Кризис подросткового возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 19:02, курсовая работа

Описание

Цель нашей работы:
Показать сложный и противоречивый характер данного периода, а также его решающее влияние на развитие ребёнка.
Задачи:
Изучить и проанализировать литературу по данной теме.
Рассмотреть главные особенности подросткового возраста и дать характеристику этого периода.
На основе литературы раскрыть теоретические аспекты кризиса подросткового возраста.
На основе литературы рассмотреть понятие кризиса.

Работа состоит из  1 файл

тукст курсача.doc

— 159.00 Кб (Скачать документ)

     Задача, с которой встречаются подростки, состоит в том, чтобы собрать во едино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе (какие они сыновья или дочери, студенты, спортсмены, музыканты и т.д.) и интегрировать эти многочисленные образы в себя в личную идентичность, которая представляет осознание прошлого и будущего. Эриксон подчеркивает психосоциальную сущность эго-идентичности, обращая пристальное внимание на конфликт внутри самого эго, то есть на конфликт идентичности и ролевого смешения.

     Основной упор делается на эго и на то, как на него влияет общество, в особенности группы сверстников. Следовательно, эго-идентичность можно определить следующим образом. Растущая и развивающаяся  молодежь, переживающая внутреннюю физиологическую революцию, прежде всего пытается укрепить свои социальные роли. Молодые люди иногда болезненно, часто из любопытства, проявляют озабоченность тем, как они выглядят в глазах других, по сравнению с тем, что они сами думают о себе; а также тем, как сочетать те роли и навыки, которые они культивировали в себе раньше, с идеальными прототипами сегодняшнего дня… Появляющаяся  интеграция в форме эго-идентичности - это больше, чем сумма идентификации, приобретенных в детстве. Это сумма внутреннего опыта, приобретенного на всех предшествующих стадиях, когда успешная идентификация приводила к успешному уравновешиванию базисных потребностей индивидуума с его возможностями.

    Таким образом,  чувство его эго-идентичности представляет собой возрастную уверенность индивида в том, что его способность сохранять внутреннюю тождественность и целостность (психологическое значение эго) согласуется с оценкой его тождественности и целостности данной другими [27].

     В определении идентичности, данном Эриксоном, можно выделить три элемента.

     Первое: молодые люди и девушки должны постоянно воспринимать себя «внутренне тождественными самим себе». В этом случае у индивидуума должен сформироваться образ себя.

     Второе: значимые другие люди также должны видеть «тождественность и целостность в индивидууме.

     Это значит, что юным нужна уверенность в том, что выработанное ими раньше внутренняя целостность будет принята другими людьми, значимыми для них.

     Третье: молодые люди должны достичь «возрастной уверенности» в том, что внутренние и внешние планы этой целостности согласуются между собой. Их восприятие себя должно подтверждаться опытом межличностного общения посредством обратной связи.

     Согласно Эриксону, основ для благополучной юности и достижения интегрированной идентичности закладывается в детстве. Однако за пределами того, что подростки выносят из своего детства, развитие личной идентичности происходит под сильным влиянием тех социальных групп, с которыми они себя идентифицируют. Например, Эриксон обращал внимание на то, как чрезмерная идентификация с популярными личностями вырывает «расцветающую идентичность» из ее социального окружения, тем самым подавляя личность и ограничивая растущую идентичность.

     Уязвимость подростков для стрессов, сопровождающих резкие социальные, политические и технологические изменения, Эриксон рассматривает как фактор, который тоже может серьезно мешать развитию идентичности. Подобные изменения способствуют возникновению чувства неопределенности, тревоги разрыва связей с миром. Они представляют угрозу и для многих традиционных и привычных ценностей, которые подростки усвоили еще в детстве. По крайней мере, некоторые проявления этой неудовлетворенности общепринятыми социальными ценностями находят свое выражение в пропасти между поколениями. Неспособность юных достичь личной идентичности приводит к тому, что Эриксон называл кризисом идентичности. Кризис идентичности, или ролевое смешение чаще всего характеризуется неспособностью выбрать карьеру или продолжить образование.

     Многие подростки, страдающие от специфичного для этого возраста конфликта, испытывают пронзительное чувство своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности. Они ощущают свою неприспособленность, деперсонализацию, отчужденность и иногда кидаются в сторону «негативной» идентичности – противоположной той, что настойчиво предлагают им родители, сверстники. В этом ключе Эриксон интерпретирует некоторые виды делинквентного поведения. Однако неудачи в достижении личной идентичности необязательно обрекают подростка на нескончаемые поражения в жизни. Ведь Эриксон подчеркивая, что жизнь – это постоянные изменения. Благополучное разрешение проблем на одной жизненной стадии не дает гарантии, что они не появятся вновь на следующих стадиях или что не будет найдено новое решение старых проблем. Эго-идентичность – это борьба «на всю жизнь».

     Во многих, а может быть и во всех обществах определенной части подростковой манипуляции разрешены и законодательно закреплены определенные отсрочки в принятии ими ролей взрослых. Для обозначения этих интервалов между подростковостью и взрослостью Эриксон ввел термин психосоциальный мораторий. Например, в США и других технологически развитых странах психосоциальный мораторий институционализирован в форме системы высшего образования, что дает возможность молодым людям попробовать определенное количество различных   социальных и профессиональных ролей до того, как они решают, что им нужно на самом деле. Или другой пример: многие молодые люди бродяжничают, обращаются к различным религиозным системам или пробуют альтернативные формы брака и семьи до того, как найдут свое место в обществе. 

      Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности – это верность. Эриксон использует термин верность в значении «способность подростка быть верным своим привязанностям и обещаниям, несмотря на неизбежное противоречие в его системе ценностей». Верность – краеугольный камень идентичности, она представляет собой способность юных принимать и придерживаться морали, этики и идеологии общества. А идеология, согласно Эриксону, - это неосознанный набор ценностей и посылок, отражающий религиозный, научное и политическое мышление культуры; цель идеологии – «создание образа мира, достаточно убедительного для поддержания коллективного и индивидуального чувства идентичности».

     Идеология представляет молодым людям упрощенные, но четкие ответы на главные вопросы, связанные с конфликтом идентичности: «Кто я?», «Куда я иду?», «Кем я хочу стать?».[24].

     Подростковый возраст необходимо рассматривать не как отдельно взятый этап, а в динамике развития, поскольку без знания закономерностей развития ребёнка в онтогенезе, противоречий, составляющих силу этого развития, невозможно выявить психические особенности подростка.

     Таким образом, изучение подросткового периода – очень сложный, долгий и многоплановый процесс, который не завершён и по сей день.

 

1.2 Кризис. Понятие кризиса.

     Понятие  кризиса происходит от греческого  слова krisis – (разделение дорог, решение, поворотный пункт, исход, суд), - характеризует состояние, порожденное проблемой, которая встала перед индивидом, которой он не может избежать и которую он не может решить за короткое время и привычным способом" . [10] "Жизненный кризис - это поворотный пункт жизненного пути, который возникает в ситуации невозможности реализации намеченного жизненного замысла" [6, с.6]. Среди других определений слова "кризис" встречается также и значение "суд". Близким к нему семантически является и слово "критика", как считает Ф.Ю. Василюк, опираясь на мнение С.С. Аверинцева. Л.В. Сохань отмечает, что "кризисы жизни - это пики обновления внутреннего мира человека, которые "снимают" каждое сформированное его качество" [13, с. 162].

     Среди эмпирических событий, которые могут привести к кризису, различные авторы выделяют такие, как смерть близкого человека, тяжёлое заболевание, отделение от родителей, семьи, друзей, изменение внешности, смена социальной обстановки, женитьба, резкие изменения социального статуса и т.д. [7]

     Понятие «кризис» означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент в жизни или деятельности человека. Тема возрастных кризисов очень важна для нас, так как все мы проходим через эти периоды, только у каждого человека они проявляются в разной степени выраженности. В наше время в связи с акселерацией происходит сдвиг временных рамок кризисов, некоторые кризисы теперь начинаются раньше, а некоторые позже. Проблема кризисов и выходов из них, на сегодняшний день – одна из самых перспективных и актуальных проблем психологии. [16]

     Кризис в жизни это ситуация, в которой человек сталкивается с невозможностью реализации внутренней необходимости своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей) в виду возникновения препятствий (чаще всего внешних), преодолеть которые, опираясь на свой прошлый опыт, он не может.

     Однако наряду с отрицательными, негативными проявлениями, кризис как ничто другое вычленяет, что человеческого остается от человека, что у него остается внутри, что в нем укоренилось и крепко сидит, а что сразу разрушается, как только исчезнут внешние атрибуты. Все внешнее выходит наружу в процессе кризиса, и человек начинает осознавать его внешность. Если же он еще и отказывается от этой внешней шелухи, то происходит очищение сознания, глубинное понимание истинной ценности, духовное осознание себя. Поэтому психологический кризис – это физическое и психическое страдание, с одной стороны, и трансформация, развитие и личностный рост – с другой. Таким образом, источник кризиса психического развития лежит не в конфликте человека с внешней системой отношений, а обусловлен внутренним конфликтом отношения реальной и идеальной формы. Именно это отношение и провоцирует сначала конфликт, затем попытки его разрешения, а затем и переход в новую систему сотрудничества, т. е. переход к новой ведущей деятельности.

     Термин « кризисы возрастные » был введен Л.С. Выготским, который определял их, как целостное изменение личности человека, регулярно возникающее при смене стабильных периодов и рассматривал это в качестве критериев возрастной периодизации, характерных для конкретного этапа развития.

     Термин «кризис» многозначен. В различных психологических теориях он используется по-разному и связывается с различными явлениями психической жизни человека. В отечественной психологии представление о возрастном кризисе ввел П.П. Блонский, затем описывал и содержательно раскрывал Л.С. Выготский. Это происходило в 30-е годы. С тех пор сложилась парадоксальная ситуация. Кризисы почти не исследовались ни теоретически, ни экспериментально, но в любом исследовании, в любом учебнике по возрастной психологии кризисы рассматривались как нечто реально существующее, данное как бы изначально. Об этом, в частности, пишет И.В. Дубровина. В книге «Практическая психология образования» она определяет «критический возраст» как наиболее нечеткое понятие и указывает, что кризисы исследовались в основном в первой трети нашего столетия, потом их изучение прекратилось. «В течение довольно продолжительного периода названная проблема практически не разрабатывалась, но описывалась во всех учебниках как изученная, что могло породить терминологический разнобой». [12,c 12]

     Направление  отечественной психологии, такое  как "психология жизненного  пути" (Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн) [1], [2], [25], рассматривает жизненный кризис как "событие жизненного пути", являющееся поворотным этапом, на котором принимаются важные решения на длительное время. Также, такие поворотные моменты, определяются различными исследователями как "кризисы" (Э. Эриксон, Д. Маттесон) [26], [27], "критические ситуации" (Е. П. Крупник), "life change event" (С.К. Нартова-Бочавер) [20], "тяжелые жизненные ситуации" (Л. И. Анциферова) [3], "биографическое событие" (А. А. Кроник, Р. А. Ахмеров) [9], "стресогенная ситуация" (Л. Пельцман) [21], "переломная ситуация, экстремальная ситуация" (М. Ш. Магомед-Еминов).[18] Несмотря на использование различной эпистемологии, авторы подразумевают в данных понятиях близкое смысловое содержание. Понимая критические ситуации как ситуации обострения противоречий развития в жизни человека, исследователи подчеркивают, что те пути, которые использует субъект для преодоления кризиса, в дальнейшем определяют его судьбу.

     Ф.Е. Василюк  считает, что причиной кризиса  может быть как определенное  событие или ситуация, так и  обострения существующих (или возникающих)  личностных противоречий. Жизненный  кризис начинается с вызревания и развертывания борьбы противоположных мотивов в процессе реализации жизненной программы, замысла и достигает своего пика тогда, когда индивид продолжает остро чувствовать актуальность своего, еще не реализованного, замысла и в то же время он уверен в невозможности его реализации в будущем. Этот процесс имеет такую последовательность: стресс, фрустрация, конфликт, кризис [27].

 

 

1.3 Кризис подросткового возраста.

     Многие подростки, подпадая под зависимость от физического состояния, начинают сильно нервничать и обвинять себя в несостоятельности. Эти ощущения часто не осознаются, а подспудно формируют напряженность, с которой подростку трудно справиться. На таком фоне любые внешние трудности воспринимаются особенно трагически.

     Подростковый возраст- период отчаянных попыток «пройти через все». При этом подросток по большей части начинает свой поход с табуированных или прежде невозможных сторон взрослой жизни. Многие подростки «из любопытства» пробуют алкоголь и наркотики. Если это делается не для пробы, а для куража, возникает физическая зависимость. Но и баловство, пробы могут привести к психологической зависимости, что проявляет себя в возникновении напряженности, тревоги, раздражительности.

Подростки достаточно легкомысленно относятся к человеческим порокам и слабостям и в результате быстро приобщаются к алкоголю и наркотикам, превращая их из источника ориентированного поведения (любопытства) в предмет своих потребностей. На этом фоне, рефлексируя на свое «падение», подросток нередко превращает его в форму своего самоутверждения, заглушая внутреннее чувство потери себя, своего личного кризиса.

     Отдельно следует указать на отроческий кризис, связанный с духовным ростом и изменением психического статуса. Хотя в этот период происходит объективное изменение социального положения отрока (возникают новые отношения с близкими, сверстниками, учителями; расширяется поле деятельности и др.), наиважнейшим фактором, влияющим на возникновение кризиса, являются рефлексия на внутренний мир и глубокая неудовлетворенность собой. Потеря идентичности с самим собой, несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом - вот основное содержание отроческих переживаний. Неудовлетворенность может быть столь сильной, что появляются навязчивые состояния: непреодолимые угнетающие мысли о себе, сомнения, страхи. При этом сохраняется критическое отношение к этим состояниям, что усугубляет тяжелые чувства подростка.

Информация о работе Кризис подросткового возраста