Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 19:02, курсовая работа
Цель нашей работы:
Показать сложный и противоречивый характер данного периода, а также его решающее влияние на развитие ребёнка.
Задачи:
Изучить и проанализировать литературу по данной теме.
Рассмотреть главные особенности подросткового возраста и дать характеристику этого периода.
На основе литературы раскрыть теоретические аспекты кризиса подросткового возраста.
На основе литературы рассмотреть понятие кризиса.
Многие подростки переживают кризис во внешних проявлениях негативизма - бессмысленном противодействии другому, немотивированном противостоянии родителям, учителям. Задача близких взрослых и психологов здесь однозначна - необходимо включиться в проблемы отрока и постараться облегчить его жизнь в этот период.
Кризис – не болезнь, но он может повлечь за собой возникновение экстремальной ситуации (например, суицидальные попытки), или развитие психических заболеваний. Ведь именно в подростковом возрасте перед личностью встаёт множество проблем, и молодой человек не всегда оказывается в состоянии выработать соответствующие новой ситуации механизмы преодоления трудностей.
Термин
«кризис периода взросления»
обозначает большое число,
Можно выделить следующие формы подросткового кризиса:
Делинквентность, асоциальность.
Кризис идентичности и авторитетов.
Переживание отчуждения.
Нарциссические кризисы.
Нарушение оценки своего физического облика.
Нарушение полового развития.
Суицидальные попытки.
Асоциальность - наиболее общее понятие, означающее любое отклонение от социальных норм. Под делинкветным поведением подразумевается цепь проступков, повинностей, мелких правонарушений, отличающихся от криминала, т.е. наказуемых согласно Уголовному Кодексу серьезных правонарушений и преступлений. Наиболее распространенные правонарушения - кражи, нанесение ущерба чужому имуществу, преступления, связанные с наркотиками, нарушения общественного порядка и сексуальные преступления.
Подростковая делинквентность - результат социальной запущенности. Социальная запущенность - устойчивое и полное игнорирование социальных норм или, иными словами, длительное и общее социальное пренебрежение.
Одной из форм делинквентности являются побеги из дому и бродяжничество. Побеги нередко случаются еще в детстве, до начала пубертатного периода. Первые побеги у детей обычно совершаются в страхе наказания или как реакция оппозиции, а по мере повторения превращаются в условно-рефлекторный стереотип.
2. Кризисы идентичности и авторитетов.
Их можно рассмотреть как реакцию на утрату статуса ребенка, на глубокое несоответствие биологических возможностей социальным, на неуверенность в своей компетентности в новом статусе, на резкие биологические изменения, происходящие в организме взрослеющего человека.
Кризис идентичности
и авторитетов у трудных
Многие испытывают сомнения
в наличии у них собственной
индивидуальности и ведут себя как
«копия» другого человека. Поэтому
часто возникает неприятие
Следствием этого кризиса может быть реакция группирования со сверстниками. Именно этой реакций может быть объяснен известный факт, что подавляющее большинство правонарушений у подростков совершается в группе. Содержание кризиса авторитетов - противостояние им, существующим порядкам, структуре социальных норм или отказ от этого противостояния, избежание его (побег). Другое формирование избегания может быть наркотическая зависимость или вступление в псевдорелигиозные общины.
3. Нарушение оценки своего физического облика
Подросток чувствует, как изменяются его соматические функции, и пересматривает представления о собственном теле. У слишком чувствительных подростков в связи с такими физическими особенностями иногда возникают тяжелые кризисы самооценки. Основной признак этого состояния – поглощенность переживаниями, связанными с мнимыми физическим недостатками.
4. Нарушение полового развития.
Реакции, обусловленные
формирующимся сексуальным
Наиболее значимы упорный
онанизм и гомосексуальные
Неуверенность и сомнение подростков, связанные со становлением собственной сексуальности, часто приводят к тяжелым кризисам и нередко выливаются в суицидальные попытки. Большинство этих нарушений приходящие, но, с другой стороны, именно в этот период закладываются основы расстройств, устойчиво проявляющиеся во взрослом возрасте. У подростков часто нет четких представлений о сексуальности и сексуальном поведении или же они чувствуют «давление социальных норм в отношении сексуальных достижений». Это переживание обычно не принимает форму частых половых контактов, а выражается в страхе несоответствия собственного сексуального развития возрастной норме. Сомнения подростков вращаются вокруг многочисленных вопросов: Может быть уже давно пора вести регулярную половую жизнь? Не превосходят ли меня другие подростки (например, друзья) в сексуальном развитии? Нет ли у меня ненормальных сексуальных отклонений? Может быть я не вызываю сексуального интереса у другого пола? и т.д.
Вообще сексуальное поведение подростков отличается чрезвычайной неустойчивостью. Причиной этой неустойчивости является недифференцированная сексуальность подростков.
5. Переживание отчуждения.
Под «переживанием отчуждения» понимают изменения восприятия самого себя (деперсонализация), других людей или окружающей обстановки (дереализация), которые субъективно выглядят как трансформация действительности или как утрата реальности. Деперсонализация - тревога, связанная с изменением собственного тела; симптомы - чувство отчуждения и связанное с ним беспокойство, субъективное ощущение неадекватности эмоциональных реакций.
Дереализация в рамках кризиса периода взросления проявляется в ом, что подростки жалуются на то, что их никто не понимает, что они одиноки, не нашли своего места в жизни, не заслуживают уважения, не имеют собственного «Я» и т.д. Дереализация, как переживание оторванности от мира, делает одиночество подростка абсолютным.
Нарциссический кризис представляет собой неадекватную сильную сосредоточенность на собственной личности (эгоцентризм), обусловленную физиологическими особенностями периода взросления. Подростки с такими отклонениями отличаются переоценкой своих способностей и возможностей, излишним честолюбием, чрезмерными и необоснованными ожиданиями в отношении окружающих, нечуткостью к близким, исключительно острыми реакциями на критику, резкой ненавистью к чужим успехам. Для их самооценки свойственны частые колебания между переоценкой себя и ощущением неполноценности. Такие кризисы могут приводить к суицидальным попыткам, совершаемым часто по незначительным поводам (обида).
7. Суицидальное поведение.
Само по себе суицидальное поведение не является формой кризиса периода взросления, но является важным моментом при рассмотрении других форм кризиса - суицидальные попытки могут быть реакцией на всякого рода сложные ситуации наряду с делинкветным и асоциальным поведением. Часто попытки оказываются спровоцированными сугубо ситуативными факторами, которые спустя год - два утрачивают всякую значимость. Часто они бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее.
Говоря о путях протекания подросткового кризиса, можно выделить два пути:
Симптомы первого пути – это классические симптомы практически любого из кризисов детского возраста: строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, недооценка взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, ранее выполнявшиеся, протест-бунт. Некоторые авторы добавляют сюда также ревность к собственности. Этот тип кризиса широко описан в литературе и часто носит название «кризис независимости». Ревность к собственности у подростков выражается в требовании не трогать у него ничего на столе, не входить в его комнату, а главное – «Не лезть ему в душу». Остро ощущается переживание внутреннего мира – вот та главная собственность, которую оберегает подросток и ревниво защищает от других.
Второй путь противоположен: это чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, возврат к старым интересам, вкусам, формам поведения. Описание подобного протекания возрастного кризиса в литературе встречается лишь 1 раз – в работе Б.Л. Ланды, посвященный кризису 3-х лет – «кризис зависимости». Применительно к подростковому возрасту этот вариант не описан. Вместе с тем наблюдения и клиническая работа с подростками (около 450 случаев) свидетельствуют, что он встречается в 10-12% случаев (А.М. Прихожан).
Если «кризис независимости» - это некоторый рывок вперед, выход за пределы старых правил, норм, то «кризис зависимости» - возврат назад, к той своей позиции, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. И то и другое – варианты самоопределения. В первом случае это: «Я уже не ребенок», во втором – «Я - ребенок, и хочу оставаться им».