Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 16:19, курсовая работа
Цель нашей работы состоит в том, чтобы теоретически обосновать проблему психолого-педагогической личности и экспериментально проверить самооценку и её влияние на личностные качества у подростков.
Объектом исследования данной работы является самооценка и личностные качества подростка. Предмет исследования – особенности влияния качеств личность на самооценку у подростков.
Гипотеза состоит в
Введение……………………………......3-4
Раздел I. Проблема личности в психолого-педагогической литературе……………………………5-22
1.1 Понятие о личности…………..5-13
1.2 Развитие личности в школьном возрасте………………………..14-22
Раздел II. Изучение личности подростка…………………………23-27
2.1 Методика исследования самооценки подростка…………………23-25
2.2 Анализ результатов…………26-27
Вывод……………………………………28
Литература……………………………29
Приложения…………………………………28
Одним из направлений развития идеи З. Фрейда является трансактный анализ, разработанный Э. Берном. С позиций трансактного анализа в личности можно выделить три составляющие, которые также обозначаются как «состояния Я»:
1. родительское (родитель - Р), которое подразделяют на:
заботливое, родительское состояние Я. Такой Р утешает, исправляет, помогает,
критическое родительское состояние Я. Такой Р грозит, критикует, приказывает. К родительскому Я относятся все принятые личностью специальные нормы, законы, принципы и т.п.;
2. взрослое (взрослый - В) состояние Я воспринимает и разрабатывает логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реалистичность;
3. детское (дитя – Д или ребенок) состояние Я следует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют скрытые чувства из детства. Это состояние Я подразделяется на:
естественное детское Я (спонтанные реакции типа радости, печали и т.п.),
приспосабливающееся детское Я (приспосабливающийся, прислушивающийся, боязливый, виноватый, колеблющийся и т.п.),
возражающее детское Я (протестует, бросает вызов и т.п.).
Взаимодействуя, люди обмениваются различными сигналами, которые в трансактном анализе принято называть трансакциями. Трансакция – это единство коммуникации между двумя или более персонами. Отдельная трансакция состоит из трансакции-стимула и трансакции-ответа. Трансакция исходит из определенного состояния Я одного партнера по общению и следует к определенному состоянию Я другого.
Некоторые трансакции приводят к оптимальному взаимодействию, другие, наоборот, - к конфликту. Трансакции анализируются с очки зрения того, с позиции каких инстанций личности собеседников они осуществляются.
Что же касается отечественных, преимущественно советских психологов, то они внесли наиболее заметный вклад в развитие социологической психологии. Причина заключалась в массированном переосмыслении основ психологии и её дальнейшего развития на базе марксистско–ленинской методологии и философии диалектического и исторического материализма.
Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского зародилась на основе осмысления марксистской теории трудовой деятельности. В результате Выготский обратился к рассмотрению психических явлений через анализ трудовой деятельности. У него возникла гипотеза: нельзя ли найти в психических процессах человека элемент опосредованности своеобразными психическими орудиями?
«Согласно мысли Льва Семеновича, - писал А.Н. Леонтьев во вступительной статье к сочинениям Л.С. Выготского, - в психических процессах человека следует различать два уровня: первый – это разум, предоставленный самому себе; второй – это разум (психический процесс), вооруженный орудиями и вспомогательными средствами. Точно так же следует различать два уровня практической деятельности: первый – это «голая рука», второй – рука, вооруженная орудиями и вспомогательными средствами. При этом, как в практической, так и психической сфере человека решающее значение имеет именно второй, орудийный уровень. В области психических явлений первый уровень Выготский назвал уровнем «натуральных» психических процессов. «Культурный» процесс это натуральный процесс, опосредованный своеобразными орудиями и вспомогательными средствами».[*]
Критикуя рефлексологию (диада «сознание - поведение»), Выготский сосредоточил внимание на триаде «сознание – культура - поведение». Центральной идеей его общепсихологической системы было выделение двух уровней организации поведения: естественного и культурного. Инструменталистскую функцию выполняю труд и слово. Специфика орудийного опосредования психических процессов подчеркивает их социально – историческую детерминацию. Структура взаимоотношения организма со средой включила орудие-знак. И поведение стали объяснять не по биологическим законам, а по законам исторического мира культуры и общения с другими людьми.
1.2 Развитие личности в школьном возрасте.
Здесь я рассматриваю вопросы, связанные с развитием школьника как «личность» и как «субъект физической деятельности».
В начале С.Л. Рубинштейн[*] выдвинул на передний план Марксову трактовку сущностных сил человека, «перехода субъекта в объект» в ходе общественно- исторической практики (1934). Затем А.Н. Леонтьев (1935) поставил в качестве принципиальной задачи преодоление «разрыва между сознанием и деятельностью», подчеркнув, что в деятельности человека реализуется переход субъекта в объект.
Теперь уже практические действия ребенка с реальными предметами, диктующие общественно закрепленные способы оперирования ими, выступили как основания детерминистского анализа психики в онтогенезе. К термину «деятельность» присоединяется определение «предметная», и это сразу же ограничило от неё множество других значений («соотносительная», «высшая нервная», «психическая» и др.). При этом «предметная» трактуется широко как фактор, констатирующий как психику в глобальных биологических масштабах.
В трудах А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина и др. сформулированы фундаментальные положения о том, что деятельность ребенка – основное условие его психического развития. А.Н. Леонтьев подчеркивал, что усвоение или присвоение достижений предшествующих поколений людей «осуществляется в деятельности ребенка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира, в которых воплощены эти достижения человечества».[**]
Применительно к школьнику это означает, что его деятельность связана прежде всего с обучением. Обучением задаются научное содержание знаний и общественно выработанные нормы их усвоения. В научных знаниях «кристаллизуется» общественно-исторический опыт познания материального мира. «Присвоение» (Выготский) ребенком достижений предшествующих поколений формируется в общении с учителем, воспитателями и под их постоянным руководством. Именно отсюда исходит основной принцип о ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка во всех возрастных этапах.
Понятие ведущей роли обучения в развитии ребенка имеет огромное значение для практики. Обучение ориентировано на «зону ближайшего развития», а не на зону «актуального развития» (вчерашний день – по Выготскому).
Переходя к подростковому возрасту отметим, что границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 – 8 классах средней школы и охватывают возраст от 10 – 11 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5-й класс и происходить на год раньше или позже.
Особое положение подросткового периода в развитии ребенка отражено в его названиях: «переходной», «переломный», «трудный», «критический». В них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период – физического, умственного, нравственного, социального. По всем направления происходит становление качественно новых образований, Появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения. В повседневной жизни, в семье и школе часто можно слышать такие разговоры: был послушным мальчиком, а теперь стал своенравным, даже грубым; был спокойным – стал неуравновешенным; был робким, излишне застенчивым – стал самостоятельным и решительным и т.д.
Как показывают исследования советских психологов, отрицательные качества у наших подростков (своеволие, упрямство, негативизм, грубость, дерзость) возникают чаще всего при недооценке самостоятельности подростка, игнорировании его мнения, при требовании от него беспрекословного подчинения, при чрезмерной опеке и т.д. Иначе говоря, они возникают вследствие уродливого воспитания, при котором не принимаются во внимание психологические особенности этого возраста.
Советская психология при рассмотрении особенностей подросткового возраста исходит из принципа общественно-исторической обусловленности формирования личности.
При нормальном развитии ребенка интерес к моральным проблемам связан у подростков с увлечением героическими поступками, овеянными романтикой. Часто в школе для достижения этих целей организуются соревнования между отдельными учениками, звеньями, отрядами, классами. Работа Е.С. Махлах, проведенная в одной из школ- интернатов, показала, что соревнование само по себе ещё не обеспечивает усвоение общественных норм. Учащиеся этой школы, включившись в соревнование, достигли значительных успехов: в период соревнования дети внимательно контролировали учебную работу друг друга, старались не допустить проявлений недисциплинированности, плохих отметок, безответственного отношения к общественным поручениям и т.д. Однако по окончании соревнования достигнутые успехи сошли на нет; прилежание, аккуратность, вежливость опять исчезли. Те требования, которые подростки предъявляли к себе и своим товарищам, имели для них подлинный личностный смысл только в ходе соревнования и были связаны не с целью воспитания в себе определенных качеств, а с победой в соревновании. Достижение этой цели снимало необходимость соответствующего поведения в дальнейшем.
В таком случае не внешний контроль, а самоконтроль «питает» успех формирования той или иной деятельности.
То, что нравственные качества, общественные нормы поведения оказываются в центре внимания подростков, приводит к формированию у них идеала – некоторого обобщённого представления об облике «настоящего человека». Это ярко эмоционально окрашенный и принятый ребенком образ, являющийся для него постоянным внутренним побудителем – образ, который ориентирует и регулирует поведение подростка, выступает в качестве критерия оценки себя и других. На протяжении подросткового возраста идеалы имеют определённую динамику. Для младшего подросткового возраста (5 класса) идеал обычно воплощен в конкретном человеке – учителе, старшем брате, отце, героях войны и т.д. Если в качестве идеала выбран кто-либо из окружающих, то подросток, как правило, стремится следовать этому образцу во всем, начиная во внешних проявлений до суждений и оценок. Такой образец принимается ребенком полностью и ни какой критике не подвергается.
Постепенно из целостного образа, воплощенного в определенном человеке и его поведении, и прочно связанного с конкретными ситуациями, подросток начинает выделять черты, которые он особенно ценит, ни и эти черты ещё не теряют связи в его сознании с конкретными людьми и поступками. Это характерно для детей 6 классов. Обосновывая в беседе свой выбор идеала, эти ученики говорят: «Он не боится смерти», «Был хорошим другом» и т.д.
Только к 7- 8 классу идеалы подростков приобретают более обобщенный характер и, как правило, начинают отделяться от конкретных людей и литературных героев.
К концу подросткового возраста уже имеет место постоянное сравнение себя и своего поведения с принятым идеалом и оценка других людей на его основе.
В процессе воспитания мотивы, формирующиеся у человека, постепенно выстраиваются в определённую систему. Выделяются мотивы, которые приобретают доминирующее значение и начинаю определять поведение и деятельность человека. Если те или иные мотивы занимают устойчиво доминирующее положение, то можно говорить о формировании у человека определенной направленности личности.
Множество научных данных указывает на то, что формирование направленности личности происходит именно в подростковом возрасте. Изучение этого процесса проводилось многими исследователями и научными коллективами в нашей стране.
Подростковый возраст отмечен более высоким уровнем развития самосознания по сравнению с другими периодами детства.
По существу, самосознание есть познание самого себя. Интерес к своему внутреннему миру возникает у человека обычно в подростковом возрасте. Возникает новая потребность – понять, осмыслить черты своего характера, свои возможности, найти в себе отличие от других людей, попытаться проанализировать свои переживания. Иначе говоря, пробуждается интерес к самооценке.
Как показывают многочисленные исследования, формирование самосознания подростка начинается с того, что он выделяет те или иные качества из отдельных видов деятельности и поступков («Я хорошо учусь», «Я всегда говорю правду»), обобщает, осмысливает их как особенности своего поведения, а позднее как особенности своей личности.
Формирование самосознания у подростка оказывает большое влияние на весь ход его дальнейшего психического развития.
Процесс этот не лишен драматичности, которая объясняется тем, что потребность в анализе и оценке самого себя очень острая, а возможности подростка в этом плане ещё ограничены. Не умея по-настоящему разобраться в себе, ребенок в этом возрасте становится излишне чувствительным к мнению о нем окружающих. Отсюда ранимость подростка, несдержанность, часто бурные, казалось бы, беспричинные реакции на самые пустячные, с точки зрения взрослого, обстоятельства.
Особенно интенсивно развитие самооценки происходит у подростков, что объясняется их стремлением разобраться в себе, усложнением их взаимоотношений с другими людьми, возникновением идеалов.
Самооценка имеет принципиальное значение для формирования личности в целом и таких её качеств, как уверенность в себе, настойчивость, в достижении желаемых результатов, самокритичность или, напротив, неуверенность, некритическое отношение к себе. Именно самооценка становиться важнейшим условием эмоционального благополучия.
Таким образом, функциональная нагрузка самооценки очень велика. Формирование её влечет за собой возникновение новой потребности – быть на уровне тех требований, которые человек сам к себе предъявляет, тех целей, к которым он стремится.
Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям.[*]
Различают общую и частную самооценку. Частной самооценкой будет, например, оценка каких-то деталей своей внешности, отдельных черт характера. В общей, или глобальной самооценке отражается одобрение или неодобрение, которое переживает человек по отношению к самому себе.
Человек может оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения). Самооценка может быть высокой и низкой, различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности.
Процесс формирования глобальной самооценки противоречив и неравномерен. Это обусловлено тем, что частные оценки, на основе которых формируется глобальная самооценка, могут находится на разных уровнях устойчивости и адекватности. Кроме того, они могут по-разному взаимодействовать между собой: быть согласованными, взаимно дополнять друг друга или противоречивыми, конфликтными. В глобальной самооценке отражается сущность личности.