Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 17:36, контрольная работа
Давайте обратимся к термину «педагогика» и уточним значения, которые сегодня придают этому слову.
Все мы целенаправленно или неосознанно воспитываем или поучаем кого-нибудь: своих близких, коллег по работе, или хотя бы самих себя. В жизни можно встретить людей, которые испытывают потребность и имеют привычку постоянно поучать. В этом случае о человеке говорят, что «он любит воспитывать». Подобные люди могут справедливо полагать, что они и есть самые настоящие учителя и воспитатели. Значит,
1.История возникновения педагогики.................................................................................3
2. Педагогика как наука…………………………………………………………………….5
3. Воспитание и обучение как основные категории педагогики………………………..9
4. Классификация психических явлений…………………………………………………12
В процессе дифференциации научной дисциплины выделяются различные области педагогики - общая, дошкольная, школьная, профессиональная, социальная, возрастная, сравнительная, коррекционная, военная, спортивная. А также история педагогики, педагогика высшей школы, антропогогика (обучение, воспитание и развитие человека на протяжении всего жизненного пути).
Совокупность отраслей педагогики
образует развивающуюся систему
педагогических наук.
Как любая наука, педагогика включает
в себя фактический материал, полученный
в результате длительных наблюдений, экспериментов
и опытов в области обучения и воспитания.
На данной основе осуществляются научные
обобщения фактического материала, выражающиеся
в понятиях, принципах, методах, теориях
и закономерностях; реализуются предположения-гипотезы,
прогнозирующие новые способы решения
педагогических проблем с учетом современных
общественных тенденций. В педагогике
как развивающейся науке содержатся гипотетические
положения, требующие научного и практического
подтверждения.
Активно развивается методология педагогических исследований (Ю. К. Бабанский, Б. С. Гершунский, М. А. Данилов, В. И. Загвязинский, В. В, Краевский, М. Н. Скаткин). Научные исследования обеспечивают непрерывный процесс развития педагогики и имеют свою специфику, технологию и методику проведения.
3. Воспитание и обучение как основные категории педагогики
Любое теоретическое построение
требует четкого разграничения
между обыденными представлениями
и научными знаниями. В обыденной
речи воплощается повседневная практика
воспитания и обучения. Научные понятия
передают педагогический опыт и знания
в обобщенной форме. К последним относятся:
педагогические категории и понятия, закономерности,
методы и принципы организации обучения
и воспитания.
В период становления педагогики как науки
были определены три фундаментальные
категории (основные понятия педагогики)
- "воспитание", "обучение", "образование".
"Воспитание" как всеобщая категория
исторически включала в себя "обучение"
и "образование".
В современной науке под "воспитанием"
как общественным явлением понимают передачу
исторического и культурного опыта от
поколения к поколению. При этом воспитатель:
1) передает опыт, накопленный человечеством;
2) вводит в мир культуры;
3) стимулирует к самовоспитанию;
4) помогает разобраться в
В свою очередь воспитанник:
1) овладевает опытом
2) работает над собой;
3) обучается способам общения
и манерам поведения.
В результате воспитанник изменяет
свое понимание мира и отношение
к людям и самому себе.
Как показывает практика, воспитание диалектически
взаимосвязано с обучением. Оно способствует
развитию и утверждению основных качеств
личности, проявляющихся в поступках.
Эти качества характеризуют не только
мировоззрение человека, но и социальные,
нравственные позиции; индивидуальные
устремления.
Накопление и передача опыта культуры
и цивилизации во взаимосвязи
с ростом научного знания стали не
только неотъемлемой функцией общества,
но и условием его развития. В
настоящее время образование
и воспитание рассматриваются как
основные факторы формирования общества
и государства, науки и культуры.
Задача воспитания всегда выражает
историческую потребность общества
в подготовке поколения, способного
реализовывать определенные общественные
функции и социальные роли. То есть
системы, обусловливающие характер
и задачи воспитания, соответствуют
сложившимся этнонациональным традициям,
особенностям общественно-исторической
формации, определенной ценностной иерархии,
а также политической и идеологической
доктрине государства.
В мировой практике
известны такие системы
Вторая категория - "обучение"
- понимается как процесс взаимодействия
учителя и учащихся, в результате
которого обеспечивается развитие ученика.
При этом учитель:
1) преподает - целенаправленно передает
знания, жизненный опыт, способы деятельности,
основы культуры и научного знания;
2) руководит процессом освоения
знаний, навыков и умений;
3) создает условия для развития
личности учащихся (памяти, внимания,
мышления).
В свою очередь ученик:
1) учится - овладевает передаваемой
информацией и выполняет
2) пытается самостоятельно
3) проявляет инициативу в поиске
новых знаний, дополнительных источников
информации (справочник, учебник, Internet),
занимается самообразованием.
Таким образом, диалектическое отношение
"обучение-воспитание" направлено
прежде всего на развитие деятельностных
и личностных характеристик человека
на основе его интересов, приобретенных
знаний, умений и навыков.
В зависимости от особенностей реализации
процесса взаимодействия преподавания
и учения в науке и практике
выделяют разные дидактические системы:
развивающее, проблемное, модульное, программированное
обучение.
Третья категория педагогики - "образование"
- понимается как:
1) ценность развивающегося
2) процесс обучения и воспитания
человека;
3) как результат последнего;
4) как система.
Вся совокупность образовательных (или
учебных и воспитательных) учреждений
выстраивается в систему в
рамках конкретного города, региона,
страны.
На протяжении веков оформлялись разные
воспитательные и образовательные учреждения.
К ним относятся: детские сады, школы-гимназии,
школы-интернаты, лицеи, колледжи, институты,
университеты, академии, дома молодежи,
дворцы творчества, центры развития, комнаты
школьника.
Как соотносятся три главные
По данному вопросу существуют
различные точки зрения, что характерно
для объективного процесса развития
любой науки. Примером могут послужить
теории происхождения жизни на Земле,
антропогенеза или
В истории педагогики можно выделить первую
точку зрения на проблему. "Воспитание"
выступало в качестве всеобщей категории,
включавшей в себя "обучение" и "образование".
С данных позиций "воспитывать" означало
выращивать и обучать ребенка правилам
поведения, давать ему образование.
Если "воспитание" понимать как
обучение человека правилам поведения
(по Ожегову), то оно является лишь частным
случаем "обучения".
Порой имеют место попытки
В Законе "Об образовании" последнее
трактуется как всеобщая категория. Эта
категория определяется как "целенаправленный
процесс обучения и воспитания в интересах
личности, общества, государства".
Внимательное рассмотрение различных
точек зрения ученых и практиков
позволило пойти по пути вычленения
общего и особенного в каждой из
категорий. Данный принцип лег в
основу третьей позиции. Она предполагает
выделение в каждом понятии аспектов
деятельности, взаимодействия, системности.
Это значит, что обучение, воспитание
и образование можно
Воспитание, обучение, образование являются
процессами взаимодействия воспитателя
и воспитанника, учителя и учащихся, обучения
и воспитания с целью развития человека.
При рассмотрении воспитания, обучения
или образования в качестве системы выделяют
следующие элементы - цель, средства, результат,
объекты и субъекты процесса.
Если же воспитанник начинает ставить
перед собой воспитательные цели и реализовывать
их, то он одновременно является субъектом
и объектом процесса воспитания. Данный
процесс называют самовоспитанием. По
аналогии выделяют и самообразование
человека. Если процесс образования объединяет
в себе обучение и учение, то в случае самообразования
мы имеем дело только с учением. То есть,
когда человек самостоятельно преобразует
себя - свои знания умения и навыки.
Педагогика представляет собой науку
о сущности, закономерностях, принципах,
методах и формах обучения и воспитания
человека.
Объединяющим началом
4.Классификация психических явлений.
Все психические явления неразрывно связаны, но традиционно они подразделяются на три группы:
1) психические процессы;
2) психические состояния;
3) психические свойства личности.
Психические процессы следует рассматривать
как базовые явления, а психические
состояния и свойства личности как
временную и типологическую модификацию
психических процессов. В своей
совокупности все психические явления
образуют единый поток отражательно-
Дадим краткую общую характеристику
этим трем группам психических явлений.
I. Психические процессы –
Психические процессы представляют собой
исходную группу психических явлений:
на их основе формируются психические
образы.
Психические процессы –
активное взаимодействие субъекта с
объектом отражения, система специфических
действий, направленных на его познание
и взаимодействие с ним.
Психические процессы подразделяются
на:
1) познавательные (ощущение, восприятие, мышление, воображение и память);
2) волевые;
3) эмоциональные;
Психическая деятельность человека –
это совокупность познавательных, волевых
и эмоциональных процессов.
II. Психическое состояние – временное
своеобразие психической деятельности,
определяемое ее содержанием и отношением
человека к этому содержанию. Психическое
состояние – текущая модификация психики
человека. Оно представляет собой относительно
устойчивую интеграцию всех психических
проявлений человека при определенном
его взаимодействии с действительностью.
Психическое состояние проявляется
в общем функциональном уровне психической
активности в зависимости от направленности
деятельности человека в данный момент
и его личностных особенностей.
Все психические состояния
1) мотивационные – основанные на потребностях установки, желания, интересы, влечения, страсти;
2) состояния организованности сознания (проявляются в различных уровнях внимательности, работоспособности);
3) эмоциональные (эмоциональный
тон ощущений, эмоциональный отклик
на действительность, настроение, конфликтные
эмоциональные состояния –
4) волевые (состояния
Различаются также пограничные психические
состояния личности – психопатии,
акцентуации характера, неврозы
и состояния задержанности психического
развития.
III. Психические свойства личности
– типичные для данного