Курс лекций по "Психологии развитии и возрастной психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2011 в 09:53, курс лекций

Описание

Работа содержит конспект лекций 8 тем по дисциплине "Психологии развитии и возрастной психологии".

Работа состоит из  1 файл

Психология развития.docx

— 64.38 Кб (Скачать документ)

А.В.Акрушенко, О.А.Ларина, Т.В.Каратьян

Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций

ЛЕКЦИЯ № 1. Психология развития как отрасль психологии

Психология развития – раздел психологии, который изучает  возрастную динамику развития человеческой психики, онтогенез психических  процессов и психологических  качеств личности. Психологию развития можно назвать «возрастной психологией», хотя данный термин будет не совсем точным. В возрастной психологии развитие изучается только в связи с  определенным хронологическим возрастом. Психология развития изучает не только возрастные этапы человеческого  онтогенеза, она также рассматривает  различные процессы психического развития вообще. Поэтому правильнее будет  считать, что возрастная психология – это один из разделов психологии развития. Практически все исследователи  считают, что развитие – это изменение  во времени. Психология развития отвечает на вопросы что и как именно изменяется; в качестве предмета психология развития изучает закономерные изменения  человека во времени и связанные  с этим явления и особенности  человеческой жизни.

В настоящее время  в мире существует множество учебников  по детской психологии. Наука о психическом развитии ребенка – детская психология – зародилась как ветвь сравнительной психологии в конце XIX в. Объективные условия становления детской психологии, которые сложились к концу XIX в., были связаны с интенсивным развитием промышленности, с новым уровнем общественной жизни, что создавало необходимость возникновения современной школы. Учителей интересовал вопрос: как учить и воспитывать детей? Родители и учителя перестали рассматривать физические наказания как эффективный метод воспитания – появились более демократические семьи.

Задача понимания  маленького человека стала одной  из главных. Желание ребенка понять себя как взрослого человека побудило исследователей относиться к детству  более внимательно. Они пришли к  выводу, что только через изучение психологии ребенка лежит путь к  пониманию того, что собой представляет психология взрослого человека. Точкой отсчета для систематических  исследований детской психологии служит книга немецкого ученого-дарвиниста Вильгельма Прейера «Душа ребенка». В ней он описывает результаты ежедневных наблюдений за развитием  собственного сына, обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка. Несмотря на то, что наблюдения за развитием  ребенка велись задолго до появления  книги В. Прейера, его бесспорный приоритет определяется обращением к изучению самых ранних лет жизни  ребенка и введением в детскую  психологию метода объективного наблюдения, разработанного по аналогии с методами естественных наук. Взгляды В. Прейера  с современной точки зрения воспринимаются как наивные, ограниченные уровнем  развития науки XIX в. Он, например, рассматривал психическое развитие ребенка как частный вариант биологического. Однако В. Прейер первый осуществил переход от интроспективного к объективному исследованию психики ребенка. Поэтому, по единодушному признанию психологов, он считается основателем детской психологии. Как правило, возрастная психология изучает закономерности психического развития здорового человека и является отраслью психологических знаний. На этом основании выделяют детскую, подростковую, юношескую психологию, психологию взрослого человека и геронтопсихологию.

Онтогенез (от греч. on, ontos– «сущее, рождение, происхождение») – процесс развития индивидуального  организма. В психологии онтогенез  – формирование основных структур психики индивида в течение его детства; изучение онтогенеза – главная задача детской психологии. С позиций отечественной психологии основное содержание онтогенеза составляют предметная деятельность и общение ребенка (прежде всего совместная деятельность – общение с взрослым). В ходе интериоризации ребенок «вращивает», «присваивает» социальные, знаково-символические структуры и средства этой деятельности и общения, на основе чего и формируется его сознание и личность. Общим для отечественных психологов является также понимание формирования психики, сознания, личности в онтогенезе как процессов социальных, осуществляющихся в условиях активного, целенаправленного развития.

Таким образом, в  центре изучения и исследования находится  человек – существо, воплощающее  высшую ступень развития жизни, субъект  общественно-исторической деятельности. Человек является системой, в которой  физическое и психическое, генетически  обусловленное и прижизненно  сформированное, природное, социальное и духовное образуют нерасторжимое  единство.

Человек выступает  как организм, наделенный психикой; индивид (что означает его принадлежность к роду homosapiens); индивидуальность (характеризующая  отличие одного индивида от другого); субъект (производящий изменения в  окружающем мире, в других людях  и в нем самом); носитель ролей (половых, профессиональных, конвенциальных и др.); «я-образ» (система представлений, самооценка, уровень притязаний и др.); личность (как системное социальное качество индивида, его персонализация, отраженная субъектность в других людях и в самом себе как в другом).

Человек является предметом  изучения ряда наук: антропологии, социологии, этнографии, педагогики, анатомии, физиологии и др. Практически вся психология обращена к проблеме человека как  индивида, включенного в социальные связи, его развития в процессах  обучения и воспитания, его формирования в деятельности и общении. Объективно существующее многообразие проявлений человека в эволюции природы, истории  общества и в его собственной  жизни создали его образы, явно или скрыто существующие в культуре на определенных этапах ее развития.

В социологических, психологических и педагогических представлениях существуют следующие  «образы человека», оказывающие  непосредственное влияние на исследование и практическую работу с людьми:

1) «ощущающий человек»  – человек как сумма знаний, умений и навыков; человек как  «устройство по переработке информации»;

2) «человек-потребитель», т. е. человек нуждающийся, как  система инстинктов и потребностей;

3) «запрограммированный  человек», т. е. в поведенческих  науках человек предстает как  система реакций, в социальных  – как репертуар социальных  ролей;

4) «деятельностный  человек» – это такой человек,  который осуществляет выбор;

5) человек как  выразитель смыслов и ценностей.

В педагогике исходят  из образа «ощущающего человека», и  понятие человека сводится к сумме  знаний, его действия расцениваются  как продукт прошлого опыта, а  процесс воспитания подменяется  убеждениями, уговорами, т. е. чисто  словесными воздействиями.

В результате преобладания подобного подхода в обучении и воспитании происходит процесс  «обнищания души при обогащении информацией».

Образ человека как  вместилища нужд, инстинктов и влечений утвердился в ряде направлений психологии, прежде всего, под влиянием психоанализа. Многие основоположники направлений (индивидуальная психология – А. Адлер, неопсихоанализ – Э. Фромм и др.) исходили в своих концепциях из образа «человека нуждающегося», выводя психологические  закономерности из исследования динамики реализации и удовлетворения различных  потребностей.

Образ «запрограммированного  человека» определяет представления  о нем в социобиологии, которая изучает развитие человека как развертывание генетических программ в бихевиоризме, рефлексологии и необихевиоризме, социологических и социально-психологических ролевых концепциях человека (поведение рассматривается как разыгрывание усвоенных в ходе социализации ролевых программ и сценариев жизни).

Если трактовка  человека в психологии основывается на образе «запрограммированного человека», то воздействие так или иначе  сводится к удачному подбору стимулов и подкреплений, на которые должны послушно реагировать живые социальные автоматы.

Образ «человека-деятеля» – основа для построения культурно-исторической психологии, системно-деятельностного  подхода к пониманию человека, гуманистического психоанализа и экзистенциальной логотерапии. Здесь он понимается как  субъект ответственного выбора, порождаемого жизнью в обществе, стремящийся к  достижению целей и отстаивающий своими деяниями тот или иной социальный образ жизни.

От образов человека в культуре и науке зависят  как конкретные действия по отношению  к нему, так и теоретические  схемы анализа его развития. Преобладание образов «ощущающего человека», «нуждающегося человека» и «запрограммированного  человека» во многом обусловило реальный факт несовпадения индивида, личности и индивидуальности и обособленное становление биоэнергетической, социогенетической  и персоногенетической ориентаций че-ловекознания.

В их обособлении  проявляется метафизическая схема  детерминации развития человека под  влиянием двух факторов – среды  и наследственности. В рамках историко-эволюционного  подхода разрабатывается принципиально  иная схема детерминации развития. В этой схеме свойства человека как  индивида рассматриваются как «безличные»  предпосылки развития, которые в  процессе жизненного пути могут стать  продуктом этого развития. Социальная среда также представляет собой  источник, а не фактор, непосредственно  определяющий поведение человека. Будучи условием осуществления деятельности, социальная среда несет те нормы, ценности, роли, церемонии, орудия, системы  знаков, с которыми сталкивается индивид. Основаниями и движущей силой  развития человека выступают совместная деятельность и общение, посредством  которых осуществляется движение в  мире людей, приобщение его к культуре.

ЛЕКЦИЯ № 2. Возрастное развитие человека

Возрастная психология как научная дисциплина в России начала складываться в середине ХХ в. Получившая распространение идея воспитания, построенного на знании законов духовного и телесного развития человека, выдвинула на первый план физиологию и психологию. На первоначальном этапе главной задачей было доказательство значимости психологии и педагогики. Необходимо было на основе сведений о духовном и физическом развитии ребенка попытаться ответить на ряд принципиальных вопросов. Попытка их решения нашла наиболее яркое воплощение в трудах Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, Н. Х. Весселя и П. Д. Юркевича, Л. С. Выготского.

Л. С. Выготский избрал областью своего исследования психологию сознания. Он назвал ее «вершинной психологией» и противопоставил ее трем другим: глубинной, поверхностной и объяснительной. Л. С. Выготский разработал учение о  возрасте как единице детского развития и показал его структуру и  динамику. Он заложил основы детской (возрастной) психологии, в которой  реализуется системный подход к  изучению детского развития. Учение о  психологическом возрасте позволяет  избежать биологического и средового  редукционизма при объяснении детского развития.

Традиционно принято  разделять начало жизненного цикла  на следующие периоды: внутриутробный период, детство, отрочество, юность.

Внутриутробный период делят на 3 стадии:

1) предзародышевую  стадию – составляет две недели;

2) зародышевую стадию  – до двух месяцев развития. На этой стадии происходит  формирование и развитие различных  органов;

3) стадию плода  – длится до появления младенца  на свет.

Детство также делится  на несколько периодов:

1) младенчество (от 0 до 12–14 месяцев);

2) ранний возраст  (от 1 до 3 лет);

3) дошкольный возраст  (от 3 до 6–7 лет);

4) младший школьный  возраст (от 6–7 до 10–11 лет).

Детство – период, продолжающийся от новорожденности  до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это период становления ребенка полноценным  членом человеческого общества. При  этом продолжительность детства  в первобытном обществе не равна  продолжительности детства в  эпоху Средневековья или в  наши дни. Этапы детства человека – продукт истории, и они столь  же подвержены изменению, как и тысячи лет назад. Поэтому нельзя изучать  детство ребенка и законы его  становления вне развития человеческого  общества и законов, определяющих его  развитие. Продолжительность детства  находится в прямой зависимости  от уровня материальной и духовной культуры общества. 

Отрочество включает две стадии: подростковую, или пубертатного развития (длится до 15 лет. У подростка начинает формироваться новое мировоззрение, складывается новое представление об окружающем мире и о себе), и юношескую, или ювенильную (длится до 22–23 лет).

Юность – период в развитии человека, соответствующий  переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Хронологические границы юности определяются в психологии по-разному, наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность, т. е. старший школьный возраст (от 15 до 18 лет), и позднюю юность (от 18 до 23 лет). К концу юношеского периода завершаются процессы физического созревания человека. Психологическое содержание этого этапа связано с развитием самосознания, решением задач профессионального самоопределения и вступлением во взрослую жизнь. В ранней юности формируются познавательные и профессиональные интересы, потребность в труде, способность строить жизненные планы, общественная активность. В юношеском возрасте окончательно преодолевается свойственная предшествующим этапам онтогенеза зависимость от взрослых и утверждается самостоятельность личности. В отношениях со сверстниками наряду с сохранением коллективно-групповых форм общения нарастает значение индивидуальных контактов и привязанностей. Юность – напряженный период формирования нравственного сознания, выработки ценностных ориен-таций и идеалов, устойчивого мировоззрения, гражданских качеств личности. Ответственные и сложные задачи, стоящие перед индивидом в юношеском возрасте, при неблагоприятных общественных или макросоциальных условиях могут приводить к острым психологическим конфликтам и глубоким переживаниям, к кризисному протеканию юности, а также к разнообразным отклонениям в поведении юношей и девушек от предписанных общественных нормативов.

Информация о работе Курс лекций по "Психологии развитии и возрастной психологии"