Кризисы развития личности и пути их преодоления

Автор работы: k**********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 03:17, контрольная работа

Описание

Под кризисами имеются в виду переходные периоды от одного этапа развития к другому. Кризисы возникают на стыке двух возрастов и знаменуют собой завершение одного этапа развития и начало другого. Такие периоды характеризуются отмиранием старого, когда теряется немало из приобретенного прежде. Основной смысл переходного периода состоит в позитивных изменениях личности, которые дополняются отмиранием старого лишь настолько, насколько этого требует развитие новых свойств и черт.

Содержание

Введение_____________________________________________________________________3

Кризис 3-х лет________________________________________________________________4

Подростковый кризис_________________________________________________________6

Юность (от 17 до 20-23 лет)____________________________________________________9

Молодость (от 20-23 до 30 лет)_________________________________________________11

Зрелость____________________________________________________________________13

Список используемой литературы_______________________

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 47.04 Кб (Скачать документ)

Содержание 

      Кризисы развития личности и  пути их преодоления 

  1. Введение_____________________________________________________________________3
 
  1. Кризис 3-х лет________________________________________________________________4
 
  1. Подростковый  кризис_________________________________________________________6
 
  1. Юность (от 17 до 20-23 лет)____________________________________________________9
 
  1. Молодость (от 20-23 до 30 лет)_________________________________________________11
 
  1. Зрелость____________________________________________________________________13
 
  1. Список  используемой литературы_____________________________________________15

 

      Кризисы развития личности и  пути их преодоления 

  1. Введение
 

      Под кризисами имеются в виду переходные периоды от одного этапа развития к другому. Кризисы возникают  на стыке двух возрастов и знаменуют  собой завершение одного этапа развития и начало другого. Такие периоды  характеризуются отмиранием старого, когда теряется немало из приобретенного прежде. Основной смысл переходного периода состоит в позитивных изменениях личности, которые дополняются отмиранием старого лишь настолько, насколько этого требует развитие новых свойств и черт.

      Центральное для определенного возраста новообразование, являющееся как бы обобщенным результатом, итогом всего психического развития, несет в себе побудительную силу и становится исходным для формирования личности следующего возраста. Это дает право рассматривать кризисы в качестве переломных этапов онтогенетического развития личности.

      Все возрастные кризисы характеризуются  некоторыми общими чертами. Например, дети, в критические периоды, становятся непослушными, капризными, раздражительными; часто вступают в конфликт с окружающими взрослыми, особенно родителями и воспитателями; у них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства и негативизма. Такую реакцию на стыке двух возрастов дают дети, у которых не удовлетворяются или даже активно подавляются новые потребности, появляющиеся в конце каждого этапа психического развития вместе с центральным новообразованием соответствующего возраста.

      Типологическое (возрастное) развитие детей характеризуется  рядом общих, типичных черт. Каждый возрастной период связан с изменением социальной ситуации развития и приносит ребенку особое личностное новообразование.

      Как правило, наиболее трудно дети, а поэтому  их родители и учителя, переживают переходные периоды от одного возрастного этапа  к другому. Возникающее к этому  времени внутреннее противоречие между  имеющимися у ребенка возможностями  и новыми потребностями становится одной из основных движущих сил развития, так что к внутренним конфликтам на границах возрастов взрослым следует  относиться спокойно. Они могут помочь ребенку в расширении его возможностей, в овладении средствами, необходимыми для удовлетворения новых потребностей, и освоения новых сфер жизни. Если же новая потребность подавляется  внешними социальными требованиями, то кризис у него обостряется и  затягивается. В переходные периоды  особенно нужны терпение, тактичность. Жесткое давление на ребенка, не приносит ожидаемых результатов.

      В развитии личности особо выделяют кризисы 1 года, 3-х лет, 7 лет, подростковый кризис.

      Периодизации  развития в детстве и отрочестве разработаны наиболее детально и  содержательно - это есть истоки, время  становления психических функций, личностных образований. В зрелости уже не будет качественных изменений  в развитии психологических процессов. Взрослый человек имеет творческое мышление, произвольную смысловую память, произвольное внимание, развитые формы  речи, включая письменную.

      Предлагается существующая периодизация развития взрослого человека, в которой отражены представления о целостном жизненном пути, решаемых задачах, переживаниях и кризисах. Рассматриваются основные возрастные рамки:

      - граница юности и молодости  – около 20 – 23 лет;

      - молодости и зрелости – 28 –  30 лет (иногда её отодвигают  до 35 лет);

      - граница зрелости и старости  – примерно 60 – 70 лет.

 

  1. Кризис 3-х лет
 

   Кризис 3-х лет - граница между ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «я». Ребенок, отделяясь  от взрослых, пытается установить с  ними новые, более глубокие отношения.

   Изменение позиции ребенка, возрастание его  самостоятельности и активности, требуют от близких взрослых своевременной  перестройки. Если же новые отношения  с ребенком не складываются, его  инициатива не поощряется, самостоятельность  постоянно ограничивается, у ребенка  возникают собственно кризисные  явления, проявляющиеся в отношениях со взрослыми (и никогда - со сверстниками). Л.С. Выготский1, описывает 7 характеристик кризиса 7 лет. Первая из них – негативизм.

   Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнить, а на требование или просьбу  взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему  определенный взрослый человек. Вообще негативизм избирателен: ребенок игнорирует требования одного члена семьи или  одной воспитательницы, а с другими  достаточно послушен. Главный мотив  действия - сделать наоборот, т.е. прямо  противоположное тому, что ему  сказали.

   На  первый взгляд кажется, что ведет  себя так непослушный ребенок  любого возраста. Но при обычном непослушании он чего-то не делает потому, что именно это ему делать и не хочется - возвращаться домой с улицы, чистить зубы или ложиться вовремя спать. Если же ему предложить другое занятие, интересное и приятное для него, он тут же соглашается. При негативизме события развиваются иначе. Л.С. Выготский2 приводит такой пример из своей клинической практики. Девочка, переживающая кризис 3 лет, очень хотела, чтобы ее взяли на конференцию где взрослые «обсуждают детей», но, получив разрешение, на заседание не пошла. Это была негативная реакция на предложение взрослого. На самом деле ей так же хотелось пойти, как и ранее до своего отказа, и, оставшись одна, девочка горько плакала. Другой ребенок читал «наоборот» известные строки Пушкина: «И не по синим, и не по волнам, и не океана, и не звезды, и не блещут, и не в небесах».

   Из  этих примеров видно, как меняется мотивация  поведения ребенка. Раньше в наглядной  ситуации у него возникал аффект - непосредственное желание что-то сделать; импульсивные действия ребенка соответствовали  этому желанию. В 3 года ребёнок впервые становится способен поступить вопреки своему непосредственному желанию. Поведение ребенка определяется не этим желанием, а отношениями с другим взрослым человеком. Мотив поведения уже находится вне ситуации, данной ребенку. Конечно, негативизм - кризисное явление, которое должно исчезнуть со временем. Но то, что ребенок в 3 года получает возможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания, а поступить исходя из других, более сложных и стабильных мотивов, является важным завоеванием в его развитии.

   Вторая  характеристика кризиса - 3-х лет  упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его  мнением считались. Его первоначальное решение определяет все его поведение, и отказаться от этого решения  даже при изменившихся обстоятельствах  ребенок не может. Упрямство - не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок настаивает на том, чего ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или  давно расхотелось. Допустим, ребенка  зовут домой и он отказывается уходить с улицы. Заявив, что он будет кататься на велосипеде, он действительно  будет продолжать кружить по двору, чем бы его не соблазняли (игрушкой, десертом, гостями) хотя и с совершенно унылым видом.

   В переходный период может появиться  строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве  системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Ребенок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие. «Да ну!» - самая распространенная реакция в таких случаях.

   Разумеется, ярко проявляется тенденция к  самостоятельности: ребенок все  хочет делать и решать сам. В принципе, это положительное явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности  приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты с взрослыми.

   У некоторых детей конфликты с  родителями становится регулярными, они  как бы постоянно находятся в  состоянии войны с взрослыми. В этих случаях говорят о протесте - бунте. В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм. Ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя, что он будет есть, а что не будет, может мама уйти из дома или нет и т.д. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота.

   Интересная  характеристика кризиса 3-х лет, которая  будет присуща всем последующим  переходным периодам - обесценивание. Что обесценивается в глазах ребенка? То, что было привычно, интересно, дорого раньше. Трехлетний ребенок может  начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или  даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности  к вещам) и т.п.

   Все эти явления свидетельствуют  о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и  к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых. Это важный этап в эмансипации ребенка; не менее  бурный этап ждет его в дальнейшем - в подростковом возрасте.

   В раннем детстве ребенок активно  познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы  действий с ними. Его ведущая деятельность - предметно-манипулятивная, в рамках которой возникают примитивные  игры. К трем годам появляются личные действия и сознание «я сам» - центральное  новообразование этого периода. Возникает чисто эмоциональная  самооценка. В три года поведение  ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую  он погружен, но и отношением с другими  людьми. Хотя его поведение остается импульсивным, появляются поступки, связанные  не с непосредственными сиюминутными желаниями, а с проявлением «я»  ребенка.

 

  1. Подростковый  кризис
 

   В физиологическом плане границы  подросткового возраста примерно совпадают  с обучением детей в 5-8 классах  средней школы и охватывает возраст  от 11-12 до 14-16 лет. Особое положение подросткового  периода в цикле развития отражено в других его названиях: "переходный", "трудный", "критический" в  них зафиксирована сложность  и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с  переходом от одной эпохи жизни  к другой.

   Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое  отличие всех сторон развития в этот период физического, умственного, нравственного, социального. Важность подросткового  возраста определяется и тем, что  в нем закладываются основы и  намечаются общие направления формирования моральных и социальных установок  личности.

   Психологические особенности подросткового возраста получили название "подросткового  кризиса". Подростковый кризис включает: чувствительность к оценке посторонних  своей внешности, способности, умении сочетаться с крайней самонадеянностью и безаппеляционными суждениями в отношении окружающих; внимательность порой уживается с поразительной  черствостью, болезненная застенчивость  с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными  идеалами - с обожествлением случайных  кумиров, а чувственное фантазирование с сухим мудрствованием. Одной  из основных причин психологических  трудностей этого возраста является половое созревание, которое предопределяет неравномерность развития по различным  направлениям. Характерной чертой этого  возраста является пытливость ума, стремление к познанию, подросток жадно стремиться овладеть как можно большим количеством  знаний, при этом не обращая должного внимания на их систематичность. Подростки  направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает. Этот возраст характеризуется  эмоциональной неустойчивостью  и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее аффективные бурные реакции возникают  при попытке ущемить самолюбие. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - 13-15 лет. Характерна для подростков полярность психики: целеустремленность, настойчивость  и импульсивность, неустойчивость); повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется  ранимостью и неуверенностью в себе; потребность в общении + желание  уединиться; развязность в поведении + застенчивость; романтизм + цинизм, расчетливость; нежность, ласковость + жестокость.

Информация о работе Кризисы развития личности и пути их преодоления