Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 17:36, контрольная работа
Давайте обратимся к термину «педагогика» и уточним значения, которые сегодня придают этому слову.
Все мы целенаправленно или неосознанно воспитываем или поучаем кого-нибудь: своих близких, коллег по работе, или хотя бы самих себя. В жизни можно встретить людей, которые испытывают потребность и имеют привычку постоянно поучать. В этом случае о человеке говорят, что «он любит воспитывать». Подобные люди могут справедливо полагать, что они и есть самые настоящие учителя и воспитатели. Значит,
1.История возникновения педагогики.................................................................................3
2. Педагогика как наука…………………………………………………………………….5
3. Воспитание и обучение как основные категории педагогики………………………..9
4. Классификация психических явлений…………………………………………………12
МЧС России санкт-петербургский университет государственной противопожарной службы |
Контрольная работа по психологии |
Предмет и основные категории педагогической науки |
Кон-фан-Сан Александра |
12.02.2013 |
Санкт-Петербург 2013г. |
Содержание:
1.История возникновения
педагогики....................
2. Педагогика как
наука…………………………………………………………………
3. Воспитание и обучение как основные категории педагогики………………………..9
4. Классификация психических явлений…………………………………………………12
1.История возникновения педагогики
Что такое педагогика?
Давайте обратимся к термину «педагогика» и уточним значения, которые сегодня придают этому слову.
Все мы целенаправленно или неосознанно воспитываем или поучаем кого-нибудь: своих близких, коллег по работе, или хотя бы самих себя. В жизни можно встретить людей, которые испытывают потребность и имеют привычку постоянно поучать. В этом случае о человеке говорят, что «он любит воспитывать». Подобные люди могут справедливо полагать, что они и есть самые настоящие учителя и воспитатели. Значит, воспитание и образование человека - один из видов человеческой деятельности. Однако всегда ли такой человек отдает себе отчет в сути процесса и по окончании обучения другого? Почему это происходит? Когда эта деятельность становится сознательной? Когда работа по образованию и воспитанию превращается в искусство?
«Педагогика» - слово греческого происхождения, буквально оно переводится как «деторождение», «детовождение» или искусство воспитания.
«Педагогика» - совокупность
знаний и умений по обучению и воспитанию,
эффективных способов передачи накопленного
опыта и оптимальной подготовки
подрастающего поколения к
Потребность передавать опыт
от поколения к поколению
Большой интерес представляют разные
институты воспитания и обучения,
существовавшие в тот период на Руси.
Например, «кормильство» - своеобразная форма домашнего воспитания детей феодальной знати. В возрасте 5-7 лет мальчик отдавался кормильцу, которого князь выбирал из числа воевод, знатных бояр. В обязанности кормильца как наставника входило умственное, нравственное и военно-физическое воспитание, раннее привлечение княжича к государственным делам.
Другой институт воспитания
и обучения в Древней Руси – «дядьки».
Дети воспитывались у брата матери, т.е.
у родного дяди. В свою очередь отец ребенка
принимал на воспитание детей родной сестры.
В результате создавались семьи, в которых
«дядьки» воспитывали племянников и племянниц.
«Дядьки» были наставниками племянников,
а те – первыми их помощниками.
Позже появились институт «мастеров грамоты».
Мастера грамоты были главными лицами
народного просвещения и подготовки духовенства,
сделавшие промысел из обучения грамоте.
Как правило, они основывали школы: в семье,
в домах учителей при монастырях и церквях.
Вопросы образования и
воспитания всегда привлекали к себе
внимание писателей, философов и
ученых. Не случайно истоки теоретической
педагогической мысли открывают в работах
великих древних философов – Платона
и Аристотеля. Они сформулировали основы
возрастной периодизации и раскрыли этапы
образования и воспитания человека. Педагогика
обрела статус науки благодаря трудам
и авторитету выдающегося чешского педагога
Яна Амоса Коменского (1592-1670). Он изложил
свои основные идеи в труде «Великая дидактика»,
который получил мировое признание.
Однако в Европе употребление слова «дидактика»
(от греч. didartiros – поучающий, didasro –изучающий)
первоначально было введено в Германии. С 1613
г., благодаря Кристоферу Хельвигу и Йохиму
Юнгу, оно понималось как искусство обучения.
Сегодня дидактика (теория и методика
обучения) определилась в качестве самостоятельной
отрасли общей педагогики. Интенсивное
развитие педагогической теории и практики
в XVIII веке привело к основанию специальных
учебных заведений по подготовке педагогов.
Таким образом «Педагогика» сформировалась
в качестве учебной дисциплины.
На протяжении столетий «Педагогика» развивалась как практика обучения и воспитания детей. Поэтому вначале в качестве научной отрасли выделились направления дошкольной и школьной педагогики. Профессиональная педагогика появилась с возникновением педагогической специальности. В современных условиях педагогику рассматривают как науку и практику обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личного и профессионального развития.
2.Педагогика как наука
Известно, что любая отрасль знаний формируется в качестве науки лишь при условии выделения специфического предмета исследований.
Предметом педагогики как науки является педагогический процесс. То есть процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях тех или иных педагогических систем. Только при выделении обучения и воспитания в особую общественную функцию, когда возникли специальные воспитательные учреждения и учебные заведения, в рамках которых педагогический процесс стал не только предметом специальной организации, но и предметом осмысления, анализа, прогнозирования и целенаправленного исследования, можно говорить о зарождении научно-педагогического знания.
Педагогика как
наука представляет собой совокупность
знаний, которые лежат в основе описания,
анализа, организации, проектирования
и прогнозирования путей совершенствования
педагогического процесса, а также поиска
эффективных педагогических систем для
развития и подготовки человека к жизни
в обществе.
Историческое развитие научно-педагогического
знания проходит несколько этапов:
В трудах и эпосах древнегреческих, римских, византийских, восточных философов и мудрецов (Платона, Аристотеля, Плутарха, Гераклита, Сенеки, Квинти-лиана, Варлаама, Иоанна Дамаскина, Авиценны, Конфуция) можно найти бесценные мысли о воспитании и образовании.
Демокрит писал: «Хорошими людьми становятся скорее от упражнения, нежели от природы... Воспитание перестраивает человека и создает природу».
Сократ видел верный путь
проявления способностей человека в
самопознании: «Кто знает себя, тот
знает, что для него полезно, и
ясно понимает, что он может и
чего он не может».
Аристотель высоко ценил миссию воспитателя:
«Воспитатели еще более достойны уважения,
чем родители, ибо последние дают нам только
жизнь, а первые — достойную жизнь».
Сенека считал, что образование должно формировать самостоятельную личность: «Пусть говорит он (ученик) сам, а не его память».
В эпоху Возрождения идеалы воспитания и образования представлены в романах Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», в педагогическом сочинении Вивеса «О порче нравов», в трактатах Эразма Роттердамского «О первоначальном воспитании детей», Т. Мора «Утопия», Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании». Однако труды, в которых воплощались педагогические воззрения, были плодом гуманистической образованности философов, ученых и просветителей. В этом заключается их отличие от современных исследований в области педагогической науки.
Весь период зарождения педагогических
идей и взглядов сопровождался возникновением
новых форм педагогической мысли, обновлением
взглядов на природу и практику обучения
и воспитания человека. Только с XVII века
педагогическая мысль начинает опираться
на данные передового педагогического
опыта. Так, немецкий педагог Вольфганг
Ратке (1571-1635) разработал содержательное
понятие образования и соответствующую
методологию, установив критерии педагогических
исследований.
Почти одновременно Я. А. Коменский (1592-1670)
попытался привести в систему и обосновать
объективные закономерности воспитания
и обучения. Он руководствовался как богатым
педагогическим опытом различных стран,
так и своим собственным. Эти изыскания
воплотились в сочинении «Великая дидактика».
Коменский впервые обосновал принципы
обучения и воспитания, создал стройную
систему всеобщего образования, разработал
классно-урочный способ обучения в школе
(который и сейчас применяется во многих
странах мира). Поэтому Я. А. Коменского
называют родоначальником педагогической
науки.
В условиях экспериментальной школы И. Песталоцци проверял программу обучения и воспитания бедняков, искал ее психологические источники. Он разрабатывал метод элементарного образования, развивающий способности ребенка через систему упражнений. В процессе разработки основ образования И. Песталоцци предлагал ориентироваться на знание психологии.
В знаменитом сочинении «Общая педагогика» И. Ф. Гербарт настаивал на суверенности педагогической науки, концентрируя внимание на методологическом инструментарии педагогики как науки. Для него были неприемлемы как крайности эмпирики, так и философии. И. Ф. Гербарт писал: «Было бы лучше, если педагогика как можно точнее сама разработала свои собственные понятия и больше поощряла самостоятельное мышление, чтобы стать центром отдельной области мышления и не быть на задворках других наук». И. Ф. Гербарт во многом определил дальнейшее развитие педагогики XIX века, где ведущую роль сыграла разработанная им дидактика. Он впервые развил идею воспитывающего обучения, введя разделение на учение и преподавание, раскрыл логику учебного процесса, или «естественную последовательность» в виде формальных ступеней. И. Ф. Гербарт ввел новое определение методов обучения (описательного, аналитического, синтетического) и соотнес их с последовательностью учебного процесса. Он предложил практические способы нравственного воспитания (сдерживающий, направляющий, нормативный, взвешенно-ясный, морализаторский, увещевающий) и свод рекомендаций, учитывающих индивидуальность человека.
А. Дистервег сформулировал и раскрыл два взаимосвязанных принципа обучения и воспитания — природосообразности и культуросообразности. Он ввел следующие дидактические правила — ясность, четкость, последовательность, самостоятельность учащихся, заинтересованность учителя и ученика.
Следующий этап в развитии педагогической науки связан с обогащением педагогического знания в недрах философии под влиянием педагогических трактатов, романов и сочинений. В результате, философы и ученые обсуждали проблемы взаимосвязи теории и практики обучения и воспитания. В данной области были выявлены социальный, исторический и культурологический аспекты.
Например, И. Г. Фихте рассматривал
воспитание как способ осознания
людьми своей нации, а образование как
возможность обретения национальной и
мировой культуры.
Ф. Шлейермахер доказывал, что теория и
практика воспитания являются историческими
и, соответственно, социальными феноменами.
Он подчеркивал необходимость их согласования
с этикой и политикой.
Однако к середине XIX века
влияние философии на развитие педагогики
изменяется. На смену вписывания педагогической
проблематики в универсальные мировоззренческие
схемы приходят философские концепции
воспитания и образования. Например, Фридрих
Ницше (1844-1900) выделял проблему элитного
воспитания — гениев, правителей и законодателей.
Их гениальность должна была проявляться
не только в сфере искусств, наук, философии,
но и при утверждении жизненных ценностей.
Дж. С. Милль(1806-1873) считал критерием положительных
результатов образования готовность человека
жить общественными интересами и содействовать
благу общества.
Г. Спенсер (1820-1903) настаивал на приоритете
естественнонаучного образования как
наиболее полезного для нужд каждого человека.
В философии С, Кьеркегора, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше ярко выразилась индивидуалистическая направленность воспитания. С начала XX века заметно выросло число педагогических центров (кафедр в университетах, лабораторий, научно-исследовательских учреждений), оживился обмен опытом между учеными в национальном и международном масштабе. Психология отделилась от философии в качестве самостоятельной науки. Активно развивались такие естественные науки, как биология, химия, физика и математика. Вышеозначенные моменты стимулировали становление педагогической науки и практики.
В этот период в педагогике
прослеживаются две основные парадигмы
— педагогический традиционализм и
альтернативное направление. К традиционализму
тогда относили социальную педагогику,
религиозную педагогику и педагогику,
ориентированную на философское осмысление
процесса воспитания и образования.
Антитрадиционалисты предложили новые
идеи и концепции: свободного воспитания,
экспериментальной, прагматической, функциональной
педагогики и педагогики личности.
Современный этап развития педагогического
знания (вторая половина XX века) основан
на саморазвитии научной отрасли, сочетающей
процессы интеграции и дифференциации
с широким взаимодействием с другими науками
— философией, психологией, социологией,
физиологией, математикой, политологией,
экономикой.