отношения к  личности другого (перцептивная сторона общения). Это отношение формируется с учетом представлений человека о том, как он выглядит в глазах своего партнера по общению.

Характер отношений  человека в значительной мере зависит  от имеющихся у него и активно  действующих в данный момент стереотипов — упрощенных образов другого, возникающих на основе отрывочных, часто поверхностных сведений. Так, например, представление о человеке может быть составлено с учетом только его возраста, пола, профессии, национальности.

Формирование нашего отношения к другому человеку происходит также под действием  стремления понять мотивы его поведения путем постановки себя на его место.

Восприятие другого  человека, отношение к нему может  существенно меняться в зависимости  от актуальных для нас в данный момент проблем.

Помимо влияния  актуальных проблем в психологии зафиксирована сильная зависимость  восприятия другого от отношения к самому себе. Оказывается, чем выше уровень самоприятия, тем вероятнее доброжелательное отношение к другому. Заметьте, что речь идет не о самооценке, т. е. не об уровне оценки своих способностей, заслуг и т. п., а о самоприятии — добром отношении к такому себе, какой я есть — со всеми своими недостатками, изъянами, горестями и неудачами. По-видимому, в этом случае относиться к другому с симпатией помогает человеку собственный опыт самоприятия, выработанное умение за шелухой неудач и недостатков чувствовать, понимать и уважать самоценность человека.

Наше отношение  к человеку может сильно меняться в зависимости от того, насколько опасна ситуация, в которой происходит взаимодействие. Если опасность для нас общая и преодолеть ее легче сообща, то уровень симпатии чаще всего возрастает. Если источник опасности — сам собеседник, то это делает его в наших глазах менее привлекательным, чем раньше.

Еще более сильными факторами, влияющими на уровень  нашей симпатии и антипатии к  человеку, оказываются его потенциальные возможности (сила в широком смысле слова) и внешность. Если расположить указанные выше факторы по степени их влияния на уровень симпатии — антипатии, то их места распределятся следующим образом.

  1. Первое место займет сила, влияние, могущество как способность решать сложные задачи разного рода (финансовые, экономические, научные, производственные и т. д.).
  2. На втором месте окажется внешность человека. При этом следует учитывать, что привлекательная внешность не способствует формированию симпатии, если становится очевидным стремление человека использовать свою привлекательность для манипуляций другими.
  3. На третьем месте по степени влияния на результат межличностного восприятия следует расположить характер взаимодействия. Научные исследования и повседневная практика свидетельствуют:
    • чем больше оказывается услуг, не предписанных нормами поведения, тем в большей степени они влияют на уровень симпатии к человеку (услуги, представляющие собой разновидность нормативного поведения, такого воздействия обычно не имеют);
    • чем услуги индивидуализированнее, тем они кажутся ценнее (если услуга оказывается всем без разбора, то ее ценность ставят под сомнение);
    • услуги, предполагающие ответные услуги, могут восприниматься как вымогательство (следует учитывать, что услуги типа взяток вызывают скрытую неприязнь и у того, кто их принимает, так как дающий — свидетель и напоминание того, как берущий «утерял свое лицо»).

4.На четвертом  месте по степени влияния на  характер взаимовосприятия находится соотношение свойств воспринимающего и воспринимаемого. Выведен даже эмпирический закон аттракции (от лат. attrahere — привлекать, притягивать) привлекательности, притягательности: чем больше общего между людьми (и важного, и второстепенного), тем выше их взаимная симпатия. Сила такого суммирования тем выше, чем меньше у людей времени для более детального знакомства.

Далее следует поместить  субъективное восприятие ситуации.

При этом, как уже  было отмечено выше, большое влияние  на характер взаимовосприятия может оказывать наличие или отсутствие опасности:

  • если существует общий для людей источник тревоги, то симпатия возрастает (единение перед лицом общего врага по принципу «против кого дружить»), что особенно заметно в условиях, когда источник тревоги имеет неясный характер;
  • если источник тревоги для меня — мой партнер, то он становится менее симпатичным.

И наконец, замыкает этот перечень существенных факторов взаимовосприятия упомянутое выше отношение человека к самому себе:

  • на высокий уровень симпатии, готовность к доброжелательному восприятию других наиболее сильное влияние оказывает самоприятие человека, т. е. принятие себя таким, какой он есть, — сказывается наличие опыта самопрощения;
  • тяготению к антипатии в отношении к другим способствует сочетание высокой самооценки и недовольства собой в целом (если человек считает себя способным ко многому и при этом сам к себе беспощаден, то по отношению к другим он часто беспощаден вдвойне).

Если кратко охарактеризовать динамику развития эмоционального приятияодного человека другим, то прежде всего следует выделить такие этапы:

  • формирование симпатии к другому как результат положительной оценки его отдельных качеств (хорошего здоровья, приятной внешности, влиятельности и т. п.);
  • приятие другого как позитивный результат сравнения его и своих ценностей;
  • притягательность контактов с другим как результат согласованности социально-ролевого взаимодействия с ним.

Выделенные этапы  носят достаточно условный характер и не являются строго заданной последовательностью. Но в ряде случаев, как, например, при  формировании семьи, эти этапы наблюдаются  достаточно отчетливо.

  • Так, первоначальное знакомство может состояться как пролог к серьезным отношениям, если человек обладает для нас субъективной привлекательностью.
  • Решение вступить в брак требует согласования базовых жизненных ценностей, положительного ответа на вопрос о том, смогу ли я с таким человеком жить вместе.
  • А уже на этапе собственно супружеской жизни мы вынуждены проходить черезчереду согласования тех ролей, которые играем в семье. Взаимодополняющий характер ролей, как правило, способствует усилению взаимоприятия, а их конкурирующий характер может стать серьезным испытанием для чувств супругов (вспомните хотя бы знаменитое «семейная лодка разбилась о быт»).

Часто для того чтобы  понравиться собеседнику, произвести на него впечатление, мы демонстрируем наши возможности, показатели нашей силы разного рода. При этом кто-то пытается демонстрировать рельефную мускулатуру, кто-то интеллектуальную мощь, кто-то свои связи с сильными мира сего, а кто-то — принадлежность к их числу.

3.Эмоциональные  межличностные отношения: дружба, любовь, вражда, одиночество.

Дру́жба — бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются доверие и терпение. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями. Обязательным условием существования дружеских связей является отсутствие межличностной конкуренции в кругу друзей, относительно равное положение в социальной лестнице.

Любо́вь — чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии. Любовь рассматривается также как философская категория, в виде субъектного отношения, интимного избирательного чувства, направленного на предмет любви.

Одино́чество — социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и/или со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции. В рамках этого понятия различают два различных феномена — позитивное (уединенность) и негативное (изоляция) одиночество, однако чаще всего понятие одиночества имеет негативные коннотации.

Проблема определения  одиночества связана с многообразием  трактовок этого понятия у  разных исследователей: чувство одиночества  и социальная изоляция; болезненное  переживание вынужденной изоляции и добровольное уединение, связанное  с экзистенциальным поиском. Чувство  одиночества исполняет регулятивную функцию и включено в механизм обратной связи, помогающий индивиду регулировать оптимальный уровень межличностных  контактов. Однако физическая изоляция человека не всегда приводит к одиночеству.

Одиночество может испытывать молодой человек или девушка, которые не могут найти себе подходящего  партнёра, или пожилой человек, утративший знакомых и близких и не умеющий  найти общий язык с молодым  поколением. Одиночество нередко  переживают люди с инертной нервной  системой, с трудом завязывающие новые  контакты, медленно привыкающие к  новым знакомым. В крайнем случае одиночество может привести к депрессии.

Напоминает одиночество, но в то же время не носит такого глубокого характера, нехватка обратной связи, обусловленная либо ситуацией, либо темпераментом (психологическим типом) данного человека. В свою очередь, одиночество может быть обусловлено глубокими патологическими изменениями в психике индивида (см., напр., аутизм).

Существует ряд психологических  факторов, которые способствуют одиночеству. Например, это может быть низкая самооценка, которая приводит к избеганию контактов с другими людьми из-за страха подвергнуться критике, что, в свою очередь, создаёт порочный круг — в результате отсутствия контактов самооценка ещё больше падает. Слабые навыки общения также способствуют возникновению одиночества. Люди с плохо развитыми навыками межличностного общения, низкой социализацией из-за страха потерпеть неудачу в отношениях или попасть в психологическую зависимость также нередко стремятся к одиночеству, особенно если у них уже есть неудачный опыт общения с другими людьми. Одиночество как состояние нередко выражается в музыке, кино, литературе и поэзии.

Тема №6.Психология малых групп.

1.Понятие о  малых группах, их классификация.  Положительное и отрицательное  воздействие группы на личность.

Малая группа — это небольшое по размеру  объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием.

Условные группы — это группы, объединенные по какому-то общему признаку, например по возрасту, полу и т. д.  
 
Реальные группы — это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности. Они бывают естественными и лабораторными. Лабораторные — это группы, созданные в интересах их научного изучения. 
 
Формальные группы — это группы, которые имеют структуру, официально заданную извне.  
 
Формальная группа функционирует в соответствии с заранее установленными, обычно общественно фиксируемыми целями, положениями, инструкциями, фирменными стандартами.  
 
Неформальные группы — это группы, которые образуются на основе личностных предпочтений. Неформальная группа складывается на основе личных симпатий и антипатий ее членов. 
 
Диффузные группы — это группы случайные, в которых люди объединены лишь общими эмоциями и переживаниями. 

ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ  ГРУППЫ НА ЛИЧНОСТЬ  
Если о положительном воздействии группы на индивида (коллектива на личность) много и хорошо написано и педагогической, социологической и психологической литературе, то о фактах отрицательного воздействия известно немного. Во всяком случае, до недавнего времени из-за определенной идеологизации психологи и педагоги об этих фактах предпочитали умалчивать. В этой связи мы уделим рассмотрению и анализу этих фактов несколько больше внимания, чем отведено на представление влияния группы на индивида в положительном свете. Особенно много данных о возможном отрицательном влиянии группы на индивида накоплено в социальной психологии малых групп, начало которой было положено исследованиями отечественных и зарубежных ученых, проведенными еще в начале XXв. 
Поначалу психологи, заинтересованные в решении данного вопроса, в качестве объекта исследования использовали большие социальные общности типа толпы и неорганизованной массы людей, и только затем внимание переместилось на изучение влияния малой группы на индивида. 
Французский исследователь Г.Лебон в книге под кратким названием «Толпа», опубликованной в 1895 г., попытался вывести общие законы поведения человека в неорганизованной общности людей. Он утверждал, что средний человек в массе людей, в толпе обнаруживает более низкий уровень интеллекта, чем вне ее. В толпе он более доверчив, агрессивен, ожесточен, нетерпелив, аморален и даже способен вести себя на уровне животного. Очевидно, Г.Лебон преувеличивал отрицательное влияние толпы на индивида, но тем не менее в его суждениях и выводах содержалась определенная доля истины. Ее подтвердили последующие экспериментальные исследования. Те специфические изменения в психологии и поведении человека под влиянием толпы, на которые одним из первых обратил внимание Лебон, внимательно исследованы в социальной психологии под названиями «обезличивание» и «деиндивидуализация». 
Было показано, что, когда, человек испытывает на себе влияние некоторой достаточно большой социальной общности, внутренне не организованной, в его психологии и поведении в большей степени проявляется то общее, что свойственно данной группе, и в гораздо меньшей степени то, что составляет его собственную индивидуальность. Человек в толпе нередко перестает быть личностью, поэтому данный феномен получил название «обезличивание».

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"