Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 00:17, контрольная работа

Описание

Психология (от психо... и... логия),наука о законах порождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных. Предмет, основные проблемы и методы. В своей непосредственности явления психического отражения выступают для человека в форме внутренних переживаний, недоступных объективному наблюдению: ощущений и образов восприятия, мыслей и чувств. Этот особый характер психических явлений служил основанием для их противопоставления как явлениям внешнего мира, так и явлениям телесной жизни субъекта, что приводило к обособлению психологии от других наук, изучающих природу и общество.

Содержание

Введение
1.Нейропсихологические основы познавательной деятельности.
2.Настроение,страсть как виды эмоциональных состояний.
3.Определение и основные виды воображения.
4.Спсобности как проявление индивидуального в психике. Понятие о способностях, их классификация. Способности и успешность деятельности.
5.Взаимодействие личности и коллектива.
Литература

Работа состоит из  1 файл

Психология.docx

— 44.26 Кб (Скачать документ)

Воображение является значимым фактором, влияющим на развитие личности. Идеалы как воображаемый образ, которому человек хочет подражать  или к которому стремится, служат образцами для организации его  жизнедеятельности, личностного и  нравственного развития.

Существуют различные  виды воображения. По степени активности воображение может быть пассивным  и активным. Пассивное воображение  не стимулирует человека к активным действиям. Он удовлетворяется созданными образами и не стремится реализовать  их в действительности или рисует образы, которые в принципе не могут  быть реализованы. В жизни таких  людей называют утопистами, бесплодными  мечтателями. Н. В. Гоголь, создав образ  Манилова, сделал его имя нарицательным  для такого типа людей. Активное воображение  — это создание образов, которые  впоследствии реализуются в практических действиях и продуктах деятельности. Иногда это требует от человека больших  усилий и значительных затрат времени. Активное воображение повышает творческое содержание и эффективность трудовой и других видов деятельности.

Продуктивным называют воображение, в образах которого имеется много нового (элементов фантазии). Продукты такого воображения обычно ни на что не похожи или очень мало похожи на то, что уже известно.

Репродуктивное  - это воображение, в продуктах которого имеется немало уже известного, хотя есть и отдельные элементы нового. Таким, например, является воображение начинающего поэта, писателя, инженера, художника, которые поначалу создают свои творения по известным образцам, тем самым, обучаясь профессиональному мастерству.

Галлюцинациями называются продукты воображения, рождаемые измененным (не нормальным) состоянием сознания человека. Эти состояния могут возникнуть по разным причинам: заболевание, гипноз, воздействие психотропных веществ типа наркотиков, алкоголя и т.п.

Мечты - это продукты воображения, нацеленного на желаемое будущее. В мечтах содержатся более или менее реальные и в принципе осуществимые планы человека. Мечты как форма воображения особенно характерны для людей молодого возраста, у которых большая часть жизни еще впереди.

Грезами называют своеобразные мечты, которые, как правило, являются оторванными от реальной действительности и в принципе не осуществимы. Грезы занимают промежуточное положение между мечтами и галлюцинациями, но их отличие от галлюцинаций состоит в том, что грезы являются продуктами активности нормального сознания человека.

Особый интерес  всегда представляли и до сих пор  представляют сновидения. В настоящее время склоняются к тому, что в сновидениях могут отражаться процессы обработки информации мозгом человека, причем содержание сновидений не только функционально связано с этими процессами, но может включать в себя новые ценные идеи и даже открытия 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.Способности  как проявление  индивидуального в психике. Понятие о способностях, их классификация. Способности и успешность деятельности.

Очень часто, когда  мы пытаемся объяснить, почему люди, оказавшиеся  в одинаковых или почти одинаковых условиях, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах  людей можно объяснить именно этим. Это же понятие используется и тогда, когда исследуются причины  быстрого усвоения знаний или приобретения умений и навыков одними людьми и  долгого, даже мучительного обучения других. Обычно под способностями понимают такие индивидуальные особенности, которые являются условиями успешного  выполнения какой-либо одной или  нескольких деятельностей. Однако термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, многими авторами трактуется неоднозначно. Если суммировать всевозможные варианты существующих в настоящее время  подходов к исследованию способностей, то их можно свести к трем основным типам.

Во-первых, под  способностями понимаются индивидуально-психологические  особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых  все люди равны.

Во-вторых, способностями  называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые  имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или  многих деятельностей.

В-третьих, понятие  «способность» не сводится к тем  знаниям, навыкам или умениям, которые  уже выработаны у данного человека.

Существует очень  много способностей. В науке известны попытки их классификации. В большинстве  этих классификаций различают в  первую очередь природные, или естественные, способности (в основе своей биологически обусловленные) и специфически человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение. Под природными способностями понимают те, которые являются общими для человека и животных, особенно высших. Например, такими элементарными способностями являются восприятие, память, способность к элементарной коммуникации. Мышление с определенной точки зрения также можно рассматривать как способность, которая характерна не только для человека, но и для высших животных. Данные способности непосредственно связаны с врожденными задатками. Однако задатки человека и задатки животного — это не одно и то же. У человека на базе этих задатков формируются способности. Это происходит при наличии элементарного жизненного опыта, через механизмы научения и т. и. В процессе развития человека данные биологические способности способствуют формированию целого ряда других, специфически человеческих способностей. Эти специфически человеческие способности принято разделять на общие и специальные высшие интеллектуальные способности. В свою очередь, они могут подразделяться на теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные и др.

В психологии чаще всего встречается следующая  классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность.

Способности существуют и развиваются или погибают в  личности точно так же, как психологически “исходные” потребности, мотивы деятельности. В личности наблюдается своя динамическая иерархия способностей. В этой структуре  выделяются и особые личностные образования, называемые одаренностью.

Одаренность —  качественно своеобразное, личностное сочетание способностей.

Согласно позиции  Б. М. Теплова одаренность, как и  способность, не врожденна, а существует в развитии. Очень важно, что данное понятие, прежде всего качественное. В этом плане автор решительно противопоставлял свою трактовку одаренности  и распространенное в западной психологии понятие “коэффициента интеллекта” как универсальной количественной меры одаренности.

Всякая одаренность  комплексна, т.е. включает в себя некие  общие и специальные моменты. Под общей одаренностью понимается развитие относительно широких и  универсально задействованных психологических  составляющих, например памяти и интеллекта. Однако способность и одаренность  могут существовать только применительно  к некой конкретной деятельности. Поэтому общая одаренность должна быть отнесена к определенной универсальной  деятельности. Таковой является вся  человеческая психика, или сама жизни.

Специальная одаренность  имеет более узкое понятийное содержание, поскольку относится  к некоторой специальной, т.е. относительно специфической, деятельности. Но такая  градация деятельности условна. Так  в структуру художественной деятельности входят и перцепция, и рисование, и композиция, и воображение, и  многое другое, что требует соответствующего развития специальных способностей. Поэтому общие и специальные  способности реально существуют в личностном, деятельностном единстве.

Высокая степень  одаренности называется талантом, при  описании качеств которого используется множество выразительных эпитетов. Это, например, выдающееся совершенство, значимость, страстная увлеченность, высокая работоспособность, оригинальность разнообразие. Б. М. Теплов писал, что талант как таковой многосторонен. По законам теории вероятностей “выдающимися” не могут быть все, поэтому в реальности талантливых людей немного.

Гениальность  — это качественно наивысшая  степень развития и проявления одаренности  и таланта.

Гения характеризуют  уникальность, высочайшее творчество, открытие чего-то, ранее человечеству неизведанного. Гений уникален, не похож  на других людей, причем иногда настолько, что представляется непонятным, даже лишним. Однозначно определить, признать кого-то гением крайне сложно. Именно поэтому “непризнанных гениев” много больше, чем они есть в действительности. Однако гении всегда были, есть и будут проявляться, поскольку необходимы обществу. Гении столь же разнообразны, как и образующие их способности, одаренности, обстоятельства, деятельности. На то они и гении.

Исходя из этого  мы должны сделать вывод о том, что способности в значительной степени социальны и формируются в процессе конкретной деятельности человека. В зависимости от того, существуют или отсутствуют условия для развития способностей, они могут быть потенциальными и актуальными.

Под потенциальными способностями понимаются те, которые  не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться  при изменении соответствующих  социальных условий. К актуальным способностям, как правило, относят те, которые  необходимы именно в данный момент и реализуются в конкретном виде деятельности. Потенциальные и актуальные способности выступают косвенным  показателем характера социальных условий, в которых развиваются  способности человека. Именно характер социальных условий препятствует или  способствует развитию потенциальных  способностей, обеспечивает или не обеспечивает превращение их в актуальные. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5.Взаимодействие  личности и коллектива.

Социальная сущность человека проявляется прежде всего в его деятельности, общении с другими людьми. Изолированный от других людей человек не может развиваться как личность. Лишь активная трудовая, общественная деятельность обеспечивает человеку средства к существованию и способствует выработке многих личностных качеств. Социальная среда, взаимоотношения в труде являются решающим фактором становления и развития психики, появления специфически человеческого свойства – сознания.

Исторические  условия жизни привели к тому, что люди объединились в нации, государства, партии, другие общности. Человек в  течение жизни непосредственно  общается с другими людьми, реализуя свою социальную сущность. Это общение  происходит в группах и коллективах, оказывающих большое влияние  на позицию, направленность и самооценку личности.

Эти общности неоднородны  и могут быть классифицированы по нескольким основаниям: близости и  глубине складывающихся отношений, принципу образования, отношению личности к нормам группы. В зависимости  от близости и глубины складывающихся отношений выделяют первичную группу.

Первичная группа – относительно устойчивое и немногочисленное по составу, связанное общими целями объединение людей, в котором осуществляется непосредственный контакт между его членами. Все, кто входит в нее, знают друг друга лично и общаются между собой в процессе решения стоящей перед ними задачи. Размер первичной группы не может быть менее двух, но не превышает 30–40 человек.

По принципу и способу образования различают  реальные и условные, официальные и неофициальные группы.

Реальная  группа – фактически существующие объединения людей с реальными связями и взаимоотношениями их членов, с целями и задачами. Реальная группа может существовать кратковременно или длительно, быть малой или большой.

Общность людей, составленную номинально, называют условной группой. Например, спортивные журналисты решают образовать команду, состоящую  из лучших футболистов мира. Они  отбирают звезд первой величины и  объединяют их в списке. Эти люди никогда не соберутся и не будут играть вместе. Но эта группа составлена и условно существует.

Официальная (формальная) группа создается на основе штатного расписания, устава или других официальных документов. Отделы на производстве, штат сотрудников – это примеры официальных групп. Между членами такой группы устанавливаются деловые контакты, регламентированные документами. Они предполагают соподчинение или равенство, большую или меньшую ответственность за выполнение задачи. Такая группа может перестраиваться, но опять-таки на основе приказа или постановления.

Взаимоотношения в официальной группе даже при  одной и той же инструкции не могут  быть идентичны, поскольку в контакт вступают группы с неповторимыми чертами характера, темперамента, способностей, стиля общения. Деловые отношения дополняются личными, не предусмотренными инструкциями. Психологическая близость (симпатии, уважение, дружба) цементирует официальную группу, помогает установить благоприятный психологический климат, что в конечном итоге способствует успешной работе. В официальной группе могут складываться и другие отношения, не способствующие успеху дела (антипатия, неуважение, пренебрежение, вражда).

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"