Коучинг как новая технология развития и обучения персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:19, реферат

Описание

Наш мир быстро меняется. Появляются новые технологии, новые продукты, изделия. Рынок находится в непрерывном движении. Объем информации растет, как снежный ком. Новые вводные поступают непрерывно. «Сюрпризы» законодательной и исполнительной власти, ограничения, санкции... Список можно продолжать и продолжать. И в этих условиях российским предпринимателям приходится вести свой бизнес.
Если обратиться к определению «предпринимательская деятельность», то это «деятельность, ведущаяся на свой страх и риск с целью извлечения прибыли». Именно «свой страх и риск» побуждают руководителей искать эффективные решения, осваивать иные технологии, методы и подходы, вносить изменения в структуру и деятельности.

Содержание

Введение
3

Теоретическая часть.

Глава 1.
Коучинг.
6
1.1
КОУЧИНГ КАК НОВАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛЯ.
6
1.2
ЧТО ТАКОЕ КОУЧИНГ?
8
1.3
КОУЧИНГ-ОТКУДА И ЗАЧЕМ. ИСТОКИ КОУЧИНГА.
9
1.3.1
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЕРМИНА.
9
1.3.2
ТЕРМИНОЛОГИЯ КОУЧИНГА.
10
1.3.3
ДЛЯ ЧЕГО СЛУЖИТ КОУЧИНГ?
11
1.4
ФИЛОСОФИЯ КОУЧИНГА.
12
1.4.1
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОУЧИНГА
12
1.4.2
КАК РАБОТАЕТ КОУЧИНГ.
13
1.4.3
ХАРАКТЕРИСТИКИ КОУЧИНГА КАК ТЕХНОЛОГИИ.
14
1.4.4
ЭТАПЫ КОУЧИНГА.
14
1.5.
ДОСТОИНСТВА КОУЧИНГА.
15
Глава 2
КОУЧИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЗДАНИЯ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ ОРГАНИЗАЦИИ.
16
2.1
ПОЧЕМУ НАДО ЗАБОТИТЬСЯ ОБ ОБУЧЕНИИ ПЕРСОНАЛА.
16
2.2
ОБУЧАЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ.
17
2.3
О ВАЖНОСТИ ОБУЧЕНИЯ.
18
2.4
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ.
19
Глава 3
РАЗВИТИЕ И ОБУЧЕНИЕ.
21
3.1
ТРЕНЕРСТВО, КОНСАЛТИНГ, НАСТАВНИЧЕСТАО... КОУЧИНГ?
21
3.2
ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ.
24
3.2.1
О ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ.
24
3.2.2
ТЕОРИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ.
25
3.2.3
ЦИКЛ НАУЧЕНИЯ ПО КОБЛУ.
28
3.2.3.1
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ МОДЕЛИ КОУЧИНГА ПО КОБЛУ.
30
3.3
МНЕНИЯ НЕКОТОРЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ПОВОДУ ПРИМЕНЕНИЯ КОУЧИНГА В ОБУЧЕНИИ.
32

Практическая часть.

Глава 4.
ТРЕНИНГ В СТИЛЕ КОУЧИНГ.
34
4.1
ЧТО ТАКОЕ ТРЕНИНГ?
34
4.2
О ЭФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИНГОВЫХ ПРОГРАММ В ОРГАНИЗАЦИИ.
35
4.3
ТРЕНИНГ И КОУЧИНГ ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ.
37
4.4
КОГДА НУЖЕН КОУЧ-ТРЕНИНГ.
39
4.5
РЕЗЮМЕ.
40
Заключение.
41
Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

Коучинг реферат.doc

— 413.50 Кб (Скачать документ)

Термином «коуч» обозначают специалиста, проводящего «коучинг» - процесс Коуч консультирования.

Термином «коучируемый» - клиента, в роли которого может выступать как отдельный человек, так и команда, организация. Коучинг проводится в форме регулярных встреч, которые называются сессиями коучинга.

Коучинг - это технология, перемещающая из зоны проблемы в зону эффективного решения. Это система, которая позволяет увидеть, почувствовать но­вые подходы и возможности, позволяет раскрыть ваш потенциал и «навести порядок» во многих областях жизни. Коучинг - это взаимодействие партнеров, и коуч в этом взаимодействии не выступает в роли консультанта, не дает советов или рекомендаций. Это противоречило бы одной из основных задач коучинга - раскрытию потенциала человека.

 

 

 

 

1.3 ДЛЯ ЧЕГО СЛУЖИТ КОУЧИНГ?

 

Что люди получают от коучинга?

Опишу пять главных, описываемых результатов коучинга:

 

1. Построение такой жизни, которая позволяет ставить и осуществлять важные личные цели, позволяет обрести внутреннюю гармонию. Коуч предлагает стратегии для управления временем, жизненной гармонией и качеством жизни.

2.Обретение силы и усиление жизненной мотивации. Коуч поможет вам сосредоточиться на том, что наиболее важно для вас, и действовать согласно этим ценностям. Воодушевление, мотивация и удовольствие - вот что обычно сопровождает этот процесс.

3. Достижение и увеличение благосостояния. Если мы четко определяем для себя, какие блага мы хотим получить, наша жизнь организуется таким образом, чтобы эти блага нам обеспечить. В результате мы становимся и более счастливыми и более успешными.

4.Преодоление трудностей и барьеров. Часто нам приходится сталкиваться с огромным количеством разнообразных внутренних и вне­шних препятствий. Благодаря качественно проведенному коучингу, внутренние блоки могут исчезнуть, а внешние блоки - быть преодолены. Это наиболее эффективный путь.

5.Прояснение своих целей и сосредоточение на приоритетах. Если ты четко знаешь, чего именно хочешь от жизни, процесс получения этого становится гораздо проще. Хорошо определенные цели и установки на будущее позволяют нам расслабиться и сосредоточиться на том, что действительно важно именно сейчас.

 

Роль коуча заключается в том, чтобы помочь клиенту определиться с приоритетами и поддерживать в нем решимость добиться цели и ответственность за ее достижение.

Коуч фокусируется на созидании, на достижении целей, на создании результатов. Его клиент - человек, который хочет идти к своим целям. Коучинг направлен из настоящего в будущее, прошлое при этом не рассматривается. Цели и направление работы определяет клиент, а коуч сопровождает его на этом пути.

Для кого предназначен коучинг? Для всех, кто хочет сделать свою жизнь счастливой и успешной, для всех - от высокостатусных предпринимателей до матерей-одиночек. Коучинг начинается с вопроса: «Чего ты хочешь?». Если клиент не определился с ответом, коуч поможет ему выяснить его истинные желания и поддержит на пути обретения этой истины.

Коуч не учит своего клиента, как делать, он создает условия для того, чтобы обучаемый понял самостоятельно, что ему надо делать, определил способы, с помощью которых он может достичь желаемого, сам выбрал наиболее удобный (удачный, целесообразный, приемлемый) способ действия и сам наметил основные этапы достижения своей цели (принцип самостоятельности клиента).

Собственно коучинг может рассматриваться и в качестве метода планирования собственной жизни, управления ее изменениями и развитием. Целью в этом случае является создание самого себя как личности с необходимыми, желаемыми качествами и характеристиками в социальном, личностном, межличностном, материальном и духовном аспектах.

Если вести речь о корпоративном коучинге, то первостепенной задачей коуча является прояснение индивидуальных целей клиента, выяснение возможностей «встраивания» их в цели организации и возможности достижения собственных целей при условии работы в данной организации.

С помощью коучинга можно придать новую окраску личным целям работников, связать достижение персональных целей и целей организации. Когда работники начинают понимать, что они достигают своих целей здесь, на предприятии, они начинают жить в организации, работать ради организации. Работая ради организации, они работают ради себя. Перестают быть временщиками и начинают работать на перспективу. Работать в этой организации для них может стать честью и привилегией.

 

 

 

 

1.4  ФИЛОСОФИЯ КОУЧИНГА.

 

1.4.1 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОУЧИНГА.

 

Принцип осознанности и ответственности.

Коучинг работает на уровне сознания и служит для расширения границ осознания действительности в ходе анализа поставленной задачи. Сбор всей необходимой информации для решения задачи и ее анализ производятся клиентом самостоятельно при содействии коуча. Для этого используются специальные техники, главная из которых - вопросные технологии коучинга.

В процедуре коучинга гармонично сочетаются два принципа: принцип осознанности и принцип ответственности. В случае, когда человек действует в соответствии с принципами коучинга, он свободен. Свобода появляется именно тогда, когда человек полностью осознал свои желания и стремления; выяснил, где, в каком месте он находится на пути к осуществлению выбранной им цели; наметил пути, с помощью которых он может эту цель достичь, выбрал из всего многообразия намеченных путей свой единственный и стал действовать в соответствии с выработанным им планом для достижения конкретного результата.

 

Основной постулат коучинга заключается в том, что каждый человек (команда) способен найти оптимальные для себя пути достижения целей и выбрать оптимальный темп движения. Этот постулат применим и для организации в целом.

 

Преспозиции коучинга.

 

•   Все люди обладают способностью к развитию.

•       Люди способны изменяться только в тех случаях, когда хотят этого и готовы к этому.

•       Наши убеждения, относящиеся к собственному потенциалу, прямо связаны с нашей успешностью.

•       То, как мы определяем успех, окажет прямое воздействие на наши достижения.

•       Мы ограничиваем наш потенциал рамками наших убеждений (например, считая, что определенные вещи невозможны из-за внешних или ситуационных барьеров).

•       Люди учатся только тогда, когда по-настоящему вовлечены в процесс.

•       Мы можем учиться с помощью всего, что мы делаем, однако обучение происходит только тогда, когда мы мыслим и строим планы на будущее (см. теорию обучения Колба).

•       Для того чтобы помогать другим, мы должны непрерывно прогрессировать сами.

 

 

 

1.4.2 КАК РАБОТАЕТ КОУЧИНГ.

 

Коучинг лучше всего приспособлен к бешеному ритму современной жизни. Каждая коуч-консультация нацелена на то, чтобы удовлетворить личные и профессиональные потребности клиента и способствовать достижению его целее.

Клиентами коучинга могут быть все без исключения люди. Существует единственное требование - активное включение самого человека в процесс исследования его жизни, желание как можно более открыто и честно, всесторонне посмотреть на свою жизнь.

При исследовании реальности, в которой находится клиент перед выбором пути, он касается таких сфер:

 

    материальной составляющей;

    идеального представления клиента об исследуемой сфере;

    эмоциональной насыщенности проблемы;

    представлений и знаний клиента по теме исследования;

    последовательности, организованности действий клиента в реальной жизни.

 

Этот алгоритм универсален для любых обсуждаемых тем как личного, так и общественного плана.

Коучинг используется здесь как общий термин, охватывающий те подходы, техники, эксперименты и практики, которые применяются для совершенствования личности, для достижения ее целей.

 

О какой бы школе коучинга ни шла речь, всегда есть нечто общее, которое определяет, что такое коучинг:

 

       «Процесс партнерского взаимодействия (сопровождения), направленный на достижение результата, цели».

       «Постепенный процесс по увеличению осознания и способностей личности».

       «Процесс взаимодействия, который направляет внимание личности на области ее развития и проясняет их».

       «Система принципов и техник, направленная на то, чтобы расширить свои возможности и получить в жизни как можно больше того, чего хочется».

       «Процесс вовлечения человека в управление самим собой».

       «Процесс получения удовольствия от своей деятельности».

 

При таком подходе цель крепче удерживается, существенно повышается вероятность достижения и клиент готов отстаивать свои позиции изо всех сил.

 

 

 

 

1.4.3  ХАРАКТЕРИСТИКИ КОУЧИНГА КАК ТЕХНОЛОГИИ.

 

Коучинг систематичен. Используются строгая последовательность этапов, система подходов и техник. Все правила можно объяснить и понять.

Коучинг направлен. Коуч предлагает исследовать что-то или делать что-то.

Коучинг беспристрастен. В коучинге клиенту не даются оценки его реальности или точек зрения. Ему предоставляется безопасное пространство, в котором он может свободно высказать свои мысли без каких-либо оценок, хорошие они или плохие, правильные или неправильные. Ему не даются ответы, к которым он должен прийти, он осознает что-то новое самостоятельно. Ему не навязывают новые умственные ограничения и убеждения.

Коуч работает в направлении увеличения осознания, способностей и свободы - свободы выбора клиента. В основном, коучинг проводится в виде диалога между коучем и клиентом. Для клиента просто нужно, чтобы он хотел работать над своими целями. Коуч предлагает клиенту, чтобы он как можно подробнее исследовал обсуждаемую тему и рассмотрел ее со всех сторон. Основной инструмент для этого - вопросы коуча и его заинтересованность в ответах клиента.

Коучинг ориентирован на личность. Коуч в основном работает с мыслями, эмоциями, идеями, выбором, реакциями людей, не меняя их внешнего окружения.

Коучинг — это наука об уме, собрание философских принципов, предназначенных для того, чтобы сопровождать людей на пути улучшения своей жизни.

В коучинге большая часть работы заключается в прояснении смыслов, которые клиент вкладывает в тот или иной термин, слово или действие.

 

 

 

 

1.4.4 ЭТАПЫ КОУЧИНГА.

 

Коучинг не имеет одного единственно верного варианта реализации. Его рамки определяют стремление к осознанию действительности за счет получения достоверной информации о ней и основанное на самоуважении, самомотивации, опоре на свои силы, принятие ответственности за свои действия и жизнь в целом.

Его основным инструментом служат: активное слушание, вопросные технологии, эффективные вопросы (подобные тем, которые в своих диалогах использовал Сократ), элементы тренинга, элементы и техники НЛП.

В организационном коучинге успешно применяются испытанные приёмы современного менеджмента (метод SMART , GROW, техники постановки целей).

 

 

Его ключевые задачи - это:

 

1. Определение задач и цилей (расстановка целевых ориентиров, приоритетов);

2. Исследование текущей ситуации:(определение имеющихся ресурсов и ограничений)

коуч: старается понять текущую ситуацию (проблему) задавая вопросы и активно слушая;

сотрудник: исследует ситуацию и свое отношение к ней совместно с коучем.

3. Определение внутренних и внешних препятствий на пути к результату:

коуч: старается понять, что мешает сотруднику в достижении цели, и помочь ему в осознании и исследовании препятствий;

сотрудник: исследует свои внутренние и внешние препятствия.

4. Выработка и анализ возможностей для преодоления препятствий:

коуч: задает вопросы и использует другие методы, провоцирующие сотрудника к поиску решений и преодолению ограничений;

сотрудник: исследует возможности для преодоления препятствий.

5. Выбор конкретного варианта действий и составление плана:

коуч: помогает сотруднику в анализе возможностей;

сотрудник: анализирует возможности, выбирает конкретный вариант и составляет план действий.

Коуч и сотрудник договариваются о том, что конкретно должно быть сделано к следующей встрече (определенному сроку).

 

Итогом всей работы является бизнес-план и конкретные намеченные шаги с установленными сроками их достижения.

 

1.5  ДОСТОИНСТВА КОУЧИНГА.

 

Джон Уитмор в своец книге “Новый стиль менеджмента и управления персоналом” выделяет следующие достоинства применения коучинга в личной и профессиональной деятельности:

 

-                Улучшение продуктивности деятельности. Это главное, для чего применяется коучинг.

Информация о работе Коучинг как новая технология развития и обучения персонала