Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:50, реферат
Успех деятельности любой организации напрямую связан с характером руководства, отношениями, которые складываются между руководителями и подчиненными. По мнению западных менеджеров насколько невозможно нормально управлять производством без знания экономики и права, настолько невозможно руководить людьми без знания социальной психологии и психологии управления.
Лидерство и руководство малых группах.
Успех деятельности
любой организации напрямую
Одной из ключевых проблем в психологии управления является проблема лидерства и руководства. Понятия "лидер" и "руководитель" имеют в содержании много общего. Тот и другой организуют, побуждают группу к решению стоящих перед нею задач, определяют выбор способов и средств их решения. Вместе с тем, эти понятия далеко не тождественны. Отсутствие знаний, в чем состоит различие между лидерством и руководством мешает руководителю на практике правильно построить свое управленческое поведение.
В общих чертах лидерство
отражает отношения доминирования
и подчинения, складывающиеся в группе
в процессе межличностных контактов,
тогда как руководство
Считается, что в
идеальной ситуации официальный
руководитель признается членами группы
и как лидер. В этом случае его
формальные права дополняются возможностью
неформального воздействия на группу.
В тех случаях, когда руководитель
и лидер не совпадают в одном
лице, могут возникать
Руководство в самом
широком смысле понимается как деятельность
по определению основных целей каких-либо
социальных систем, а также путей
их достижения, стратегии развития.
В организации, на предприятии руководство
выражается в деятельности направленной
на обеспечение целенаправленного
упорядоченного функционирования людей
в группах. Процесс руководства
состоит из совокупности взаимодействий
руководителя с подчиненными, где
руководитель осуществляет постановку
целей, контроль и корректировку
деятельности по ее достижению, а подчиненные
обеспечивают исполнение самой деятельности.
Основную содержательную
сторону руководства можно
Термин группа употребляется
в данном случае как сокращение от
термина "малая группа". Под
малой группой понимается совокупность
людей, которые обязательно
Специалистами по управлению при классификации предложены такие критерии как стадии, этапы управленческого цикла. В качестве примера такой классификации можно привести следующий перечень функций: организация управляющей системы, выбор целей, прогнозирование, планирование, информация, решение, организация и массовая деятельность, контроль, оценка эффективности управления.
В рамках социальной
психологии при дифференцировании
функций руководителя берут не только
управленческий цикл, а рассматривают
всю структуру деятельности руководителя.
Иллюстрацией такого подхода может
служить следующая совокупность
функций: административная (предписание
работы, координация индивидуальных
действий и надзор за исполнением),
стратегическая (определение целей
и выбор методов их достижения,
планирование и прогнозирование), экспортно-консультативная,
коммуникативно-регулирующая, функция
представительства группы во внешней
среде, дисциплинарная, воспитательная
и терапевтическая/
Есть и ряд других
классификаций в той или иной
степени отличающихся друг от друга.
Среди них наиболее интересной с
точки зрения руководства малыми
группами представляется подход к руководству
людьми через организационную
Самой существенной
в организационной деятельности
считается функция интеграции членов
малой группы. В ее содержание входят
ознакомление сотрудников с общей
задачей, определение средств и
условий достижения цели, планирования,
координации совместного труда,
учета контроля и т.д. Следующей
является функция коммуникации, т.е.
установление горизонтальных коммуникаций
внутри группы и внешних вертикальных
коммуникаций - с вышестоящими организациями.
Выделяются функции обучения и воспитания.
Эмпирические исследования,
анализ функций руководителей
Основным компонентом
деятельности руководителя является подготовка
и принятие управленческих решений.
От степени обоснованности этих решений
зависит успех деятельности всей
группы в целом.
Общую схему этого
процесса можно очертить следующим
образом. Началом служит обнаружение,
выявление, осознание самой проблемы.
Этот процесс сопровождается сбором
необходимой информации, ее соответствующей
подготовкой и анализом. Результатом
является четкое формулирование возникшей
задачи. Как правило, существует не
единственная возможность решения
этой задачи. Поэтому необходим анализ
условий, вариантов, соотнесение их
с критериями эффективности решения.
Завершается этот процесс окончательным
выбором такого варианта, который
наиболее соответствует решению
проблемы в ракурсе общих целей
организации.
Инструментом осуществления
процесса руководства является власть,
как формальная, которой руководитель
наделен изначально, так и неформальная,
которую он завоевывает сам, за счет
своих личных качеств, знаний, умений,
навыков.
Власть выражается
в возможности одного человека (или
многих) влиять на поведение другого
человека (или многих людей).
На основании способов
воздействия влияние на подчиненных
принято выделять методы руководства
- административные, экономические
и социально-психологические.
Административные
методы заключаются в использовании
руководителем для воздействия
на подчиненных (т.е. осуществления
власти) своих правовых полномочий.
Способ воздействия - правовые санкции.
Экономические методы
- это фактически вариации материального
стимулирования подчиненных. Способ воздействия
- денежное или эквивалентное ему вознаграждение.
Социально-психологические
методы включают в себя приемы воздействия
на личность с помощью групповых
норм, ценностных ориентации, личного
авторитета и т.д. Способы воздействия
- убеждения.
Социально-психологические
методы руководства могут быть использованы
лишь в том случае, когда руководитель
признан сотрудниками и лидером
их группы. Лидер направляет действия
людей на основе, исключительно, личного
влияния авторитета, использует свои возможности
внушения, убеждения. Лидерство в организации
- это эффективное влияние людей, не обличенных
необходимой административной властью,
на других членов группы, что заставляет
последних действовать определенным образом,
Иными словами лидерство в организации
представляет собой неформальное руководство.
Поскольку лидерство
содержит дополнительные возможности
в повышении эффективности
Сначала шли поиски
специфических черт личности присущих
лидеру, которые получили свое воплощение
в "теории черт'' (или "харизматической
теории )* Было сделано предположение,
что, некоторые люди "рождаются лидерами
и что научить человека быть лидером нельзя".
Проводились многочисленные эмпирические
исследования по выявлению универсальных
черт личности лидера. Анализировались
интеллект, воля, уверенность в себе, потребность
в доминировании, общительность, способность
к адаптации, дружелюбие, красноречие
и т.д. Было составлено множество списков
таких черт для отборочных тестов. Обнаружилось
широкое разнообразие 'черт лидера'' и
практически несовпадение их в наборах
предлагаемых различными исследователями.
Наиболее часто встречались такие черты,
как интеллект, инициатива, уверенность
в себе.
В конечном итоге
поиски ''черт лидера'' зашли в тупик,
т.к. на практике вполне эффективные
лидеры часто не обнаруживали необходимых
по тесту черт, а те, кто обладали
ими, не всегда могли успешно справиться
с функциями лидера.
Следующим шагом
по выявлению причин возникновения
лидерства было создание "ситуационной
теории лидерства", В соответствии
с нею в различных конкретных
ситуациях в жизни группы лидером
становился тот член группы, поведение
и черты личности которого наиболее
соответствовали сложившейся в
данный момент ситуации. Подчеркивалось,
что для эффективного лидерства
в одних условиях лидеру необходимо
обладать одними чертами личности,
в других - иногда прямо противоположными.
В результате лидерство целиком
оказывалось функцией ситуации, а
личная активность человека фактически
сбрасывалась со счетов.
В "синтетической
теории лидерства" был сделан шаг
к компромиссному решению проблемы.
Согласно этой теории воедино должны
быть связаны три переменных - лидер,
ситуация и группа, где лидер воздействует
на группу и группа воздействует на
лидера; лидер воздействует на ситуацию
и ситуация воздействует на лидера;
группа воздействует на ситуацию и
ситуация воздействует на группу.
Лидерство, таким
образом, образуется как результат
взаимодействия этих переменных (иногда
добавляются и другие переменные,
например, длительность существования
группы и т.д.).
Синтетическая теория
лидерства в связи с
Лидер для "завоевания власти'' в группе использует такие же формы влияния (кроме правовых полномочий) как и руководитель:
власть, основанная на принуждении - это страх ведомого перед любыми лишениями, неприятностями, которые может доставить лидер в случае неподчинения. (Например, бойкот, унижение и т.д.);
власть, основанная на вознаграждении (это положительное подкрепление необходимого поведения ведомого лидером, например, похвала);
власть, основанная на традиции (это использование привычки людей подчиняться социальным нормам поведения вообще и в данной группе; такое подчинение дает чувство защищенности, принадлежности к группе);
власть примера (это привлекательность, сила личных качеств, способностей лидера, которые создают у ведомого желание быть похожим на него, через подчинение лидеру добиться благосклонности, уважения);
власть эксперта (это вера в ценность знаний лидера, его компетенцию);
власть убеждения (это эффективная передача своей точки зрения лидера ведомому);
власть через участие
(это привлечение ведомых к
участию в управлении, т.е. формирование
целей и задач деятельности, которую
они потом будут выполнять).
Использование каждой
из перечисленных форм влияния должно,
естественно соответствовать