Личность подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 16:19, курсовая работа

Описание

Цель нашей работы состоит в том, чтобы теоретически обосновать проблему психолого-педагогической личности и экспериментально проверить самооценку и её влияние на личностные качества у подростков.
Объектом исследования данной работы является самооценка и личностные качества подростка. Предмет исследования – особенности влияния качеств личность на самооценку у подростков.
Гипотеза состоит в

Содержание

Введение……………………………......3-4

Раздел I. Проблема личности в психолого-педагогической литературе……………………………5-22
1.1 Понятие о личности…………..5-13
1.2 Развитие личности в школьном возрасте………………………..14-22

Раздел II. Изучение личности подростка…………………………23-27
2.1 Методика исследования самооценки подростка…………………23-25
2.2 Анализ результатов…………26-27

Вывод……………………………………28
Литература……………………………29
Приложения…………………………………28

Работа состоит из  1 файл

Курсовой.doc

— 281.50 Кб (Скачать документ)

Итоговым измерением Я, формой существования глобальной самооценки является самоуважение личности. Самоуважение — устойчивая личностная черта, и поддержание его на определенном уровне составляет важную заботу личности. Самоуважение личности определяется отношением ее действительных достижений к тому, на что человек претендует, какие цели перед собой ставит.

Совокупность таких целей образует уровень притязаний личности. В его основе лежит такая самооценка, сохранение которой стало для личности потребностью[*]. Уровень притязаний – это тот практический результат, которого субъект рассчитывает достичь в работе. В своей практической деятельности человек обычно стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению, нормализации. Как фактор, определяющий удовлетворенность или неудовлетворенность деятельностью, уровень притязаний имеет большое значение для лиц, ориентированных на избежание неудач, а не на достижение успехов. Существенные изменения в самооценке появляются в том случае, когда сами успехи или неудачи связываются субъектом деятельности с наличием или отсутствием у него необходимых способностей.

Следовательно, функции самооценки и самоуважения психической жизни личности состоят в том, что они выступаю внутренними условиями регуляции поведения и деятельности человека. Благодаря включению самооценки в структуру мотивации деятельности личность постоянно соотносит свои возможности, психические ресурсы с целями и средствами деятельнос­ти.

Знания, накопленные человеком о самом себе, а также глобальная самооценка, формирующаяся на основе таких знаний, позволяют сформировать многомерное образование, которое называется Я - концепцией и составляет ядро личности. Я - концепция — это более или менее осознанная, пе­реживаемая как неповторимая система представлений чело­века о себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми, осуществляет регуляцию своего поведе­ния и деятельности.

Таким образом, важнейший компонент целостного самосознания личности, каким является самооценка, выступает необходимым условием гармонических отношении человека, как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие.

Самооценка-отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику. Она может быть правильной (адекватной), когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет. В тех же случаях, когда человек оценивает себя не объективно, когда его мнение о себе резко расходится с тем, каким его считают другие, самооценка чаще всего бывает неправильной, то есть неадекватной.

Если человек недооценивает себя по сравнению с тем, что он в действительности есть, то у него самооценка заниженная. В тех же случаях, когда он переоценивает свои возможности, результаты деятельности, личностные качества,  наружность, характерной для него является завышенная самооценка.

Неадекватная самооценка осложняет жизнь не только тех, кому она свойственна, но и окружающих, тех людей, которые, в разных ситуациях – производственных, бытовых и других - общаются с ними. Конфликтные ситуации, в которых оказывается человек, очень часто являются следствием его неправильной самооценки.

Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди, как социальные существа, неизбежно включаются.

Самооценка является сложным личностным образованием. В ней отражается то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.

              Один из самых важных моментов в развитии личности подростка – формирование у него самосознания, потребности осознать себя как личность. У подростка возникает интерес к себе, своей внутренней жизни, качествам собственной личности, потребность в самооценке, сопоставлении себя с другими людьми. Он начинает всматриваться в самого себя, стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. Потребность самосознания возникает из жизни, практической деятельности, определяется растущими требованиями взрослых коллектива. У подростка возникает потребность оценить свои возможности, для того чтобы найти свое место в коллективе.

              На первых порах в основе самосознания подростка лежат суждения о нем других- взрослых (учителей и родителе), коллектива, товарищей. Младший подросток словно смотрит на себя глазами окружающих. С возрастом, помимо этого, начинает сказываться тенденция самостоятельно анализировать и оценивать собственную личность. Но поскольку подросток еще не обладает достаточным умением правильно анализировать собственные личностные проявления, то на этой основе возможны конфликты, порождаемые противоречием между уровнем притязаний подростка, его мнением о себе и его реальным положением в коллективе, отношением к нему со стороны взрослых и товарищей.

 

 

    

 

     

Раздел II. Изучение личности подростка.

 

2.1 Методика исследования самооценки подростка.

Исследование личности – одна из многих областей психологических исследований. Другие области отведены проблемам воспитания, педагогической психологии, сравнительного анализа поведения, физиологической психологии, социальной психологии и психоанализа.

Все названные сферы исследования так или иначе затрагивают тему личности. Психология личности ставит перед собой задачу конкретного исследования этой темы и познания существенных факторов, определяющих личность.

В этой курсовой работе для сравнения, я использую два теста: личностный и на определение самооценки.

Данное исследование проводилось в экспериментальном классе. Исследование проводилось в групповом и индивидуальном режиме, в равных условиях, в привычной обстановке.

В ходе исследования были использованы методы наблюдения, тестирования.

Исходя из гипотезы, исследование было спланировано следующим образом

1 этап- исследование личностных качеств каждого ребенка в классе.

2 этап- изучение самооценки.

3 этап- анализ, обработка, интерпретация итогов исследования.

В точных экспериментах были противопоставлены личность и личностные факторы. Аналитическая оценка факторов точно определенной выборки в настоящее время является психологическим стандартом теста. Так, ММРІ (Миннесотский многофазисный личностный каталог) первым использовал анкеты, которые можно обрабатывать статистическими методами. И до этого в общих чертах уже обозначились личностные критерии, однако пришлось преобразовывать их с помощью сложных статистических методов в определенные факторы.

Такой личностный тест построен на идеях, созвучных основополагающим идеям ММРІ. Оригинал теста защищен и не подлежит опубликованию.

Однако, в один из используемых тестов в этой курсовой работе, положена идея ММРІ.

Для исследования самооценки была применена методика изучения самооценки качеств личности Столяренко.

Целью данной методики является выявление уровня самооценки школьника по зара­нее заданным качествам личности; выбор тех или иных качеств личности обу­словлен целями исследования (например, установ­ленных с помощью других методов трудностей в общении, для получения дополнительной информации можно предло­жить для оценки такое каче­ство как общитель­ность).

Материалом для исследования послужили анкеты, где в каждой из четырех таблиц указаны 20 личностных качеств (добродушие, искренность, самостоятельность и др.)

Методика предполагает следующую процедуру проведения: Школьнику предлагается четыре небольших таблицы, в каждой из которой представлены личностные качества человека соответственно названию той или иной таблицы. «Допустим, ты представляешь себе идеального человека, какие у него должны быть по твоему качества?». Среди выписанных школьником качеств, он должен обвести в кружочек, те качества, которые в реальности присущи ему. Так школьник должен перейти ко второму набору качеств, затем третьему и четвертому.

Высота самооценки определяется с помощью определенной формулы

П = · 100%

Р – реальные качества, И – качества идеального человека. Исходя из этого подсчиты­вается средний балл самооценки. "Средней" самооценкой при­нято считать самооценку с бал­лами от 46 до 56; "Завышенной" – с баллами от 55 до 69 и выше; "Заниженной" – с баллами от 0 до 45.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ результатов.

Данное исследование проводилось в общеобразовательной школе №1 города Люботина, среди учеников среднего класса – 7-«Б».

Обработка результатов изучения школьного класса осущест­вляем следующим образом: в заготовленных таблицах (см. приложение 2.2.3), мы фиксируем выборы детей. Потом осуществляем подсчет выборов, полученных каж­дым ребенком и находим взаимные выборы, которые подсчитываем  и  записываем.

Мы поставили целью нашего исследования определить личностные качества и самооценку. Кроме того, нами была выдвинута гипотеза про влияние личностных качеств на самооценку учащегося.

После проведение теста на определение самооценки мы получили такие результаты.

По общим данным мы должны констатировать, что уровень самооценки у 50 %  класса завышен.

Иначе говоря, коэффициент самооценки у половины учеников (11 учащихся) составляет больше 56, т.е. завышен; у 4 учащихся – от 46 до 56, средняя самооценка, и только у двух учащихся такой коэффициент – от 0 до 45, что таким образом позволяет говорить про их заниженную самооценку.

Рисунок 2. 2. 1.  Уровни самооценки данного класса

 

 

 

 

 

Что же касается обработки методики на определение личностных качеств, то она проводилась следующим образом.

В заготовленных таблицах (2.2.1) учащиеся выбирали свой вариант ответа на заданный вопрос. После этого подбивались результаты с помощью небольших таблиц расположенных в конце каждого теста. Там же мы можем наблюдать их результаты.

Количество баллов каждого ученика по двум тестированиям и их расшифровку можно посмотреть в приложениях 2.2.1, 2.2.2 и 2.2.3.

Исходя из следующих данных мы можем определить влияние личностных качеств на уровень самооценки.

У группы учеников, которые имеют завышенную самооценку, ярко выражены такие качества как общительность и интровертность.

У группы учеников, которые имеют средний уровень самооценки, ярко выражены такие качества как возбудимость и невозмутимость.

У группы учеников, которые имеют заниженную самооценку, ярко выражены такое качество как депрессивность.

  Поскольку у определенных групп были ярко выражены определенные личностные качества, то этим подтверждается гипотеза о влиянии личностных качеств на самооценку подростков.

Интересным стало то, что у девочек этого класса, самооценка более завышена, чем у мальчиков. 

В ходе исследований мы обнаружили довольно интересный фактор того, что большинство мальчиков этого класса, имеют довольно высокий показатель по шкале мужество-женственность (приложение 2.2.1). Это показывает их склонность к типично женскому способу поведения.

 

 

 

 

Вывод.

В основе всех построений аналитической психологии лежит утверждение, что целостная психика не может быть показана с помощью одного лишь элемента, поскольку в психике, помимо рационального сознательного начала присутствуют еще и иррациональный бессознательный аспект.  Подтверждением тому являются многочисленные процессы и переживания в психологическом опыте других людей, не соответствующие нашему интеллектуальному ожиданию.  Как правило, наше рациональное сознание тотчас же опровергает эти процессы и переживания.

В процессе проведенного исследования у ребенка его самооценки можно сказать, что по полученным результатам мы видим, что чем больше развито определённое личностное качество у ребенка, тем большее влияние происходит на самооценку учащегося.

Изучение природы личностных качеств и самооценки непростая задача. Особенно сложно она решаема в детских коллективах. В своей работе я попытались решить одну достаточно важную задачу – процесс влияния личностных качеств на самооценку детей, в его повседневной, обыденной форме, а именно, те его аспекты, которые раскрываются в непосредственном общении с подростками, в совместной деятельности разнопланового характера.

Проведенные исследования также дают материал для дальнейшего, более глубокого изучения влияния личностных качеств на самооценку, как в данном возрасте – подростка, так и в других возрастах, при условии дополнительного изучения особенностей соответствующего возраста предполагаемых испытуемых. Они так – же дают материал для работы как непосредственно в исследованной группе, так и в других, подобных группах школьников подросткового возраста.

 

 

 

 

Литература

 

1.            Алферов А.Д. «Психология развития школьников», Ростов на Дону, 2000г.

2.            Боброва В. Г., Вахрушев М. «Общая характеристика развития личности подростка», Ростов на Дону,  1966г.

3.            Блонский П.П. «Психология», 2000г.

4.            Божович Е. Д. «Психология особенного развития личности подростка», 1969г.

5.            В. Вишневский «Такие простые сложные истины. Заметки журналиста о становлении личности подростка», 1984г.

6.            «Возрастная и педагогическая психология» /Давыдов В.В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б. и др./ Под ред. Петровского, 2-е издание, 1979г.

7.            «Вопросы психологии развития личности подростка и юноши», Тюмень, 1969г.

8.            Выготский Л.С. «Проблемы психического развития ребенка», - В кн.: Избранные психологические исследования. М., 1956г.

9.            «Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности», Под ред. Щадрикова В.Д., 1989г.

Информация о работе Личность подростка