Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 00:17, контрольная работа
Психология (от психо... и... логия),наука о законах порождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных. Предмет, основные проблемы и методы. В своей непосредственности явления психического отражения выступают для человека в форме внутренних переживаний, недоступных объективному наблюдению: ощущений и образов восприятия, мыслей и чувств. Этот особый характер психических явлений служил основанием для их противопоставления как явлениям внешнего мира, так и явлениям телесной жизни субъекта, что приводило к обособлению психологии от других наук, изучающих природу и общество.
Введение
1.Нейропсихологические основы познавательной деятельности.
2.Настроение,страсть как виды эмоциональных состояний.
3.Определение и основные виды воображения.
4.Спсобности как проявление индивидуального в психике. Понятие о способностях, их классификация. Способности и успешность деятельности.
5.Взаимодействие личности и коллектива.
Литература
Содержание
Введение
1.Нейропсихологические основы познавательной деятельности.
2.Настроение,страсть как виды эмоциональных состояний.
3.Определение и основные виды воображения.
4.Спсобности как проявление индивидуального в психике. Понятие о способностях, их классификация. Способности и успешность деятельности.
5.Взаимодействие личности и коллектива.
Литература
Введение
Психология
(от психо... и... логия),наука о законах порождения
и функционирования психического отражения
индивидом объективной реальности в процессе
деятельности человека и поведения животных.
Предмет, основные проблемы и методы. В
своей непосредственности явления психического
отражения выступают для человека в форме
внутренних переживаний, недоступных
объективному наблюдению: ощущений и образов
восприятия, мыслей и чувств. Этот особый
характер психических явлений служил
основанием для их противопоставления
как явлениям внешнего мира, так и явлениям
телесной жизни субъекта, что приводило
к обособлению психологии от других наук,
изучающих природу и общество. Формирование
знаний о психических явлениях протекало
в условиях борьбы между двумя основными
философскими линиями — материализмом
и идеализмом, что, в конечном счёте, определяло
собой то или иное решение фундаментальных
теоретических проблем психологии от
которых зависело направление конкретных
исследований. Испытывая на себе влияние
различных форм идеализма и механицизма,
домарксистская психология. Однако конкретные
научные достижения психологии не соответствовали
сложившимся теоретическим представлениям,
что побуждало искать новые методологические
подходы. Принципиально новые позиции
утвердились в советской психологии на
основе марксистско-ленинского учения
о психике и сознании. Марксистско-ленинская
философия вносит коренные изменения
в понимание предмета психологии, её метода
и основных проблем. Вводя в психологию
понятие об отражении, она требует подходить
к психическим явлениям как к особой форме
отражения субъектом объективной реальности
— того, что существует первично и независимо
от него. Психология изучает психику в
её филогенетическом и онтогенетическом
развитии как на уровне животных, так и
на уровне человека. Однако важнейший
предмет психологии — изучение психики
человека и её высшей, специфически человеческой
формы — сознания. Развитие трудовой деятельности
и основанных на труде общения людей и
языка необходимо породило новую форму
психического отражения — сознание. Особенность
сознания состоит в том, что отражаемое
содержание словесно означается и открывается
перед субъектом как являющаяся ему картина
мира, включающая в себя его собственные
действия.
1. Нейропсихологические основы познавательной деятельности.
Познавательная
деятельность - это единство чувственного
восприятия, теоретического мышления
и практической деятельности. Она
осуществляется на каждом жизненном
шагу, во всех видах деятельности и
социальных взаимоотношений учащихся
(производительный и общественно
полезный труд, ценностно-ориентационная
и художественно-эстетическая деятельность,
общение), а также путем выполнения
различных предметно-
Познавательная деятельность человека представляет собой весьма сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних условий. Внешние воздействия являются определяющими в развитии познавательной активности личности, но по мере развития сознания человека, утверждения направленности его личности все большую роль в его деятельности приобретают внутренние условия: опыт, мировоззрение, интересы и потребности. Познавательная деятельность личности всегда связана с каким-нибудь объектом, задачей, всегда целенаправленна, в первую очередь, на те объекты и явления, которые имеют жизненное значение и интересны для личности.
Один из корифеев
отечественной психофизиологии
Ю. А. Александров говорит, что в
настоящее время пока еще не существует
единой, общепризнанной теории эмоций.Однако
исследования А. Н. Леонтьева, В. К. Вилюнаса,
О. К. Тихомирова и других внесли значительный
вклад в теоретическую разработку этой
проблемы. Были выделены особенности эмоций
как внутренних регуляторов деятельности,
изучена их связь с познавательными процессами,
описаны основные параметры эмоций (знак,
интенсивность, длительность, реактивность,
степень осознанности, степень произвольного
контроля). Эти параметры характеризуют
и эмоциональное состояние, и эмоциональное
реагирование, могут характеризовать
любую эмоцию, как в норме, так и при различных
патологиях. В современной психологии
(ПСИХОЛОГИЯ — наука о закономерности
психической деятельности человека, его
мышлении, внутренних ощущениях, действиях
и переживаниях, недоступных объективному
наблюдению. Область знаний о функционировании
нормальных психических процессов как
особой формы жизнедеятельности.) эмоции
рассматриваются как сложные системные
психологические образования, включенные
в различные виды психической деятельности
и базирующиеся на различных потребностях.
Хотя изучение мозговой организации эмоций
сравнительно новая область нейропсихологии,
но основные ее положения уже сформулированы.
Доказано, что эмоции имеют сложную мозговую
организацию и разные по локализации очаги
поражения вызывают нарушения эмоций
по знаку, интенсивности, длительности
и самооценке.
2.Настроение,страсть как виды эмоциональных состояний.
Эмоции и чувства
человека обусловлены социальными
условиями существования и
Настроение – наиболее общее эмоциональное состояние, охватывающее человека в течение определенного периода времени и оказывающее существенное влияние на его психику, поведение и деятельность. Настроение может возникать медленно, постепенно, а может охватить человека быстро и внезапно. Оно бывает положительным или отрицательным, устойчивым или временным.Положительное настроение делает человека энергичным, бодрым и активным. Любое дело при хорошем настроении ладится, все получается, продукты деятельности имеют высокое качество. При плохом настроении все валится из рук, работа идет вяло, допускаются ошибки и брак, продукты получаются низкого качества. Настроение имеет личностный характер. У одних субъектов настроение бывает чаще всего хорошим, у других - плохим. На настроение оказывает большое влияние темперамент. У сангвиников настроение всегда бодрое, мажорное. У холериков настроение часто меняется, хорошее расположение духа вдруг изменяется на плохое. У флегматиков настроение всегда ровное, они хладнокровны, уверены в себе, спокойны. Меланхоликам часто свойственно отрицательное настроение, они всего боятся и опасаются. Любое изменение в жизни выбивает их из колеи и вызывает депрессивные переживания. Любое настроение имеет свою причину, хотя иногда кажется, что оно возникает само собой. Причиной настроения может быть положение человека в обществе, результаты деятельности, события в личной жизни, состояние здоровья и т.п. Настроение, переживаемое одним человеком, может передаваться другим людям.
Страсть – глубокое, интенсивное и очень устойчивое эмоциональное состояние, захватывающее человека целиком и полностью и определяющее все его помыслы, стремления и поступки. Страсть может быть связана с удовлетворением материальных и духовных потребностей. Объектом страсти могут быть различного вида вещи, предметы, явления, люди, которыми личность стремится обладать во что бы то ни стало. В зависимости от потребности, вызвавшей страсть, и от объекта, посредством которого она удовлетворяется она может характеризоваться или как положительная или как отрицательная. Положительная или возвышенная страсть связана с высоконравственными мотивами и имеет не только личный, но и общественный характер. Страстное увлечение наукой, искусством, общественной деятельностью, защитой природы и т. п. делает жизнь человека содержательной и интересной. Все великие дела совершались под влиянием великой страсти.
Отрицательная
или низменная страсть имеет
эгоистическую направленность и
при ее удовлетворении человек ни
с чем не считается и часто
совершает антиобщественные аморальные
поступки.
3.Определение и основные виды вооброжения.
Образы, которыми оперирует человек, включают в себя не только воспринятые ранее предметы и явления. Содержанием образов может стать и то, что он никогда не воспринимал непосредственно: картины далекого прошлого или будущего; места, где он никогда не был и не будет; существа, которых нет, не только на Земле, но и вообще во Вселенной. Образы позволяют человеку выйти за пределы реального мира во времени и пространстве. Именно эти образы, преобразующие, видоизменяющие человеческий опыт, являются основной характеристикой воображения.
Обычно под
воображением или фантазией имеется
в виду не совсем то, что подразумевается
под этими словами в науке.
В житейском обиходе
Посредством ощущений,
восприятия и мышления человек отражает
реальные свойства объектов окружающей
действительности и поступает в
соответствии с ними в конкретной
ситуации. Посредством памяти он использует
свой прошлый опыт. Но поведение
человека может определяться не только
актуальными или прошлыми свойствами
ситуации, но и теми, которые могут
быть ей присущи в будущем. Благодаря
такой способности в
Воображение - познавательный процесс отражения будущего путем создания новых образов на основе переработки образов восприятия, мышления и представлений, полученных в предшествующем опыте.
Посредством воображения создаются образы, никогда в целом не принимавшиеся человеком в действительности. Сущность воображения заключается в преобразовании мира. Этим определяется важнейшая роль воображения в развитии человека как действующего субъекта.
Воображение и
мышление — процессы близкие по
своей структуре и функциям. Л.
С. Выготский называл их “чрезвычайно
родственными”, отмечая общность их
происхождения и строения как
психологических систем. Воображение
он рассматривал как необходимый, неотъемлемый
момент мышления, особенно творческого,
так как в мышление всегда включены
процессы прогнозирования и
Глубокая взаимосвязь существует также между воображением и эмоционально-волевыми процессами. Одно из ее проявлений состоит в том, что при возникновении в сознании человека воображаемого образа он испытывает истинные, действительные, а не воображаемые эмоции, что позволяет избегать нежелательных воздействий и воплощать в жизнь желаемые образы. Л. С. Выготский назвал это законом “эмоциональной реальности воображения”
Например, человеку надо переправиться на лодке через бурную реку. Представляя, что лодка может перевернуться, он испытывает не воображаемый, а реальный страх. Это побуждает его выбрать более безопасный способ переправы.
Воображение может влиять на силу эмоций и чувств, испытываемых человеком. Например, люди часто переживают чувство тревоги, беспокойства по поводу только воображаемых, а не реальных событий. Изменение образа воображения может снизить уровень тревожности, снять напряжение. Представление переживаний другого человека помогает формированию и проявлению по отношению к нему чувства эмпатии, сопереживания. В волевых действиях представление в воображении конечного результата деятельности побуждает к его осуществлению. Чем ярче образ воображения, тем больше побуждающая сила, но при этом имеет значение и реалистичность образа.