Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 18:58, контрольная работа

Описание

1.Понятие и виды общения. Роль общения в психическом развитии человека. Вербальный и невербальный язык общения.
2.Психологические закономерности восприятия людьми друг друга.

Работа состоит из  1 файл

психология.docx

— 55.02 Кб (Скачать документ)

 

 2.Основные категории педагогики: образование, обучение, воспитание, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие.

Воспитание -- целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В педагогике понятие «воспитание» употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении. В широком социальном смысле воспитание -- это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы -- словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны  общественных институтов с целью  формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

В широком педагогическом смысле воспитание -- это специально организованное, целенаправленное и  управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью  формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание -- это процесс и результат  воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Следующая основная категория  педагогики -- обучение. Это специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями. Основу обучения составляют знания, умения, навыки (ЗУН), выступающие со стороны преподавателя в качестве исходных (базовых) компонентов содержания, а со стороны учеников -- в качестве продуктов усвоения. Знания -- это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности. Умения -- готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Навыки -- компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.

Сообщая обучаемым те или  иные знания, педагоги всегда придают  им необходимую направленность, формируя как бы попутно, а на самом деле весьма обстоятельно важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и многие другие установки. Поэтому  обучение имеет воспитывающий характер. Точно так же мы должны признать, что в любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обучая -- воспитываем, воспитывая -- обучаем. Области  понятий «воспитание» и «обучение» частично перекрываются.

Образование -- результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах. Образование -- это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый. В XIX в. получение образования отождествлялось с формированием человека. Сейчас огромный объем знаний, накопленных человечеством, не позволяет утверждать, что человек когда-нибудь овладеет всеми ими в полном объеме даже после очень длительного обучения.

Педагогическая деятельность – это деятельность, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно-практического опыта от поколения к поколению. Педагогическая деятельность состоит из двух видов: научной и практической.

Педагогическое  взаимодействие - процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебновоспитательной работы и направленный на развитие личности ребенка

 

3.Закон РФ "Об образовании". Образовательная система России. Цели и содержание непрерывного  образования.

Системы образования (в России и за рубежом), в отличие от обычных системных  объектов, являются в широком смысле исторически изменяющимися, зависящими от конкретного этапа развития общества (цивилизации). В соответствии с этими  этапами периодически происходит переориентация их целей, функций, приоритетных направлений  развития, появление новых образовательных структур и соответствующих социальных институтов. При этом проблемы передачи исторического опыта, знания от поколения к поколению актуализируются в периоды революционных преобразований общества.

Одна  из основных целей непрерывного образования -- расширение и диверсификация образовательных  услуг, дополняющих базовое школьное или вузовское обучение. Этим признается недостаточность или неспособность  базовой системы научить человека всему, что ему придется делать в  течение трудовой жизни. Непрерывное  образование приравнивается к образованию  взрослых, так как речь идет о  различных формах переподготовки, повышения  квалификации и культурного уровня людей, преодолевших обычный возраст  базового обучения.

Непрерывное образование предполагает многообразие и гибкость применяемых видов  обучения, его гуманизацию, демократизацию и индивидуализацию. Важная особенность непрерывного образования - его устремленность в будущее, на решение проблем развития общества на основе использования полученных профессиональных знаний до получения высшей квалификации; переподготовку и переход к более сложной и престижной профессии.

 

4.Образование как общечеловеческая  ценность, как социокультурный феномен и педагогический процесс. Самообразование руководителя АПК.

В современную эпоху образование  стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. От его  направленности и эффективности  сегодня во многом зависят перспективы  человечества.

Любое общество существует лишь в  том случае, если его члены следуют  принятым в нём ценностям и  нормам поведения.

Человек становится личностью в  процессе социализации, благодаря которой  он развивается, обретает способность  выполнять социальные функции. Целенаправленно  организованный процесс управления социализацией и называется образованием, которое представляет собой сложнейший социально исторический феномен  со множеством сторон и аспектов.

Педагогические, как и другие, ценности, зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе. Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность. Они выступают как  познавательно действующая система, которая опосредует и связывает  сложившееся мировоззрение в  области образования и деятельность педагога.

Педагогический процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств  обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач  образования, направленных на удовлетворение потребностей как общества, так и  самой личности в ее развитии и  саморазвитии.

Педагогический процесс осуществляется в специально организованных условиях, которые связаны прежде всего  с содержанием и технологией  педагогического взаимодействия. Таким  образом, выделяются два компонента педагогического процесса и системы: содержание образования и средства образования (материально-технические  и педагогические - формы, методы, приемы).

Тема №8.Обучение и воспитание: принципы и методы.

1.Обучение-важнейшая составная  часть подготовки современного  специалиста. Функции обучения.

Обучение, процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жизни и труду. В процессе О. реализуются цели образования и воспитания. Главный путь получения образования — О. в учебных заведениях различного типа, однако О. осуществляется не только в учебно-воспитательных заведениях, но и в семье, на производстве, в быту и др. сферах. Помимо специально организуемого О., проводимого в определённом режиме под руководством преподавателей, большое значение имеет самообучение, обычно называемое самообразованием.

Процессы  учения и обучения (преподавания) представляют собой две особые, хотя и взаимосвязанные  формы деятельности учащегося и  учителя и отражают двойственный характер процесса обучения.

Научная теория процесса обучения включает в себя разработку таких приемов и способов организации познавательной деятельности учащихся, которые обеспечивают эффективное  усвоение ими знаний, выработку умений и навыков и формирование способностей.

В определении  обучения, даваемом современной педагогикой, подчеркивается взаимодействие учителя  и учащегося. Признавая важность и значимость современных тенденций  и в понимании сущности процесса обучения, надо все же подчеркнуть  руководящую и направляющую деятельность учителя, который и при самой  высокой активности и самостоятельности  учащихся всегда выступает организатором  их познавательной деятельности. В  его функции входит также планирование, стимулирование, контроль, анализ результатов  и учебного труда 

Дидактика -- это отрасль педагогики, направленная на изучение и раскрытие теоретических  основ организации процесса обучения (закономерностей, принципов, методов  обучения), а также на поиск и  разработку новых принципов, стратегий, методик, технологий и систем обучения.

Выделяют  общую и частную (предметную методику обучения) дидактику. Так сформировались методики обучения для отдельных  учебных дисциплин (методика обучения математике, обучения физике, обучения иностранному языку).

Обучение, преподавание, учение -- основные категории дидактики.

Обучение -- это  способ организации образовательного процесса. Оно является самым надежным путем получения систематического образования. В основе любого вида или  типа обучения заложена система: преподавание и учение.

Образовательная функция. Основной смысл образовательной функции состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений, навыков с целью их использования на практике. Конечным результатом реализации образовательной функции является действенность знаний, выражающаяся в сознательном оперировании ими, в способности мобилизовать прежние знания для получения новых, а также сформированность важнейших как специальных (по предмету), так и общеучебных умений и навыков. 

Воспитывающая функция. Воспитывающий характер обучения - отчетливо проявляющаяся закономерность, действующая непреложно в любые эпохи и в любых условиях. Воспитывающая функция органически вытекает из самого содержания, форм и методов обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися. Объективно обучение не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности. Формирование личности вообще невозможно без усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований.

Развивающая функция. Так же как воспитывающая функция, развивающий характер обучения объективно вытекает из самой природы этого социального процесса. Правильно поставленное обучение всегда развивает, однако развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. Эта специальная направленность обучения на развитие личности ученика получила закрепление в понятии развивающего обучения.  
 
В контексте традиционных подходов к организации обучения осуществление развивающей функции, как правило, сводится к развитию речи и мышления, поскольку именно развитие вербальных процессов нагляднее других выражает общее развитие ученика. Однако это сужающее развивающую функцию понимание направленности обучения упускает из виду, что и речь, и связанное с нею мышление эффективнее развиваются при соответствующем развитии сенсорной, эмоционально-волевой, двигательной и мотивационно-потребностной сфер личности. Таким образом, развивающий характер обучения предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы. 

2.Общие формы организации  учебной деятельности. Модели обучения.

3.Методы, приемы, средства  организации и управления педагогическим  процессом.

4.Воспитание:сущность, цель, функции.

5.Методы воспитания. Самовоспитание  руководителя АПК.


Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"