Криминальная психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 11:05, лекция

Описание

Любая преступная группа как одна из разновидностей малых социальных групп людей не является механическим соединением некоего числа индивидов, совместно совершающих преступления. Каждая такая группа, с точки зрения социальной психологии "малых групп", объединяя на основе совместной преступной деятельности несколько человек, практически превращается в единый субъект криминальной активности. В такой групповой общности появляются новые, не свойственные отдельному преступнику свойства, цели, возможности и т. д.

Содержание

Введение………………………………………………………………стр.3
Вопрос 1. Психология преступного поведения…………………….стр.4
1.1. Личность преступника, ее структура и содержание…...............стр.4
1.2. Психологические типы преступников………………………….стр.7
1.3. Мотивация преступного поведения…………………………...стр.13
Вопрос 2. Психология преступных групп…………………………стр.34
2.1. Типология преступных групп………………………………….стр.34
2.2. Структура организованных преступных групп………………стр.58
2.3. Механизм сплочения преступных групп……………………...стр.63
Заключение…………………………………………………………стр.76
Список литературы………………………………………………..стр.81

Работа состоит из  1 файл

Криминальная психология.doc

— 315.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  внутренних дел Российской Федерации

Московский  университет МВД России


 

кафедра психологии

 

 

 

Обсуждено и одобрено на заседании 

кафедры психологии

Протокол №_____________________

От «_____» _____________ 200___ г.

Автор___________________________

________________________________

 

 

Фондовая лекция

По  курсу «__________________________________»

 

Тема  №______

 

«Криминальная психология»

 

 

 

 

 

 

Москва, 2006

План:

Введение………………………………………………………………стр.3

Вопрос 1. Психология преступного поведения…………………….стр.4

1.1. Личность преступника, ее  структура и содержание…...............стр.4

1.2. Психологические типы преступников………………………….стр.7

1.3. Мотивация преступного поведения…………………………...стр.13

Вопрос 2. Психология преступных групп…………………………стр.34

2.1. Типология преступных групп………………………………….стр.34

2.2. Структура организованных преступных  групп………………стр.58

2.3. Механизм сплочения преступных  групп……………………...стр.63

Заключение…………………………………………………………стр.76

Список литературы………………………………………………..стр.81

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Криминальная  психология изучает психологические особенности личности преступника, мотивацию преступного поведения, психологию преступных групп, разрабатывает психологические рекомендации по предупреждению индивидуальной и группой преступной деятельности.

Таким образом, центральное внимание криминальная психология уделяет двум серьезным и сложным проблемам: изучению личности преступника и  групповой (в том числе организованной) преступной деятельности.

Проблема личности преступника  сложна и многогранна, разрабатывается различными дисциплинами (уголовное право, уголовный процесс, криминалистика, криминология, юридическая психология). Именно личность преступника стоит между причинами преступности и преступлениями. В ней как в фокусе просматривается связь причин с преступлениями, ибо именно личность делает выбор в достижении целей своих действий, используя правомерный или противоправный способ их достижения и, соответственно, - правомерный или противоправный вариант собственного поведения.

Любая преступная группа как одна из разновидностей малых социальных групп людей не является механическим соединением некоего числа индивидов, совместно совершающих преступления. Каждая такая группа, с точки зрения социальной психологии "малых групп", объединяя на основе совместной преступной деятельности несколько человек, практически превращается в единый субъект криминальной активности. В такой групповой общности появляются новые, не свойственные отдельному преступнику свойства, цели, возможности и т. д.

Вопрос 1. Психология преступного поведения.

1.1. Личность  преступника, ее структура и  содержание.

Исследование в рамках юридической психологии личности лица (субъекта), совершившего преступление, помогает юристу:

  • более точно действовать при принятии решения о квалификации противоправных действий, избрании меры пресечения обвиняемому, определении меры наказания подсудимому; определять меры воспитательного воздействия на личность;
  • выбирать оптимальные тактические решения и комбинации, приемы воздействия на подозреваемого, обвиняемого в различных ситуациях;
  • изучать причины совершенных преступлений; устанавливать обстоятельства, подлежащие доказыванию (в том числе мотивы преступления), обстоятельства, характеризующие личность подсудимого (обвиняемого), потерпевшего.

Понятие «личность преступника» многогранно, оно используется как  в юридической психологии, так  и в уголовном праве и процессе, криминологии и криминалистике. Из-за междисциплинарного характера в  него включают комплекс социально-демографических, социально-ролевых, социально-психических признаков, связанных как с преступным деянием, так и характеризующих его общественную опасность, объясняющих причины его совершения. Утвердившийся в юридической науке подход1 заставил ученых, занимающихся проблемами юридической психологии, дополнить понятие личности рядом признаков, дополняющих взгляды общей психологии.

В науке получил распространение  подход к изучению личности преступника, предполагающий наличие социально-демографической и социально-психологической подсистем2.

Социально-демографическая  подсистема личности преступника включает: пол, возраст, семейное положение, образование, профессиональную принадлежность, род занятий, социальное, материальное положение, наличие судимости (связей с криминальной средой). К ним относятся также признаки, характеризующие человека с точки зрения выполнения им определенных функционально-ролевых обязанностей.

Криминологами установлено, что среди преступников значительно  больше мужчин, чем женщин. Наибольшей криминогенной активностью отличаются лица в возрасте от 25 до 29 лет, затем группа 18-24 - летних, 14-17 - летних и затем – 35-45 - летних3. Криминогенная активность этих возрастных групп объясняется не только большей активностью молодежи, но во многом и низким уровнем культуры и образованности, отношений и поведения, примитивностью интересов, социальной незрелостью их личности, не завершившимся процессом социализации, отсутствием устойчивых жизненных планов.

Социально-психологическая  подсистема личности преступника включает следующие подструктуры: направленности (мировоззрение, ценностные ориентации, социальные установки, ведущие мотивы деятельности); жизненного опыта (знания, навыки, привычки, проявляющиеся в выборе ведущих форм деятельности); психических форм отражения; психолого-биологических свойств; характера и способностей.

Современная наука отвергает  наличие у человека каких-то особенных  генетически запрограммированных и передаваемых по наследству наклонностей к правонарушениям. Считается, что основное отличие личности преступника от личности законопослушного гражданина состоит в негативном содержании ценностно-нормативной системы, сочетания некоторых устойчивых психологических особенностей, имеющих криминологическое значение.

Отдельными индивидуально-психологическими особенностями, типичными для некоторых категорий преступников, являются психические аномалии. Среди различных аномалий психики, предрасполагающих к дезадаптивным (часто – противоправным) формам поведения, внимание привлекают психопатии, различные психопатоподобные состояния, некоторые крайне выраженные виды акцентуаций характера. Согласно принятой Международной классификации психопатий выделяют три группы лиц, проявляющих психопатические расстройства: по возбудимому, интероидному и тормозному (астенические, аутические) типу. Аномалии препятствуют усвоению социальных норм, регулирующих поведение людей, затрудняют выполнение отдельных социальных ролей, получение высокого образования и квалификации. К аномалиям относят и расстройства психики, связанные с алкоголизмом, наркоманией, сниженным уровнем интеллектуального развития. Ю.М. Антонян и В.В. Гульдан предположили, что психические аномалии предполагают более обостренные формы реагирования человека на конфликтные ситуации; создают препятствия развитию социально-полезных черт личности; усложняют процессы адаптации к внешней среде; ослабляют механизм внутреннего контроля; сужают варианты при выборе решений; облегчают импульсивные, непродуманные действия. Хотя, как отмечают авторы, это вовсе не предполагает неизбежности совершения преступления4.

1.2. Психологические  типы преступников.

В криминологии достаточно подробно рассматривается классификация криминальных типов.

 По признаку антиобщественой направленности поведения в основу типологии положено отношение личности к различным общественным ценностям:

- негативно-пренебрежительное  отношение к человеческой личности, ее важнейшим благам (убийства, телесные  повреждения, изнасилование, оскорбление, хулиганство);

- корыстно-частнособственнические тенденции (хищения, кражи, грабежи, мошенничество, взяточничество, контрабанда);

  • индивидуалистически-пренебрежительное отношение к различным социальным институтам, установлениям и предписаниям, к общегражданским, служебным, семейным и прочим обязанностям (хозяйственные, против порядка управления, правосудия, воинские и др.);

- легкомысленно-безответственное и небрежное отношение к установленным социальным ценностям и своим обязанностям (неосторожные).

По глубине и стойкости антисоциальной направленности, лежащих в ее основе ценностных ориентаций; выделяются такие типы преступников; как случайный и криминогенный5.

«Случайный» - впервые совершивший преступление, противоречащие общей социально-положительной направленности, всему предшествующему нравственному поведению.

«Криминогенный» - характеризуется тем, что, во-первых, сформирован в условиях интенсивного противоправного и аморального поведения окружающих (семья, товарищи, знакомые); во-вторых, в прошлом систематически совершал аморальные проступки и разного рода правонарушения; в-третьих, оторван от ценностно-нормативной системы общества; в четвертых, привык к отрицательной оценке своего поведения, использует социально-психологические механизмы самозащиты; в-пятых, активен в ситуации совершения преступления и, как правило, совершает преступление без достаточно обоснованных внешних поводов.

В рамках типа криминогенной личности выделяются подтипы: последовательно-криминогенный, ситуативно-криминогенный и ситуативный.

По степени общественной опасности личности и ее криминогенной активности выделяют следующие типы преступников:

«Особо опасные» («активные антисоциальные») - многократно судимые лица, устойчивое преступное поведение которых носит характер активного противостояния обществу и его ценностям. К этой категории относятся преступники, систематически совершающие кражи, грабежи, разбои, хулиганские действия и тяжкие преступления против личности. Среди них есть и профессионалы, для которых преступления являются основным источником добывания средств к существованию (карманные и квартирные воры). Сюда же относят и крупных расхитителей, взяточников.

«Десоциализированные  опасные» («пассивные асоциальные») - деклассированные лица, выпавшие из системы нормального общения, длительное время ведущие паразитический, бездомный образ жизни. Совершают различные преступления, в основном мелкие кражи, для обеспечения своего существования и особенно для приобретения спиртных напитков.

«Неустойчивые» - лица, характеризующиеся частичной криминальной зараженностью и совершающие преступления не в силу стойких антиобщественных установок, а в силу своего образа жизни, который находится на грани социально приемлемого и антиобщественного.

«Ситуативные» - лица, чье поведение не представляет выраженной общественной опасности. Они совершают преступления вследствие того, что из-за своих психологических особенностей попадают в жесткую зависимость от ситуации и не могут найти социально приемлемый способ ее разрешения.

Все типологии  описательны. Объяснительный уровень познания в раскрытии причин преступного поведения возможен при выявлении субъективной, внутренней причины совершения преступлений, психологических предпосылок и мотивов.

 

Психологические предпосылки преступного поведения.

Психологической предпосылкой преступного поведения выступает отчуждение личности. Установлено, что значительная часть преступников находится на определенной социально-психологической дистанции от общества и его нравственно-правовых ценностей. Они отчуждены как от общества в целом, так и от малых групп (семья, трудовой коллектив, друзья и т. д.), поскольку существенно ослабили связи с ними. В психологическом плане отчуждение представляет собой как бы уход человека из межличностного взаимодействия, имеющего существенные психологические и социальные последствия, в том числе и криминогенного характера.

Исследователи выделяют следующие аспекты отчуждения личности, значимые для понимания социально-психологических причин преступного поведения6:

1). Отчуждение затрудняет  усвоение социальных норм, регулирующих  поведение в обществе. Нормы, не усвоенные личностью, не становятся составной частью ее внутреннего мира, а являются для нее «чужими», не обязательными для исполнения. Многие преступники не понимают, за что собственно их наказали, хотя знают, какой закон нарушили. Этим предопределяется их несогласие с наказанием и резко снижается степень его воспитательного воздействия.

2). Отчуждение в детском  возрасте (вследствие невыполнения семьей своей основной функции - включения ребенка в структуру общества посредством интернализации им нравственно-правовых норм по механизму подражания родителям) может заложить основы асоциальной личности, изолированной от социально-позитивной микросреды - семьи, учебных и трудовых коллективов, других малых групп. При отсутствии компенсирующего воспитания это может привести к дезадаптивному противоправному поведению, во многом провоцируя рецидив преступлений.

Информация о работе Криминальная психология