Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 17:51, реферат
СМИ в любом обществе выполняют важную информационную роль, они являются посредником между информацией и аудиторией. Живя в современном мире, мы постоянно сталкиваемся со средствами массовой информации. Они настолько прочно основались в нашей повседневности, что мы даже представить себе не можем своего существования без них. Для нас стало, обыденным смотреть последние новости по любимому телеканалу, узнавать счёт футбольного матча на спортивном сайте через Интернет, слушать прогноз погоды на день на волнах полюбившейся FM – радиостанции
6. Управление вниманием.
Очевидно, что для осуществления любого информационного воздействия необходимо, в первую очередь, привлечь внимание человека к данному сообщению. Чем внимательнее человек отнесется к предлагаемой информации, тем более значительная ее часть проникнет в его сознание и сохранится в памяти. Привлечь внимание человека к какому-либо событию несложно, главное, чтобы представление этого события было неординарным, отличающимся от ряда других представлений.
Непроизвольное внимание легко привлекается и удерживается с помощью раздражений, которые контрастны по отношению к окружающему фону. Контрастность широко применяется на практике в виде представления потребителям информации противоположных мнений, мнения известной личности среди мнений рядовых авторов или же в виде контрастной формы в газетных заголовках, в цветной печати, в звуковом оформлении радиопередач и т.д. В качестве примера можно привести телепередачи, построенные в форме диалога двух политических противников, например, передача "К барьеру".
На основе контраста построен известный прием мобилизации ресурсов внимания телезрителей через передачу звука нового тембра или некоторую остановку звучания вообще. Если после паузы снова раздастся голос диктора или музыка, это сильнее привлечет внимание человека, чем, если бы информации передавалась непрерывно. Как замечено психологами, внимание реципиента после подобных пауз, автоматически обостряясь, удерживается в напряженном состоянии в течение 10-20 секунд. Внимание в этот момент из относительного становится абсолютным, что увеличивает возможность более полного усвоения информации. Телевидение использует это время либо для передачи краткого, важного сообщения, либо для привлечения внимания к начавшейся передаче.
Контрастность также может проявляться в следующих ситуациях:
Но не всякое сочетание цветов привлекает внимание зрителя, и не всякая цветовая гамма вызывает у него одинаковый интерес. Напротив, неудачные цветовые сочетания могут воздействовать на человека угнетающе. Например, сочетание красного и темно-синего цветов вызывают удовольствие, сочетание красного и желтого цветов действуют сомнительно, а сочетание красного и фиолетового цветов вызывают неудовольствие.
Немаловажным фактором привлечения внимания аудитории к информации является прием повторения. С помощью повторения увеличивается число людей, чье внимание будет привлечено к факту или событию. Таким образом, повторение благодаря феномену внимания становится способом превращения некоторой части потенциальной аудитории в реальную. Но это не единственная особенность повторения. Оно достаточно сильно влияет на процесс запоминания. В целях лучшего запоминания аудиторией нужной информации на телевидение практикуется повторение этой информации в различных модификациях. Повторение неизменно вызывает ассоциативное действие психики. Ассоциации расширяют сферу восприятия и запоминания информации, повышают ее субъективную значимость. Чем больше таких ассоциаций, тем вероятнее, что сообщения будут приняты сознанием.
7. Формы манипулирования массовым сознанием
Существует две основные формы манипулирования общественным сознанием - убеждение и внушение.
7.1 Убеждение.
Убеждение - метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению. Основу метода составляет отбор, логическое упорядочивание фактов и выводов согласно единой мировоззренческой концепции конкретного человека. Установлено, что убеждением, главным образом, достигается усиление ранее созданных установок. В целях убеждения СМИ осуществляют самостоятельный отбор и формирование распространяемых в обществе сведений. От того, какую информацию получают люди, во многом зависят их последующие действия. Это и понятно, ведь поток информации в современном мире настолько разнообразен и противоречив, что самостоятельно разобраться в нем не в состоянии ни отдельный человек, ни даже группа специалистов. Поэтому отбор наиболее важной информации и ее представление в доступной для массовой аудитории форме - важная задача всей системы СМИ. Информированность граждан прямо зависит от того, как, с какими целями и по каким критериям отбирается информация, насколько глубоко она отражает реальные факты после ее препарирования и сокращений, осуществленных газетами, радио и телевидением.
Существует большое количество
приемов распространения
1) Фрагментарность подачи.
Этот прием создает для
2) Ритуализация - показ легкодоступных для телекамеры официальных процедур, встреч и т.д. Это формирует у телезрителей чувство значимости происходящего, является демонстрацией, якобы, активных действий политиков, и в результате вводит аудиторию в заблуждение.
3) Персонализация - акцентирование внимания не на смысле событий, а на их носителях - президентах, премьерах, видных политиках и т.д.
Приемы ритуализации и персонализации часто уводят телевидение на путь показа внешней, поверхностной стороны политических явлений. Сущностные же взаимосвязи остаются нераскрытыми. Эти приемы направлены, в основном, на повышение имиджа политиков, участвующих в этих мероприятиях.
4) Отвлечение внимания от важной информации.
Убеждающее воздействие, содержащее сильные и в какой-то степени неприемлемые для данной аудитории аргументы, оказывается более эффективным, если внимание аудитории несколько отвлечь от содержания передаваемой информации с тем, чтобы лишить ее возможности выдвинуть контраргументы. Например, во время сообщения по телевидению спорной информации демонстрируется сюжет, не относящийся к ее содержанию и снижающий внимание аудитории.
7.2 Внушение.
Более эффективное влияние на массы по сравнению с убеждением оказывает метод эмоционального воздействия, т.е. внушение.
Внушение (суггестия) - процесс воздействия на психику человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии информации, с отсутствием развернутого логического анализа и оценки. Внушение осуществляется с целью создания у человека или людей определенных состояний или побуждения их к определенным действиям. Суть состоит в воздействии на чувства человека, а через них - на его разум и волю. Содержанию, усвоенному благодаря механизму внушения, в дальнейшем присущ навязчивый характер: оно с трудом поддается осмыслению и коррекции, представляя собой совокупность "внушенных установок".
Внушение - единственно возможный способ передачи идей, недоказуемых с помощью логических доводов или представляющихся абсурдными с точки зрения здравого смысла. Слово и зрительный образ обладают большой силой эмоционального влияния на личность, которое может затмить рациональные доводы и аргументы. Насыщая свои передачи эмоциональным содержанием, подавляющим разум человека, телевидение может оказывать определяющее влияние на политическое поведение граждан. Эта его способность особенно часто используется в периоды предвыборных кампаний, когда поддерживающие непопулярные политические силы СМИ с помощью ярких частных фактов или фальшивок пытаются накалить эмоциональную атмосферу в обществе и блокировать рациональный выбор избирателей. Аргументы, содержащие апелляцию к чувствам, снижают возможное сопротивление. Например, апелляция к ненависти снижает цензуру ранее усвоенных индивидом социальных норм и ценностей над его собственным поведением.
В настоящее время практикой СМИ накоплен большой арсенал приемов, обеспечивающих воздействие на эмоции людей. К таким приемам относятся:
1) Прием "свидетельства".
Этот прием состоит в
Прием «свидетельства» содержит оценку преподносимой идеи, деятеля, вещи, направленную на побуждение аудитории к определенному к ним отношению (положительному или отрицательному). Например, если человек, отношение к которому у аудитории однозначно отрицательное, одобрит какие-либо действия или идеи, к ним также сформируется отрицательное отношение.
2) Прием "наклеивания ярлыков".
В этом случае для компрометации и отторжения слушателями лиц или идей на них наклеивается негативный ярлык, например: "империалист", "фашист" и т.п.
Например, в целях дискредитации президента СРЮ С. Милошевича западные телекомпании навязывали мировому сообществу образ "Милошевича - Гитлера", осуществляющего "геноцид албанцев".
3) Прием "сияющего обобщения".
Заключается в обозначении конкретной вещи обобщающим понятием, имеющим позитивную эмоциональную окраску - символом. Целью является побуждение аудитории принять и одобрить преподносимое явление. Этот прием скрывает негативные стороны и не вызывает у аудитории нежелательных ассоциаций (например, "свободный мир", "демократия", "национальное самосознание", "народовластие", "суверенитет" и др.). В устойчивые старые символы вкладывается новое содержание, и с этим новым содержанием они беспрепятственно входят в сознание людей.
В качестве примера можно привести
использование символа "монополия".
В СССР это понятие имело негативный
смысл. Монополиями, грабящими народ, назывались
корпорации Запада, широко употреблялся
термин – государственно-
4) Прием "непривлекательного ракурса".
Для формирования у зрителей отталкивающего
чувства по отношению к неугодным
политикам телевидение использу
Телевизионные репортажи о событиях, которые нужно представить в негативном свете, несут в себе элемент документальности, но внимание сосредоточено на кадрах, выхватывающих из большой толпы трудных подростков, «лиц не русской национальности», нелепые лозунги, хотя бы они и содержались в пропорции 1:100. В частности в видеорепортажах "Би-би-си" с демонстраций протеста против ВТО в Сиэтле крупным планом демонстрировался молодой человек, находящийся в состоянии наркотического опьянения, который выкрикивал протестующие лозунги. Таким образом, создавалось впечатление, что на демонстрацию вышли не вполне адекватные люди, которым просто больше нечем заняться.
5) Прием "спираль умолчания".
Он состоит в том, чтобы с помощью ссылок на сфабрикованные опросы общественного мнения или другие факты убедить граждан в поддержке большинством общества угодных манипуляторам лиц. Это заставляет людей, придерживающихся иных взглядов, из страха оказаться в социально-психологической изоляции или других санкций умалчивать о своем мнении или изменять его. На фоне умолчания оппонентов голос настоящего или мнимого большинства становится громче, что еще сильнее вынуждает несогласных или колеблющихся к принятию "общепринятой" позиции или к глубокому утаиванию своих убеждений. В результате цепной реакции обеспечивается победа манипуляторов. Использование этого приема во внушающей коммуникации рассчитано на некритическое разделение излагаемой оценки или точки зрения.
Чаще всего этот прием используется СМИ накануне различных выборов. Телекомпании, ангажированные кандидатами, представляют в своих материалах предвыборные рейтинги, где на одном из первых мест, как правило, находится фамилия их кандидата. Опросы общественного мнения нередко недостоверны, политические прогнозы социологов СМИ подчас откровенно манипулируют общественным мнением.
6) Прием "создание образа".
В последние годы в зарубежных странах,
а также в России, успешно развивается
целое направление - имиджмейкинг, занимающееся
созданием привлекательных для
населения образов
7) Прием "игра в простонародность" (популизм).
Цель этого приема - побуждение аудитории к ассоциации личности коммуникатора и преподносимых им понятий с позитивными ценностями из-за "народности" этих понятий или принадлежности к "простым людям".
Информация о работе Манипулирование массовым сознанием: природа, формы и механизмы