Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 19:02, курсовая работа
Цель нашей работы:
Показать сложный и противоречивый характер данного периода, а также его решающее влияние на развитие ребёнка.
Задачи:
Изучить и проанализировать литературу по данной теме.
Рассмотреть главные особенности подросткового возраста и дать характеристику этого периода.
На основе литературы раскрыть теоретические аспекты кризиса подросткового возраста.
На основе литературы рассмотреть понятие кризиса.
Введение:
Подростковый
возраст – переход от детства
к взрослости, период становления
и формирования личности. Этот
переломный возраст
В этот период, за относительно короткий срок, происходят кардинальные изменения, сильно заметные окружающим. Подросток, вступающий на путь взросления, теряет свои интересы, ещё вчера направлявшие его деятельность. Почти каждый подросток, во время переходного возраста сталкивается с особыми трудностями, пытается найти себя, открыть свой внутренний мир, поиск смысла жизни. Переходный возраст - самый короткий период жизни, но играет очень большую роль, и очень важно без особых травм пережить его. Именно этим, на наш взгляд, подчёркивается актуальность рассматриваемой темы.
Цель нашей работы:
Задачи:
Объект исследования: личность подростка.
Предметом выступает: протекание кризиса в подростковом возрасте.
1. Кризис подросткового возраста.
1.1 Развитие личности подростка (характеристика подросткового возраста).
Подростковый возраст или отрочество – это период жизни человека от детства до юности (от 11 – 12 лет до 14 – 15). В этот период все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении.
В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма, у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, заниженная самооценка. В качестве общих особенностей этого возраста отмечается изменчивость настроения, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходу от веселья к унынию и пессимизму. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой. [14]
Центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у подростка своеобразного чувства взрослости, как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому. Физическое возмужание дает подростку ощущение взрослости, но его социальный статус в школе и семье не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что чаще всего приводит к конфликту между взрослыми и подростками.
Но с другой стороны существуют и положительные качества данного периода: возрастает самостоятельность ребёнка, отношения с другими детьми и взрослыми людьми становятся более содержательными и разнообразными, значительно расширяется сфера деятельности и т.д. Но, самое главное в этом периоде, то, что ребёнок самостоятельно выходит на новую социальную позицию и начинает сознательно относиться к себе, как к члену общества.
В подростковом
возрасте особенно много
Многие
трудности и проблемы
Под социализацией понимают освоение подростком новых для себя социальных ролей, восхождение во все более широкие социальные отношения и то, что для подростка новой психологической реальностью становиться группа сверстников.
Смысл процесса обособления – в поиске подростком своей автономии. Отстаивая свое личное и физическое пространство, подросток еще не способен всерьез и с уважением относиться к автономии других людей. В семье это свойство порождает немало трудностей для близких. Подросток требует уважения к своей интимности: не слушайте его разговоров, не расспрашивайте его о делах, не мешайте общению с товарищами. Однако он не допускает, что и другие члены семьи имеют право на тайну, обособленность. Он живет так, как будто другие должны посвящать ему свою жизнь, отдавая ее без остатка. Он занят только собой, все его чувства и мысли вертятся вокруг своего «Я» подросток как будто прикован к себе и оценивает происходящее исключительно со своей точки зрения.
В процессе социализации и обособления есть еще один аспект: необходимость для подростка быть связанным с группой и поиск собственной идентичности.
Один из парадоксов подростничества – несоответствие потребности подростка к свободе и степени доступной ему ответственности. В отечественной практике воспитания до недавнего времени отсутствовала простая и очень важная для развития личности подростка установка: подросток ответственен за то, что делает и что выбирает. Разумеется соотношение свободы и ответственности должно быть по силам подростку, как по психологическим, так и по физическим возможностям.
Центральный психологический процесс в открытии своего внутреннего мира – это формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, единства. Наиболее детальный анализ этого процесса дают работы Э. Эриксона (1968)
Понятия «Я - идентичности», по Эриксону, занимает центральное место в осмыслении процесса развития. Оно включает одновременно три аспекта:
Канадский психолог Джеймс Марша (1966) выделил четыре этапа развития идентичности [15]:
Статусы идентичности - это как бы и этапы развития личности, и, вместе с тем, типологическое понятие. Подросток с неопределенной идентичностью может вступить в стадию моратория и затем достичь зрелой идентичности, но может также навсегда остаться на уровне размытой идентичности или пройти по пути досрочной идентификации, отказавшись от активного выбора и самоопределения.
«Я» - идентификации, которое создает в своем сознании подросток, разнообразны - они отражают богатство его жизни. Материальное и социальное «Я», т.е. представления о собственной внешней привлекательности, представления о своем уме, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах, соединяясь, образую большой пласт «Я - концепции» - так называемое реальное «Я».
Помимо реального «Я», «Я - концепция» включает в себя «Я» - идеальное, как «Я» в будущем. При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное «Я» может слишком сильно отличаться от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности к себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности.
По Поливановой (1996) структура кризисного периода представляет собой логическую последовательность этапов: открытие идеальной формы, ее мифологизация, конфликт идеализированной формы и реальных условий, в которых она воплощается, рефлексия условий конфликта и, наконец, разрешение кризиса через принятия подлинной идеальной формы (возникновение мотивов новой ведущей деятельности). Одним из условий нормального хода кризиса является дифференциация сфер жизни или жизненных ситуаций, в которых новая идеальная (или идеализируемая) форма опробуется. Разрешение кризиса с необходимостью требует такой дифференциации, поскольку, пока она не произошла, попытки воплотить новую идеальную форму в старых ситуациях оказывается бесплодными и конфликтными [23].
Исследователи, изучавшие сложный период подростковой жизни, выделили в воображении подростка два новых построения, затрагивающих его личностный и социальный миры [22].
Первый из них связан с проработкой нового представления подростка о себе - «Я - воображаемый». Он строится на трех островоспринимаемых ощущениях подростка - своей уникальности («Я - ни на кого не похож , потому что другие просто не понимают меня; никто не думает , не чувствует, как я»), своей неуязвимости («Со мной ни чего подобного не случится; я не разрушимый»), своего всемогущества («Я могу контролировать любую свою ситуацию, я совсем смогу справиться»).
Второе новшество
Суть подросткового кризиса составляет свойственные этому возрасту подростковые поведенческие реакции. К ним относятся: реакция эмансипации, реакция группирования со сверстниками, реакция увлечения (хобби).
Реакция эмансипации
Эта реакция
проявляется стремлением
Проявления
реакции эмансипации весьма
Реакцией
эмансипации может быть
Реакция группирования со сверстниками
Дети охотно тянутся к старшим, часто даже предпочитают играть не с ровесниками, а с ними. Подросткам свойственно почти инстинктивное группирование со сверстниками. Стремление подростков к группированию со сверстниками, может быть, также имеет какие-то филогенетические корни. Состав групп довольно стабилен, приём новых членов нередко сопряжён с особыми «испытаниями» или ритуалами. Подобные группы обычно образуются только из подростков мужского пола.
Существует два типа подростковых групп. Одни отличаются однополым составом, наличием постоянного лидера, довольно жестко фиксированной ролью каждого члена, его твёрдым местом на иерархической лестнице внутригрупповых взаимоотношений (подчиняемость одним, помыкание другими). Другой тип подростковых групп отличается нечётким распределением ролей, отсутствием постоянного лидера – его функции несут разные члены группы в зависимости от того, чем в данный момент группа занята. Состав группы обычно нестабилен и разнополый – одни уходят, другие приходят. В этой группе нет чётких требований, удовлетворение которых необходимо для вступления в неё. [17]