Лидерство и руководство в малых группах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:50, реферат

Описание

Успех деятельности любой организации напрямую связан с характером руководства, отношениями, которые складываются между руководителями и подчиненными. По мнению западных менеджеров насколько невозможно нормально управлять производством без знания экономики и права, настолько невозможно руководить людьми без знания социальной психологии и психологии управления.

Работа состоит из  1 файл

Лидерство и руководство малых группах.docx

— 34.63 Кб (Скачать документ)

Лидерство и руководство  малых группах.

 Успех деятельности  любой организации напрямую связан  с характером руководства, отношениями,  которые складываются между руководителями  и подчиненными. По мнению западных  менеджеров насколько невозможно  нормально управлять производством  без знания экономики и права,  настолько невозможно руководить  людьми без знания социальной  психологии и психологии управления.

Одной из ключевых проблем  в психологии управления является проблема лидерства и руководства. Понятия "лидер" и "руководитель" имеют  в содержании много общего. Тот  и другой организуют, побуждают группу к решению стоящих перед нею  задач, определяют выбор способов и  средств их решения. Вместе с тем, эти понятия далеко не тождественны. Отсутствие знаний, в чем состоит  различие между лидерством и руководством мешает руководителю на практике правильно  построить свое управленческое поведение.

В общих чертах лидерство  отражает отношения доминирования  и подчинения, складывающиеся в группе в процессе межличностных контактов, тогда как руководство относится  к организации всей деятельности группы в целом. При подробном  сравнительном анализе обнаруживаются следующие различия:

  • лидер осуществляет регуляцию межличностных отношений в группе, а руководитель - официальных отношений группы, как организации;
  • лидерство возникает в условиях микросреды, т.е. небольшой контактной группы, руководство - элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений;
  • лидерство возникает стихийно, а руководитель либо назначается, либо избирается, но в любом случае этот процесс находится под контролем организации, как социальной структуры;
  • лидерство отличается от руководства меньшей стабильностью, т.к. зависит от настроения группы, характера ситуации и не подкреплено в отличие от руководства системой правовых санкций;
  • процесс решения руководителя определяется не только внутригрупповыми, но и внешними обстоятельствами (например, связями с другими организациями и т.д.), тогда как лидер решает только проблемы, возникающие в группе;
  • лидер действует внутри группы, а руководитель связывает группу с другими социальными системами.

Считается, что в  идеальной ситуации официальный  руководитель признается членами группы и как лидер. В этом случае его  формальные права дополняются возможностью неформального воздействия на группу. В тех случаях, когда руководитель и лидер не совпадают в одном  лице, могут возникать неудовлетворенность  работой, увеличение конфликтности.

Руководство в самом  широком смысле понимается как деятельность по определению основных целей каких-либо социальных систем, а также путей  их достижения, стратегии развития. В организации, на предприятии руководство  выражается в деятельности направленной на обеспечение целенаправленного  упорядоченного функционирования людей  в группах. Процесс руководства  состоит из совокупности взаимодействий руководителя с подчиненными, где  руководитель осуществляет постановку целей, контроль и корректировку  деятельности по ее достижению, а подчиненные  обеспечивают исполнение самой деятельности.  

Основную содержательную сторону руководства можно представить  через совокупность функций руководителя. За многолетний период исследований, как в теоретическом, так и  прикладном аспектах, было предложено множество различных классификаций  этих функций. Дифференцирование их имеет условный характер, т.к. на практике все функции неразрывно связаны  друг с другом и взаимно переплетены.

Термин группа употребляется  в данном случае как сокращение от термина "малая группа". Под  малой группой понимается совокупность людей, которые обязательно контактируют, взаимодействуют между собой  и оказывают друг на друга при  этом определенное влияние (а не просто вместе соприсутствуют). Примером малых  групп могут служить первичные  производственные коллективы, управленческие команды и т.д.

Специалистами по управлению при классификации предложены такие  критерии как стадии, этапы управленческого  цикла. В качестве примера такой  классификации можно привести следующий  перечень функций: организация управляющей  системы, выбор целей, прогнозирование, планирование, информация, решение, организация  и массовая деятельность, контроль, оценка эффективности управления.

В рамках социальной психологии при дифференцировании  функций руководителя берут не только управленческий цикл, а рассматривают  всю структуру деятельности руководителя. Иллюстрацией такого подхода может  служить следующая совокупность функций: административная (предписание  работы, координация индивидуальных действий и надзор за исполнением), стратегическая (определение целей  и выбор методов их достижения, планирование и прогнозирование), экспортно-консультативная, коммуникативно-регулирующая, функция  представительства группы во внешней  среде, дисциплинарная, воспитательная и терапевтическая/  

Есть и ряд других классификаций в той или иной степени отличающихся друг от друга. Среди них наиболее интересной с  точки зрения руководства малыми группами представляется подход к руководству  людьми через организационную деятельность.  

Самой существенной в организационной деятельности считается функция интеграции членов малой группы. В ее содержание входят ознакомление сотрудников с общей  задачей, определение средств и  условий достижения цели, планирования, координации совместного труда, учета контроля и т.д. Следующей  является функция коммуникации, т.е. установление горизонтальных коммуникаций внутри группы и внешних вертикальных коммуникаций - с вышестоящими организациями. Выделяются функции обучения и воспитания.  

Эмпирические исследования, анализ функций руководителей производственных коллективов показал, что сами руководители склонны разделять свои функции  в основном на две группы: производственные и социально—психологические.  

Основным компонентом  деятельности руководителя является подготовка и принятие управленческих решений. От степени обоснованности этих решений  зависит успех деятельности всей группы в целом.  

Общую схему этого  процесса можно очертить следующим  образом. Началом служит обнаружение, выявление, осознание самой проблемы. Этот процесс сопровождается сбором необходимой информации, ее соответствующей  подготовкой и анализом. Результатом  является четкое формулирование возникшей  задачи. Как правило, существует не единственная возможность решения  этой задачи. Поэтому необходим анализ условий, вариантов, соотнесение их с критериями эффективности решения. Завершается этот процесс окончательным  выбором такого варианта, который  наиболее соответствует решению  проблемы в ракурсе общих целей  организации.  

Инструментом осуществления  процесса руководства является власть, как формальная, которой руководитель наделен изначально, так и неформальная, которую он завоевывает сам, за счет своих личных качеств, знаний, умений, навыков.  

Власть выражается в возможности одного человека (или  многих) влиять на поведение другого  человека (или многих людей).  

На основании способов воздействия влияние на подчиненных  принято выделять методы руководства - административные, экономические  и социально-психологические.  

Административные  методы заключаются в использовании  руководителем для воздействия  на подчиненных (т.е. осуществления  власти) своих правовых полномочий. Способ воздействия - правовые санкции.  

Экономические методы - это фактически вариации материального стимулирования подчиненных. Способ воздействия - денежное или эквивалентное ему вознаграждение.  

Социально-психологические  методы включают в себя приемы воздействия  на личность с помощью групповых  норм, ценностных ориентации, личного  авторитета и т.д. Способы воздействия - убеждения.  

Социально-психологические  методы руководства могут быть использованы лишь в том случае, когда руководитель признан сотрудниками и лидером  их группы. Лидер направляет действия людей на основе, исключительно, личного влияния авторитета, использует свои возможности внушения, убеждения. Лидерство в организации - это эффективное влияние людей, не обличенных необходимой административной властью, на других членов группы, что заставляет последних действовать определенным образом, Иными словами лидерство в организации представляет собой неформальное руководство.  

Поскольку лидерство  содержит дополнительные возможности  в повышении эффективности управления организацией, то актуальной является практическая задача отбора лиц для  руководства с качествами лидера или обучения лидерскому поведению.  

Сначала шли поиски специфических черт личности присущих лидеру, которые получили свое воплощение в "теории черт'' (или "харизматической  теории )* Было сделано предположение, что, некоторые люди "рождаются лидерами и что научить человека быть лидером нельзя". Проводились многочисленные эмпирические исследования по выявлению универсальных черт личности лидера. Анализировались интеллект, воля, уверенность в себе, потребность в доминировании, общительность, способность к адаптации, дружелюбие, красноречие и т.д. Было составлено множество списков таких черт для отборочных тестов. Обнаружилось широкое разнообразие 'черт лидера'' и практически несовпадение их в наборах предлагаемых различными исследователями. Наиболее часто встречались такие черты, как интеллект, инициатива, уверенность в себе.  

В конечном итоге  поиски ''черт лидера'' зашли в тупик, т.к. на практике вполне эффективные  лидеры часто не обнаруживали необходимых  по тесту черт, а те, кто обладали ими, не всегда могли успешно справиться с функциями лидера.  

Следующим шагом  по выявлению причин возникновения  лидерства было создание "ситуационной теории лидерства", В соответствии с нею в различных конкретных ситуациях в жизни группы лидером  становился тот член группы, поведение  и черты личности которого наиболее соответствовали сложившейся в  данный момент ситуации. Подчеркивалось, что для эффективного лидерства  в одних условиях лидеру необходимо обладать одними чертами личности, в других - иногда прямо противоположными. В результате лидерство целиком  оказывалось функцией ситуации, а  личная активность человека фактически сбрасывалась со счетов.  

В "синтетической  теории лидерства" был сделан шаг  к компромиссному решению проблемы. Согласно этой теории воедино должны быть связаны три переменных - лидер, ситуация и группа, где лидер воздействует на группу и группа воздействует на лидера; лидер воздействует на ситуацию и ситуация воздействует на лидера; группа воздействует на ситуацию и  ситуация воздействует на группу.  

Лидерство, таким  образом, образуется как результат  взаимодействия этих переменных (иногда добавляются и другие переменные, например, длительность существования  группы и т.д.).  

Синтетическая теория лидерства в связи с комплексностью, системностью подхода к изучению лидерства оказалась наиболее устойчивой. Последующие исследования лидерства  в той или иной степени основываются на этой теории. Так, при отборе и  обучении менеджеров часто в качестве важнейшего критерия рассматривается  соответствие их ситуации, т.е. комплексу  условий в которых они будут  работать (например, степень структурности  задач и т.д.), разрабатываются  са ми ситуационные комбинации.  

Лидер для "завоевания власти'' в группе использует такие  же формы влияния (кроме правовых полномочий) как и руководитель:

власть, основанная на принуждении - это страх ведомого перед любыми лишениями, неприятностями, которые может доставить лидер  в случае неподчинения. (Например, бойкот, унижение и т.д.);

власть, основанная на вознаграждении (это положительное  подкрепление необходимого поведения  ведомого лидером, например, похвала);

власть, основанная на традиции (это использование привычки людей подчиняться социальным нормам поведения вообще и в данной группе; такое подчинение дает чувство защищенности, принадлежности к группе);

власть примера (это  привлекательность, сила личных качеств, способностей лидера, которые создают  у ведомого желание быть похожим  на него, через подчинение лидеру добиться благосклонности, уважения);

власть эксперта (это вера в ценность знаний лидера, его компетенцию);

власть убеждения (это эффективная передача своей  точки зрения лидера ведомому);

власть через участие (это привлечение ведомых к  участию в управлении, т.е. формирование целей и задач деятельности, которую  они потом будут выполнять).  

Использование каждой из перечисленных форм влияния должно, естественно соответствовать конкретной ситуации, составу группы, социальным параметрам самого лидера и т.д.  

Информация о работе Лидерство и руководство в малых группах