Кризисы детства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 11:59, реферат

Описание

В развитии ребенка психологи и педиатры выделяют три стабильных периода: «младенческий» - с рождения до одного года, «раннее детство» - от года до трех, и «дошкольное детство» - от трех лет до семи. Каждая из этих стадий завершается так называемым кризисом развития. Кризис - это необходимый и закономерный этап в жизни ребенка, когда накапливаются изменения в поведении и развитии и происходит переход на качественно новый этап.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1 Понятие и сущность кризисов детства………………………..5
2 Кризис 1-го года жизни………………………….…………………..9
3 Кризис 3-х лет……………………………………………………………14
4 Кризис 7-и лет…………………………………………………………...17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….……………24

Работа состоит из  1 файл

контрольная кризисы.docx

— 45.21 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1 Понятие и сущность кризисов детства………………………………………..5

2 Кризис 1-го  года жизни………………………….……………………………..9

3 Кризис 3-х лет………………………………………………………………….14

4 Кризис 7-и лет………………………………………………………………….17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….………………24 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     В развитии ребенка психологи и  педиатры выделяют три стабильных периода: «младенческий» - с рождения до одного года, «раннее детство» - от года до трех, и «дошкольное детство» - от трех лет до семи. Каждая из этих стадий завершается так называемым кризисом развития.

     Кризис - это необходимый и закономерный этап в жизни ребенка, когда накапливаются  изменения в поведении и развитии и происходит переход на качественно  новый этап. Каждый кризис сопровождается появлением упрямства, непослушания, капризов, которые малыш чрезвычайно ярко проявляет. Таким образом, этих кризисов также три: кризис одного года, кризис трех лет и кризис семи лет. Обойти их не возможно - через это проходят практически все дети. Но для одних  этот переход происходит проще, для  других сопровождается более серьезными, значительными поведенческими проявлениями. Родители удивляются, ища причины  таких внезапных изменений в  поведении дочки или сына. Но эти  изменения закономерны, свойственны  всем детям в определенном возрасте, поэтому их назвали «кризисами развития».

     Личностные  кризисы 1 года, 3 и 7 лет имеют определенные причины, проявления и новообразования, возникающие вследствие развития ребенка.

     Источником  возникновения кризиса выступает  противоречие между возрастающими  физическими и психическими возможностями  ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений  с окружающими людьми и видами (способами) деятельности.

     Причиной  возникновения кризиса является неудовлетворение новых потребностей ребенка. Противоречия, составляющие суть кризиса, могут протекать в острой форме, порождая сильные эмоциональные  переживания, нарушения в поведении  детей, в их взаимоотношениях.

     Возникновение нового в развитии (новообразования) непременно означает отмирание старого. Переход к новому возрасту всегда ознаменован закатом прежнего возраста. Развитие никогда не прекращает свою созидательную работу, и в критические периоды мы наблюдаем конструктивные процессы развития. Боле того, процессы инволюции, столь ясно выраженные в этих возрастах, сами подчинены процессам положительного построения личности, находятся от них в прямой зависимости, и составляет с ним неразрывное целое. 

1 Понятие и сущность кризисов детства 

     В возрастной психологии нет единого  мнения по поводу кризисов, их места  и роли в психическом развитии ребенка. Часть психологов считает, что детское развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Кризисы - ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного воспитания. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше.

     Возрастные кризисы – переломные моменты психического развития, отделяющие один возраст от другого.

     Известный психолог Л.С. Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития. В настоящее время у нас чаще говорят о переломных моментах в развитии ребенка, а собственно кризисные, негативные проявления относят за счет особенностей его воспитания, условий жизни. Близкие взрослые могут эти внешние проявления смягчить или, наоборот, усилить.

     Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств  растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии, и  ребенок резко меняется во многих своих чертах. Развитие может принять  в это время катастрофический характер.

     Кризис  начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине периода. Для окружающих ребенка  людей оно связано с изменением поведения, появлением "трудновоспитуемости", как пишет Л.С. Выготский. Ребенок выходит из-под контроля взрослых, и те меры педагогического воздействия, которые раньше имели успех, теперь перестают действовать. Аффективные вспышки, капризы, более или менее острые конфликты с близкими - типичная картина кризиса, характерная для многих детей. У школьников падает работоспособность, ослабляется интерес к занятиям, снижается успеваемость, иногда возникают мучительные переживания, внутренние конфликты.

     Однако  у разных детей кризисные периоды  проходят по-разному. поведение одного становится трудно переносимым, а второй почти не меняется, так же тих и послушен. Индивидуальных различий во время кризисов гораздо больше, чем в стабильные периоды. И все же в любом случае изменения есть даже во внешнем плане. Чтобы их заметить, нужно сравнить ребенка не с ровесником, тяжело переживающим кризис, а с ним самим - таким, каким он был раньше. Каждый ребенок испытывает трудности в общении с окружающими, у каждого снимается темп продвижения в учебной работе.

     Главные изменения, происходящие во время кризиса, - внутренние. развитие приобретает негативный характер. Что это значит? На первый план выдвигаются инволюционные процессы, то есть распадается, исчезает то, что образовалось на предыдущей стадии. Ребенок теряет интересы, еще вчера направлявшие всю его деятельность, отказывается от прежних ценностей и форм отношений. Но, наряду с потерями, создается и что-то новое. Новообразования, возникшие в бурный, непродолжительный период, оказываются неустойчивыми и в следующем стабильном периоде трансформируются, поглощаются другими новообразованиями, растворяются в них и, таким образом, отмирают.

     В кризисные периоды обостряются  основные противоречия: с одной стороны, между возросшими потребностями  ребенка и его все еще ограниченными  возможностями, с другой - между новыми потребностями ребенка и сложившимися раньше отношениями со взрослыми. Сейчас эти и некоторые другие противоречия часто рассматриваются как движущие силы психического развития. Кризисные и стабильные периоды развития чередуются. Поэтому возрастная периодизация Л.С. Выготского имеет следующий вид: кризис новорожденности - младенческий возраст (2 месяца-1 год) - кризис 1 года - раннее детство (1-3 года) - кризис 3 лет - дошкольный возраст (3-7 лет) - кризис 7 лет - школьный возраст (8-12 лет) - кризис 13 лет - пубертатный возраст (14-17 лет) - кризис 17 лет.

     Сущность  кризиса, по Выготскому, заключается в разрешении противоречия между прежней социальной ситуацией развития, с одной стороны, и новыми возможностями и потребностями ребенка, с другой. В результате происходит взрыв прежней социальной ситуации развития, и на ее обломках формируется новая социальная ситуация развития[1].

      «В  критические периоды ребенок  становится относительно трудновоспитуемым...»  — пишет Л.С. Выготский, но почти вслед за этим добавляет: «...было бы величайшим заблуждением полагать, что этим исчерпывается значение кризисных возрастов... и в критические периоды мы наблюдаем конструктивные процессы развития»[1, С. 89]. Этот тезис приводится буквально или в пересказе во всех работах, трактующих о кризисах возрастного развития. Но в наибольшей степени он был воплощен в работах Д.Б. Эльконина 1979— 1984 гг.[3,4,5].

     В основу созданной Д. Б. Элькониным концепции периодизации психического развития легли такие общепринятые в отечественной психологии развития положения и принципы, как конкретно-историческое понимание природы детства с учетом социально-исторических условий развития ребенка, а также признание роли ведущей деятельности в психическом развитии. 

     Вся деятельность развивается в рамках системы «ребенок в обществе», подсистемами которой являются «ребенок - общественный предмет» и «ребенок – взрослый».

     В подсистеме «ребенок - общественный предмет» происходит процесс усвоения ребенком общественных способов действий с предметами, в подсистеме «ребенок – взрослый» взрослый выступает перед ребенком как носитель определенных видов общественной деятельности, превращая в систему «ребенок - общественный взрослый».

     Д.Б. Эльконин показал, что деятельность ребенка в системах «ребенок - общественный предмет» и «ребенок - общественный взрослый» представляет единый процесс, в котором формируется личность ребенка.

     Д.Б. Элькониным был открыт закон чередования, периодичности разных типов деятельности: за деятельностью одного типа, ориентации в системе отношений следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Они и становятся причиной развития. Каждая эпоха детского развития построена по одному принципу. Она открывается ориентацией в сфере человеческих отношений. Действие не может дальше развиваться, если оно не вставлено в новую систему отношения ребенка с обществом. Пока интеллект не поднялся до определенного уровня, не может быть новых мотивов. 
Закон чередования, периодичности в детском развитии позволяет по-новому представить периоды (эпохи) в стадии онтогенеза психики.

     По  Эльконину, кризисы 3-х и 11-ти лет – кризисы отношений, вслед за ними возникает ориентация в человеческих отношениях. А кризисы 1-го года и 7-ми лет – кризисы мировоззрения, которые открывают ориентацию в мире вещей [3].  

2 Кризис 1-го года жизни 

     Эмпирическое  содержание кризиса первого года жизни чрезвычайно просто и легко. Он был изучен раньше всех остальных  критических возрастов, но его кризисный  характер не был подчеркнут. Речь идет о ходьбе, о таком периоде, когда  о ребенке нельзя сказать, ходящий  он или не ходящий, о самом становлении  ходьбы, когда, употребляя высоко диалектическую формулу, о становлении этой ходьбы можно говорить как о единстве бытия и небытия, т. е. когда она  есть и ее нет. Всякий знает, что редкий ребенок начинает ходить сразу, хотя есть и такие дети. Более тщательное изучение такого ребенка, который сразу начинает ходить, показало, что обычно в этом случае мы имеем дело с латентным периодом возникновения и становления и относительно поздним выявлением ходьбы. Но зачастую и после начала ходьбы наблюдается потеря ее. Это указывает, что полного созревания ходьбы еще не произошло.

     Ребенок в раннем детстве - уже ходящий: плохо, с трудом, но все же ребенок, для которого ходьба стала основной формой передвижения в пространстве. Самое становление ходьбы и есть первый момент в содержании данного кризиса.

     Второй  момент относится к речи. Здесь  опять мы имеем такой процесс  в развитии, когда нельзя сказать, является ли ребенок говорящим или  нет, когда речь и есть и ее еще нет. Этот процесс тоже не совершается в один день, хотя описывают случаи, когда ребенок сразу заговорил. И тут перед нами латентный период становления речи, который длится примерно 3 месяца.

     Причины кризиса.

     Трудности и конфликты заложены в самих новых начинаниях, - все эти три умения  (ходить, разговаривать и выражать собственное мнение) даются ребенку нелегко, поскольку он еще только учится. Научившись передвигаться, ребенок получает доступ ко множеству интересных предметов, которые необходимы ему для познании мира и удовлетворения жажды новых впечатлений, и одновременно с этим появляется множество запретов. На данном этапе малыш использует так называемую автономную речь (небольшое количество отрывочных слов, которые понятны только членам его семьи), поэтому он не может внятно объяснить взрослым, чего он хочет. 

     Проявления.

     Как всякий кризис он связан со всплёском  самостоятельности, появлением аффективных  реакций. Аффективные вспышки у  ребенка обычно возникают, когда  взрослые не понимают его желаний, его  слов, его жестов и мимики или  понимают, но нё выполняют то, что  он хочет. Поскольку ребенок уже  ходит или активно ползает  по дому, в это время резко увеличивается  круг досягаемых для него предметов. Взрослые вынуждены убирать острые вещи, закрывать электрические розетки, ставить повыше электроприборы, посуду и книги. Не все желания ребенка  выполнимы потому, что его действия могут причинить вред ему самому или окружающим. Разумеется, ребенок  и раньше был знаком со словом "нельзя", но в кризисный период оно приобретает  особую актуальность.

     Аффективные реакции при очередном "нельзя" или "нет" могут достигать значительной силы: некоторые дети пронзительно кричат, падают на пол, бьют по нему руками и ногами. Чаще всего появление  сильных аффектов у ребенка связано  с определенным стилем воспитания в  семье. Это или излишнее давление, не допускающее даже небольших проявлений самостоятельности, или непоследовательность в требованиях взрослых, когда  сегодня можно, а завтра нельзя, или  можно при бабушке, а при папе - ни в коем случае. Установление новых  отношений с ребенком, предоставление ему некоторой самостоятельности, т.е. большей свободы действий в  допустимых пределах, наконец, терпение и выдержка близких взрослых смягчают кризис, помогают избавиться от острых эмоциональных реакций.

Информация о работе Кризисы детства