Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 19:59, контрольная работа
Особенности психологической коррекции включают в себя ряд подза-
дач:
1) ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в
воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического
развития ребенка;
2) своевременное первичное выявление детей с различными отклоне-
ниями и нарушениями психического развития;
1. Особенности психологической коррекции.
1.1. Задачи психологической коррекции.
1.2. Проблемы младших школьников.
1.3. Формы педагогической запущенности и школьной дезадаптации.
1.4. Схема обследования ребенка.
2. Содержание и проведение коррекционных занятий с младшими школьни-
ками.
2.1. Особенности организации и проведения развивающих занятий.
2.2. Условия эффективности коррекционного воздействия на занятиях.
2.3. Примерная схема проведения коррекционного занятия по развитию
интеллектуальных способностей.
2.4. Комплексы упражнений по развитию познавательных способностей.
2.5. Примерный конспект одного коррекционного занятия
от характера выявленных психологических трудностей школьника [21].
2.1. Организация и проведение развивающих занятий.
Любое развивающее занятие может проводиться по времени в двух ва-
риантах [7].
Вариант 1. Занятие проводится 20 минут;
5 - 7 минут - обсуждение задачи-образца, дача инструкций;
10 минут - самостоятельная работа детей;
3 - 5 минут - проверка ответов к заданиям.
Вариант 2. Этот вариант более
продолжительный, когда
небольшая коррекционная программа, составленная из ряда упражнений.
Занятия можно проводить как индивидуально, так и в группе, в за-
висимости от имеющихся у детей трудностей.
Для проведения занятий
частота занятий 2 - 3 раза в неделю. Занимаясь с детьми, необходимо
помнить, что обучение проводится в игровой форме, интересно, увлека-
тельно, не вызывая утомления.
2.2. Условия эффективности
при проведении занятий.
Для детей необходима
принятия, что способствует формированию у ребенка позитивной Я-концеп-
ции. Ребенок, убежденный в том, что у него все в порядке, не склонен
преуменьшать
своих потенциальных
тие в занятиях [16].
Необходимо ставить перед ребенком реалистические цели, требующие
определенных усилий с его стороны, но не превышающие действительные
возможности ребенка во избежание повышения тревожности, снижения само-
оценки. Во время занятий необходимо подбадривать детей, нацеливать на
успех, вселять уверенность в своих силах.
Цель надлежит ставить
так, чтобы мотивировать
жению. Последующие занятия строить таким образом, чтобы они были реа-
листичны по отношению к прежним результатам. Цель должна быть такая,
чтобы успех был возможен и чтобы его можно было подкреплять далее. Это
способствует восприятию ребенка себя как более успешного.
Оценка результатов занятий должна основываться на сравнении с
предыдущими результатами, а не на основании "нормативов", либо сравне-
нии слабых и сильных детей. Учащихся целесообразно поощрять, заполнять
индивидуальные карточки, в которых они будут отмечать прогресс в своих
достижениях, независимо от того, насколько он мал [7].
Ошибки детей не
должны вызывать досады и
вающих занятий - не отработка какого-либо навыка, умения, а включение
детей в самостоятельную поисковую деятельность. Поэтому и ошибки детей
являются следствием поиска решения, а не показателем недостаточной от-
работки какого-то навыка [7].
Систематические занятия
с детьми способствуют
навательных интересов, формируют стремление ребенка к размышлению и
поиску, вызывают чувство уверенности в своих силах, в возможностях
своего интеллекта.
Во время занятий
у ребенка происходит
самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижает-
ся тревожность и
2.3. Примерная схема проведения коррекционного занятия
по развитию интеллектуальных способностей [7].
Проведение любого
занятия по развитию
тей младших школьников может иметь несколько этапов.
1) До начала занятия ставится конкретная цель, подбираются зада-
чи, разбирается их решение, подготавливаются бланки, стимульный мате-
риал и т.п.
2) В начале занятия
демонстрируются задачи-
тем, которые будут предложены детям во время занятия.
3) На материале задачи-образца проводится коллективное (при ак-
тивном участии детей) обсуждение содержания, поиска ответа. Важно,
чтобы в результате обсуждения решения дети ясно понимали, как надо ре-
шать задачи, что нужно найти и как это можно сделать.
Особая, решающая роль такого обсуждения заключается в том, что в
ходе него дети получают средства управления поиском решения, учатся
разбирать задачи и контролировать свою мыслительную деятельность.
4) Организуется самостоятельная работа детей на материале задач
образцов. Такая работа благоприятствует умению детей применять те
средства при разборе задач и поиске решения, которые они узнали во
время обсуждения.
5) Проводится коллективная проверка ответов к задачам. В зависи-
мости от наличия времени проверку можно провести кратко, указывая вер-
ные ответы, либо детально. В последнем случае психолог разбирает не-
верные решения, что полезно всем детям: и тем, кто ошибся, и тем, кто
решил верно, поскольку в этом случае детям еще раз демонстрируются
приемы разбора и решения заданий. Возникают условия для нормализации
самооценки у детей.
2.4. Комплексы упражнений по развитию познавательных
способностей.
Комплекс упражнений по
Под вниманием понимается
хической активности на определенном объекте. На протяжении учебной де-
ятельности развиваются свойства внимания и его произвольность, увели-
чивается объем внимания, его устойчивость и ряд других особенностей.
Развитие свойств и видов
зависит от значимости, эмоциональности, интереса к учебному материалу.
- 12 -
Показатели внимания значительно возрастают в сюжетно-ролевых играх.
Развитие внимания тесно взаимосвязано с развитием воли и произвольнос-
ти поведения, способности управлять им [14].
Задания на развитие
устойчивости внимания и наблюд
Упражнение1: "Проследи за направлением" [19].
Решение такого типа заданий предъявляет повышенные требования к
устойчивости внимания при восприятии сложных объектов (различных пере-
путанных линий, дорожек, лабиринтов и т.п.). Отвлекающими здесь явля-
ются точки пересечения. Именно в таких местах внимание ребенка может
"перескочить" на пересекающуюся или другую линию.
Такого типа задачи могут
1) с помощью указки;
2) без указки (глазами).
Второй уровень намного
только после тренировки с указкой.
Упражнение 2: "Сравни две картинки" [19].
В задачах этой серии ребенку
предлагаются два рисунка:
делить чего не хватает, либо что новое появилось на втором рисунке.
Этого типа задачи диагностируют внимание и кратковременную память при
сравнительном восприятии двух наборов предметов, умение спланировать
свои действия. Если ребенок затрудняется в выполнении такого типа за-
даний, психолог объясняет, что нужно вначале выбрать на первом эскизе
какой-то один объект, а затем проверить, есть ли он на другом.
Упражнение 3: "Дополнение картинок" [8].
Ребенку предлагаются рисунки, на которых пропущена какая-либо
часть. Испытуемый внимательно смотрит на картинку и говорит, что имен-
но на ней пропущено.
Упражнение развивает зрительную наблюдательность, способность вы-
делять измененные признаки.
Упражнение 4: "Корректура" [20].
Учащимся предлагается как можно быстрее и точнее вычеркнуть в ко-
лонке любого текста одну из часто встречающихся букв, например "о" или
"е". Успешность оценивается по времени выполнения и по количеству до-
пущенных ошибок.
Для тренировки переключения
и распределения внимания
изменить; одну букву зачеркивать вертикальной чертой, другую - гори-
зонтальной.
Задание можно усложнять.
Упражнение 5: "Наблюдательность" [10].
Детям предлагается по памяти подробно описать то, что они видели
много раз: школьный двор, путь из дома в школу и т.п. Кто-то описывает
вслух, а остальные дополняют. Тренируется внимание и зрительная па-
мять.
Комплекс упражнений по развитию аналитического восприятия.
Способность анализировать проявляется в возможности выделять в
явлении разные стороны, вычленять в предмете разные особенности, опре-
деленные элементы и т.п. Умение мысленно расчленять воспринимаемый
объект на части соответственно полученной инструкции [19].
Упражнение 6: "Поиск рисунков - двойников" [19].
В каждом задании
этого типа по несколько
го же предмета. Один рисунок - основной (он выделяется). Ребенку пред-
лагается внимательно
повторяет основной.
Решение такого типа заданий способствует преодолению чрезмерной
импульсивности при восприятии различных объектов, способности к быст-
рому необдуманному принятию решения. Развивается рассудительность
[19].
Упражнение 7: "Где два одинаковых?" [19].
Это упражнение более трудное, так как в нем отсутствует исходный
рисунок-эталон. В каждой задаче шесть изображений одного и того же
предмета. Два из них одинаковы. Ребенку требуется найти эту пару.
В процессе решения заданий 6,7 психолог выясняет, отличается ли
ребенок повышенной импульсивностью. Для умения сознательно выполнять
любое действие, можно предложить ребенку проговаривать способ решения
задачи. Если ребенок отвечает неверно и очень быстро, почти не думая,
он принадлежит к группе импульсивных детей. Бывает, что ребенок отве-
чает неверно, несмотря на длительность принятия решения. Это говорит о
недостаточной устойчивости его зрительной памяти (образ не удерживает-
ся до момента завершения процесса сравнения).
И повышенная импульсивность и неустойчивость зрительной памяти
преодолеваются одинаково:
1) поэлементные сравнения основного изображения с другими;
2) выполнение действий вслух.
Бывает, что дети решают задания типа 6,7 верно, но очень медлен-
но. Причины этого могут быть различны: инертный тип ВНД, чрезмерная
осторожность, связанная с неуверенностью в своих способностях.
Для медлительных
детей целесообразно
задания; заполнение так называемой "таблицы достижений" [1].
Для неуверенных
детей необходима
репление словами "правильно", "молодец", т.п [19].
Упражнение 8: "Поиск простой фигуры" [19].
На отдельной карточке
детям предлагается
гуры. Затем раздаются другие карточки с изображениями фигур, в которые
эта простая фигура включена один либо много раз. Дети ищут ее в таком
пространственном изображении и размере, которые даны на образце.
Для выполнения задания
данную фигуру необходимо
вать ее перед своим мысленным взором, чему мешает восприятие других
фигур и линий, включенных в орнамент. Для этого требуется определенная
"помехоустойчивость" зрительной памяти. Если ребенку трудно работать,
можно вооружить его карандашом для облегчения поиска .
Упражнение 9: "Загадочные картинки" [19].
Детям предлагаются специальные картинки, чтобы определить, что на
них изображено и в каком количестве.
Решение такого типа заданий требует беглости, подвижности процес-
сов восприятия, умения анализировать сложные переплетения линий [19].
Комплекс
упражнений на
и пространственное мышление.
Оба этих процесса
функционируют во
случаях большую роль играет пространственное воображение, в других -
мышление.
Это задания типа 10-12 [19].
Упражнение 10: "Сколько здесь кубиков?".
Смысл заданий этого типа в том, чтобы, опираясь на логическое
мышление представить себе, сколько в изображаемой фигуре имеется неви-
димых кубиков (можно использовать кубики Кооса).
Оказывая помощь ребенку,
посоветовать подсчет по
горизонтальным и вертикальным.
Упражнение 11: "Сколько кубиков не хватает".
Психологически близко к упражнению 10.
Информация о работе Коррекционная работа психолога в начальной школе