Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:57, курсовая работа
Реформирование общества и переход к рыночным отношениям в России резко активизировали информационно-коммуникативные процессы, осуществляемые опосредованно через средства массовой коммуникации и непосредственно в межличностном и личностно-групповом взаимодействии. Манипулирование личностью, использование различных средств и технологий информационно-психологического воздействия на людей стало достаточно обычным явлением в повседневной жизни, экономической конкуренции и политической борьбе.
Оглавление.
Введение стр.3-6
1.Теоретические основы психологической защиты.
1.1.Психологическая защита и её характеристика. стр.7-10
1.2.Содержательные характеристики основных
механизмов психологической защиты. стр.11-17
1.3.Психологическая защита и стратегия совладания. стр.18-20
1.4.Защитные автоматизмы. Уровни психологической
защиты. стр.20-21
2.Методы и методики изучения психологической
защиты и совладания как механизма овладением
поведением.
2.2.Социометрическая методика. стр.21-27
2.3.Методика диагностики доминирующей стратегии
психологической защиты в общении. стр.27-35
2.4.Методика исследования психологической защиты детей. стр.35-39
Заключение. стр.40-41
Список используемой литературы. стр.42
ВВЕДЕНИЕ .
Реформирование общества
и переход к рыночным отношениям в России
резко активизировали информационно-коммуникативные
процессы, осуществляемые опосредованно
через средства массовой коммуникации
и непосредственно в межличностном и личностно-групповом
взаимодействии. Манипулирование личностью,
использование различных средств и технологий
информационно-психологического воздействия
на людей стало достаточно обычным явлением
в повседневной жизни, экономической конкуренции
и политической борьбе.
Это стимулировало
широкую распространенность и интенсивное
применение манипулятивных средств и
технологий воздействия на людей. Современный
этап развития не только не снизил, а усилил
тенденцию к использованию новейших технологий
информационного воздействия манипулятивного
характера на психику людей в политическом
процессе.
Широкомасштабное применение
манипулятивного воздействия в коммуникационных
процессах дезориентирует социально активную
часть населения, вызывает психоэмоциональную
и социальную напряженность, что не позволяет
гражданам России адекватно воспринимать
социально-экономическую и общественно-политическую
ситуацию, деятельность субъектов политики,
в том числе и высших органов государственной
власти.
Тема
психологической безопасности все чаще
поднимается в современном мире и рассматривается
с самых разных сторон: от мирового терроризма,
в том числе и психологического, когда
субъектом выступает все мировое сообщество,
до экологичности воздействия на какую-либо
характеристику личности при психологическом
консультировании, где субъектом является
индивид. Это отражается в культуре: вопрос
зомбирования, управления человеком поднимается
в литературе, кино, в сводках новостей,
тема воздействия на человека и способы
защиты от этого затрагиваются в связи
с выборными компаниями, рекламой услуг
и продуктов.
Обзор научных
работ за последнее десятилетие показывает
прогрессирующий интерес психологов к
проблеме психологической безопасности
и технологиям ее достижения. В частности,
прерогативой Г.В. Грачева оказывается
исследование информационной безопасности
и механизмов организации безопасного
поведения, защиты от масс-медиа, Доценко
Е.Л. активно изучает безопасность и экологичность
межличностного взаимодействия.
Все авторы
едины в одном: методами, позволяющими
сохранить безопасность, являются психологические
защиты. Изначально, тема психологической
защиты долгое время в нашей стране считалась
«запретной», что было обусловлено особым
отношением к психоанализу, детищем которого
является понятие психологической защиты.
Затем, с открытием «железного занавеса»,
тема перешла в разряд «элитных», разрабатывать
ее можно было только в рамках академической
психологии, а сейчас – приобретает народную
популярность и более направлена скорее
на практическую психологию. Существенно
изменился и ракурс рассмотрения психологической
защиты.
Психологическая
защита согласовывает сознательное и
бессознательное в человеке. Она ослабляет
внутренний конфликт между индивидуальным
и коллективным бессознательным. Смягчению
внутреннего конфликта также способствуют
элементы сознания: рассудительность
и способность логически мыслить, внимание,
память, оптимизм и жажда жизни. Ясность
мышления, способность посмотреть на себя
со стороны (иногда с юмором) — основные
критерии высокого уровня психологической
защищенности человека.
Актуальность
темы курсовой работы состоит в том, что
понятие психологической защиты является
одним из основополагающих в современной
теории личности. Оно обладает большой
объяснительной силой при изучении патогенеза
психических и психосоматических заболеваний.
Тем не менее, широких и систематических
исследований, направленных на изучение
соотношения различных механизмов психологических
защит в норме и патологии, проведено немного.
Объясняется это, по-видимому, отсутствием
до последнего времени психологических
методик, позволяющих комплексно и в одном
исследовании оценить выраженность основных
механизмов защиты, а также большими разногласиями
между исследователями относительно общего
числа этих механизмов и содержания применяемых
терминов.
Любой человек
имеет определенную систему психологической
защиты, которая обеспечивает иммунитет
от разрушающих влияний на ее личность.
Самая сила защиты зависит от врожденных
и приобретенных за жизнь психологических
особенностей человека и его знаний. Таким
образом, даже простая осведомленность
о методиках изменения личности может
дать возможность довольно успешно противостоять
психологическим влияниям, откуда бы они
не поступали. Сломать психологическую
защиту личности, действуя простым убеждением,
в большинстве случаев не удается. Чтобы
проникнуть во внутренний мир человека
и руководить им, используют специальные
приемы психологического влияния.
Ведь человек, который умеет
управлять собой и своими поступками в
отдельной ситуации скорее сможет управлять
ходом событий собственной жизни вообще.
И наоборот, человек, не имеющий навыков
самостоятельной переработки информационных
потоков, имеет потенциальную опасность
попасть под негативное психологическое
влияние другого человека или группы людей.
Еще страшнее, когда подобное психологическое
влияние есть деструктивным, направленным
на подчинение воли человека чьим-то интересам:
политическим, коммерческим, религиозным
и т.д.
Объектом исследования является психологическая защита личности.
Предмет исследования – механизмы психологической защиты личности.
Основная
цель курсовой работы состоит в исследовании
защитных механизмов в различных классах
жизненных ситуаций и соотнесение полученных
результатов с гипотетическими представлениями
об уровневом функционировании психологической
защиты.
В соответствии с данной целью
в исследовании были поставлены следующие
задачи:
1. Охарактеризовать понятие
«психологическая защита».
2. Раскрыть
основные механизмы защиты личности.
3. Изложить приёмы
и формы психологического влияния.
1. Теоретические основы психологической защиты.
1.1. Психологическая
защита и её характеристика
Впервые понятие «защита» З.
Фрейд использовал в 1894 г. В своей работе
«Защитные нейропсихозы». По его первоначальным
представлениям, механизмы психологической
защиты являются врожденными , запускаются
в экстремальной ситуации и выполняют
функцию «снятия внутреннего конфликта»,
то есть выступают как средство разрешения
конфликта между сознанием и бессознательным.
Свои положения о защите З. Фрейд сформулировал
в процессе лечения больных неврозами
– обратимыми расстройствами, обусловленными
воздействием психотравмирующих факторов.
[Никольская]
Расширение представлений
о защите связано с именем дочери
Зигмунда Фрейда – Анны Фрейд. Она
сделала попытку обобщить и систематизировать
знания о механизмах психологической
защиты. Она подчеркивала оберегающий
характер защитных механизмов, указывая
на то что они предотвращают
Ею было сформировано представление о том, что набор защитных механизмов индивидуален и характеризует уровень адаптации личности. Она дала первое развернутое определение защитных механизмом: «Защитные механизмы – это деятельность «Я», которая начинается, когда «Я» подвержено чрезмерной активности побуждений или соответствующих им аффектов, представляющих для него опасность. Они функционируют автоматично, не согласуясь с сознанием»[ Фрейд]
Рассмотрим некоторые
наиболее распространенные определения
психологической защиты. Она определяется
как:
- психическая деятельность,
направленная на спонтанное изживание
последствий психической травмы (В. Ф.
Бассин, В. Е. Рожнов, 1975);
- частные случаи отношения
личности больного к травматической ситуации
или поразившей его болезни (В.М. Банщиков,
1974);
- способы переработки информации
в мозге, блокирующие угрожающую информацию
(И.В. Тонконогий, 1978);
- механизм адаптивной перестройки
восприятия и оценки, выступающей в случаях,
когда личность не может адекватно оценить
чувство беспокойства, вызванное внутренним
или внешним конфликтом, и не может справиться
со стрессом (В.А. Ташлыков, 1984);
- механизмы, поддерживающие
целостность сознания (В.С. Ротенберг,
1984);
- механизм компенсации психической
недостаточности (В.М. Воловик, В.Д. Вид,
1975);
- пассивно-оборонительные формы
реагирования в патогенной жизненной
ситуации (Р.А. Зачепицкий, 1980);
- динамика системы установок
личности в случае конфликта установок
(Ф.В. Бассин, 1976);
- способы репрезентации искаженного
смысла (В.Н. Цапкин, 1985).
Можно заметить, что в приведенных
определениях психологическая защита
всегда является частью каких-либо других
психических феноменов: деятельности,
установки, отношений личности, компенсации
и др. Причем спецификация этой части идет
не по объекту, а через задание целей и
функции защиты, т. е. извне. Таким образом,
психологическая защита не выделяется
в самостоятельный процесс и механизм.
В то же время можно выделить
ряд общих моментов, характерных для всех
определений. Общим является ситуация
конфликта, травмы, стресса, а также цель
— снижение эмоциональной напряженности,
связанной с конфликтом, и предотвращение
дезорганизации поведения, сознания, психики.
Здесь мы можем отметить, что основная
смысловая конструкция всех определений
почти совпадает с психоаналитическим
пониманием психологической защиты. Ведь
З. Фрейд также определял защиту как механизм,
действующий в ситуации конфликта и направленный
на снижение чувства тревоги, связанного
с конфликтом. Разница только в определении
того, что стоит за конфликтом.
В широком смысле термин "психологическая
защита" употребляется для обозначения
любого поведения, устраняющего психологический
дискомфорт. Это целая система привычных
реакций человека, которая помогает устранить,
или, если это невозможно, свести к минимуму
негативные, травмирующие личность переживания.
Переживания эти связаны как
с внешними, так и с внутренними ("не
в ладах сама с собой") конфликтами,
и, как следствие, с чувством тревоги, дискомфорта.
Стремясь избавиться от неприятных
эмоциональных состояний человек вырабатывает
у себя защитные механизмы; психологическая
(психическая) защита "ограждает" сферу сознания
от негативных, травмирующих личность
переживаний, связанных с конфликтами,
которые ставят под угрозу целостность
личности. Подобные конфликты могут провоцироваться
как противоречивыми установками в самой
личности, так и рассогласованием внешней
информации и сформированного у личности
образа мира и образа Я.
Механизм психологической защиты
- реакция бессознательной части нашего Я,
объяснить и понять которую очень не просто,
если не сказать - невозможно.
За счет реализации психологических
механизмов, как правило, достигается
лишь относительное личностное благополучие.
Но нерешенные проблемы приобретают хронический
характер, так как человек лишает себя
возможности активно воздействовать на
ситуацию, чтобы устранить источник отрицательных
переживаний.
Современные представления
о "нормальной", развитой системе
психологической защиты предполагает
оценку следующих характеристик:
- адекватность защиты (человек
может восстановиться после той или иной
бессознательной защитной реакции и после
этого обсуждать её);
- гибкость защиты (человек может
использовать разные виды защитных реакций,
в какой-то определённой, типичной для
него ситуации угрозы, т.е. "репертуар"
его защитного поведения не задан слишком
жестко);
- зрелость защиты (относительно
более зрелыми считаются механизмы интеллектуализации,
сублимации, подавления, рационализации,
смещения без частого прибегания к более
примитивным формам проекции, отрицания,
интроекции).
Сейчас психологи насчитывают
более тридцати видов защитных механизмов,
которые различаются по эффективности,
зрелости и по конфликту, породившему
их - лежит ли он в сфере влечений, моральных
установок или внешней реальности.
Единой сколько-то общепризнанной
классификации защитных механизмов нет.
Часто механизмы психологической защиты
делят на 2 группы:
· протективные (примитивные,
незрелые, более простые); их цель - не допустить
информацию в сознание (расщепление, проекция,
отрицание, вытеснение, идеализация диссоциация,
всемогущий контроль, обесценивание, изоляция,
идентификация с агрессором и др.
· дефинзивные - более зрелые,
допускают информацию в сознание, но искажают
ее (сублимация, рационализация, интеллектуализация,
юмор, и др.1
Можно выделить ряд общих моментов, характерных для всех определений. Общим является ситуация конфликта, травмы, стресса, а также цель — снижение эмоциональной напряженности, связанной с конфликтом, и предотвращение дезорганизации поведения, сознания, психики. [Журбин]. Большинство из них не выдерживают критики, защита там определяется через видовые, либо функциональные характеристики: такие как цель, результат, познавательные процессы.
1 .2. Содержательные характеристики основных механизмов психологической защиты.
Механизмы защиты можно разделить
по уровню зрелости на проективные (вытеснение,
отрицание, регрессия, реактивное образование
и т.п.) и дефензивные (рационализация,
интеллектуализация, изоляция, идентификация,
сублимация, проекция, смещение). Первые
считаются более примитивными, не
допускают конфликтной и
Отрицание. Механизм психологической защиты, посредством которого личность либо отрицает некоторые фрустрирующие, вызывающие тревогу обстоятельства, либо отрицается какой-либо внутренний импульс или сторона самое себя. Как правило, действие этого механизма проявляется в отрицании тех аспектов внешней реальности, которые, будучи очевидными для окружающих, тем не менее не принимаются, не признаются самой личностью. Иными словами, информация, которая тревожит и может привести к конфликту, не воспринимается. Имеется в виду конфликт, возникающий при проявлении мотивов, противоречащих основным установкам личности или информация, которая угрожает ее самосохранению, самоуважению, или социальному престижу.
Как
процесс направленный вовне «отрицание»
часто противопоставляется «
Вытеснение. З.Фрейд считал этот механизм (его аналогом служит «подавление») главным способом защиты инфантильного «Я», неспособного сопротивляться соблазну. Другими словами, «вытеснение» - механизм защиты, посредством которого неприемлемые для личности импульсы: желания, мысли, чувства, вызывающие тревогу, становятся бессознательными. По мнению большинства исследователей, этот механизм лежит в основе действия и других защитных механизмов личности. Вытесненные (подавленные) импульсы, не находя разре-шения в поведении, тем не менее, сохраняют свои эмоциональные и психо-вегетативные компоненты.
Намеренное подавление травмирующих
чувств и воспоминаний весьма обычно,
но это не вытеснение: последнее
не совершается намеренно. Вытеснение
каким-то образом происходит автоматически.
Например, типична ситуация, когда
содержательная сторона психотравмирующей
ситуации не осознается, и человек
вытесняет сам факт какого-либо неблаговидного
поступка, но интрапсихический конфликт
сохраняется, а вызванное им эмоциональное
напряжение субъективно воспринимается
как внешне немотивированная тревога.
Именно поэтому вытесненные влечения
могут проявляться в
Предполагается, что вытеснение - это
больше чем забывание. Примером этому
может служить тот факт, что
некоторые переживания
В опроснике эту шкалу авторы включили и вопросы, относящиеся к менее известному механизму психологической защиты - «изоляции». При «изоляции» психотравмирующий и эмоционально подкрепленный опыт индивида может быть осознан, но на когнитивном уровне, изолированно от аффекта тревоги.
Регрессия В классических представлениях «регрессия» рассматривается как механизм психологической защиты, посредством которого личность в своих поведенческих реакциях стремится избежать тревоги путем перехода на более ранние этапы развития либидо. При этой форме защитной реакции личность, подвергающаяся действию фрустрирующих факторов, заменяет решение субъективно более сложных задач на относительно более простые и доступные в сложившихся ситуациях. Использование более простых и привычных поведенческих стереотипов существенно объединяет общий (потенциально возможный) арсенал преобладания конфликтных ситуаций. Также к этому механизму относится и упоминаемая в литературе защита по типу «реализация в действии», при которой неосознаваемые желания или конфликты прямо выражаются в действиях, препятствующих их осознанию. Импульсивность и слабость эмоционально-волевого контроля, свойственная психопатическим личностям, определяются актуализацией именно этого механизма защиты на общем фоне изменения мотивационно-потребностной сферы их большей упрощенности и доступности.
Компенсация Этот механизм психологической защиты нередко объединяют с «идентификацией». Он проявляется в попытках найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка, дефекта нетерпимого другим качеством, чаще всего с помощью фантазирования или присвоения себе свойств, достоинств, ценностей, поведенческих характеристик другой личности. Часто это происходит в ситуациях необходимости избежать конфликта с этой личностью и повышения чувства самодостаточности. При этом заимствованные ценности, установки или мысли принимаются без анализа и переструктурирования и поэтому, не становятся частью самой личности.
Ряд авторов обоснованно считают,
что «компенсацию» можно
Другим проявлением
Проекция В основе «проекции» лежит процесс, посредством которого неосознаваемые и неприемлемые для личности чувства и мысли локализуются вовне, приписываются другим людям и таким образом фактом сознания становятся как бы вторичными. Негативный, социально не одобряемый оттенок испытываемых чувств и свойств, например, агрессивность нередко приписывается окружающим, чтобы оправдать свою собственную агрессивность или недоброжелательность, которая проявляется как бы в защитных целях. Хорошо известны примеры ханжества, когда человек постоянно приписывает другим собственные аморальные стремления.
Реже встречается другой вид проекции, при которой значимым лицам (чаще из микро-социального окружения) приписываются позитивные, социально одобряемые мысли или действия, которые способны возвысить. Например, учитель, не проявивший особых способностей в профессиональной деятельности, склонен наделять любимого ученика талантом именно в этой области, неосознанно возвышая тем самым и себя («...победителю ученику от побежденного учителя»).
Направление проекции не бывает случайным: чаще она бывает направлена на объекты, действительные свойства которых соответствуют проецируемым характеристикам.