Личность подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 16:19, курсовая работа

Описание

Цель нашей работы состоит в том, чтобы теоретически обосновать проблему психолого-педагогической личности и экспериментально проверить самооценку и её влияние на личностные качества у подростков.
Объектом исследования данной работы является самооценка и личностные качества подростка. Предмет исследования – особенности влияния качеств личность на самооценку у подростков.
Гипотеза состоит в

Содержание

Введение……………………………......3-4

Раздел I. Проблема личности в психолого-педагогической литературе……………………………5-22
1.1 Понятие о личности…………..5-13
1.2 Развитие личности в школьном возрасте………………………..14-22

Раздел II. Изучение личности подростка…………………………23-27
2.1 Методика исследования самооценки подростка…………………23-25
2.2 Анализ результатов…………26-27

Вывод……………………………………28
Литература……………………………29
Приложения…………………………………28

Работа состоит из  1 файл

Курсовой.doc

— 281.50 Кб (Скачать документ)


4

 

План

 

 

Введение……………………………......3-4

 

Раздел I. Проблема личности в психолого-педагогической литературе……………………………5-22

1.1         Понятие о личности…………..5-13

1.2         Развитие личности в школьном возрасте………………………..14-22

 

Раздел II. Изучение личности подростка…………………………23-27

2.1 Методика исследования самооценки подростка…………………23-25

2.2 Анализ результатов…………26-27

 

Вывод……………………………………28

Литература……………………………29

Приложения…………………………………28

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Психологическое познание столь же древне, как сам человек. Он не мог бы существовать, не ориентируясь в мотивах поведения и свойствах характера своих ближних.

Актуальность этой работы состоит в том, что в последнее время растет интерес к вопросам человеческого поведения и поискам смысла человеческого существования.  Руководители изучают, как работать с подчиненными, родители посещают курсы по воспитанию детей, супруги учатся общаться друг с другом и “грамотно ссориться“, преподаватели изучают, как помочь справиться с эмоциональным волнением и чувством растерянности своим студентам и учащимся других учебных заведений.

Наряду с интересом к материальному благосостоянию и к бизнесу многие люди стремятся помочь себе и понять, что значит быть человеком.  Стремятся разобраться в своем поведении, развить веру в себя, свои силы.  Осознать неосознанные стороны личности, сосредоточиться прежде всего на том, что происходит с ними в настоящее время.

Когда психологи обращаются к изучению личности, что, пожалуй, первое, с чем они сталкиваются, это многообразие свойств и их проявлений в ее поведении.  Интересы и мотивы, склонности и способности, характер и темперамент, идеалы, ценностные ориентации, волевые, эмоциональные и интеллектуальные особенности, соотношение сознательного и несознательного (подсознательного) и многое другое - вот далеко неполный перечень характеристик, с которыми приходится иметь дело, если мы пытаемся нарисовать психологический портрет личности.

Обладая многообразием свойств, личность вместе с тем представляет собой единое целое.  Отсюда вытекают две взаимосвязанные задачи: во-первых, понять все множество свойств личности как систему, выделив в ней то, что принято называть системообразующим фактором (или свойством), и, во-вторых, раскрыть объективные основания этой системы.

Цель нашей работы состоит в том, чтобы теоретически обосновать проблему психолого-педагогической личности и экспериментально проверить самооценку и её влияние на личностные качества у подростков.

Объектом исследования данной работы является самооценка и личностные качества подростка. Предмет исследования – особенности влияния качеств личность на самооценку у подростков.

Гипотеза состоит в том, что самооценка влияет на личностные качества подростка.

Задачи этой курсовой работы:

      Сделать теоретический анализ психологической литературы по вопросу психологической характеристике личности подростка;

      Экспериментально проверить особенности влияния качеств личности на самооценку.

Для проведения диагностики личностных качеств и самооценки в группе подростков была использованы методики выявления личностного профиля и определения самооценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел Ι. Проблема психолого-педагогиче­ской личности.

 

1.1       Понятие о личности.

«Человек, словно в зеркале мир,

многолик.

Он ничтожен и, все же,

Безмерно велик».

(Омар Хайям)

В обыденной речи мы часто употребляем такое понятие, как личность: личность профессионала, личность ученика, творческая личность и т.п. Говоря о личности человека вообще, мы подразумеваем некоторое своеобразие поведения, оригинальность мышления, богатство внутреннего мира (чувств, эмоций, воображения, морально-этических ценностей) и т.п.

Термин личность – пришло еще со времен античности т.к. они понимали ее как Маска. Актер, надевший маску, играл роль соответственно этой маски. Под маской скрывался человек, но никто не знал, что за человек скрывается за маской. Пока этим не заинтересовались психологи. Они начали рассматривать этого человека как личность (как маску).

В психологической науке личность относится к числу базовых понятий. Но понятие личность не является сугубо психологическим и изучается всеми общественными науками, в том числе философией, социологией, педагогикой и др.

Многообразие подходов и определений указывает на разнообразие и сложность описания личности. По этому поводу И. С. Кон пишет: «С одной стороны, она обозначает конкретного индивида (лицо) как субъекта деятельности, в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его социальных ролей (общее). С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения».[*]

Выделяют физическое, эмоциональное, когнитивное, социальное и нравственное развитие личности. Чаще всего в содержание понятия личность включают устойчивые свойства человека, которые определяют значимые в отношении других людей поступки.

Таким образом, личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

В структуре проявлений личности можно выделить три глобальные составляющие:

1.      Индивид

2.      Персона

3.      Индивидуальность.

Индивид – это психосоматическая организация личности, делающая её представителем человеческого рода.

Персону образуют социально типические образования личности, что, как правило, обусловлено сходным для большинства людей влиянием социального окружения.

Индивидуальность – это своеобразное сочетание особенностей, отличающих одного человека от другого.

Основными элементами личности являются:

1.                  Темперамент – особенности нейродинамической организации индивида.

2.                  Характер – совокупность устойчивых, преимущественно прижизненно формируемых свойств;

3.                  Способности – сочетания психических свойств, являющихся условием успешного выполнения какой – либо одной или нескольких видов деятельности;

4.                  Направленность (мотивация) – это система устойчивых предпочтений и мотивов личности, ориентирующих динамику её развития, задающая главные тенденции её поведения.

В психологии при характеристике личности используются три вида описаний:

1. теории черт. Для описания личности используются обобщенные характеристики поведения человека – черты. Наличие совокупности различных черт предполагается у всех людей. Люди, согласно теориям указанного типа, различаются лишь степенью выраженности разных черт.

2. теории типов. Конкретный человек описывается как принадлежащий к некоторому типу или как взвешенный набор чистых (идеальных) типов. Если черта – это созвездие признаков, то тип – это совокупность людей, обладающих определенным набором признаков. Примерами наиболее известных в психологии типологий являются типологии Гиппократа, Кречмера, Юнга.

3. теории инстанций. Теория этого вида основываются на выделении подсистем или отдельных областей в структуре личности, которые получили название инстанций. Между указанными образующими личности могут возникать различные конфликты и противостояния, так необходимые для динамических моделей личности. Примерами таких теорий могут быть теории, описывающие бессознательные аспекты психики: Фрейда, Юнга, Берна.

Черты личности – это обобщенные её характеристики, представляющие собой ряд взаимосвязанных психологических признаков.

Приведу несколько наиболее фундаментальных черт (или факторов) личности, широко представленных в обыденной речи:

1.               эмоциональность. Люди с высокими оценками по этому фактору обладают богатством и яркостью эмоциональных проявлений, естественностью и непринужденностью поведения, чутким и внимательным отношением к окружающим, добротой и мягкосердечием. Они легко уживаются в коллективе, активны в установлении контактов;

2.               доминантность (настойчивость, напористость). Высокие оценки по этому фактору характерны для людей властных, стремящихся к самостоятельности, независимости, игнорированию социальных условий и авторитетах. Эти люди действуют смело, энергично и активно, живут по своим собственным законам и соображениям, агрессивно отстаивают свои права на самостоятельность и требуют проявления её от окружающих;

3.               моральность. Для людей с высокими значениями по этому фактору характерны чувство ответственности, обязательность, добросовестность, стойкость моральных принципов и устойчивость оценок. Они точны и аккуратны в делах, во всем любят порядок, стремятся не нарушать правил.

Однако помимо рассмотрения развития личности с позиции той или иной теории существует тенденция к интегрированному, целостному рассмотрению личности с позиции разных теорий и подходов. В рамках данного подхода сформировалось несколько концепций, принимающих во внимание согласованное, системное формирование и взаимозависимое преобразование всех сторон личности. Данные концепции относятся к интегративным концепциям.

Одной из таких концепций стала теория, принадлежащая американскому психологу Э. Эриксону, который в своих взглядах на развитие придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетической предопределённости стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней. Э. Эриксон выделил и описал восемь жизненных психологических кризисов, по его мнению, неизбежно наступающих у каждого человека:

1.      Кризис доверия – недоверия (в течение первого года жизни).

2.      Автономия в противовес сомнениям и стыду (в возрасте около двух - трех лет).

3.      Появление инициативности в противовес чувству вины (примерно от трех до шести лет).

4.      Трудолюбие в противовес комплексу неполноценности (возраст от семи до 12 лет).

5.      Личностное самоопределение в противовес индивидуальной серости и конформизму (от 12 до 18 лет).

6.      Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет).

7.      Забота о воспитании нового поколения в противоположность погружению в себя (между 30 и 60 годами).

8.      Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).

Становление личности в концепции Эриксона понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. В результате, которого он приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся у него (по крайней мере, в виде заметных следов) в течение всей жизни. Причем новые личностные черты, по его мнению, возникают лишь на основе предыдущего развития.

Формируясь и развиваясь как личность, человек приобретает не только положительные качества, Но и недостатки. Ввиду этого Эриксон отобразил в своей концепции только две крайние линии личностного развития: нормальную и аномальную. В чистом виде они в жизни почти не встречаются, но благодаря четко очерченным плюсам можно представить себе все промежуточные варианты личностного развития человека.

 

 

Подход к описанию личности, основанный на теории черт (факторная модель) и теории типов, в принципе носит статистический характер. Кроме того, в психологии часто используются динамические модели, которые исходят из представления о силах, во взаимодействии между которыми и средой формируется структура личности. Так, Фрейд выделяет три инстанции личности:

1.                      «Оно» - это совокупность бессознательных потребностей, мотивов, стремлений, желаний, которые руководят нашим поведением зачастую помимо сознания. Эта инстанция руководствуется принципом удовольствия. В «Оно» содержаться также вытесненные (нереализованные) желания, которые проявляются в сновидениях, ошибочных действиях (описках, оговорках), предпочтениях, защитных механизмах и т.п. Его основные составляющие – либидо, т.е. позитивные любовные, сексуальные импульсы (Фрейд понимал сексуальность широко – как стремление к получению удовольствия), и танатос, т.е. деструктивные, агрессивные импульсы. Эта инстанция формируется в основном в раннем детстве, и многие проблемы, возникающие при развитии личности, коренятся в этой сфере;

2.                      «Эго» - это сознательная субстанция личности, которая функционирует в соответствии с принципом реальности. Она регулирует процесс взаимодействия «Оно» и «Сверх - Эго». Включает, с одной стороны, познавательные и исполнительные функции, с другой – волю и фактические цели. Это та инстанция, которая может господствовать над побуждениями, но ночью отходит ко сну, сохраняя при этом способность к цензуре сновидений. Из этой же инстанции исходят также вытеснения, благодаря которым некоторые душевные побуждения могут исключаться не только из сознания, но также из других областей влияния и действия, если они угрожают представлению личности о самой себе. Если защитные механизмы «Эго» не выполняют своих функций, например, в ситуации сильного давления со стороны «Оно» и «Сверх – Эго», то возможно возникновение различных психических и психосоматических расстройств;

3.                      «Сверх - Эго» - это инстанция социальных запретов и норм, неосознаваемые действия которой заставляют «Эго» избегать инстинктивных влечений, исходящих от «Оно». «Сверх - Эго» - это слой личности, обусловленный воздействием культуры, который противостоит биологическим влечениям «Оно». «Эго» как бы выступает ареной непрекращающейся борьбы между «Оно» и «Сверх - Эго».

Информация о работе Личность подростка