Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 15:03, контрольная работа

Описание

Все, с чем сталкивается человек в своей жизни, вызывает у него то или иное отношение, те или иные чувства. Одно из того, с чем мы имеем дело, нравится нам, радует нас, вызывает симпатию к себе, другое нам неприятно, огорчает нас, пробуждает к себе отвращение. Человеческая жизнь невыносима без переживаний, многие чувства притягательны сами по себе. Если человек лишен возможности испытывать чувства, то наступает так называемый «эмоциональный голод», который он стремится утолить, слушая любимую музыку, читая остросюжетную книгу и т.д.

Содержание

1. Раздел «психология».
1.1. Понятие «чувства». Их особенности………………………….3
1.2. Роль чувств в жизнедеятельности человека…………………..4
1.3. Физиологические основы чувств и эмоций…………………...5
2. Раздел «педагогика».
2.1. Анкетирование как письменный опрос……………………….8
2.2. Виды анкетирования…………………………………………...8
2.3. Конструирование анкеты………………………………………9
2.3.1. Смысловые части анкеты………………………………10
2.3.2. Время заполнения………………………………………14
3. Список литературы………………………………………………...15

Работа состоит из  1 файл

кр пед и псих.doc

— 98.50 Кб (Скачать документ)

Филиал  Санкт-Петербургского государственного инженерно-

экономического  университета в г. Череповце 
 
 
 
 

Кафедра социогуманитарных и естественнонаучных дисциплин 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Психология и педагогика» 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка 

группы 1 ЭТП-05

Саяпина Анна  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Череповец 2006 г. 

План.

1. Раздел «психология».

    1.1. Понятие  «чувства». Их особенности………………………….3

    1.2. Роль  чувств в жизнедеятельности человека…………………..4

    1.3. Физиологические  основы чувств и эмоций…………………...5

2. Раздел «педагогика».

    2.1. Анкетирование  как письменный опрос……………………….8

    2.2. Виды  анкетирования…………………………………………...8

    2.3. Конструирование  анкеты………………………………………9

           2.3.1. Смысловые части анкеты………………………………10

           2.3.2. Время заполнения………………………………………14

3. Список литературы………………………………………………...15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1 Определение «чувства», особенности чувств.

     Все,  с чем сталкивается человек  в своей жизни, вызывает у него то или иное отношение, те или иные чувства. Одно из того, с чем мы имеем дело, нравится нам, радует нас, вызывает симпатию к себе, другое нам неприятно, огорчает нас, пробуждает к себе отвращение. Человеческая жизнь невыносима без переживаний, многие чувства притягательны сами по себе. Если человек лишен возможности испытывать чувства, то наступает так называемый «эмоциональный голод», который он стремится утолить, слушая любимую музыку, читая остросюжетную книгу и т.д. Причем для эмоционального насыщения нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием.

     Итак, чувства — это переживаемые в различной форме эмоциональные отношения человека к предметам и явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами. Чувства носят отчётливо выраженный предметный характер, т.е. непременно связаны с некоторым конкретным объектом: предметом, человеком, событием жизни. Определенные отношения человека проявляются уже даже к отдельным качествам и свойствам окружающих объектов — человеку может нравиться или не нравиться цвет предмета, тембр голоса, вкус пищи и т.д. Более сложное отношение к себе вызывают жизненные факты и ситуации.

      Рассматривая специфические особенности  чувств человека, следует, прежде  всего, отметить, что чувства носят личностный характер: в них отражается значимость предметов и явлений для данного человека в конкретной ситуации. Так одно и то же явление для разных людей могут иметь совершенно разное значение, пробуждать в них различные чувства и эмоции. Этим же объясняется и отношение к предметам, которые вызывают воспоминание. Как правило, предметы, с которыми человек имел дело в радостной эмоциональной обстановке, и в дальнейшем будут вызывать у него положительную реакцию.

      Исторически чувства формируются в процессе общественного развития человека и изменяются в зависимости от конкретных социальных условий. Похожие события и факты вызывают различное отношение у людей, живших в разное время.

        В онтогенезе (процессе развития  индивида) чувства появляются позже, чем, к примеру, эмоции, они формируются по мере развития индивидуального сознания. Уильям Макдауголл, англо-американский психолог, установил 2 фундаментальные первичные формы чувства: удовольствие (удовлетворение) и страдание (неудовлетворение), которые окрашивают и в некоторой степени определяют все устремления организма. Удовольствие является следствием успеха, страдание – следствием неуспеха и фрустрации (состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания). Но с развитием познавательной функции организм начинает, во-первых, одновременно схватывать разные аспекты объектов и ситуаций, во-вторых, испытывать удовольствие и страдание, вызываемые предвосхищением и воспоминаниями. По мере усложнения душевных структур человек испытывает уже не примитивные односложные удовольствие и страдание, а более сложные по качеству и силе чувства: надежду, тревогу, печаль, раскаяние, любовь и проч. В одном чувстве нередко сливаются, объединяются и переходят друг в друга разные по знаку эмоции (положительные и отрицательные), этим объясняется такое свойство чувств как амбивалентность. Например, ревностью можно назвать сложное чувство, которое сочетает в себе одновременно любовь и ненависть. Итак, возникая как результат обобщения отдельных эмоций, сформировавшиеся чувства образуют эмоциональную сферу человека, определяют динамику  и содержание ситуативных эмоциональных реакций.

  Многообразие  и сложность чувств обусловливают  недостаточную осознанность и управляемость эмоциональной сферой. Это проявляется в трудности словесного описания своих чувств: подбираемые слова кажутся недостаточно яркими и неверно отражающими различные эмоциональные состояния и их оттенки.

      Чувства организуются в иерархическую  систему, в которой одни из  них занимают ведущее положение, соответствующее актуально действующим мотивам, другие остаются потенциальными, нереализованными. В содержании доминирующих чувств человека проявляются его мировоззренческие установки, направленность, т.е. важнейшие характеристики его личности.

    

 

1.2. Роль чувств в  жизнедеятельности  человека.

  Кроме  того, что чувства характеризуют  человека как личность, определяют  его отношение к окружающему  миру, они выполняют ещё ряд  очень важных для человека  функций.

    Чувства помогают человеку ориентироваться в окружающей действительности, оценивать предметы и явления с точки зрения их желательности, полезности и вредности для него, и реагировать в соответствии с реальным положением вещей. Эмоциональная оценка ситуации формируется не только на основе опыта индивидуальных переживаний человека, но и в результате сопереживания, возникающего в общении с другими людьми, а так же через восприятие произведений искусства, средства массовой информации и т.д. Так, например, человек, переходящий дорогу, может испытывать страх различной степени в зависимости от складывающейся дорожной ситуации. Благодаря вовремя возникшему чувству, организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям.

    Чувства выполняют так же функцию стимула, побуждающего к определённому действию. Эмоциональное переживание содержит образ предмета удовлетворения потребности и свое пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию. Чувства как бы определяют направление поиска, способное удовлетворить решение задачи. Так, в той же дорожной ситуации, человек, испытывая страх перед приближающейся машиной, ускоряет свое движение через дорогу.

  В  ситуации так называемой конкуренции  мотивов именно чувства помогают  определить приоритетную позицию.  Привлекательность мотива, его близость личностным установкам направит деятельность личности в ту или другую сторону.

  Чувства принимают непосредственное участие в обучении, эмоции успеха — неуспеха обладают способностью привить любовь к учению или навсегда угасить ее. Кроме того события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти.

  Учитывая  то, что человек существует в обществе, нельзя не отметить коммуникативную  функцию чувств. Они позволяют  человеку определять своё отношение к предметам окружающего мира, к событиям, друг к другу, являясь наиболее распространёнными темами для общения. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком человеческих чувств», средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций. Как показали исследования, не все проявления чувств одинаково легко распознать. Легче всего распознается ужас (57% испытуемых), затем отвращение (48%), удивление (34%). 

  1.3 Физиологические  основы чувств  и эмоций.

  Ведущую роль в протекании чувств выполняет кора больших полушарий. И.П. Павловым было показано, что именно кора регулирует протекание и выражение эмоций, держит под своим контролем все явления, происходящие в теле, оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры, управляет ими.

  Если  кора мозга приходит в состояние  чрезмерного возбуждения (при переутомлении, опьянении и т.д.), то происходит и перевозбуждение центров, лежащих ниже коры, вследствие чего исчезает обычная сдержанность. У животных, с удаленными большими полушариями, обнаруживают картину необычайно сильного и постоянного эмоционального возбуждения по малейшему поводу. Однако в случае распространения широкого торможения наблюдаются угнетение, ослабление или скованность мускульных движений, упадок сердечно-сосудистой деятельности и дыхания и т.д.

    О том, что кора мозга является  субстратом чувств, свидетельствуют и клинические случаи, в которых наблюдается резкое расхождение между субъективным переживанием и их внешним выражением. У таких больных любой раздражитель может вызвать совершенно несоответствующую им внешнюю реакцию: взрывы смеха или потоки слез. Смеясь, эти больные чувствуют себя печальными, а плача, иногда испытывают веселье.

   Возникая  в коре головного мозга, физиологический  процесс, являющийся основой чувств, распространяется на ниже лежащие подкорковые центры. Электрофизиологические исследования показали огромное значение для эмоциональных состояний особых образований нервной системы. Эмоциональный настрой и эмоциональная ориентировка в окружающей обстановке в значительной мере определяется функциями таламуса, гипоталамуса и лимбической системы. В экспериментах Д. Олдса с вживлением электродов в определенные участки гипоталамуса было обнаружено, что при раздражении одних участков у подопытных возникали явно приятные, эмоционально положительные ощущения, к возобновлению которых они активно стремились. Эти участки получили название центров удовольствия. Раздражение других участков вызвало отрицательные эмоции и стремление избежать воздействия на зги структуры, за что они были названы центром страдания. Важные данные для выявления сущности эмоциональных реакций были получены при изучении функциональной асимметрии мозга. Было установлено, что левое полушарие в большей степени связано с возникновением и поддержанием положительных эмоций, а правое — отрицательных.

   Следует также отметить роль ретикулярной формации как структуры, активизирующей эмоциональную жизнь человека. Получая из различных органов чувств нервные стимулы, ретикулярная формация посылает их после переработки в большие полушария головного мозга. Выступая аккумулятором энергии, ретикулярная формация способна понижать и повышать активность мозга, усиливать, ослаблять или затормаживать ответы на раздражители.

  Существенную  роль в эмоциональных переживаниях человека играет вторая сигнальная система. Переживания могут возникнуть не только при непосредственных воздействиях внешней среды, но могут быть вызваны словами, мыслями. Так, прочитанный рассказ продуцирует соответствующее эмоциональное состояние. Связи второй сигнальной системы являются физиологической основой высших человеческих чувствинтеллектуальных, моральных, эстетических. Неразрывная связь второй сигнальной системы с первой обеспечивает сознательную регуляцию чувств и общественный характер их внешних проявлений.

     Что любопытно: под влиянием чувств изменяется деятельность внутренних органов человека: органов кровообращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней и внешней секреции. Излишняя интенсивность и длительность переживаний может вызвать нарушения в организме. Так, М.И. Аствацатуров считал, что сердце чаще поражается страхом, печень — гневом, желудок — апатией и подавленным состоянием.

       Об эмоциональных состояниях  других людей человек судит по особым, выразительным движениям, мимике, изменению голоса и т.п. Определенным чувствам соответствуют свои специфические формы выражения. Например, страх выражается в расширении зрачков, в дрожи, в бледности. Радость выражается в блеске глаз, в покраснении лица, в ускорении движений и т.д. Ч. Дарвин рассматривал внешние проявления эмоций, как рудименты (остатки) действий нападения и обороны, которые были у наших далеких предков — обезьян. Им установлено много сходного во внешних проявлениях эмоций у обезьян и человека. Так, при сильном гневе у человека могут невольно сжаться кулаки, а при страхе он как бы съеживается, опускает голову, точно хочет спрятаться или обратиться в бегство. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1. Анкетирование как  письменный опрос.

      Во всех отраслях науки, где для получения информации исследователь обращается к человеку с вопросами, он имеет дело с различными модификациями такого метода сбора информации, как опрос. Например, врачи, выясняя течение болезни и предшествующее состояние здоровья пациента, проводят анамнестические опросы. Юристы, выясняя у свидетелей обстоятельства дела, также пользуются методом опроса, специально изучают его психологические аспекты и возможности оценки достоверности ответов. Журналисты, педагоги, работники служб социального обеспечения и многих других сфер социальной практики используют этот метод для получения интересующей их информации. 

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"