Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 17:51, реферат
СМИ в любом обществе выполняют важную информационную роль, они являются посредником между информацией и аудиторией. Живя в современном мире, мы постоянно сталкиваемся со средствами массовой информации. Они настолько прочно основались в нашей повседневности, что мы даже представить себе не можем своего существования без них. Для нас стало, обыденным смотреть последние новости по любимому телеканалу, узнавать счёт футбольного матча на спортивном сайте через Интернет, слушать прогноз погоды на день на волнах полюбившейся FM – радиостанции
Санкт-Петербургский государственный университет
Факультет журналистики
Кафедра теории коммуникации
Реферат
«Манипулирование
массовым сознанием:
природа, формы и механизмы»
Подготовила:
Проверила:
д.пс.н., профессор
Коваленко Наталья Петровна
Санкт-Петербург
2011
1. Введение.
СМИ в любом обществе выполняют важную информационную роль, они являются посредником между информацией и аудиторией. Живя в современном мире, мы постоянно сталкиваемся со средствами массовой информации. Они настолько прочно основались в нашей повседневности, что мы даже представить себе не можем своего существования без них. Для нас стало, обыденным смотреть последние новости по любимому телеканалу, узнавать счёт футбольного матча на спортивном сайте через Интернет, слушать прогноз погоды на день на волнах полюбившейся FM – радиостанции …
Обо всех изменениях во внешнем мире современный человек узнает в СМИ. Благодаря этому влияния СМИ на аудиторию растет с каждым годом.
В данной работе будут рассмотрены формы и методы воздействия СМИ на общественное сознание и будут приведены примеры манипулирования общественным мнением. Но для начала необходимо сказать несколько слов о ключевых объектах исследования - о СМИ и об общественном сознании.
2. Роль СМИ в современном обществе.
Под средствами массовой информации понимаются газеты, журналы, теле- и радиопрограммы, кинодокументалистика, иные периодические формы публичного распространения массовой информации. Каково общество, такова и система массовой информации. В то же время СМИ осуществляют серьезное воздействие на общество, его состояние и развитие, они могут содействовать прогрессу или тормозить его. Путём формирования общественного мнения, выработки определённых социальных установок, формирования убеждений СМИ подталкивают человека к определённым поступкам, действиям.
Средства массовой информации стали главным инструментом для распространения сообщений, воздействующих на общественное сознание. Моль Абраам Антуан пишет о СМИ: "Они фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивают другую, поляризуют таким образом все поле культуры. То, что не попало в каналы массовой коммуникации, в наше время почти не оказывает влияния на развитие общества". Таким образом, современный человек не может уклониться от воздействия СМИ.
Необходимо оговориться, что принято отличать средства массовой информации от средств массового воздействия (театра, эстрады, художественной литературы и др.). Средства массового воздействия, в отличие от средств массовой коммуникации, не имеют признака систематического, регулярного включения аудитории, обращение к ним носит эпизодический характер. Но их объединяет социальная среда, в которой они функционируют, использование языка в качестве способа передачи информации, наличие технических средств тиражирования и распространения информации, возможность сознательного регулирования процесса коммуникации.
Печатное
слово имеет большую традицию,
а следовательно, доверие к нему
населения значительно выше, чем
к слову, услышанному по телевидению,
которое нередко воспринимается
как средство развлечения. Отсюда благодаря
периодике новое слово
Люди воспринимают идеи, распространяемые средствами массовой информации, через свое мировоззренческое и социально-психологическое состояние, через психологический настрой. Журналистика сознательно формирует внутреннюю готовность человека воспринимать какой-либо объект или эпизод действительности вполне определенным образом, изменяет не только сознание людей, но и психологические характеристики, свойства, состояния аудитории, на которую было направлено воздействие, формирует аттитюд (социальную установку). Понятие аттитюда используется для обозначения тенденции действовать в соответствии с оценочными комплексами. Это - ценность, значимость для человека определенного предмета или действия, которые оцениваются как "хороший - плохой", "полезный - вредный" и т.д.
Механизмы воздействия существуют как явные, так и скрытые. Сегодня более широко используется "метод подсознательного стимулирования", когда отношение аудитории к тем или иным явлениям окружающей действительности формируется с помощью стандартизированных упрощенных представлений (стереотипов и имиджей). Они внедряются в поток массового сознания.
Имидж - это целенаправленно созданная форма отражения объекта в сознании людей. По своей сути имидж активен. Он способен воздействовать на сознание, эмоции, деятельность и поступки как отдельных людей, так и целых групп населения.
От количества органов восприятия, задействованных в процессе получения информации, зависит объем сведений, усвоенных человеком. Успех телевидения заключается в том, что в этот процесс, кроме органов слуха, оказались вовлеченными органы зрения, через которые человек получает львиную долю информации. Именно телевидение явилось самым популярным средством овладения информацией и именно с его появлением сформировалось информационное общество - общество, управляемое посредством информации. Возможности этого технического явления позволяют передать максимальное количество информации в том виде, в котором она предельно легко усваивается, следовательно, оказывает наибольшее воздействие.
Формируя и выражая
3. Общественное сознание.
Существует не так много различных определений понятия «общественное сознание». Однако зачастую происходит подмена близких по смыслу и сущности определений, которые не тождественны друг другу. Речь идет о словосочетаниях «общественное сознание» и «общественное мнение».
Сознание объективируется в системе материальной и духовной культуры, в формах обществ. Общественное сознание развивается через сознания отдельных людей, будучи лишь относительно независимым от последнего: только в отношении к отдельным людям книжные богатства библиотек мира, памятники искусства и т.п. имеют смысл духовного богатства.
Общественное сознание — это отражение общественного бытия, выраженное в языке, в науке и философии, в произведениях искусства, в политической и правовой идеологии, в нравственности, в религии и мифах, в народной мудрости, в социальных нормах и воззрениях классов, социальных групп, человечества в целом. Общественное сознание обладает сложной структурой и различными уровнями, начиная от обыденного, массового сознания и кончая высшими формами теоретического мышления.
В состав общественного сознания входят различные его формы: наука, философия, искусство, нравственность, религия, политика, право. Исторически выработанные обществом нормы сознания становятся личными убеждениями индивида, источником нравственных предписаний, эстетических чувств и представлений. В свою очередь, личные идеи и убеждения приобретают характер общественной ценности, значение социальной силы, когда они входят в состав общественного сознания, приобретают характер нормы поведения.
Общественное мнение - это состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) к общественным событиям, к деятельности различных групп, организаций, отдельных личностей; выражает позицию одобрения или осуждения по тем или иным общественным проблемам, регулирует поведение индивидов, социальных групп и институтов, насаждает определённые нормы общественных отношений. Активность и значение общественного мнения определяются характером социальной структуры общества, уровнем развития экономической культуры, демократических институтов и свобод. Общественное мнение находит выражение в голосовании на выборах органов власти, в средствах массовой коммуникации, опросах населения и др.
В силу своей природы человек не имеет прямого контакта с общественным мнением - он может лично ознакомится только с мнением другого человека. О содержании общественного мнения люди узнают из СМИ, причем рейтинг считается его единственным объективной характеристикой. Картина общественного мнения, созданная на основе рейтингов, внедряется в сознание индивида, который всегда подсознательно отождествляет себя с большинством, поскольку в массовом сознании именно большинство является носителем моральной истины. Возникает положительная обратная связь, ведущая к дальнейшему росту рейтинга. Не является ли общественное мнение, созданное имиджмейкерами на основе рейтинг-технологий, имиджем общественного мнения?
4. Массовое общество как объект воздействия.
Г. Лебон – автор одной из первой концепции массового общества отождествлял массу с толпой, где индивиды утрачивают чувство ответственности. Толпа не рассуждает, а повинуется страстям. Становясь частью толпы, люди опускаются вниз по лестнице цивилизации. Согласно Лебону, главная черта ХХ века – это замена сознательной деятельности индивидуума бессознательной деятельностью толпы. Он отмечал, что основной характерной чертой масс является слияние индивидов в единые разум и чувство, которые затушёвывают личностные различия и снижают интеллектуальные способности. Каждый стремится походить на ближнего, с которым он общается. При этом всё равно, каков бы ни был социальный класс, образование и культура участвующих: «с того самого момента, когда люди оказываются в толпе, невежда и учёный становятся одинаково неспособными соображать». Для Лебона масса является почти исключительной противоположностью личности.
Зигмунд Фрейд , анализируя и обобщая взгляды Лебона, делает следующие выводы:
– Масса импульсивна, изменчива и возбудима. Ею почти исключительно руководит бессознательное.
– Масса легковерна и чрезвычайно легко поддаётся влиянию, она некритична, неправдоподобного для неё не существует. Она думает образами и не знает ни сомнений, ни неуверенности.
– Она склонна ко всем крайностям, и тот, кто хочет на неё влиять, не нуждается в логической проверке своей аргументации.
– Массы никогда не знали жажды истины. Они требуют иллюзий, без которых они не могут жить.
Ю.В. Ирхин выделяет следующие типичные признаки человека как части массы:
1. Тенденция к обезличенности. Индивидуальная манера поведения отступает под натиском общих страстей и вытесняется импульсивными реакциями.
2. Преобладание чувственного над
сознательным. Разум в той или
иной мере «захлёстывается»
3. Снижается интеллект, понижается уровень моральных ценностей.
4. Резко снижается уровень
Французский исследователь Серж Московичи пишет, что, «растворившись в массе индивиды утрачивают свои личные интересы, чтобы подчиниться общим желаниям, точнее тем, которые как общие преподносят им вожди». Он отмечает, что характерной чертой массового человека является отсутствие критичности и способности принимать правильное решение. «Единственный язык, который они понимают, – это язык, минующий разум и обращённый к чувству», – тонко подмечает Московичи, – «Человек– индивид и человек– масса – это две разные вещи, как достояние в один франк и в миллион: индивида убеждают, массе внушают».
Г. Блуммер отмечает, что поведение массы не определяется никаким предустановленным правилом и является спонтанным. «В массе индивиды отделены друг от друга и неизвестны друг другу. Этот факт означает, что индивид в массе действует, откликаясь на тот объект, который привлёк его внимание, и на основании пробуждённых им порывов». Отсюда и возникает проблема манипуляции массовым сознанием и массовым поведением.
5. Психологические закономерности восприятия.
Воздействие быстрее достигнет своей цели, если информатором будут учтены следующие психологические закономерности:
1). Внушение принимается сознанием, если внушаемое совпадает с психическими нуждами и побуждениями, испытываемыми реципиентами информации. Не случайно практически все политические блоки в нашей страны используют в своих предвыборных программах слова "порядок" или "стабильность", то есть именно то, чего, по мнению большинства населения, так не хватает в современной России.
2). Принятие сознанием внушающего
воздействия оказывается более
вероятным, если его
3). Можно добиться увеличения
эффективности внушения, если источник
информации ассоциируется в
4). Если императивное
Информация о работе Манипулирование массовым сознанием: природа, формы и механизмы