Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 15:03, контрольная работа

Описание

Все, с чем сталкивается человек в своей жизни, вызывает у него то или иное отношение, те или иные чувства. Одно из того, с чем мы имеем дело, нравится нам, радует нас, вызывает симпатию к себе, другое нам неприятно, огорчает нас, пробуждает к себе отвращение. Человеческая жизнь невыносима без переживаний, многие чувства притягательны сами по себе. Если человек лишен возможности испытывать чувства, то наступает так называемый «эмоциональный голод», который он стремится утолить, слушая любимую музыку, читая остросюжетную книгу и т.д.

Содержание

1. Раздел «психология».
1.1. Понятие «чувства». Их особенности………………………….3
1.2. Роль чувств в жизнедеятельности человека…………………..4
1.3. Физиологические основы чувств и эмоций…………………...5
2. Раздел «педагогика».
2.1. Анкетирование как письменный опрос……………………….8
2.2. Виды анкетирования…………………………………………...8
2.3. Конструирование анкеты………………………………………9
2.3.1. Смысловые части анкеты………………………………10
2.3.2. Время заполнения………………………………………14
3. Список литературы………………………………………………...15

Работа состоит из  1 файл

кр пед и псих.doc

— 98.50 Кб (Скачать документ)

         Опрос - самый распространенный метод сбора первичной информации. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику - респонденту.  Существует две разновидности опроса, связанные с письменной или устной формой общения с респондентами – анкетирование и интервьюирование. В их основе лежит совокупность предлагаемых опрашиваемых вопросов, ответы на которые и образуют первичную информацию. Каждый вариант опроса представляет собой одну из наиболее сложных разновидностей социально-психологического общения, обусловленного рядом обстоятельств: содержанием анкеты или интервью, то есть перечнем вопросов, в которых реализован предмет исследования; качеством работы анкетёра или интервьюера; сосредоточенной работы респондента над предложенными вопросами; психологическим состоянием респондента в момент проведения опроса.  

   Анкетированиеэто вид письменного опроса, осуществляемого путем опосредованного общения социолога и респондента.

           
 

      2.2. Виды анкетирования. 

1. По числу опрашиваемых различают

  • Групповое (аудиторное)
  • Индивидуальное

2. По  месту проведения выделяют 

  • по месту жительства
  • по месту работы или учёбы
  • в целевых аудиториях (посетители магазинов, выставок и т. п.).

3. По  способу распространения анкет 

  • раздаточное: раздается респондентам самим анкетером (очное).
  • почтовое: анкеты рассылают по почте (заочное).
  • прессовое анкетирование: вопросник публикуется в газете или журнале (заочное).

4. По уровню стандартизации:

  • полностью стандартизированное (используются закрытые вопросы)
  • частично стандартизированное (полузакрытые вопросы)
 

Различные сочетания названных признаков  образуют множество разновидностей анкетного опроса. 

      Достоинство данного метода в том, что довольно оперативно, в максимально короткие сроки, с минимальными затратами  средств оно позволяет опрашивать довольно большое количество респондентов  и получать различную по своей  природе информацию.

Минус же анкетирования в том, что на объективность информации влияет, во-первых, наличие установки на откровенность  у опрашиваемого и, во-вторых, умение респондента объективно оценивать  события и людей. Поэтому  анкетирование  необходимо сочетать с другими методами сбора первичной информации.  
 

2.3. Конструирование  анкеты.

    

Анкета – это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, расположенных в логической последовательности, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. Ее предназначение – не просто дать достоверную информацию, но и установить контакт с респондентом. Для этого надо знать и соблюдать ряд правил и принципов ее конструирования, а также особенности различных вопросов. Анкета должна быть адаптирована, т.е. универсальна, а это значит, что вопросы должны быть одинаково понятны различным социально-демографическим группам респондентов (молодым и пожилым, людям с разным образованием и т.д.).

          Кроме того, в задачи конструирования входит: создать и поддержать кооперативную установку у респондентов; вселить в респондентов уверенность в их способности ответить на все предложенные вопросы; наладить доверительные отношения, создать впечатление о возможности давать любые, самые неожиданные и откровенные ответы; освободить ответы респондентов от воздействия предшествующих вопросов и ответов на них; поддерживать постоянный интерес к работе с анкетой. 

     При проведении анкетного опроса проходится три этапа:

  1. подготовительный этап (включающий разработку программы опроса, составление плана и сетевого графика робот, проектирование инструментария, его пилотажная проверка, размножение инструментария, составление инструкций для анкетера, респондента и других лиц, участвующих в опросе, подбор и подготовка анкетеров, решение организационных проблем).
  2. оперативный этап – сам процесс анкетирования, имеющий свои собственные стадии поэтапного осуществления;

     3)результирующий  этап – обработка полученной  информации. 

2.3.1.  Смысловые части  анкеты.

Любая анкета включает в себя три основные части:

  1. вводную.
  2. содержательную (основную) часть.
  3. заключительную часть (паспортичку).
 

     Вводная часть содержит информацию о том, кто проводит исследование (какая организация или научное учреждение, но ни в коем случае не авторы анкеты, ибо это может быть неверно воспринято респондентом). Указываются цель и задачи опроса, способ заполнения анкеты, подчеркивается анонимный характер ее заполнения, а также выражается благодарность за участие в анкетировании. К вводной части примыкает и инструкция по заполнению анкеты.

         

           Особое значение имеет составление основной части  анкеты, т.к. от этого во многом зависит успех проводимого исследования. Эта часть анкеты  содержит блоки вопросов. Поскольку анкета должна способствовать решению нескольких задач, то лучше, если каждой из них будет соответствовать свой блок вопросов. Участие в опросе представляет собой для респондента достаточно необычный вид деятельности. К ней не все могут быть готовы в силу разнообразных причин. Если сразу обрушить на участников  опроса серьезные и важные  вопросы, многие могут отказаться, поскольку не будут готовы к ответу.  Подготовка респондента к наиболее важным ответам происходит при помощи постановки в начало анкеты вопросов наиболее простых (контактные вопросы).  Здесь часто используются вопросы, касающиеся сведений  чисто событийного характера -например, стажа работы, района местожительства. Уместны также и вопросы о привычках, на которые отвечают чаще всего вполне откровенно, о занятиях в свободное время и т. п. В ряде  случаев целесообразным оказывается вопрос об интересе респондентов к тем или иным проблемам.

Переход от простых к сложным вопросам получил название  правила воронки. Его применение  позволяет респондентам постепенно выработать уверенность в своей способности выступать в такой роли. В середине анкеты располагаются  наиболее важные с точки зрения исследования  и  трудные для респондентов вопросы. Здесь же задаются вопросы, носящие наиболее явный тенденциозный или деликатный характер: факт сопряженности различных ответов позволяет надеяться, что если на более простые предшествующие вопросы респонденты отвечали свободно, без стеснения,  то и на эти вопросы они смогут отвечать так же. Работа с такими вопросами -  кульминационный момент в анкете. После него, если учесть возможную усталость респондента  и спад интереса, ставятся наиболее простые вопросы, не требующие сильного напряжения памяти, воображения, внимания и т. п.

         Все вопросы можно классифицировать:

  • по содержанию (вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о личности респондента);
  • по форме (открытые, закрытые и полузакрытые, прямые и косвенные);
  • по функции (основные и неосновные).
 

         Вопросы о фактах сознания людей направлены на выявление мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т.д.

          Вопросы о фактах поведения выявляют поступки, действия, результаты деятельности людей.

          Вопросы о личности респондента выявляют его личностные характеристики (пол, возраст и т.д.). 

        Открытые вопросы - вопросы без вариантов ответов, предполагают самостоятельный развёрнутый ответ. Они хороши на стадии проб, определения области исследования и в функции контрольных. Предполагается, что ответ в свободной форме позволяет выявить доминанту мнений, оценок, настроений. Люди отмечают те стороны явлений или говорят, о том, что волнует их больше всего, о том, что доминирует в их сознании. Но самое главное состоит в том, что, реагируя на вопрос без подсказки вариантов ответа, люди лучше проявляют особенности своего повседневного, обыденного сознания, свой образ мыслей. Главный недостаток открытых вопросов состоит в том, что высказываемые здесь мнения и оценки связаны с какими-то неизвестными нам рамками сравнения, которые очерчивают контекст высказанных суждений.  Здесь требуется высокое искусство «расшифровки» реальных смыслов, вкладываемых респондентами в их ответы.

      Закрытые вопросы --- вопросы с вариантами ответов. Закрытые вопросы могут быть альтернативным (возможен всего один вариант ответа), и неальтернативными (возможно два или более варианта ответа). Для того, чтобы ответы на закрытые вопросы были выбраны не по инерции, и сделать работу с ними интересной, а следовательно обеспечить внимательное заполнение анкеты, формулируя  варианты ответов (подсказки), следует помнить некоторые правила:

1) первыми  должны быть наименее вероятные  варианты ответа (как показывают  исследования, отвечающий чаще выбирает  первые подсказки, реже – последующие)

2)   подсказки должны быть примерно  равной длины (чем длиннее вариант, тем меньше вероятность её выбора)

3)   все варианты ответов следует  выдерживать на одном уровне  конкретности  (поменьше абстрактных  вопросов)

4)   никоим образом нельзя комбинировать  несколько идей в одной фразе.

  1. все возможные варианты ответов должны быть отпечатаны на одной странице, чтобы респондент мог разом охватить рамки соотнесения оценок.
  2. нельзя печатать всю серию положительных подсказок ответов подряд и следом за нею серию отрицательных, или наоборот. В этих случаях мнение навязывается самой последовательностью предложенных вариантов.

        

         Полузакрытый вопрос, в котором оставляется прочерк для дополнительных комментариев и замечаний. В конце списка ответов значится: « Дополнительные замечания (укажите, какие именно)...».   

         Прямые и косвенные вопросы. Иногда вопросы анкеты требуют от респондента критического отношения к себе, окружающим людям, оценки негативных явлений действительности и т.д. Такие прямые вопросы в ряде случаев или остаются без ответа, или содержат неточную информацию. В подобных случаях на помощь исследователю приходят вопросы, сформулированные в косвенной форме. Респонденту предлагается воображаемая ситуация, не требующая оценки его личных качеств или обстоятельств его деятельности.

       Основные вопросы анкеты направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления.

        Неосновные вопросы направлены на выявление у адресата основного вопроса (вопросы-фильтры), на проверку искренности ответов (контрольные вопросы).

       Буферные вопросы предназначены для смягчения взаимовлияния вопросов в анкете. Во-первых, они играют роль своего рода «мостиков» при переходе с темы на тему. С помощью буферного вопроса исследователь поясняет респондентам ход своих мыслей. Например, после вопросов о досуге дается такая формулировка: «Большую часть своей жизни человек проводит на работе. Огорчения и радости, успехи и неудачи в труде небезразличны для нас. Поэтому неудивительно, что мы хотим поговорить с  Вами  о работе».

Во-вторых, буферные вопросы предназначены для того, чтобы нейтрализовать эффект излучения - возможное следствие правила воронки (стр. 11). Когда все вопросы логически взаимосвязаны и последовательно сужают тему, у респондента возникает определенная установка, согласно которой он будет отвечать на них. Такое взаимовлияние вопросов называется эффектом излучения или эффектом  эха и проявляется в том, что предшествующий вопрос (или вопросы) направляют ход мыслей респондентов в определенное русло, в рамках которой формулируется или выбирается вполне определенный ответ. В таком случае в качестве буферных могут выступать любые содержательные вопросы, не связанные непосредственно с тем предметом, который обсуждается в вопросах, взаимовлияние которых предполагает анкетёр.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"