Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 19:59, контрольная работа
Особенности психологической коррекции включают в себя ряд подза-
дач:
1) ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в
воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического
развития ребенка;
2) своевременное первичное выявление детей с различными отклоне-
ниями и нарушениями психического развития;
1. Особенности психологической коррекции.
1.1. Задачи психологической коррекции.
1.2. Проблемы младших школьников.
1.3. Формы педагогической запущенности и школьной дезадаптации.
1.4. Схема обследования ребенка.
2. Содержание и проведение коррекционных занятий с младшими школьни-
ками.
2.1. Особенности организации и проведения развивающих занятий.
2.2. Условия эффективности коррекционного воздействия на занятиях.
2.3. Примерная схема проведения коррекционного занятия по развитию
интеллектуальных способностей.
2.4. Комплексы упражнений по развитию познавательных способностей.
2.5. Примерный конспект одного коррекционного занятия
Ребенку предлагается картинка, на ней нарисована фигура, состав-
ленная из определенного количества кубиков. На других карточках изоб-
ражена та же фигура, но с несколькими вынутыми кубиками. Ребенку нужно
посчитать, сколько кубиков не хватает.
Упражнение 12: "Вообрази, что получится".
Предназначено для
тренировки пространственного
собности оперировать в уме образами 2-х, 3-х-мерных объектов).
Ребенку предлагается бумажная салфетка сложенная вчетверо (т.е.
дважды пополам). После того, как салфетку сложили, в ней сделали фи-
гурный вырез. Необходимо представить вид развернутой салфетки (поиск
среди готовых ответов).
Можно использовать различные игры типа "Собирание картинок из
паззлов", различные развертки, коробочки и т.п.
Комплекс упражнений
на умозаключения при
предметов и событий.
Это задания типа 13-22 [19]. Общее в них то, что ребенку предла-
гаются карточки с изображенными на них группами предметов, геометри-
ческих фигур, различных ситуаций . При этом ставится цель их анализа
по определенному признаку, указанному в инструкции.
Задания типа 13-19 имеют общую цель: выделение существенного
признака предмета.
Упражнение 13: "Пара к паре".
Устанавливается вид
связи между заданными
пары. Определять пару трудно, так как есть предметы объединенные с
данным предметом другими
паре).
Упражнение 14: "Подбери пару".
Психологически близко к упражнению 13.
Для одного предмета, выделенного на карточке, подбирается пара.
Все предметы как-то связаны с главным, но только один из них можно
употреблять совместно с выделенным.
Упражнение 15: "Противоположности в картинках".
Выбор из предложенных предметов противоположного по своему назна-
чению заданному. Требуется умение выделять в представленных предметах
существенные признаки, в первую очередь функциональные.
Упражнение 16: "Пятый - лишний".
Вычленение существенных свойств изображенных на карточке
предметов. Обобщение предметов, обладающих одним и тем же свойством.
На карточках изображены 5 предметов: 4 сходны, а один отличается
от других. Найти его.
Упражнение 17: "Составление квартета".
Психологически близок к упражнению 16. Устанавливается признак,
по которому сгруппированы предметы. Затем среди других предметов ребе-
нок ищет тот, который соответствует выделенному признаку.
Трудности, с которыми сталкиваются дети решая такие задачи,
связаны с незнанием предметов, изображенных на картинках. Это связано
с бедностью его жизненных
Упражнение 18: "Развитие событий".
Используются рисунки
с изображением эпизодов
торые предъявляются ребенку
как развиваются далее события.
Решение такого типа задач требует от ребенка понимания реальных
жизненных событий, связывания отдельных эпизодов. А далее - умения ло-
гически их анализировать. Для активизации памяти ребенка можно предло-
жить ему рассказывать о событии без опоры на картинки.
Упражнение 19: "Расположение иллюстраций к сказкам".
Предлагаются рисунки к определенной сказке, расположенные непос-
ледовательно. Ребенок должен вспомнить сказку и расположить эпизодып-
равильно (выполнение задачи предполагает знание сказки).
Задание отличается от предыдущего тем, что эпизоды не жестко сле-
дуют один за другим, а представляют собой разрозненные фрагменты сказ-
ки. Поэтому задание активизирует не только мышление, но и память ре-
бенка.
Упражнение 20: "Анаграммы в картинках".
Упражнение предназначено для детей, умеющих читать.
Анаграмма - игра с буквами, образование из одних и тех же букв
разных слов (лето - тело, куб - бук и т.п). Это упражнение особенно
полезно при овладении звуко-буквенным анализом слов, т.к. процесс ре-
шения требует от ребенка побукенного
анализа каждого слова с
щим попарным сопоставлением всех слов.
Упражнение 21: "Какая фигура следующая".
На карточке изображены два ряда фигур. В первом - фигуры распола-
гаются в определенной последовательности. Если ребенок поймет смысл
этой последовательности, то он выбирает из второго ряда фигуру, кото-
рая может продолжить верхний ряд.
Развивается умение анализировать изменение составных элементов
при переходе от фигуры к фигуре, выделять закономерность изменения.
Упражнение 22: "Чем заполнить пробел ?" [15].
Это задания на пространственное воображение, анализ и синтез.
Можно просить объяснить ребенка, как он выполняет задания. Помогать
наводящими вопросами. Используются упражнения из теста Равена.
Комплекс упражнений на
нравственных качеств личности.
Цель таких упражнений - диагностика и коррекция нравственных
убеждений ребенка, его социальной зрелости.
Упражнение 23: "Как поступить?" [19].
Задания этого типа - проективные. Решая их, ребенок прецирует се-
бя, свою личность, свои установки на ту или иную нравственную колли-
зию.
Предлагаются карточки с рисунками из жизни детей. Представлены
различные варианты разворачивания события.
Даже если ребенок дает положительный ответ с точки зрения
нравственных норм, все равно разобрать с ним остальные варианты, дав
им соответствующие оценки. Такой анализ подводит ребенка к умению
самостоятельно делать нравственный выбор, принимать решение.
Упражнение 24: "Рассуждения" [8].
Ребенку задаются вопросы типа "Что нужно делать?" Оценивается
степень принтия ребенком ответственности на себя.
Психолог, работая с ребенком, анализирует его эмоциональные реак-
ции, темп работы, словарный запас, односложность речи или многословие,
тенденцию к излишней детализации, наличие жизненного опыта. Все это
имеет существенное значение при составлении коррекционной прогаммы.
Материалами для составления планов, программ коррекционных
занятий могут служить различные диагностические методики, авторские
комплексы и программы отечественных и зарубежных психологов.
В построении занятий используется принцип постепенности
усложнения материала, посильности занятий для данного возраста.
В целом при
реализации той либо иной
обходимо, чтобы:
- решение заданий привлекало детей, поддерживало их интерес к за-
нятиям;
- задания должны быть посильны для детей, не слишком легкие -
чтобы вызывать стремленее их решать, и не слишком трудные, чтобы прив-
лекая сначала к себе внимание и интерес, не разочаровывать из-за не-
возможности их решить. Выполнение упражнений предполагает некоторое
умственное напряжение в процессе поиска решения и удовлетворение при
его нахождении.
2.5. Примерный конспект одного коррекционного занятия
(из практики работы в школе).
Запрос родителей к психологу звучал следующим образом: плохо за-
поминает, не может воспроизвести только что выученное, не запоминает
таблицу умножения, много времени тратит на уроки.
Было проведено
интеллектуальной шкале
ном потенциале оказался сниженным уровень произвольной концентрации
внимания, слабая кратковременная память.
Индивидуальная коррекционная программа составлялась на основе
имеющихся трудностей в обучении и форм их проявления с учетом потенци-
альных возможностей ребенка.
На коррекционном
занятии использовались
1) Упражнение "Точки" [11].
Цель: тренировка объема внимания, памяти.
Для тренировки используются наборы из 8 карточек, на которых рас-
положены от 2 до 9 точек. От ребенка требуется в течение 1 сек. пос-
мотреть на один из предлагаемых квадратов и заметить, сколько на нем
точек и место их расположения. Затем на отдельном листе на аналогичном
квадрате ученик отмечает запомнившиеся точки. Результат оценивается по
количеству правильно
В процессе дальнейшей тренировки карточки меняются, вращаются вок-
руг своей оси для изменения расположения точек в пространстве.
Если ребенок, к примеру, воспроизвел верно шесть точек, а семь
уже не может, значит объем его внимания равен 6 усл. ед. при норме 7 _+ .2
усл. ед.
2) Упражнение "Проследи за направлением" [11].
Цель: тренировка концентрации и устойчивости внимания, сосредото-
ченности.
Ученику предлагаются бланки с нарисованными на них перепутанными
линиями, которые слева и справа пронумерованы. Задача ребенка - прос-
ледить каждую линию слева направо и определить номер начала и конца
каждой линии. Следить за линиями глазами.
При определении качества
выполняемого упражнения
мя выполнения одной таблицы и количество ошибок.
При дальнейшей тренировке таблицы уплотняются большим количеством
линий, усложняется рисунок.
3) Упражнение "Корректура" [20].
Цель: тренировка устойчивости внимания, наблюдательности.
Учащемуся предлагается как можно быстрее и точнее вычеркнуть в
колонке любого текста какую-либо часто встречающуюся букву, например
"о" или "е".
Успешность оценивается по времени выполнения и количеству допу-
щенных ошибок.
Для тренировки распределения и переключения внимания задача ус-
ложняется: одна буква зачеркивается вертикальной чертой, другая - го-
ризонтальной. Могут быть другие варианты усложнения.
4) Упражнение "Визуализация" [9].
Цель: тренировка зрительной памяти.
Для запоминания большей части коротких чисел и формул вполне дос-
таточно сосредоточить внимание на их мысленном зрительном образе.
Инструкция ученику:
1. Сделай паузу, мысленно
воспроизведи образ запоминаемо
2. Представь, что оно горит желтыми неоновыми цифрами на фоне
черного неба (и т.п. образы).
3. Заставь эту надпись мигать в своем воображении не мение 15
секунд.
4. Повтори вслух.
Такие упражнения тренируют различные свойства внимания, памяти.
Повышается мотивация к
способам восприятия, контроля, внимания, учится организовывать матери-
ал при запоминании, а затем извлекать его из памяти, формируются новые
стратегии мышления.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамова Г.С. Ввдение в
2. Афонькина Ю.А., Урунтаева Т.А.
Практикум по детской
М., 1995.
3. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое соп-
ровождение естественного
4. Гриндер М. Исправление
5. Дружинин В.Н.
6. Елфимова Н.Е. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольни-
ков и младших школьников. - М.: МГУ, 1991.
7. Зак А. Методы развития
1996.
8. Измерение интеллекта детей.
Пособие для психолога-
Гильбуха Ю.З. - Киев, 1992.
9. Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте. - М., 1993.
10. Ллойд Л. Школьная магия. - СПб., 1994.
11. Мазо Г.Е. Психологический практикум. - Минск, 1991.
12.
Матюхина М.В. Мотивация
13. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М., 1993.
14.
Практикум по
1990.
15.
Прогрессивные матрицы Дж.
16.
Психологическое
Информация о работе Коррекционная работа психолога в начальной школе