Кризисы детства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 11:59, реферат

Описание

В развитии ребенка психологи и педиатры выделяют три стабильных периода: «младенческий» - с рождения до одного года, «раннее детство» - от года до трех, и «дошкольное детство» - от трех лет до семи. Каждая из этих стадий завершается так называемым кризисом развития. Кризис - это необходимый и закономерный этап в жизни ребенка, когда накапливаются изменения в поведении и развитии и происходит переход на качественно новый этап.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1 Понятие и сущность кризисов детства………………………..5
2 Кризис 1-го года жизни………………………….…………………..9
3 Кризис 3-х лет……………………………………………………………14
4 Кризис 7-и лет…………………………………………………………...17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….……………24

Работа состоит из  1 файл

контрольная кризисы.docx

— 45.21 Кб (Скачать документ)

     Такие реакции ребенка в кризисном  возрасте иногда выявляются с очень  большой силой и остротой, особенно при неправильном воспитании. Обычно ребенок, которому в чем-нибудь отказано или которого не поняли, обнаруживает резкое нарастание аффекта, заканчивающегося часто тем, что ребенок ложится  на пол, начинает неистово кричать, отказывается ходить, если он ходит, бьет ногами об пол, но ни потери сознания, ни слюноистечения, ни энурезиса, ни других признаков, характеризующих эпилептические припадки, не бывает. Это только тенденция (которая и делает реакцию гипобулической), иногда направленная против известных запретов, отказов и т. д. и выражающаяся, как ее обычно описывают, в некоторой регрессии поведения; ребенок как бы возвращается к более раннему периоду (когда он бросается на пол, барахтается, отказывается ходить и т. д.), но использует он это, конечно, совершенно иначе.

     Смысл (новообразования).

     Новообразования, которые возникают к концу первого года жизни, с необходимостью вызывают построение новой социальной ситуации  развития. Это ситуация совместной деятельности со взрослым человеком. Содержание этой совместной деятельности - усвоение общественно выработанных способов употребления предметов, которые ребенку открылись и затем  стали его миром.Социальная ситуация развития в раннем возрасте такова: «ребенок – предмет – взрослый».[2, С. 154]

     Ведущей деятельностью становится предметно-манипулятивная. Ускоряется процесс психологического развития. Этому способствует то, что ребенок начинает самостоятельно передвигаться, появляется деятельность с предметами, активно развивается речевое общение (как импрессивная, так и экспрессивная речь), зарождается самооценка. Уже в кризисе 1-го года жизни складываются основные противоречия, приводящие ребенка на новые этапы развития:

     1)автономная  речь как средство общения  обращена к другому, но лишена постоянных значений, что требует ее преобразования. Она понятна другим и используется как средство общения с другими и управления собой;

     2)манипуляции  с предметами должны смениться  деятельностью с предметами;

     3)становление  ходьбы не как самостоятельного  движения, а как средства достижения  других целей.

     Главное приобретение переходного периода - своеобразная детская речь. Она  значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме (фонетическому  строению), и по смыслу (семантической  стороне). Детские слова по своему звучанию иногда напоминают «взрослые», иногда резко отличны от них. Еще более интересны семантические различия. Маленький ребенок вкладывает в слово совсем другой смысл, чем взрослый человек, поскольку у него еще не сложились наши «взрослые» понятия. Для нас слово чаще всего связано с определенной группой предметов, идентичных по какому-то существенному, обычно функциональному признаку. Так, «часы» - вещь, с помощью которой мы определяем время. Это предметное значение имеют все часы, обозначаемые нами одним словом, - и большие, и маленькие, и круглые, и квадратные, и ручные, и стенные с маятником. Ребенок не может так обобщать предметы. У него своя логика, и его слова становятся многозначными и ситуативными.

     Соответственно, в раннем детстве существуют такие  новообразования, как речь, предметная деятельность, а также создаются  предпосылки для развития личности. Ребенок начинает отделять себя от других предметов, выделяться из окружающих его людей, что приводит к начальных форм самосознания. Первой задачей для формирования самостоятельной личности является умение управлять своим телом, появляются произвольные движения. Произвольные движения вырабатываются в процессе формирования первых предметных действий. К 3 годам у ребенка складывается представление о себе, что выражается в переходе от называния себя по имени к использованию местоимений «мой», «я» и т.п. Ведущей является пространственная зрительная память, которая опережает в своем развитии образную и вербальную. Появляется произвольная форма запоминания слов. Быстро развиваются разнообразные познавательные функции в их первоначальных формах (сенсорика, восприятие, память, мышление, внимание). В это же время у ребенка начинают проявляться коммуникативные свойства, интерес к людям, общительность, подражание, формируются первичные формы самосознания.

     Психическое развитие в раннем детстве и многообразие его форм и проявлений зависят  от того, насколько ребенок включен  в общение со взрослыми и насколько активно он себя проявляет в предметной познавательной деятельности. 

3 Кризис 3-х лет 

     Кризис  трех лет - кризис социальных отношений, становление самосознания ребенка.

     Сущность  кризиса трех лет, как и любого кризиса, заключается во «взрыве» прежней социальной ситуации развития.  
Д.Б. Эльконин проследил этапы развития, приведшие к этому «взрыву». 
Вначале предметное действие ребенка было «мое», но такое же, какое выполнял взрослый. Затем ребенок «увидел» за вещью человека, а за своими действиями действия взрослого, что в частности, выражается в названии ребенком себя чужим именем. Это в свою очередь влечет за собой выделение своего Я.

     На  границе раннего детства и  дошкольного возраста симптомы упрямства  и негативизма, возникающие в  поведении ребенка, показывают, что  отношения совместной деятельности пришли в противоречие с новым  уровнем его развития. Но острота  кризиса возникает только тогда, когда взрослые, не замечая у ребенка  тенденций к самостоятельному удовлетворению желаний, продолжают сдерживать его  самостоятельность, сохраняют старый тип отношений совместной деятельности, ограничивают активность ребенка, его  свободу. Если же взрослые не противятся проявлению самостоятельности ребенка (конечно, в определенных приделах), то трудности или вовсе не возникают, или быстро преодолеваются

     Причины.

     Возникает тенденция к самостоятельной  деятельности: взрослые больше не закрыты  для ребенка предметом и способом действия с ним, а как бы впервые  раскрываются перед ним, выступают  как носители образцов действий и  отношений в окружающем мире. Феномен  «Я сам» означает не только возникновение  внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка  от взрослого человека. В результате такого отделения взрослые как бы впервые возникают в мире детской  жизни. Мир детской жизни из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей. 

     Проявления.

     Интерес к своему изображению в зеркале (ребенок озадачивается своей внешностью, заинтересован тем, как он выглядит в глазах других). 

     Негативизм. Все поведение ребенка идет вразрез с тем, что предлагают ему взрослые. Негативизм – это такие проявления в поведении ребенка, когда он не хочет что-либо сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых. Следует отличать от непослушания. 

     Упрямство. Ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались. Следует отличать от настойчивости. 

     Строптивость. Близка к негативизму и упрямству, но имеет специфические особенности. Строптивость, носит более генерализованный и более безличный характер. Это протест против порядков, которые существуют дома: против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет. 

     Своеволие: стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок сам хочет что-то делать. Речь идет о самостоятельности намерения, замысла. 

     Обесценивание взрослых: ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. 

     Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями. Ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими. 

     Стремление  к деспотизму. Ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность. 

     Смысл (новообразования).

     1. Возникает тенденция к самостоятельной  деятельности, в то же время  похожей на деятельность взрослого  – ведь взрослые выступают  для ребенка как образцы, и  ребенок хочет действовать, как  они. 

     2. У ребенка возникают и приобретают  собственную динамику развития  какие-то желания. Ребенок познает  различие между «должен» и  «хочу». 

4 Кризис 7-и лет 

     Кризис 7 лет - кризис саморегуляции, рождение социального «Я» ребенка.

     Сознание своего социального Я и возникновение на этой основе внутренней позиции, т.е. некоторого целостного отношения к окружающему и самому себе, порождает соответствующие потребности и стремления, на которых возникают их новые потребности, но они уже знают, чего они хотят и к чему стремятся.

     В результате игра, которая на протяжении всего возраста заполняла жизнь  ребенка иллюзорным участием в общественно  значимой жизни взрослых, к концу  этого периода перестает его  удовлетворять. У него появляется потребность  выйти за рамки своего детского образа, занять новое, доступное ему место  и осуществлять реальную, серьезную  общественно значимую деятельность. Невозможность реализовать эту  потребность и порождает кризис семи лет.

     В период кризиса семи лет проявляется  то, что Л.С. Выготский называет обобщением переживаний [1]. Цепь неудач или успехов в учебе, в широком обобщении, каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса - чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. В дальнейшем эти аффективные образования могут изменяться, даже исчезать по мере накопления опыта другого рода. Но некоторые из них, подкрепляясь соответствующими событиями и оценками, будут фиксироваться в структуре личности, и влиять на развитие самооценки ребенка, его уровня притязаний. Благодаря обобщению переживаний в 7 лет появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл для ребенка, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний. Такое усложнение эмоционально - мотивационной сферы приводит к возникновению внутренней жизни ребенка. Это не слепок с внешней его жизни. Хотя внешние события, ситуации, отношения составляют содержание переживаний, они своеобразно преломляются в сознании, и эмоциональные представления о них складываются в зависимости от логики чувств ребенка, его уровня притязаний, ожиданий и т.д. К примеру, одна и та же отметка, полученная на уроке разными детьми, вызовет у них совершенно разный эмоциональный отклик: четверка для одного - источник бурной радости, для другого - разочарования и обиды, одним воспринимается как успех, другим - как неудача. С другой стороны, внутренняя жизнь - жизнь переживаний - влияет на поведение и тем самым на внешнюю канву событий, в которые активно включается ребенок.

     Начавшаяся  дифференциация внешней и внутренней жизни ребенка связана с изменением структуры его поведения. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка - звено между желанием что-то сделать и разворачивающими действиями. Смысловая ориентировка в собственных действиях становится важной стороной внутренней жизни. В  то же время она исключает импульсивность и непосредственность поведения  ребенка.

     Причины:

     1. Возникновение личного сознания, начало дифференциации внутренней  и внешней стороны личности  ребенка. 

     2. Переход к новой социальной  ситуации – позиции школьника.  Ребенок приходит к осознанию  своего места в мире общественных  отношений. 

     Проявления:

     1. Утрата детской непосредственности: Между желанием и действием  вклинивается переживание того, какое значение это действие  будет иметь для самого ребенка.  Впервые возникает эмоционально-смысловая  ориентировочная основа поступка.

     2. Манерность, капризность, ребенок  ходит не так, как ходил раньше. В поведении появляется что-то  нарочитое, нелепое и искусственное,  какая-то вертлявость, паясничанье,  клоунада; ребенок строит из себя шута.

     3. Возникает осмысленная ориентировка  в собственных переживаниях: ребенок  начинает понимать, что значит  «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит»,  «я добрый», «я злой».

     Переживания приобретают смысл (сердящийся ребенок  понимает, что он сердит). Впервые возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение, логика чувств. То есть если с ним много раз случалась какая–то ситуация, у него возникает аффективное образование, характер которого так же относится к единичному переживанию, или аффекту, как понятие относится к единичному восприятию или воспоминанию.  
- Возникает острая борьба переживаний. Переживание – это внутреннее отношение ребенка как человека к тому или иному моменту действительности. 

     4. Возникают такие образования  как самолюбие, самооценка. Уровень  наших запросов к самим себе, к нашему успеху, к нашему положению  возникает в связи с кризисом  семи лет. Базальная потребность  – уважение: ребенок высказывает  претензию на уважение, на отношение  к нему как к взрослому, на  признание его суверенитета. 

Информация о работе Кризисы детства