Личность человека в современном научном знании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:44, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучить сложившиеся в психологии представления о личности.
Задачи исследования:
- Раскрыть проблему человека в системе современного научного знания;
- Раскрыть представления о личности в отечественной психологии;
- Изучить направления в теории личности;
- Выявить перспективы в исследовании личности.

Содержание

Введение 3
I. Личность в системе современного научного знания 4
1.1 Проблема человека в системе современного научного знания 4
1.2 О некоторых общих подходах изучения личности в отечественной психологии
7
II Направления в теории личности 11
2.1 Психодинамическое направление в теории личности: Зигмунд Фрейд 12
2.2 Результаты пересмотра психодинамического направления: Альфред Адлер и Карл Густав Юнг
14
2.3 Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности: Эрик Эриксон, Эрих Фромм и Карен Хорни
16
2.4 Диспозициональное направление в теории личности: Гордон Олпорт, Рэймонд Кеттел и Ганс Айзенк
18
2.5 Научающе-бихевиоральное направление в теории личности: Б.Ф.Скиннер 21
2.6 Социально-когнитивное направление в теории личности: Альберт Бандура и Джулиан Роттер
23
2.7 Когнитивное направление в теории личности: Джордж Келли 25
2.8 Гуманистическое направление в теории личности: Абрахам Маслоу 26
2.9 Феноменологическое направление в теории личности: Карл Роджерс 28
III. Новые перспективы в теоретическом и эмпирическом исследовании личности
30
3.1 Изучение когнитивных процессов и их взаимоотношение с другими аспектами психологического функционирования
30
3.2 Изучение взаимодействия ситуационных факторов и личностных переменных и их вклад в поведение 32
3.3 Изучение биохимических и генетических основ личности 33
3.4 Изучение личностного развития в среднем и пожилом возрасте 34
3.5 Изучение проблем, относящихся к практической деятельности человека 35
Заключение 37
Список используемых источников 38

Работа состоит из  1 файл

Личность человека.doc

— 196.00 Кб (Скачать документ)

Исследователи-персонологи будущего вряд ли смогут игнорировать накопленные в настоящее время данные, предполагающие, что многие проявления личности связаны с биологическими и генетическими факторами.

 

3.4 Изучение развития личности в среднем и пожилом возрасте

Приблизительно одна четверть нашей жизни тратится на то, что мы взрослеем, и три четверти – на то, что мы стареем. Поэтому странно, что персонологи уделяют так много внимания изучению детства и юности (Sarbin, 1986). Два положения лежат в основе этого акцента на изучении развития ребенка и подростка и частично объясняют его: 1) формы поведения взрослых прочно устанавливаются в раннем возрасте и 2) отношение родителей в ранние годы жизни является существенным фактором формирования личности. В обоих этих положениях ясно видно устойчивое влияние фрейдовской психосексуальной теории. Существует ряд других направлений персонологии, где также подчеркивается, что фундамент стиля жизни взрослого формируется в детстве и основан на взаимоотношениях родитель—ребенок. Адлер, Хорни, Фромм и Роджерс – все так или иначе придерживаются подобной точки зрения. Далее очевидно, что дети и подростки являются более доступными испытуемыми, и с ними легче работать, чем с людьми более старшего возраста – например, легче собрать и протестировать студентов 1-го курса колледжа, чем 45-летних бизнесменов. Тем не менее, некоторые выдающиеся персонологи, особенно Эриксон, Олпорт и Маслоу, убедительно заявляли, что дети и подростки суть «незаконченные» личности. Эриксон заслуживает особой похвалы за то, что заставил нас осознать наличие разного рода препятствий, всегда мешающих развитию личности вплоть до того момента, когда смерть завершает жизненный цикл. Его формулировка психосоциальных кризисов, присущих всем периодам человеческой жизни, вдохновила психологов на пересмотр традиционных убеждений относительно личностного роста и изменений во взрослой жизни.

Будущие фундаментальные исследования личности несомненно расширят платформу своих изысканий, включив крупномасштабные анамнестические исследования людей, представляющих различные национальности, этнические группы, социальные классы и род занятий (Bertaux, 1981; Craik, 1986). Эти исследования, по существу автобиографичные и дополненные личными документами, помогут нам лучше понять сложное взаимодействие социальных систем и людей, живущих на фоне исторических событий. Также можно ожидать, что формулировка еще более сложных и многогранных концепций развития человека (особенно что касается людей среднего и старшего возраста) станет насущной задачей для будущих теоретиков (Woodruff-Pak, 1988). Эти усилия, по нашему мнению, в конце концов откроют возможность для тонкой интеграции возрастных тенденций на протяжении взрослой жизни.

 

3.5 Изучение проблем, относящихся к практической деятельности человека

Многие события, происходящие в последние годы, заставляют задуматься о персонологическом изучении социальных проблем, угрожающих будущему человечества. Гонка ядерных вооружений, экологическое загрязнение, глобальный энергетический кризис, увеличение уровня рождаемости в отсталых странах, эксплуатация и преследование меньшинств, исследование неизвестных территорий суши, моря и космоса заставили нас пересмотреть наше отношение к себе, друг к другу и к нашему окружению. Куда не посмотришь, везде видишь мир, меняющийся с невероятной быстротой, и человеческие привычки, традиции и ценности меняются вместе с ним. Действительно, одна из главных проблем сегодняшнего дня – неуверенность в том, во что верить и как жить. Молодые люди особенно растеряны перед лицом открывающейся возможности свободно выбирать ценности, идеологию и стиль жизни в их поиске такого подхода к жизни, который кажется «подходящим». Неудивительно, что психологи стали интересоваться социальной значимостью своей работы и вкладом, который они в конечном итоге могли бы сделать в решение проблем и спорных вопросов современного мира. Это стремление к социально релевантной психологии, несомненно, будет в значительной мере влиять на изучение личности. Будущим исследователям личности придется значительно расширить диапазон своей деятельности, если они хотят сохранить заметную позицию в науках о поведении. И области применения их открытий тоже будут более разнообразными.

В целом, размышляя над этой ситуацией на фоне событий, происходящих в мире, с уверенностью можно сказать, что внимание будет сосредоточено на следующих вопросах: нищета, расовая и половая дискриминация, контроль рождаемости, отчуждение, самоубийства, разводы, жестокое обращение с детьми, наркомания (включая алкоголизм), преступления и т. д. Проблемы касаются человеческого существования во всей его полноте. Психология, очевидно, будет играть решающую роль в попытках помочь людям сделать жизнь плодотворной и полной смысла.

 

 

 

 

 

 

 


Заключение

 

Изучение личности очень похоже на сборку сложной головоломки. Различные направления дают нам множество частей этой головоломки. Какие-то части, возможно, будут отброшены, как совсем не подходящие к ней, а многие другие останутся. Тем не менее когда возникнет более определенная и ясная картина, в нее, как составные части, войдут элементы различных теорий личности. Следовательно, можно прийти к обоснованному заключению, что трудная задача интеграции всех «кусочков» в непротиворечивую и всеобъемлющую картину будет осуществляться с привлечением глубоких и интересных разработок, существующих сегодня в персонологии. Теории личности будучи рассмотрены вместе, могут послужить отправным пунктом в исследовании того, как жить хорошей жизнью и понимать людей.

Основное научное значение существующих подходов к человеку будет зависеть от того, в какой степени они стимулируют новые исследования. Более того, чтобы не потерять своей научной значимости, теории личности должны корректироваться по мере сбора новых эмпирических данных.

Новые исследования человеческой личности будут осуществляться по пяти основным направлениям: изучение когнитивных процессов и их взаимоотношение с другими аспектами психологического функционирования; изучение взаимодействия ситуационных факторов и личностных переменных и их вклад в поведение; изучение биохимических и генетических основ личности; изучение личностного развития в среднем и пожилом возрасте; изучение проблем, относящихся к практической деятельности человека.

Подведу черту в заключении тем, что «Человек - это не тот у которого голова, руки, ноги, а Человек - это тот в котором микрокосмос и макрокосмос вокруг – гармония…».

 


Список используемых источников

 

Литература:

1.      Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001г. – 89с.

2.      Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания: избранные психологические труды / Москва-Воронеж : МОДЭК, 1996г. – 384с.

3.      Печатается по изданию: Асмолов А.Г. Психология личности: учебник. – М.: Изд-во МГУ, 1990г. – 367с.

4.      Петровский А. В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М., 1998г. – 388с.

5.      Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования / Пер. С англ. М.С. Жамкочьян под ред. С. Магуна. – М.: Аспект-Пресс, 2001. – 607с.

6.      Фрейджер Р., Фейдмен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 864с.

7.      Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2003г. – 608с.

 

Дополнительная литература:

8.      Адлер А. Теория и практика индивидуальной психологии, М.: НПО «Прагма», 1997г. – 175с.

9.      Блюм Дж. Психоаналитические теории личности: Пер. с англ. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 1999г. – 224с.

10. Мадди Сальваторе Р. Теории личности: сравнительный анализ / Пер. с англ. – СПб.: Издательство «Речь», 2002г. – 539с.

11. Фрейд З. Психология бессознательного – М.: «Просвещение» 1990г. – 448с.

12. Архетип и символ: Сб. работ Юнга. – М., 1991г. – 304с.

 



[1] Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания: избранные психологические труды / Москва-Воронеж : МОДЭК, 1996г. – С.49.

[2] Леонтьев А.Н. Избр. психол. произв. Т. 1. М., 1983г. – С.385.

[3] Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2003г. – С.17.

[4] Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2003г. – С.102.

[5] Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2003г. – С.176.

[6] Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2003г. – С.349.


Информация о работе Личность человека в современном научном знании