Психологические
исследования показали, что на
основе ранней диагностики общих
способностей можно дать вероятностный
прогноз успешности социальной
и профессиональной карьеры личности.
Задание 4
Способность-
это всегда способность к чему-то, к конкретной
деятельности; задатки же сами по себе
врожденны и статичны в отличие от динамических
способностей. Задаток сам по себе не определен,
ни на что не направлен, многозначен. Он
получает свою определенность, только
будучи, включенным в структуру деятельности,
в динамику способности.
Способности
— это индивидуально-психологические
особенности, имеющие отношение
к успешности выполнения какой-либо
деятельности, не сводимые к знаниям,
навыкам и умениям личности, но
объясняющие быстроту и легкость
их приобретения.
Однако развитие
способности должно иметь какое-то
“начало”, точку отсчета. Задатки
— это природная предпосылка
способности, анатомо-физиологические
особенности, лежащие в основе
развития способностей. Нет способностей,
как вне деятельности, так и
вне задатков.
Возможно, из какого-то природного
задатка у человека разовьются,
например, математические способности,
а возможно — другие. Проблема
в том, что вопреки расхожим
и упрощенным бытовым представлениям,
в человеческом мозге не существует однозначной
и четкой локализации высших психических
функций. Из одного и того же физиологического
“материала” могут развиться разные
психологические способности. Это определенно
направленностью личности и результативностью
деятельности.
У человека
имеется множество самых разных
способностей: элементарные и сложные,
общие и специальные, теоретические и
практические, коммуникативные и предметно-деятельностные.
Способности человека не только
совместно определяют успешность
деятельности и общения, но
и взаимодействуют друг с другом,
оказывая друг на друга определенное
влияние. В зависимости от наличия
и степени развитости отдельных
способностей, они приобретают специфический
характер.
Задание 5
Интересы- все ответы верны.
Итерес классифицируются по
содержанию, т. е. по их предметной отнесенности;
по широте предметного содержания; по
глубине, т. е. по их укорененности в системе
потребностных отношений личности; по
устойчивости; по силе; по длительности.
Интерес занимает промежуточное положение
в усложняющемся ряду потребностных отношений
человека к миру: он возникает на основе
познавательного влечения (желания) к
той или иной области действительности
и в процессе своего развития может перерасти
в устойчивую личностную потребность
в активном, деятельном отношении к своему
предмету, в склонность.
Задание 6
Личность: субъект общественных
отношении.
Категория «личность» находится
в одном ряду с понятиями человека, индивида,
индивидуальности. При этом индивид есть
отдельный, единичный человек, рассматриваемый
обособленно, автономно по отношению к
ему подобным. Важно помнить, что речь
идет об «общественном индивиде» как атоме,
частичке определенной социальной группы.
Индивиду присущи такие характеристики
как жизненная активность, способность
разумно адаптироваться к социально-природной
среде, определенный уровень морфологической
и психологической организации. Человеческий
индивид – неотъемлемая часть природного
мира, но его сущность определяют не биоприродные
процессы, а социокультурные факторы.
В одной из предшествующих
тем лекционного курса содержится
анализ различных историко-философских
подходов к трактовке сущности
человека. Этот анализ показывает,
что практически все мыслители
признавали наличие у людей
социальных качеств, но суть
и значение последних определялись
неоднозначно. Марксизм наиболее
убедительно обосновал тезис
об общественном предназначении
человека, адекватно выражающем
его сущность. Тогда как природа человека
есть многообразие его исторически неизменных
свойств, в первую очередь, биологического
типа.
В целом
человек – социоприродное существо,
обладающее членораздельной речью, сознанием,
ценностными ориентациями, в том числе
на свободу как процесс самореализации,
нравственно-эстетическими качествами.
Это «субъект труда, социальных отношений
и общения»
В вышеприведенном
высказывании А.Г. Спиркина подчеркиваются
важные личностные особенности
человека. Понятие «личность» (от
лат. persona – маска, роль актера) употребляется
в двух главных значениях: а) для оценки
человека как субъекта общения и более
или менее сознательной деятельности;
б) для фиксации основных социально значимых
черт, присущих индивиду в рамках данной
общности людей. Имея в виду единство отмеченных
особенностей личности, целесообразно
различать объективную и субъективную
стороны ее целостной характеристики.
Объективная сторона представляет собой
место индивида в системе общественных
отношений, выполняемые им социальные
роли- функции, обусловленные разделением
труда и принадлежностью к определенной
социальной группе. Субъективная сторона
– мир сознания человека и его самосознания.
Эта сторона содержит аккумулируемый
каждым из нас жизненно-практический опыт,
ориентирующий на предстоящие акты деятельности.
Личностные качества производны
от общественной жизни человека,
они приобретаются в ходе социализации,
т.е. включения человека в «ансамбль
общественных отношений» (Карл Маркс)
и практической самореализации
в нем. Личность – общественно
активный человек. При этом
не имеет принципиального значения
то, в каком конкретном социально-политическом
направлении осуществляется его
деятельность.
В
тоже время индивидуальность
обычно ассоциируется с той
или иной степенью личностного
своеобразия человека, тем, что
отличает его от других «социальных
атомов» в рамках определенной
общности людей. У него, как
образно сказал поэт, лицо «с
необщим выражением». Философский подход
при этом акцентирует не только и не столько
своеобразие внешнего вида человека и
особенности его менталитета, сколько
сплав, сгусток качеств, сформированных
как на наследственной основе, так и различными
факторами социальной среды. Данные качества
проявляются в оригинальном образе мышления
и такого же рода способе общения, в чем-то
неповторимом практическом поведении
человека как профессионала и гражданина.
Индивидуальность неверно представлять
как нечто статичное, не меняющееся в динамике
жизни. Индивидуальностями являются, прежде
всего, многие видные ученые, мастера культуры,
общественно-государственные деятели.
Однако исторически перспективным, по-видимому,
является общество, в котором постоянно
растет удельный вес рядовых, в том числе
молодых граждан, самореализация которых,
отмеченная печатью позитивной индивидуальности,
способствует общественному благу. Задачей
общества и государства является формирование
социальных условий, благоприятствующих
свободному раскрытию индивидуальностей.
Личностная
характеристика человека как
индивидуальности, проявляющейся, прежде
всего, через его социализацию,
«выводит» нас на проблему
социального субъекта и субъекта
истории. Если субъект в целом
есть реализатор, носитель разнообразного
(познавательного, оценивающего, преобразующего)
действия, то социальный субъект является
осуществителем общественно-значимого
действия любого уровня и качества. Им
выступает всякий государственный чиновник
и рядовой гражданин, в той или иной степени
осознающие свою причастность к решению
каких то новых общественных задач. Но
социальный субъект может быть нацелен
и на восстановление прежних, «вчерашних»
социальных структур.
Целесообразно
различать три основные группы
социальных субъектов: а) сторонники
возврата, отката к имевшим место
в прошлом социальным формам;
б) те, кто «почивает на социальных
лаврах», удовлетворяясь достигнутыми
на сегодняшний день показателями
состояния «здоровья» общества.
Они игнорируют факты «уплотнения» исторического
времени, требующего наращивать глубину
и темп социальных преобразований; в) «авангардисты»,
стремящиеся к постоянному качественному
обновлению общества на основе умения
исправлять собственные ошибки и учиться
на опыте других народов, способные ответственно,
с позиций морали и права, оценивать прошлое
и настоящее. Это, как правило, реформаторы,
заинтересованные в такой экономической
модернизации, которая расширяет пространство
действительной свободы рядового человека,
способствуя формированию зрелого гражданского
общества. Такого рода социальных субъектов
мы называем «субъектами истории». Важно
подчеркнуть, что они не только зорче других
видят необходимость глубоких реформ,
но и активнее, энергичнее других пытаются
реализовать их на практике.
Пополнение рядов субъектов истории
может осуществляться через приток
людей из отмеченной выше второй,
«промежуточной», группы социальных
субъектов. Многие из представителей
последней не «дотягивают» до
уровня подлинных реформаторов,
оставаясь «деформаторами». Их хватает
только на деятельность по устранению
исторически отживших социально-экономических
структур. Российских «младореформаторов»
90-х гг. XX века точнее называть именно деформаторами,
не ставшими реализаторами демократических
реформ на принципах народосбережения.
Напротив, их плохо подготовленные (отчасти
по причине отсутствия в начале 90-х гг.
необходимых финансово-экономических
ресурсов и дефицита времени) реформы
обернулись тяжелым, шокотерапевтическим
испытания для большей части народа России.
Существующая ныне потребность в глубоких
структурных реформах должна реализовываться
с учетом данного урока.
Задание 7
1.Наиболее существенной
чертой эмоции является их
субъективность - верно. Потому
что, субъективность- это твое личное
переживание, т.е. эмоции проявляются
субъективно.
2.Переживание- непосредственное
отражение человеком своих собственных
состояний – это верно. Потому что, «переживание»,
акцентирующих внимание на том или ином
их аспекте, отделяющих, не отделяющих
или вообще не связывающих переживания
с эмоциональными процессами. Это, по всей
видимости, связано не столько с противоречивостью
понятия, сколько с различием в задачах,
которые ставили перед собой дававшие
эти определения люди.
3.Человек не способен
осознавать и осмыслять свои
эмоции, но только переживать
их. - это не верно. Потому что, человек
может анализировать эмоции и делать некоторые
выводы.
Задание 8
Виды внимания. Внимание может
быть непроизвольным (непреднамеренным)
и произвольным (преднамеренным). Термин
«произвольное» образован от
слова «воля», а не «произвол».
Иначе говоря, различают неволевое
и волевое внимание. Непроизвольное внимание
в его своеобразных формах свойственно
и животным.
Произвольное внимание — специфически
человеческая форма внимания, исторически
оно возникло в трудовой деятельности
человека.
Внимание, возникающее без всякого намерения
человека, без заранее поставленной цели,
не требующее волевых усилий, называют
непроизвольным.
Когда ученик слушает интересный
рассказ, смотрит захватывающий
его кинофильм, читает занимательную
книгу, у него возникает сосредоточенное,
устойчивое внимание — ему для этого не
надо ставить перед собой специальную
цель и заставлять себя усилием воли быть
внимательным.
Непроизвольное
внимание возникает, во-первых, вследствие
внешних причин — особенностей
действующих на нас раздражителей
и, во-вторых, вследствие внутренних
побуждений, направленности личности.
К особенностям действующих на
человека раздражителей относятся
следующие.
1. Сила и неожиданность раздражителя.
Сильный звук, яркая вспышка света,
резкий запах всегда привлекут
внимание. Вспомним, например, сцену
пз кинофильма «Чапаев», когда ординарец
Петька, желая привлечь внимание шумной
толпы отдыхающих красноармейцев и понимая,
что в общем шуме словесной призыв его
не будет услышан, неожиданно для всех
стреляет в воздух. Все непроизвольно
затихли и повернулись к Петьке. Причем
значение имеет не только абсолютная,
во и относительная сила раздражителя
(в полной тишине и легкий шорох привлечет
внимание, в абсолютной темноте и огонек
спички будет заметен).
2. Новизна,
необычность, контрастность раздражителя.
Необычная легковая машина новой
марки, новые наглядные пособия,
которых учащиеся еще не видели,
невольно привлекут внимание
школьников. Советские люди, посетившие
ботанический сад в Индии, рассказывали,
что среди богатых цветов ботанического
сада их особое внимание привлекла
наша ромашка. Среди маленьких
предметов внимание привлекает
большой, среди светлых предметов — темный
и т. д.
3. Подвижность
объекта, а также начало или,
наоборот, прекращение действия
раздражителя. Поэтому, например, маяки
делают мерцающими, рекламу «прыгающей».
Привлечь внимание учеников учитель
может не только резким повышением
голоса, но и внезапной паузой:
если учитель неожиданно замолчит,
это невольно привлечет внимание
школьников.
Внимание, возникающее вследствие
сознательно поставленной цели
и требующее определенных волевых
усилии, называют произвольным или преднамеренным.
В этом случае участок с оптимальной возбудимостью
поддерживается сигналами, идущими от
второй сигнальной системы. Указания со
стороны, собственная инструкция, намерение
(в виде внутренней речи) создают возможность
произвольного внимания, которое играет
огромную роль в жизни человека. Ведь далеко
не все, что необходимо делать человеку,
представляет для него непосредственный
интерес. И в процессе учебной деятельности
школьнику требуется произвольное внимание,
ясная постановка цели. организованность,
сохранение и поддержание внимания в ходе
всей работы.