Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 18:58, контрольная работа
1.Понятие и виды общения. Роль общения в психическом развитии человека. Вербальный и невербальный язык общения.
2.Психологические закономерности восприятия людьми друг друга.
ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
ОБЩНОСТИ НА ИНДИВИДА
Давно замечено, и это наблюдение отчетливым
образом отразилось в теориях личности,
что группа оказывает существенное влияние
на психологию и поведение индивида. Часть
изменений, порождаемых психологическим
влиянием группы, исчезает, как только
человек выходит из сферы воздействия
группы, другие продолжают существовать,
оставляя заметный след в личности и при
определенных условиях превращаясь в
личностные черты.
Можно с некоторыми оговорками принять
тот факт, что человек как личность есть
продукт, результат многочисленных остаточных
групповых влияний, что почти все (за исключением
генетически и физиологически обусловленных
особенностей) в его психологии и поведении
складывается и закрепляется под влиянием
участия в деятельности различных социальных
больших и малых групп. Каждая из значимых
(референтных) социальных групп вносит
свой вклад в психологию и поведение личности,
и этот вклад отнюдь не является однозначно
положительным или отрицательным. Он различен,
и об этом в первую очередь свидетельствует
наличие у людей множества достоинств
и недостатков, большую часть которых
они приобрели, находясь в группах.
Рассмотрим в обобщенном виде основные
факты, свидетельствующие о положительном
и отрицательном влиянии группы на индивида.
Положительное влияние группы на формирование
и развитие личности состоит в следующем
(далее эти положения раскрываются подробнее):
1. В группе индивид встречается с людьми,
которые являются для него основным источником
духовной культуры.
2. Отношения между людьми, складывающиеся
в группах, несут в себе позитивные социальные
нормы и ценностные ориентации, которые
усваиваются личностью, включенной в систему
групповых взаимоотношений.
3. Группа является таким местом, где индивид
отрабатывает свои коммуникативные умения
и навыки.
4. От участников группы индивид получает
информацию, позволяющую ему правильно
воспринимать и оценивать себя, сохранять
и укреплять все положительное в своей
личности, избавляться от отрицательного
и недостатков.
5. Группа снабжает индивида системой положительных
эмоциональных подкреплений, необходимых
для его развития.
Лишь постоянное общение индивида с более
развитыми, чем он сам, личностями, обладающими
ценными знаниями, умениями и навыками,
обеспечивает ему возможность приобщения
к соответствующим духовным ценностям.
Почти у каждого человека есть чему научиться
у других людей, и практически в каждой
группе он встречает таких людей.
2.Социально-психологическая
организация группы. Психологические
роли и статусы. Стили
3.Социализация: понятие, институты, механизмы и этапы.
Социализация – процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает в себя как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование.
Механизмы социализации.
По Г. Тарду(1843-1904) существуют следующие механизмы социализации:
- Закон подражания (повторения): дети подражают взрослым, подчиненные – руководителям. Моды, традиции и ритуалы зиждятся на подражании.
- Закон противопоставления. Это противостояние происходит в душе каждого человека, который выбирает одну из нескольких моделей поведения.
- Закон приспособления. В процессе борьбы идей и людей происходит их адаптация друг к другу с достижением согласия и компромисса.
Э. Дюркгейм, критикуя концепцию подражания, считает важным механизмом социализации принуждение индивида обществом, социальный контроль.
По П. А. Сорокину механизмами социализации являются: 1) имитация; 2) идентификация (осознание принадлежности к той или иной общности); 3) стыд (индивидуальный контроль); 4) вина (социальный контроль).
Институты социализации.
Агенты социализации – это те, кто влияет на процесс научения, в решающей степени формируют его. К ним относятся люди и социальные институты.
Семья – один из определяющих агентов социализации. Оказывает функциональное воздействие не только на формирование и социализацию, но и становление всей структуры личности. «Семья, - пишет П. Штомка, - должна быть настолько прочной, чтобы обеспечить опеку и заботу о человеке в относительно длительный промежуток времени, охватывающий его младенчество и детство» (С. 409). Эмпирические исследования показывают, что в конфликтных или безотцовских семьях процент детей с отклоняющимся поведением значительно выше.
Группа ровесников выполняет функцию «охраны» от авторитета взрослых в процессе социализации. Обеспечивает появление таких качеств личности как самостоятельность, независимость, социальное равенство. Позволяет проявлять социализирующейся личности новые эмоции и чувства, невозможные в семье, новые социальные связи, статусы и роли (лидер, равные партнеры, изгой, маргинал).
Школа действует как общество в миниатюре. Дает новые знания и навыки социализации, развивает интеллект, формирует ценности и нормы поведения. В отличие от семьи позволяет понять значение формальных статусов и ролей (учитель как формальный и временный начальник). Школа более авторитарна, рутинизирована. Ее социальное пространство обезличено, так как учителя не могут быть такими же ласковыми, как родители; к тому же любой учитель может быть заменен другим.
Средства массовой информации формируют ценности, образы героев и антигероев, дают образцы поведения, знания о структуре общества. Действуют обезличенно, формально.
Армия осуществляет специфическую, вторичную социализацию (ресоциализацию). Разность ценностей и стереотипов поведения гражданской и военной жизни проявляется резко и часто вызывает у молодых солдат социальный протест. Это тоже своеобразный институт социализации, форма освоения новых социальных норм. Важно, чтобы процессы протекали на невысоком уровне конфликтности.
Этапы социализации.
Социализация – продолжающийся всю жизнь процесс, от рождения до смерти. Жизненный цикл людей связан с разнообразными социальными структурами. Некоторые из этих структур имеют дело с детством, хотя общества значительно различаются в своем определении детства. Объем детских знаний, усвоенных за относительно короткий период, огромен. Многие психологи и социологи считают этот период основополагающим в процессе социализации.
Отрочество в большей части мира – промежуток человеческой жизни, который обществом отчетливо не выделяется. Хотя именно в этот период люди претерпевают психологические изменения, связанные с половым созреванием и часто принимают на себя ответственность взрослых с 13 лет и даже раньше. По мнению Эрика Эриксона, главная задача отрочества создать и утвердить устойчивую тождественность обществу. Но отрочество не всегда бурный, непокорный период.
Проблемы, стоящие перед молодыми, вращаются вокруг работы и любви. В идеале эти проблемы развивают способность чувствовать ответственность, испытывать доверие и поддержку и предполагают взаимоотношения с другими индивидами. Они закладывают основу для их карьеры. На этом пути молодые испытывают влияние возрастных норм и стремятся сопоставить свои личные «часы» по культурным, социальным часам. Некоторые ученые-социологи рассматривали стадии, через которые молодежь обычно проходит. Другие полагали, что непредвиденные случаи играют более важную роль в развитии.
В среднем возрасте(зрелости) основные задачи остаются во многом теми же, что и в молодости. По мнению многих западных социологов, работа становится определяющей и для мужчин, и для женщин. Хотя экономические соображения доминируют, люди работают не только по этой причине. Люди работают для того, чтобы устроить свое время, для общения с другими людьми, чтобы убежать от скуки или поддержать положительный имидж. Они проходят средний возраст, сталкиваясь с вариациями изменяющихся обстоятельств и вызовов, к которым они должны адаптироваться.
Подобно другим периода человеческой жизни, время, когда начинается старость, - предмет социального определения. Кроме того, общества различаются по степени престижа и достоинства, которые они предоставляют пожилым. Пожилой возраст влечет за собой потерю некоторых социальных ролей. Одна из наиболее важных из них – отставка с работы. Некоторые социологи изображают отставку с работы в отрицательном свете. В общем, когда люди здоровы и их доходы соответствуют требованиям, они обычно выражают удовлетворение отставкой. Много стариков, которые были женаты, испытывают другие ролевые потери. У женщин больше вероятности стать вдовами, чем у мужчин вдовцами.
Диагноз неминуемой смерти требует, чтобы индивиды установили новое определение себя. Это вызывает присвоение социального статуса, который не всегда присутствует в социальной структуре, но образует направление испытания смертью. Изменения в медицинской технологии и социальные условия сделали смерть другим испытанием, чем это было раньше. Смерть в современном мире часто удлиняется в сроках и опутывается бюрократическими формальностями.
Тема №7.Педагогика как наука.
1.Объект,предмет и задачи педагогики. Место педагогики в системе научного познания.
Педаго́гика (др.-греч. παιδαγω
Объект педагогики. А. С. Макаренко -- ученый и практик, кото-рого трудно обвинить в пропаганде «бездетной» педагогики, в 1922 г. сформулировал мысль о специфике объекта педагогической на-уки. Он писал, что многие считают объектом педагогического ис-следования ребенка, но это неверно. Объектом исследования на-учной педагогики является «педагогический факт (явление)». При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследовате-ля. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изу-чает целенаправленную деятельность по развитию и формирова-нию его личности.
Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педа-гогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объек-том педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целена-правленной деятельности общества. Эти явления получили назва-ние образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.
Предмет педагогики. Предмет педагогики -- это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специаль-ных социальных институтах (семье, образовательных и культур-но-воспитательных учреждениях). Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (об-разования) как фактора и средства развития человека на протя-жении всей его жизни.
На этой основе педагогика разрабатывает теорию и техноло-гию его организации, формы и методы совершенствования дея-тельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия. Задачи педагогики. Педагогическое науковедение выделяет несколько классов задач по разным основаниям. Рассмотрим классы постоянных и временных задач, решаемых пе-дагогической наукой.
Постоянные задачи:
· Приоритетной постоянной задачей педагогической науки является задача ВСКРЫТИЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами. Зако-номерности в педагогике трактуются как связи между преднамеренно созданными или объективно существую-щими условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов выступает обученность, воспитанность, разви-тость личности в конкретных ее параметрах.
· В состав постоянных, т.е. непреходящих задач педаго-гической науки, входит далее и такая задача, как ИЗУЧЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ, ОПЫТА педаго-гической деятельности. Профессиональная образователь-но-воспитательная работа по своему существу всегда твор-ческая. Непрерывное накопление рациональных средств эффективного влияния на учащихся -- неотъемлемая черта труда любого педагога-практика. Многие учителя вошли в историю отечественного образования как создатели ори-гинальных педагогических технологий. Однако, любые образцы творчества учителей не могут найти своего места в системе педагогических ценностей без теоретического обоснования и научной интерпрета-ции. Роль науки состоит в том, чтобы проникнуть в сущ-ность находок, выявить то, что соответствует индивиду-альности учителя-новатора, неповторимо, что поддается генерализации и может превратиться во всеобщее достоя-ние.
· К важнейшим постоянным задачам принято относить ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ на ближайшее и от-даленное будущее. Область педагогической прогностики охватывает все горизонты образовательной инфраструкту-ры и самой науки. Без научных прогнозов невозможно управлять педагогической политикой, экономикой образо-вания, совершенствованием собственно педагогической деятельности, системами управления и др.
· Среди сравнительно новых задач педагогической нау-ки, возникших в последние десятилетия, называют задачу ВНЕДРЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПРАК-ТИКУ. Авторы научных разработок в области образования и вос-питания уже на старте проектируют заданные параметры будущего продукта, категории пользователей, условия успешного применения, ожидаемые положительные по-следствия в труде пользователей, формы представления итогов работы на рынок интеллектуальных услуг, стои-мость работы и обратную связь с пользователем для автор-ского надзора за качеством и последствиями внедрения своих разработок.
Временные задачи. Гораздо богаче и разнообразнее задачи, которые условно отнесены к классу временных. Их число, масшта-бы, сложности, наукоемкость, непредсказуемость, острота, отражают необозримое богатство педагогической действи-тельности. Возникновение их диктуется потребностями практики и самой науки. Многие из них не поддаются предвидению. Поэтому возникают потребности в научных подразделениях типа "быстрого реагирования". Примера-ми временных задач могут быть такие, как создание би-блиотек электронных учебников, разработка стандартов педагогического профессионализма, выявление типичных стрессов в работе учителей, создание дидактических основ обучения хворающих школьников, разработка тестов уровней педагогического мастерства, выявление факторов выбора школьниками профессии, анализ природы типо-вых конфликтов в отношениях учитель-ученик. Даже та-кие микромасштабные задачи, как, например, анализ при-чин возникновения познавательной лености студентов, природа стимулов учебной активности будущих учителей и бесчисленное множество других.