Контрольная работа по «Психология»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:32, контрольная работа

Описание

1. Мышление, его особенности и содержание. Дайте характеристику мыслительных операций.
2. Темперамент, его психологическая характеристика.
3. Коллектив, пути и средства развития коллектива.
4. Взаимодействие людей, уровни и типы взаимодействия.
5. Социально-оздоровительная работа в образовательном учреждении(сельской местности)
6. Практическое задание: тестовое задание №16

Работа состоит из  1 файл

Психология.doc

— 201.00 Кб (Скачать документ)

     Оба вида мышления – теоретическое понятийное и теоретическое образное – в действительности, как правило, сосуществуют, но выражены в разной степени. Они хорошо дополняют друг друга, так как раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны бытия. Теоретическое понятийное мышление дает хотя и абстрактное, но вместе с тем наиболее точное, обобщенное отражение действительности. Теоретическое образное мышление позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие, которое не менее реально, чем объективно-понятийное. Без того или другого вида мышления наше восприятие действительности не было бы столь глубоким и разносторонним, точным и богатым разнообразными оттенками, каким оно является не деле.

     Наглядно-образное мышление, состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно  связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него, совершаться не может.

     Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые  для мышления образы представлены в  его кратковременной и оперативной  памяти. Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых – среди людей, занятых практической работой. Этот вид мышления широко развит у руководителей разного ранга и уровня, у людей так называемых «операторных профессий», у всех тех, кому часто приходиться принимать решения о предметах своей деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно с ними не взаимодействуя8.

     Наглядно-действенное  мышление заключается в том, что  сам процесс подобного мышления представляет собой практическую преобразованную деятельность, осуществляемую человеком, с реальными предметами. Основным условием решения умственной задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей массовых рабочих профессий, занимающихся реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта9. 

 

      Основные виды мышления 

     

       

       

       

       
 

     Разница между теоретическим и практическим видами мышления, по мнению Б.М. Теплова, состоит в том, что «они по-разному связаны с практикой. Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач… тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей»10. И теоретическое и практическое мышление, в конечном счете, связано с практикой, но в случае практического мышления эта связь имеет более прямой непосредственный характер.

     Все перечисленные виды мышления могут быть представлены в одной и той же деятельности. Однако в зависимости от ее характера и конечных целей доминирует тот или иной вид мышления. По этому основанию они все и различаются. По степени своей сложности, по требованиям, которые они предъявляют к интеллектуальным и другим способностям человека, все названные виды мышления не уступают друг другу. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Темперамент, его психологическая характеристика

     Темпераментом называется совокупность устойчивых, индивидуальных, психофизических свойств человека, определяющих динамические особенности его психических процессов, психических состояний и поведения. Поясним приведенное выше определение темперамента.

     Основные  типы темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. По сложившейся веками традиции, так называют людей, обладающих соответствующими типами темперамента, а сами эти типы правильно было бы назвать сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический.

     Сангвинический  тип темперамента характеризуется  высоким темпом деятельности, умеренно быстрыми реакциями, достаточно высокой, но не чрезмерной, активностью, энергичностью, хорошо выраженной эмоциональностью и уравновешенностью. Большинство названных выше свойств темперамента у сангвиника выражены умеренно, средне или чуть выше среднего.

     Холерический  тип темперамента в отличии от сангвинического характеризуется  крайней степенью выраженности многих динамических свойств темперамента. Холерик – это человек с  очень быстрыми реакциями, с высоким  темпом деятельности, с быстрой сменой настроений и высокой переключаемостью с одного вида деятельности на другой. У холерика сильно выражены эмоциональные реакции, то есть достаточно отчетливо просматривается повышенный эмоциональный фон деятельности. Вместе с тем, холерик – это человек неуравновешенный, с явным преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. Этим он существенно отличается от сангвиника.

     Флегматик в отличии от холерика – это  человек с замедленными реакциями. Он медленно включается в работу и  сравнительно медленно выходит из нее. Он относительно медленно переходит из одного состояния в другое, например, из состояния покоя в состояние возбуждения, и наоборот. Эмоциональный фон деятельности у него выражен сравнительно слабо. Но, вместе с тем, такой человек является динамически уравновешенным, то есть процессы возбуждения и торможения у него протекают хотя и медленно, но примерно одинаково по силе и по длительности.

     Меланхолический темперамент во многом похож на флегматический, с одним существенным отличием от него. Меланхолик является неуравновешенным человеком со слабой нервной системой, и у него процессы торможения явно преобладают над процессами возбуждения. Если холерик почти всегда находится в состоянии повышенного возбуждения и повышенной активности, то меланхолик, наоборот, чаще пребывает в состоянии заторможенности и пассивности. Не случайно и соответствующее психологическое состояние человека называют меланхолией.

     Что является органической основой темперамента по современным представлениям. В  качестве такой основы, по-видимому, выступают какие-то особенности генотипа человека, от которых, в свою очередь, зависят свойства нервной системы. Имея в виду факт существования четырех, обозначенных выше, пар свойств нервной системы: силы – слабости, возбудимости – инертности, лабильности – ригидности и уравновешенности – неуравновешенности, а также то обстоятельство, что их сочетанием определяется тип темперамента человека, можно предполагать, что следующим типа темперамента соответствуют такие типичные сочетания свойств нервной системы:

  1. Сангвиник – сильная, возбудимая, лабильная и уравновешенная нервная система.
  2. Холерик – сильная, возбудимая, лабильная и неуравновешенная нервная система, при доминировании процессов возбуждения над процессами торможения.
  3. Флегматик – сильная, инертная, ригидная и уравновешенная нервная система.
  4. Меланхолик – слабая, инертная, ригидная и неуравновешенная нервная система, при доминировании торможения над возбуждением.

     Темперамент как личностная особенность человека имеет свои собственные свойства. Первым свойством темперамента является темп периодических и циклических движений, совершаемых человеком при выполнении той или иной деятельности. Темп – это количество движений за единицу времени: чем больше таких движений, тем выше темп деятельности.

     Второе  свойство темперамента – это скорость выполнения внешних движений или  скорость протекания внутренних, психологических  процессов человека.

     Третье  свойство темперамента – переключаемость. Оно проявляется или в переходе от выполнения одного движения к выполнению другого движения, или в переключаемости с одного внутреннего процесса на другой, или, наконец, в переходе от одного психологического состояния к другому. Чем быстрее человек совершает такие переходы, тем выше переключаемость как свойство темперамента. Одним из вариантов проявления это свойства является скорость реакции, т.е. скорость перехода человека от состояния покоя (отсутствие реакции) к состоянию возбуждения (наличие реакции).

     Четвертое свойство темперамента – активность или энергичность. Под ней понимается количество энергии, заложенное в действии, совершенном человеком, или количество энергии, расходуемое человеком при выполнении того или иного действия. Такие характеристики человека, как активный, пассивный, энергичный, слабый, относятся к проявлениям именно этого свойства темперамента.

     Пятое свойство темперамента – эмоциональный  фон, на котором протекает деятельность человека, или, короче – его эмоциональность. Под ней понимается сила и разнообразие типичных эмоциональных переживаний человека.

     Шестое  свойство темперамента – уравновешенность. Оно характеризуется соотношением процессов возбуждения и торможения, как в нервной системе человека, так и в его поведении. Уравновешенным называют, соответственно, человека, у  которого процессы возбуждения и торможения являются примерно одинаковыми по силе и длительности. При этом под возбуждением понимается переход из состояния пассивности (покоя, бездействия) к состоянию активности (действию, деятельности), а под торможением – обратный переход: из состояния возбуждения в состояние покоя. Сочетание этих свойств и характеризуется темперамент человека.

     Тип темперамента не может быть «хорошим»  и «плохим». Темперамент придает  своеобразие поведению человека, но ни в коей мере не определяет ни мотивов, ни поступков, ни убеждений, ни моральных устоев личности. В одной из психологических книг описана очень выразительная жизненная ситуация, раскрывающая специфические особенности поведения представителей разных темпераментов.

     Четыре  друга опаздывают в театр.

     Холерик вступил в спор с билетером, пытаясь  проникнуть в партер на свое место. Он уверяет, что часы в театре спешат, что он никому не помешает, пытается оттеснить билетера и проскочить на свое место.

     Сангвиник сразу понял, что в партер не пустят, но на верхние ярусы пройти проще, и побежал вверх по лестнице.

     Флегматик, видя, что в зал не пускают, подумал: «Первая картина спектакля всегда неинтересная. Схожу пока в буфет  и подожду антракта».

     Меланхолик: «Мне всегда не везет. В кои веки выбрался в театр, и то неудачно». И уехал домой.

     Человек проявляет одни и те же динамические особенности в разных ситуациях, но темперамент влияет при этом лишь на форму проявления характера. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика – в глубокой сосредоточенности. Каждый темперамент имеет свои положительные и отрицательные стороны. Пример ценных свойств холерика: страстность, активность, энергия; сангвиника – подвижность, живость, отзывчивость; меланхолика – глубина и устойчивость чувств, высокая чувствительность; флегматика – спокойствие, отсутствие торопливости.

     Но  не всякий холерик энергичен и  не всякий сангвиник отзывчив. Эти  свойства надо вырабатывать в себе, и темперамент лишь облегчает  или затрудняет эту задачу.

     Б.М. Теплов писал, что при любом темпераменте возникает опасность развития нежелательных черт личности. Холерический темперамент может провоцировать человека к несдержанности, резкости, склонности к постоянным «взрывам». Сангвинический темперамент может привести человека к легкомыслию, склонности разбрасываться, недостаточной глубине и устойчивости. При меланхолическом темпераменте у человека могут выработаться чрезмерная замкнутость, склонность целиком погружаться в собственные переживания, излишняя застенчивость. Флегматический темперамент может способствовать тому, что человек будет вялым, инертным, безразличным к происходящим вокруг него событиям.

     Свойства  темперамента формируются в деятельности человека и во многом определяются в направленности его личности. На основе каждого темперамента могут быть сформулированы ценные качества личности. 
 

 

      Список использованных источников 

1 Нуркова,  В.В. Психология / Н.Б Березанская. – 2-е изд.. – М., 2008. – 120 с.

2 Дубровина,  И.В. Психология / Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. 6-е – изд.– М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 202 с.

3 Немов Р.С. Общая психология. Гуманитарный изд. центр. – М.: Владивосток, 2001. – 56 с.

4 Психология  и педагогика: Учеб. пособие./ А.А. Реан, Н.В. Боровская, С.И. Разум. – М, С-Петербург, Воронеж, Минск., 2008. – 52 с.

5 Марцинковская,  Т.Д. Психология и педагогика / А.А. Григорович. – М., 2008. -93 с.

6 Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. – М.: Владивосток, 2002. – 58 с.

7 Кравченко А.И. Общая психология: Учеб. пособие. – М., 2008. – 76 с. 
 

 

      4. Коллектив, пути и средства развития коллектива.

     Латинское слово "коллективус" переводят  по-разному - сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. В современной  литературе употребляется два значения понятия "коллектив". Первое: под  коллективом понимается любая организованная группа людей (например, окоорганизованная группа. В том значении, которое приобрело понятие "коллектив" в педагогической литературе, коллективом называется объединение воспитанников (учеников), отличающееся рядом важных признаков. Рассмотрим их.

Информация о работе Контрольная работа по «Психология»