Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 00:17, контрольная работа

Описание

Психология (от психо... и... логия),наука о законах порождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных. Предмет, основные проблемы и методы. В своей непосредственности явления психического отражения выступают для человека в форме внутренних переживаний, недоступных объективному наблюдению: ощущений и образов восприятия, мыслей и чувств. Этот особый характер психических явлений служил основанием для их противопоставления как явлениям внешнего мира, так и явлениям телесной жизни субъекта, что приводило к обособлению психологии от других наук, изучающих природу и общество.

Содержание

Введение
1.Нейропсихологические основы познавательной деятельности.
2.Настроение,страсть как виды эмоциональных состояний.
3.Определение и основные виды воображения.
4.Спсобности как проявление индивидуального в психике. Понятие о способностях, их классификация. Способности и успешность деятельности.
5.Взаимодействие личности и коллектива.
Литература

Работа состоит из  1 файл

Психология.docx

— 44.26 Кб (Скачать документ)
 

Содержание

Введение

1.Нейропсихологические основы познавательной деятельности.

2.Настроение,страсть как виды эмоциональных состояний.

3.Определение и основные виды воображения.

4.Спсобности  как проявление индивидуального в психике. Понятие о способностях, их классификация. Способности и успешность деятельности.

5.Взаимодействие личности и коллектива.

Литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Психология  (от психо... и... логия),наука о законах порождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных. Предмет, основные проблемы и методы. В своей непосредственности явления психического отражения выступают для человека в форме внутренних переживаний, недоступных объективному наблюдению: ощущений и образов восприятия, мыслей и чувств. Этот особый характер психических явлений служил основанием для их противопоставления как явлениям внешнего мира, так и явлениям телесной жизни субъекта, что приводило к обособлению психологии от других наук, изучающих природу и общество. Формирование знаний о психических явлениях протекало в условиях борьбы между двумя основными философскими линиями — материализмом и идеализмом, что, в конечном счёте, определяло собой то или иное решение фундаментальных теоретических проблем психологии от которых зависело направление конкретных исследований. Испытывая на себе влияние различных форм идеализма и механицизма, домарксистская психология. Однако конкретные научные достижения психологии не соответствовали сложившимся теоретическим представлениям, что побуждало искать новые методологические подходы. Принципиально новые позиции утвердились в советской психологии на основе марксистско-ленинского учения о психике и сознании. Марксистско-ленинская философия вносит коренные изменения в понимание предмета психологии, её метода и основных проблем. Вводя в психологию понятие об отражении, она требует подходить к психическим явлениям как к особой форме отражения субъектом объективной реальности — того, что существует первично и независимо от него. Психология изучает психику в её филогенетическом и онтогенетическом развитии как на уровне животных, так и на уровне человека. Однако важнейший предмет психологии — изучение психики человека и её высшей, специфически человеческой формы — сознания. Развитие трудовой деятельности и основанных на труде общения людей и языка необходимо породило новую форму психического отражения — сознание. Особенность сознания состоит в том, что отражаемое содержание словесно означается и открывается перед субъектом как являющаяся ему картина мира, включающая в себя его собственные действия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Нейропсихологические основы познавательной деятельности.

Познавательная  деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она  осуществляется на каждом жизненном  шагу, во всех видах деятельности и  социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно  полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских  задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении.

Познавательная  деятельность человека представляет собой  весьма сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних условий. Внешние  воздействия являются определяющими  в развитии познавательной активности личности, но по мере развития сознания человека, утверждения направленности его личности все большую роль в его деятельности приобретают  внутренние условия: опыт, мировоззрение, интересы и потребности. Познавательная деятельность личности всегда связана  с каким-нибудь объектом, задачей, всегда целенаправленна, в первую очередь, на те объекты и явления, которые имеют жизненное значение и интересны для личности.

Один из корифеев отечественной психофизиологии  Ю. А. Александров говорит, что в  настоящее время пока еще не существует единой, общепризнанной теории эмоций.Однако исследования А. Н. Леонтьева, В. К. Вилюнаса, О. К. Тихомирова и других внесли значительный вклад в теоретическую разработку этой проблемы. Были выделены особенности эмоций как внутренних регуляторов деятельности, изучена их связь с познавательными процессами, описаны основные параметры эмоций (знак, интенсивность, длительность, реактивность, степень осознанности, степень произвольного контроля). Эти параметры характеризуют и эмоциональное состояние, и эмоциональное реагирование, могут характеризовать любую эмоцию, как в норме, так и при различных патологиях. В современной психологии (ПСИХОЛОГИЯ — наука о закономерности психической деятельности человека, его мышлении, внутренних ощущениях, действиях и переживаниях, недоступных объективному наблюдению. Область знаний о функционировании нормальных психических процессов как особой формы жизнедеятельности.) эмоции рассматриваются как сложные системные психологические образования, включенные в различные виды психической деятельности и базирующиеся на различных потребностях. Хотя изучение мозговой организации эмоций сравнительно новая область нейропсихологии, но основные ее положения уже сформулированы. Доказано, что эмоции имеют сложную мозговую организацию и разные по локализации очаги поражения вызывают нарушения эмоций по знаку, интенсивности, длительности и самооценке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Настроение,страсть как виды эмоциональных состояний.

Эмоции и чувства  человека обусловлены социальными  условиями существования и имеют  личностный характер. Эмоции представляют собой субъективные переживания, сигнализирующие  о благополучном или неблагополучном  состоянии организма и психики. Чувства же имеют не только субъективное, но и объективное предметное содержание. Они вызываются объектами, имеющими ценностное личностное значение, и  адресуются к ним.Качество переживаний, заключенных в чувствах, зависит от того личностного смысла и значения, которое имеет для человека предмет. Отсюда чувства связаны не только с внешними непосредственно воспринимаемыми свойствами объекта, но и с теми знаниями и понятиями, которые имеет человек о нем. Чувства имеют действенный характер, они или побуждают или угнетают активность человека. Чувства, побуждающие активность, называются стеническими, чувства, угнетающие ее - астеническими. Эмоции и чувства – это своеобразные состояния психики, накладывающие отпечаток на жизнь, деятельность, поступки и поведение человека. Если эмоциональные состояния определяют в основном внешнюю сторону поведения и психической деятельности, то чувства влияют на содержание и внутреннюю сущность переживаний, обусловленных духовными потребностями человека. К эмоциональным состояниям относят: настроения, аффекты, стрессы, фрустрации и страсти. Рассмотрим два из них более подробно: настроение, страсть.

Настроение – наиболее общее эмоциональное состояние, охватывающее человека в течение определенного периода времени и оказывающее существенное влияние на его психику, поведение и деятельность. Настроение может возникать медленно, постепенно, а может охватить человека быстро и внезапно. Оно бывает положительным или отрицательным, устойчивым или временным.Положительное настроение делает человека энергичным, бодрым и активным. Любое дело при хорошем настроении ладится, все получается, продукты деятельности имеют высокое качество. При плохом настроении все валится из рук, работа идет вяло, допускаются ошибки и брак, продукты получаются низкого качества. Настроение имеет личностный характер. У одних субъектов настроение бывает чаще всего хорошим, у других - плохим. На настроение оказывает большое влияние темперамент. У сангвиников настроение всегда бодрое, мажорное. У холериков настроение часто меняется, хорошее расположение духа вдруг изменяется на плохое. У флегматиков настроение всегда ровное, они хладнокровны, уверены в себе, спокойны. Меланхоликам часто свойственно отрицательное настроение, они всего боятся и опасаются. Любое изменение в жизни выбивает их из колеи и вызывает депрессивные переживания. Любое настроение имеет свою причину, хотя иногда кажется, что оно возникает само собой. Причиной настроения может быть положение человека в обществе, результаты деятельности, события в личной жизни, состояние здоровья и т.п. Настроение, переживаемое одним человеком, может передаваться другим людям.

Страсть – глубокое, интенсивное и очень устойчивое эмоциональное состояние, захватывающее человека целиком и полностью и определяющее все его помыслы, стремления и поступки. Страсть может быть связана с удовлетворением материальных и духовных потребностей. Объектом страсти могут быть различного вида вещи, предметы, явления, люди, которыми личность стремится обладать во что бы то ни стало. В зависимости от потребности, вызвавшей страсть, и от объекта, посредством которого она удовлетворяется она может характеризоваться или как положительная или как отрицательная. Положительная или возвышенная страсть связана с высоконравственными мотивами и имеет не только личный, но и общественный характер. Страстное увлечение наукой, искусством, общественной деятельностью, защитой природы и т. п. делает жизнь человека содержательной и интересной. Все великие дела совершались под влиянием великой страсти.

Отрицательная или низменная страсть имеет  эгоистическую направленность и  при ее удовлетворении человек ни с чем не считается и часто  совершает антиобщественные аморальные поступки.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Определение  и основные виды  вооброжения.

Образы, которыми оперирует человек, включают в себя не только воспринятые ранее предметы и явления. Содержанием образов  может стать и то, что он никогда  не воспринимал непосредственно: картины  далекого прошлого или будущего; места, где он никогда не был и не будет; существа, которых нет, не только на Земле, но и вообще во Вселенной. Образы позволяют человеку выйти за пределы  реального мира во времени и пространстве. Именно эти образы, преобразующие, видоизменяющие человеческий опыт, являются основной характеристикой воображения.

Обычно под  воображением или фантазией имеется  в виду не совсем то, что подразумевается  под этими словами в науке. В житейском обиходе воображением или фантазией называют все то, что нереально, не соответствует  действительности и, что таким образом  не имеет никакого практического  значения. На деле же воображение как  основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется решительно во всех сторонах культурной жизни, делая  возможным художественное, научное  и техническое творчество.

Посредством ощущений, восприятия и мышления человек отражает реальные свойства объектов окружающей действительности и поступает в  соответствии с ними в конкретной ситуации. Посредством памяти он использует свой прошлый опыт. Но поведение  человека может определяться не только актуальными или прошлыми свойствами ситуации, но и теми, которые могут  быть ей присущи в будущем. Благодаря  такой способности в человеческом сознании возникают образы объектов, которые в данный момент не существуют, но впоследствии могут быть воплощены  в конкретные объекты. Способность  отражать будущее и действовать  согласно ожидаемой, то есть воображаемой, ситуации характерна только для человека.

Воображение - познавательный процесс отражения будущего путем создания новых образов на основе переработки образов восприятия, мышления и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Посредством воображения  создаются образы, никогда в целом  не принимавшиеся человеком в  действительности. Сущность воображения  заключается в преобразовании мира. Этим определяется важнейшая роль воображения  в развитии человека как действующего субъекта.

Воображение и  мышление — процессы близкие по своей структуре и функциям. Л. С. Выготский называл их “чрезвычайно родственными”, отмечая общность их происхождения и строения как  психологических систем. Воображение  он рассматривал как необходимый, неотъемлемый момент мышления, особенно творческого, так как в мышление всегда включены процессы прогнозирования и предвосхищения. В проблемных ситуациях человек  использует мышление, и воображение. Сформированное в воображении представление  о возможном решении укрепляют  мотивацию поиска, и определяет его  направление. Чем более неопределенной является проблемная ситуация, чем  больше в ней неизвестного, тем  значительнее становится роль воображения. Оно может осуществляться при  неполных исходных данных, поскольку  дополняет их продуктами собственного творчества.

Глубокая взаимосвязь  существует также между воображением и эмоционально-волевыми процессами. Одно из ее проявлений состоит в  том, что при возникновении в  сознании человека воображаемого образа он испытывает истинные, действительные, а не воображаемые эмоции, что позволяет  избегать нежелательных воздействий  и воплощать в жизнь желаемые образы. Л. С. Выготский назвал это  законом “эмоциональной реальности воображения”

Например, человеку надо переправиться на лодке через  бурную реку. Представляя, что лодка  может перевернуться, он испытывает не воображаемый, а реальный страх. Это побуждает его выбрать  более безопасный способ переправы.

Воображение может  влиять на силу эмоций и чувств, испытываемых человеком. Например, люди часто переживают чувство тревоги, беспокойства по поводу только воображаемых, а не реальных событий. Изменение образа воображения может снизить уровень тревожности, снять напряжение. Представление переживаний другого человека помогает формированию и проявлению по отношению к нему чувства эмпатии, сопереживания. В волевых действиях представление в воображении конечного результата деятельности побуждает к его осуществлению. Чем ярче образ воображения, тем больше побуждающая сила, но при этом имеет значение и реалистичность образа.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"