Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 18:58, контрольная работа

Описание

1.Понятие и виды общения. Роль общения в психическом развитии человека. Вербальный и невербальный язык общения.
2.Психологические закономерности восприятия людьми друг друга.

Работа состоит из  1 файл

психология.docx

— 55.02 Кб (Скачать документ)

ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ  ОБЩНОСТИ НА ИНДИВИДА 
Давно замечено, и это наблюдение отчетливым образом отразилось в теориях личности, что группа оказывает существенное влияние на психологию и поведение индивида. Часть изменений, порождаемых психологическим влиянием группы, исчезает, как только человек выходит из сферы воздействия группы, другие продолжают существовать, оставляя заметный след в личности и при определенных условиях превращаясь в личностные черты. 
Можно с некоторыми оговорками принять тот факт, что человек как личность есть продукт, результат многочисленных остаточных групповых влияний, что почти все (за исключением генетически и физиологически обусловленных особенностей) в его психологии и поведении складывается и закрепляется под влиянием участия в деятельности различных социальных больших и малых групп. Каждая из значимых (референтных) социальных групп вносит свой вклад в психологию и поведение личности, и этот вклад отнюдь не является однозначно положительным или отрицательным. Он различен, и об этом в первую очередь свидетельствует наличие у людей множества достоинств и недостатков, большую часть которых они приобрели, находясь в группах. 
Рассмотрим в обобщенном виде основные факты, свидетельствующие о положительном и отрицательном влиянии группы на индивида. 
Положительное влияние группы на формирование и развитие личности состоит в следующем (далее эти положения раскрываются подробнее): 
1.  В группе индивид встречается с людьми, которые являются для него основным источником духовной культуры. 
2.  Отношения между людьми, складывающиеся в группах, несут в себе позитивные социальные нормы и ценностные ориентации, которые усваиваются личностью, включенной в систему групповых взаимоотношений. 
3.  Группа является таким местом, где индивид отрабатывает свои коммуникативные умения и навыки. 
4. От участников группы индивид получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя, сохранять и укреплять все положительное в своей личности, избавляться от отрицательного и недостатков. 
5.  Группа снабжает индивида системой положительных эмоциональных подкреплений, необходимых для его развития. 
Лишь постоянное общение индивида с более развитыми, чем он сам, личностями, обладающими ценными знаниями, умениями и навыками, обеспечивает ему возможность приобщения к соответствующим духовным ценностям. Почти у каждого человека есть чему научиться у других людей, и практически в каждой группе он встречает таких людей.

2.Социально-психологическая  организация группы. Психологические  роли и статусы. Стили руководства.

3.Социализация: понятие, институты, механизмы и этапы.

Социализация – процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает в себя как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование.

Механизмы социализации.

По Г. Тарду(1843-1904) существуют следующие механизмы социализации:

- Закон подражания (повторения): дети подражают взрослым, подчиненные – руководителям. Моды, традиции и ритуалы зиждятся на подражании.

- Закон противопоставления. Это противостояние происходит в душе каждого человека, который выбирает одну из нескольких моделей поведения.

- Закон приспособления. В процессе борьбы идей и людей происходит их адаптация друг к другу с достижением согласия и компромисса.

Э. Дюркгейм, критикуя концепцию подражания, считает важным механизмом социализации принуждение индивида обществом, социальный контроль.

По П. А. Сорокину механизмами социализации являются: 1) имитация; 2) идентификация (осознание принадлежности к той или иной общности); 3) стыд (индивидуальный контроль); 4) вина (социальный контроль).

Институты социализации.

Агенты социализации – это те, кто влияет на процесс научения, в решающей степени формируют его. К ним относятся люди и социальные институты.

Семья – один из определяющих агентов социализации. Оказывает функциональное воздействие не только на формирование и социализацию, но и становление всей структуры личности. «Семья, - пишет П. Штомка, - должна быть настолько прочной, чтобы обеспечить опеку и заботу о человеке в относительно длительный промежуток времени, охватывающий его младенчество и детство» (С. 409). Эмпирические исследования показывают, что в конфликтных или безотцовских семьях процент детей с отклоняющимся поведением значительно выше.

Группа ровесников выполняет функцию «охраны» от авторитета взрослых в процессе социализации. Обеспечивает появление таких качеств личности как самостоятельность, независимость, социальное равенство. Позволяет проявлять социализирующейся личности новые эмоции и чувства, невозможные в семье, новые социальные связи, статусы и роли (лидер, равные партнеры, изгой, маргинал).

Школа действует как общество в миниатюре. Дает новые знания и навыки социализации, развивает интеллект, формирует ценности и нормы поведения. В отличие от семьи позволяет понять значение формальных статусов и ролей (учитель как формальный и временный начальник). Школа более авторитарна, рутинизирована. Ее социальное пространство обезличено, так как учителя не могут быть такими же ласковыми, как родители; к тому же любой учитель может быть заменен другим.

Средства массовой информации формируют ценности, образы героев и антигероев, дают образцы поведения, знания о структуре общества. Действуют обезличенно, формально.

Армия осуществляет специфическую, вторичную социализацию (ресоциализацию). Разность ценностей и стереотипов поведения гражданской и военной жизни проявляется резко и часто вызывает у молодых солдат социальный протест. Это тоже своеобразный институт социализации, форма освоения новых социальных норм. Важно, чтобы процессы протекали на невысоком уровне конфликтности.

Этапы социализации.

Социализация – продолжающийся всю жизнь процесс, от рождения до смерти. Жизненный цикл людей связан с разнообразными социальными структурами. Некоторые из этих структур имеют дело с детством, хотя общества значительно различаются в своем определении детства. Объем детских знаний, усвоенных за относительно короткий период, огромен. Многие психологи и социологи считают этот период основополагающим в процессе социализации.

Отрочество в большей части мира – промежуток человеческой жизни, который обществом отчетливо не выделяется. Хотя именно в этот период люди претерпевают психологические изменения, связанные с половым созреванием и часто принимают на себя ответственность взрослых с 13 лет и даже раньше. По мнению Эрика Эриксона, главная задача отрочества создать и утвердить устойчивую тождественность обществу. Но отрочество не всегда бурный, непокорный период.

Проблемы, стоящие  перед молодыми, вращаются вокруг работы и любви. В идеале эти проблемы развивают способность чувствовать ответственность, испытывать доверие и поддержку и предполагают взаимоотношения с другими индивидами. Они закладывают основу для их карьеры. На этом пути молодые испытывают влияние возрастных норм и стремятся сопоставить свои личные «часы» по культурным, социальным часам. Некоторые ученые-социологи рассматривали стадии, через которые молодежь обычно проходит. Другие полагали, что непредвиденные случаи играют более важную роль в развитии.

В среднем возрасте(зрелости) основные задачи остаются во многом теми же, что и в молодости. По мнению многих западных социологов, работа становится определяющей и для мужчин, и для женщин. Хотя экономические соображения доминируют, люди работают не только по этой причине. Люди работают для того, чтобы устроить свое время, для общения с другими людьми, чтобы убежать от скуки или поддержать положительный имидж. Они проходят средний возраст, сталкиваясь с вариациями изменяющихся обстоятельств и вызовов, к которым они должны адаптироваться.

Подобно другим периода  человеческой жизни, время, когда начинается старость, - предмет социального определения. Кроме того, общества различаются по степени престижа и достоинства, которые они предоставляют пожилым. Пожилой возраст влечет за собой потерю некоторых социальных ролей. Одна из наиболее важных из них – отставка с работы. Некоторые социологи изображают отставку с работы в отрицательном свете. В общем, когда люди здоровы и их доходы соответствуют требованиям, они обычно выражают удовлетворение отставкой. Много стариков, которые были женаты, испытывают другие ролевые потери. У женщин больше вероятности стать вдовами, чем у мужчин вдовцами.

Диагноз неминуемой смерти требует, чтобы индивиды установили новое определение себя. Это вызывает присвоение социального статуса, который  не всегда присутствует в социальной структуре, но образует направление  испытания смертью. Изменения в  медицинской технологии и социальные условия сделали смерть другим испытанием, чем это было раньше. Смерть в  современном мире часто удлиняется в сроках и опутывается бюрократическими формальностями.

Тема №7.Педагогика как наука.

1.Объект,предмет и задачи  педагогики. Место педагогики в  системе научного познания.

Педаго́гика (др.-греч. παιδαγωγική — искусство воспитания, от παῖς — ребёнок и ἄγω — веду) — наука о воспитании и обучении человека.

Объект педагогики. А. С. Макаренко -- ученый и практик, кото-рого трудно обвинить в пропаганде «бездетной» педагогики, в 1922 г. сформулировал мысль о специфике объекта педагогической на-уки. Он писал, что многие считают объектом педагогического ис-следования ребенка, но это неверно. Объектом исследования на-учной педагогики является «педагогический факт (явление)». При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследовате-ля. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изу-чает целенаправленную деятельность по развитию и формирова-нию его личности.

Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет  не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педа-гогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объек-том педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целена-правленной деятельности общества. Эти явления получили назва-ние образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

Предмет педагогики. Предмет педагогики -- это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специаль-ных социальных институтах (семье, образовательных и культур-но-воспитательных учреждениях). Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (об-разования) как фактора и средства развития человека на протя-жении всей его жизни.

На этой основе педагогика разрабатывает теорию и техноло-гию его организации, формы и методы совершенствования дея-тельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.  Задачи педагогики. Педагогическое науковедение выделяет несколько классов задач по разным основаниям. Рассмотрим классы постоянных и временных задач, решаемых пе-дагогической наукой.

Постоянные задачи:

· Приоритетной постоянной задачей педагогической науки является задача ВСКРЫТИЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ в  областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными  системами. Зако-номерности в педагогике трактуются как связи между преднамеренно созданными или объективно существую-щими условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов выступает обученность, воспитанность, разви-тость личности в конкретных ее параметрах.

· В состав постоянных, т.е. непреходящих задач педаго-гической науки, входит далее и такая задача, как ИЗУЧЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ, ОПЫТА педаго-гической деятельности. Профессиональная образователь-но-воспитательная работа по своему существу всегда твор-ческая. Непрерывное накопление рациональных средств эффективного влияния на учащихся -- неотъемлемая черта труда любого педагога-практика. Многие учителя вошли в историю отечественного образования как создатели ори-гинальных педагогических технологий. Однако, любые образцы творчества учителей не могут найти своего места в системе педагогических ценностей без теоретического обоснования и научной интерпрета-ции. Роль науки состоит в том, чтобы проникнуть в сущ-ность находок, выявить то, что соответствует индивиду-альности учителя-новатора, неповторимо, что поддается генерализации и может превратиться во всеобщее достоя-ние.

· К важнейшим постоянным задачам принято относить ПРОГНОЗИРОВАНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ на ближайшее и от-даленное будущее. Область педагогической прогностики охватывает все горизонты образовательной инфраструкту-ры и самой науки. Без научных прогнозов невозможно управлять педагогической политикой, экономикой образо-вания, совершенствованием собственно педагогической деятельности, системами управления и др.

· Среди сравнительно новых  задач педагогической нау-ки, возникших в последние десятилетия, называют задачу ВНЕДРЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПРАК-ТИКУ. Авторы научных разработок в области образования и вос-питания уже на старте проектируют заданные параметры будущего продукта, категории пользователей, условия успешного применения, ожидаемые положительные по-следствия в труде пользователей, формы представления итогов работы на рынок интеллектуальных услуг, стои-мость работы и обратную связь с пользователем для автор-ского надзора за качеством и последствиями внедрения своих разработок.

Временные задачи. Гораздо богаче и разнообразнее задачи, которые условно отнесены к классу временных. Их число, масшта-бы, сложности, наукоемкость, непредсказуемость, острота, отражают необозримое богатство педагогической действи-тельности. Возникновение их диктуется потребностями практики и самой науки. Многие из них не поддаются предвидению. Поэтому возникают потребности в научных подразделениях типа "быстрого реагирования". Примера-ми временных задач могут быть такие, как создание би-блиотек электронных учебников, разработка стандартов педагогического профессионализма, выявление типичных стрессов в работе учителей, создание дидактических основ обучения хворающих школьников, разработка тестов уровней педагогического мастерства, выявление факторов выбора школьниками профессии, анализ природы типо-вых конфликтов в отношениях учитель-ученик. Даже та-кие микромасштабные задачи, как, например, анализ при-чин возникновения познавательной лености студентов, природа стимулов учебной активности будущих учителей и бесчисленное множество других.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"