ФГБУ ВПО Вятская
сельскохозяйственная академия
Экономический факультет.
Личное дело_________________
Оценка________________
Регистрационный № в деканате__________________________
Дата поступления в
деканат «________»___________20______г
Контрольная работа
По_________________________________________________________
На тему_____________________________________________________
Фамилия И.О.________________________________________________
Специальность_______________________________________________
Курс________________________________________________________
Группа______________________________________________________
Форма обучения______________________________________________
Год поступления______________________________________________
Ф.И.О. преподавателя_________________________________________
Регистрационный № на кафедре
____________________
Дата поступления на кафедру
«_____» _________________20____г.
Задание1
Высшая форма психического отражения,
интегрирующая все другие формы отражения
и свойственна только человеку – это самосознание,
воля, сознание, память. Потому что
все это свойственно человеку.
Задание 2.
Передается ли темперамент
по наследству?
Все люди разные. Одни спокойные
и их ничего не способно
вывести из себя, другие наоборот
взрывные и быстро раздражаются.
От чего же это зависит? Можно
предположить, что дело в воспитании.
Но постойте-ка, воспитание способствует
социализации человека, да оно
сильно влияет на него, но в
основном на видение каких-то
вещей и вопросов. Во многом
определяющим в плане эмоциональности
и открытости является темперамент.
Что такое темперамент?
Темперамент – индивидуальные
особенности личности, относящиеся
к его психике, которые отражают
психическую деятельность человека.
Он не зависит от целей и
содержания и не меняется в
течении жизни. Темперамент лежит в основе
характера.
Теория Гиппократа. Четыре
«жизненных сока» в человеке
История изучения темперамента
человека уходит далеко в прошлое.
Еще Гиппократ утверждал, что
в человеке течет четыре «жизненных
сока». В зависимости от преобладания
какого-либо из этих соков
человек и обладает определенным
темпераментом. На основе этого выделяют
четыре типа темперамента: холерики (преобладание
желтой желчи), флегматики (лимфы), сангвиники
(крови), меланхолики (черной желчи). Эта
теория хоть и строится на чистых предположениях,
но несмотря на это оказывает сильное
влияние на искусство, науку и литературу
до сих пор.
Передается ли темперамент по
наследству?
Вторым этапом в развитии теорий
и учений о темпераментах человека
явились исследования И.П.Павлова
о типах нервной системы. Он
доказал что основа темперамента
- соотношение основных черт психической
деятельности и свойств нервной системы.
В свою очередь тип нервной системы определяется
генотипом, или наследственностью. Получается,
что наследственность оказывает сильное
воздействие на темперамент. Проследите
за своими родителями, за их действиями
и вы увидите схожие черты с собой.
Теория Гегеля о
четырёх темпераментах
В настоящее время крепкую
позицию занимает теория о
четырех типах темперамента, созданная
Гегелем. Но как утверждают
психологи, эти четыре типа
являются своего рода идеальным
типом и очень редко можно
встретить человека, которого с
точностью можно отнести к
одному из типов. В основном
темперамент человека включает
в себя совокупность сразу
нескольких типов, но при этом
преобладающим оказывается все-таки
какой-то один. На основе этого
и делается отнесение человека
к определенному типу. Давайте
более подробно разберемся с
особенностями каждого.
Меланхолик
Меланхолика обычно
очень легко ранить, он сложно
переживает неприятные ситуации
и проблемы, но внешне он вяло
реагирует на окружающее его
действие. Для него характерна
эмоциональная слабость. Классическими
меланхоликами можно считать
таких личностей, как Р.Декарт,
Ч.Дарвин, Ф.Шопен. Данный тип особенно
чутко способен реагировать на
различные проявления благодаря
своей эмоциональной чувствительности.
Именно поэтому люди, которые
смогли преодолеть данный недостаток
своего темперамента и стали
великими и творческими личностями.
Флегматик
Флегматик же наоборот
невозмутим и медлителен, для
таких людей характерны устойчивое
настроение и стремления. Внешне
скупое проявление чувств делает
из него холодного человека. Такие
люди большие трудоголики. Они проявляют
упорство в работе, при этом оставаясь
спокойными. Их сложно вывести из себя.
Медлительность компенсируется прилежанием
в работе и большими достижениями. Примерами
флегматиков могут выступать М.И. Кутузов
и И.А. Крылов.
Сангвиник
Люди, обладающие темпераментом
сангвиника очень подвижны и горячи обычно.
У них часто меняется настроение, впечатления.
Он быстро реагирует на все что происходит
вокруг, легко забывает и отходит от своих
неудач. К работе у сангвиника тоже особое
отношение: если работа интересна, то он
с энтузиазмом берется за нее и делает
очень результативно и продуктивно, но
если она не интересна, то сангвиник начинает
на ней угасать и скучать. Люди с таким
характером хорошо справятся с обязанностями
руководящей должности, где на них возлагается
большая ответственность. В этом случае
они могут свободно раскрыть весь свой
потенциал. К таким людям относились В.А.Моцарт
и А.И.Герцен.
Холерик
Холерик
очень страстный, порывист обычно
в своих поступках, в результате
чего часто бывают неуравновешен,
не может четко оценить ситуацию, у него
бывают быстрые смены настроения, которые
сопровождаются эмоциональными вспышками.
Такие люди быстро истощаются, когда сильно
чем-то заинтересовываются и отдают на
это все свои силы. Такие люди способны
преодолевать большие трудности собирая
все свои силы в нужный момент, но после
того как трудности преодолены, они легко
взрываются и «сдуваются» на какое-то
время. Все холерики прирожденные лидеры.
Обычно два холерика сложно уживаются
друг с другом, постоянно вступая в конфликты
и противоборства. Но часто эти качества
не мешали, а лишь помогали людям. Например,
А.В.Суворов в результате своего сильного
характера стал великим полководцем.
Как
вы можете заметить тут нельзя выделить
какой-то один идеальный тип темперамента.
У каждого есть как положительные стороны,
так и отрицательные. Хорошее воспитание,
про которое мы говорили в начале разговора
лишь помогает перевести отрицательные
черты человека принадлежащего к какому-то
одному из типов в положительные качества.
Для определения вашего темперамента
на сегодня существует большое
количество тестов, пройдя которые
вам легче будет понять к какому
типу относитесь вы по темпераменту. Часто
к таким методикам прибегают психологи,
особенно для разрешения конфликтов. Как
известно одни темпераменты лучше взаимодействуют
с противоположными по чертам, а кто то
лучше с такими как он. Зная темпераменты
человека можно предположить его реакцию
на какие-либо события. Это позволяет уменьшить
количество конфликтов в коллективе.
На сегодняшний день в психологии появилось
множество теорий, которые классифицируют
типы темперамента людей. Все больше эта
классификация начинает основываться
на опытных научных данных. Например, большое
значение теперь имеет наследственность
человека для определения его темперамента
и особенности нервной системы. Но теория
Гиппократа не теряет своей актуальности.
Определите свой темперамент, и вам будет
легче изменить себя к лучшему.
Как можно корректировать детско-
родительские отношения?
Этапы |
Формы и содержание работы |
Родители |
Дети |
1. Пропедевтический этап.
Цель:
-снятие тревожности и
напряженности между родителями
и детьми;
-повышение уверенности
в собственных силах;
-устранение отрицательных
эмоций. (одно занятие) |
Совместные детско-родительские
занятия
1. Знакомство с родителями
и детьми за круглым столом:
Все участники садятся
за стол и берутся за руки.
Ведущий предлагает каждому назвать
себя и рассказать о себе
то, что считает важным, чтобы
знали о нем другие (кем работает,
чем любит заниматься и т.д.)
2. Психологические игры
и упражнения, направленные на
релаксацию. («Комплименты», «Интервью») |
2. Вводный этап.
Цель:
-повысить психолого-педагогическую
грамотность родителей;
-развить умения на
общение детей с родителями.
(три занятия) |
1. Изучение психолого-педагогической
литературы: Как по настоящему любить
своего подростка (Кэмпбелл Р.).
2. Просмотр видеофильма:
«Подросток, каков ты?»
3. Родительское собрание
на тему: «Мы и наши родители». |
1. Проведение этических
бесед на темы: «Семейные праздники»,
«Как быть вежливым».
2. Рисунки детей, отражающие
семью и каждого родителя в
отдельности.
3. Составление рассказов
об идеальной семье. |
3. Развивающий этап.
Цель: сформировать умение общаться
с детьми, строить правильные взаимоотношения,
оценивать детей соответственно
их возможностям. Способствовать устранению
тревожности, гнева у детей через
совместную деятельность с родителями.
(4 занятия) |
1. Дискуссии:
«Роль родительских ожиданий.
Что они могут спровоцировать
и породить у детей?», «Как наши страхи
становятся страхами наших детей».
2. Создание и разрешение
педагогических ситуаций.
3. Составление характеристик
на своего ребенка. |
1. Упражнение «Расскажи
свои страхи»
2. Рисование на тему
«Я боюсь…» |
|
Совместные детско-родительские
занятия. Психологические игры: «Слепой
и проводник», «В самолете». |
4. Контрольно-оценочный этап.
Цель: Анализ взаимоотношений,
эмоционального контакта между детьми
и их родителями.
(2 занятия) |
|
Задание 3
В характере личность раскрывается
со стороны её содержания.
Характер – это целостное образование
личности, определяющее особенности
деятельности и поведения человека
и характеризующееся устойчивым
отношением к различным сторонам
деятельности.
В характере выражаются наиболее
типичные, существенные особенности
человека, знание которых позволяет
в какой-то мере предвидеть, как
человек будет поступать в
тех или иных случаях. Становление
характера происходит в условиях
включения личности в различные
по уровню развития социальные
группы (семью, дружеские компании,
трудовой или учебный коллектив
и т. д.). Характер обусловлен
общественным бытием личности, усвоением
социального опыта, формированием
определенной системы отношений
человека к действительности
и самому себе. Типические черты
характера определяются типическими
обстоятельствами жизненного пути
человека в конкретных исторических
условиях.
Характер в узком смысле слова
определяется как совокупность
устойчивых свойств индивида, в
которых выражаются способы его
поведения и способы эмоционального
реагирования.
В переводе с греческого «характер»
означает «печать», «чеканка». Выражение
«это характерно для него»
означает, что определенные действия
и поступки человека являются
для него типичными, закономерными.
Характер человека как бы накладывает
определенный отпечаток на его
поведение и взаимоотношения
с другими людьми. В характере
сосредоточиваются самые выраженные,
самые существенные особенности
человека как субъекта деятельности,
общения, познания.
К характеру,
однако, относятся не все устойчивые
свойства, которые выделяются и
закрепляются в человеке. В него
включаются только те свойства,
которые выражают отношение человека
к основным сторонам жизни и деятельности.
Характер проявляется в том, что человек
делает, и в том, как он это делает, т. е.
характер может выразиться как в содержании,
так и в форме поведения.
Таким
образом, можно сказать, что
черты характера отражают то,
как действует человек, а черты
личности – то, ради чего он
действует. Способы поведения
и направленность личности относительно
независимы: можно добиваться разных
целей, применяя одни и те
же способы, и наоборот, достигать
одну и ту же цель разными
способами.
Характер –
прижизненное приобретение личности,
он аккумулирует в себе привычки
человека и во многом является
результатом самовоспитания. Темперамент
не односторонне и не окончательно
определяет путь развития специфических
особенностей характера, темперамент
сам в определенных пределах
преобразуется под влиянием свойств
характера. Развитие характера
и темперамента в этом смысле
являются взаимообусловленными процессами
характере личность раскрывается со стороны
ее содержания, в темпераменте – со стороны
динамических проявлений.
Структурность характера выражается
также в определенной иерархичности
его черт. Это значит, что среди
черт характера одни являются
основными, определяющими и ведущими,
а другие – второстепенными,
менее существенными. Основные, ведущие,
черты в той или иной степени
подчиняют себе второстепенные,
менее существенные, обусловливая
их различную степень проявления
в тех или иных ситуациях.
В волевых чертах характера
(целеустремленности, выдержке, настойчивости,
смелости и др.) находит выражение
отношение к препятствиям. Волевые
черты характера нельзя оценить,
не учитывая направленности личности.
Они ценны только при условии
морально воспитанной воли, направленной
на достижение социально полезных
целей. Волевые черты иногда
называют «хребтом» характера
и в зависимости от их развития
относят характер к сильному
или слабому типу. Сильный характер
у того человека, который всегда поступает
сообразно своим убеждениям, последовательно
ведет себя в различных, в том числе и трудных,
условиях, проявляет настойчивость в достижении
поставленных целей. Слабость характера
проявляется в непоследовательности поведения,
в расхождениях между словами и делами,
в боязни трудностей.
Важное значение при оценке характера
имеет выявление его устойчивости или
неустойчивости. У человека с устойчивым
характером длительное время сохраняются
присущие ему отношения, убеждения, привычки
и другие особенности. При неустойчивом
характере взгляды, убеждения и отношения
быстро меняются.
Системе
отношений, составляющих структуру
характера, в одних случаях
присуще качество цельности, в
других – противоречивости. Цельный
характер у того человека, у
которого отдельные мысли, чувства,
взгляды, поступки согласуются
между собой, соответствуют его
убеждениям. Убежденность определяет
принципиальность поведения человека,
уверенность в справедливости
и важности дела, которому он
отдает все свои силы. Человек
с противоречивым (дисгармоничным)
характером отличается наличием
несовместимых друг с другом
взглядов и убеждений, целей
и мотивов, стремлений, желаний
и поступков.