Кризисы детства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 11:59, реферат

Описание

В развитии ребенка психологи и педиатры выделяют три стабильных периода: «младенческий» - с рождения до одного года, «раннее детство» - от года до трех, и «дошкольное детство» - от трех лет до семи. Каждая из этих стадий завершается так называемым кризисом развития. Кризис - это необходимый и закономерный этап в жизни ребенка, когда накапливаются изменения в поведении и развитии и происходит переход на качественно новый этап.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1 Понятие и сущность кризисов детства………………………..5
2 Кризис 1-го года жизни………………………….…………………..9
3 Кризис 3-х лет……………………………………………………………14
4 Кризис 7-и лет…………………………………………………………...17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….……………24

Работа состоит из  1 файл

контрольная кризисы.docx

— 45.21 Кб (Скачать документ)

     5. Феномен «горькой конфеты»: ребенок  добивается своего, но не испытывает  от этого удовольствие, потому  что добился этого социально  неодобряемым путем. 

     6. Возникают трудности воспитания. Ребенок начинает замыкаться  и становится неуправляемым. 

     Смысл (новообразования).

     1. Возникновение внутренней жизни.  Теперь ориентация поведения  будет осуществляться внутри  этой внутренней жизни. 

     2. Переход от эгоцентризма к  децентрации. 

     3. Формирование произвольного поведения. Овладение средствами и эталонами познавательной деятельности. 

     Такие новообразования, как самолюбие, самооценка, остаются. Симптомы же кризиса (кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения) преходящи. Эти внешние особенности так же, как и склонность к капризам, аффективным реакциям, конфликтам, начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст. 
Кризис семи лет связан с появлением нового, центрального для личности системного образования, который обозначается термином "внутренняя позиция". Ребенок на рубеже 7 и 8 лет начинает воспринимать и переживать себя в качестве "социального индивида", и у него возникает потребность в новой жизненной позиции и в общественно значимой деятельности, обеспечивающей эту позицию.

     Кризис  требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений. Ребенок должен вступить в отношения с обществом как  с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую  и общественно полезную деятельность. В наших условиях тенденция к  ней выражается в стремлении скорее пойти в школу. 
Нередко более высокую ступень развития, который ребенок достигает к семи годам, смешиваются с проблемой готовности ребенка к школьному обучению. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Кризисы психического развития представляют собой  необыкновенно интересный и противоречивый объект психологического анализа. В эти периоды в относительно короткий промежуток времени происходят кардинальные изменения в развитии ребенка, причем изменения не латентные, а определенно заметные окружающим, наглядные. Однако в наблюдении и эксперименте мы всякий раз сталкиваемся с сугубо индивидуальными, частными проявлениями в поведении ребенка. Ни один акт поведения, взятый в своей отдельности и биографической уникальности, не является аксиомой для возрастного кризиса как полного акта развития.

     В кризисе развитие приобретает негативный характер: распадается, исчезает то, что  образовалось на предыдущей стадии. Но создается и что-то новое. Новообразования  оказываются неустойчивыми и  в следующем стабильном периоде  трансформируются, поглощаются другими  новообразованиями, растворяются в  них, и, таким образом, отмирают.

     Д.Б. Эльконин развил представления Л.С. Выготского о детском развитии. «К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек – человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек – предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, котарая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой».

     Кризис 1 года связан с увеличением возможностей ребенка и появлением новых потребностей. Всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций. Аффективные вспышки как реакция на непонимание со стороны взрослых. Главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь, называемая Л.С. Выготским автономной. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме. Слова становятся многозначными и ситуативными.

     Граница между ранним и дошкольным возрастом  – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка, это проявляется в кризисе 3-х лет. Разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», по Д.Б. Эльконину. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Появление феномена «Я сам», по Выготскому это новообразование «внешнее Я сам». «Ребенок пытается установить новые формы отношения с окружающими – кризис социальных отношений».

     Кризис 7 лет - открытие значения новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет его самосознание. Это период рождения социального «Я» ребенка. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. Происходят глубокие изменения в плане переживаний – устойчивые аффективные комплексы. Проявляется то, что Л.С. Выготский называет обобщением переживаний. Цепь неудач или успехов (в учебе, в широком общении), каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса – чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. Благодаря обобщению переживаний, появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.

     Возникновение нового в развитии непременно означает отмирание старого. Переход к  новому возрасту всегда ознаменован  закатом прежнего возраста. Процессы обратного развития, отмирание старого  и сконцентрированы по преимуществу в критических возрастах. Но было бы величайшим заблуждением полагать, что этим исчерпывается значение критических возрастов. Развитие никогда не прекращает свою созидательную работу, и в критические периоды мы наблюдаем конструктивные процессы развития. Боле того, процессы инволюции, столь ясно выраженные в этих возрастах, сами подчинены процессам положительного построения личности, находятся от них в прямой зависимости, и составляет с ним неразрывное целое. Фактическое исследование показывает, что негативное содержание развития в переломные периоды - только обратная, или теневая, сторона позитивных изменений личности, составляющих главный и основной смысл всякого критического возраста.

     Общие черты возрастного кризиса психического развития:

     1) кризис предшествует переходу  на новую ступень развития;

     2) он является необходимым условием  развития;

     3) сущность кризиса – накопление противоречий в сложившейся предшествующей социальной ситуации;

     4) итог кризиса - возникновение ряда психологических новообразований, не свойственных предшествующим этапам развития. 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

     
  1. Выготский Л. С. Собр. соч. В 6 т. Т. 4. Детская психология / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1984. – 432с.
  2. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология /Л.Ф.Обухова. – М.: Российское педагогическое агентство. 1996, - 374 с.
  3. Эльконин Д.Б. Венгер А.Л. Особенности психического развития детей 6- и 7-летнего возраста / Д.Б. Эльконин и А.Л. Венгер. - М.: Педагогика, 1988. 140с.
  4. Эльконин Д. Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин - М.: Владос, 1999. – 360с.
  5. Эльконин Д. Б. Послесловие // В кн.: Выготский Л. С. Собр. соч. В 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. – С. – 394 – 402.

Информация о работе Кризисы детства