Механизмы психологической защиты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:57, курсовая работа

Описание

Реформирование общества и переход к рыночным отношениям в России резко активизировали информационно-коммуникативные процессы, осуществляемые опосредованно через средства массовой коммуникации и непосредственно в межличностном и личностно-групповом взаимодействии. Манипулирование личностью, использование различных средств и технологий информационно-психологического воздействия на людей стало достаточно обычным явлением в повседневной жизни, экономической конкуренции и политической борьбе.

Содержание

Оглавление.
Введение стр.3-6
1.Теоретические основы психологической защиты.
1.1.Психологическая защита и её характеристика. стр.7-10
1.2.Содержательные характеристики основных
механизмов психологической защиты. стр.11-17
1.3.Психологическая защита и стратегия совладания. стр.18-20
1.4.Защитные автоматизмы. Уровни психологической
защиты. стр.20-21
2.Методы и методики изучения психологической
защиты и совладания как механизма овладением
поведением.
2.2.Социометрическая методика. стр.21-27
2.3.Методика диагностики доминирующей стратегии
психологической защиты в общении. стр.27-35
2.4.Методика исследования психологической защиты детей. стр.35-39
Заключение. стр.40-41
Список используемой литературы. стр.42

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 161.21 Кб (Скачать документ)
 
 


 
   Первые изображаются при помощи кружков большей, а вторые — меньшей величины.  
   Представляемые на социограммах данные нередко для получения более подробной информации о положении человека в системе внутригрупповых отношений дополняются числовыми показателями — индексами. Наиболее известный из них индекс групповой сплоченности, который характеризует систему групповых отношений в целом. Его формула выглядит следующим образом: 
где: Сп — показатель групповой сплоченности на эмоционально-межличностном уровне;  
К — общее число взаимных выборов, сделанных членами данной группы;  
вв — максимально возможное число взаимных выборов в данной группе.  

 
 


 
Показатель К устанавливается  по социометрической матрице, а показатель ∑вв определяется, в свою очередь, по формуле:  
где п — число членов в изученной группе.  
    Достаточно представительную и разностороннюю информацию о положении человека в системе групповых взаимоотношений можно получить, например, при помощи следующих дополнительных социометрических индексов:  
1.      Разницы между числом выборов, сделанных данным членом группы, и количеством сделанных им же отклонений. Этот индекс свидетельствует об отношений данного человека к группе в целом.  
2.           Разницы между числом полученных выборов и количеством полученных отклонений. Это — оценка отношения группы к данному человеку.  
3. Количество взаимных выборов, имеющихся у данного человека с остальными членами группы. Это — индекс положительных взаимосвязей данного человека с остальными членами группы.  
4. Количество полученных взаимных отклонений. Это — индекс взаимной неприязни, проявляемой в отношениях данного человека с другими членами группы.  
    Первые два индекса могут принимать как положительные, так и отрицательные значения. Третий и четвертый индексы также можно перевести в показатели, имеющие плюсы и если соответствующие индексы окажутся выше среднего их значения по группе, то им можно приписать знак «+» (в случае, если речь идет о взаимных выборах) или знак «—» (если дело касается взаимных отклонений).  
Совокупность плюсов и минусов, полученных данным человеком, показывает его персональный социометрический профиль. Например, профиль вида + + + + свидетельствует о том, что положение данного индивида в группе является благополучным во всех отношениях, а профиль вида — — — — о полном неблагополучии. Промежуточные, смешанные варианты профилей, содержащие в себе плюсы и минусы, дают дифференцированную характеристику положения человека в различных подсистемах системы групповых отношений. 

2.2. Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении.

Для определения присущей вам стратегии психологической  защиты в деловом и межличностном  общении, в каждом вопросе выберите один ответ, который более всего  подходит вам или лучше характеризует  ваше поведение в этой ситуации:

1. Зная себя, вы  можете сказать:

  • (а) я скорее человек миролюбивый, покладистый;
  • (б) я скорее человек гибкий, способный обходить острые ситуации, избегать конфликтов;
  • (в) я скорее человек, идущий напрямую, бескомпромиссный, категоричный.

2. Когда вы  мысленно выясняете отношения  со своим обидчиком, то чаще  всего…

  • (а) ищете способ примирения;
  • (б) обдумываете способ не иметь с ним дел;
  • (в) размышляете о том, как его наказать или поставить на место.

3. В спорной  ситуации, когда партнер явно  не старается или не хочет  вас понять, вы вероятнее всего…

  • (а) будете спокойно добиваться того, чтобы он вас понял;
  • (б) постараетесь свернуть с ним общение;
  • (в) будете горячиться, обижаться или злиться.

4. Если защищая  свои важные интересы, вы почувствуете, что можете поссориться с хорошим  человеком, то

  • (а) пойдете на значительные уступки;
  • (б) отступите от своих притязаний;
  • (в) будете отстаивать свои интересы.

5. В ситуации, где вас пытаются обидеть или  унизить, вы скорее всего:

  • (а) постараетесь запастись терпением и довести дело до конца…
  • (б) дипломатичным образом уйдете от контактов;
  • (в) дадите достойный отпор.

6. Во взаимодействии  с властным и в то же время  несправедливым руководителем вы…

  • (а) сможете сотрудничать во имя интересов дела;
  • (б) постараетесь как можно меньше контактировать с ними;
  • (в) будете сопротивляться его стилю, активно защищая свои интересы.

7. Если решение  вопроса зависит только от  вас, но партнер задел ваше  самолюбие, то вы…

  • а) пойдете ему навстречу;
  • б) уйдете от конкретного решения;
  • в) решите вопрос не в пользу партнера.

8. Если кто-то  из друзей время от времени  будет позволять себе обидные  выпады в ваш адрес, вы…

  • (а) не станете придавать этому особого значения;
  • (б) постараетесь ограничить или прекратить контакты;
  • (в) всякий раз дадите достойный отпор.

9. Если у партнера  есть претензии к вам и он  при этом раздражен, то вам  привычнее:

  • (а) прежде успокоить его, а затем реагировать на претензии;
  • (б) избежать выяснения отношений с партнером в таком состоянии;
  • (в) поставить его на свое место или прервать.

10. Если кто-нибудь  из коллег станет рассказывать  вам о том плохом, что говорят  о вас другие, то вы…

  • (а) тактично выслушаете все до конца;
  • (б) пропустите мимо ушей;
  • (в) прервете рассказ на полуслове.

11. Если партнер  слишком проявляет напористость  и хочет получить выгоду за  ваш счет, то вы…

  • (а) пойдете на уступку ради мира;
  • (б) уклонитесь от окончательного решения в расчете на то, что партнер успокоится и тогда вы вернетесь к вопросу;
  • (в) однозначно дадите понять партнеру, что он не получит выгоду за ваш счет.

12. Когда вы  имеете дело с партнером, который  действует по принципу «урвать  побольше», вы…

  • (а) терпеливо добиваетесь своих целей;
  • (б) предпочитаете ограничить взаимодействие с ним;
  • (в) решительно ставите такого партнера на место.

13. Имея дело  с нагловатой личностью, вы…

  • (а) находите к ней подход посредством терпения и дипломатии;
  • (б) сводите общение до минимума;
  • (в) действуете теми же методами.

14. Когда спорщик  настроен к вам враждебно, вы  обычно…

  • (а) спокойно и терпеливо преодолеваете его настрой;
  • (б) уходите от общения;
  • (в) осаждаете его или отвечаете тем же.

15. Когда вам  задают неприятные, подковыривающие  вопросы, вы чаще всего…

  • (а) спокойно отвечаете на них;
  • (б) уходите от прямых ответов;
  • (в) «заводитесь», теряете самообладание.

16. Когда возникают  острые разногласия между вами  и партнером, то это чаще  всего…

  • (а) заставляет вас искать выход из положения, находить компромисс, идти на уступки;
  • (б) побуждает сглаживать противоречия, не подчеркивать различия в позициях;
  • (в) активизирует желание доказать свою правоту.

17. Если партнер  выигрывает в споре, вам привычнее…

  • (а) поздравить его с победой;
  • (б) сделать вид, что ничего особенного не происходит;
  • (в) «сражаться до последнего патрона».

18. В случаях,  когда отношения с партнером  обретают конфликтный характер, вы взяли себе за правило:

  • (а) «мир любой ценой» — признать свое поражение, принести извинения, пойти на встречу пожеланиям партнера;
  • (б) «пас в сторону» — ограничить контакты, уйти от спора;
  • (в) «расставить точки над «и», выяснить все разногласия, непременно найти выход из ситуации.

19. Когда конфликт  касается ваших интересов, то  вам чаще всего удается его  выигрывать благодаря:

  • (а) дипломатии и гибкости ума;
  • (б) выдержке и терпению;
  • (в) темпераменту и эмоциям.

20. Если кто-либо  из коллег намеренно заденет  ваше самолюбие, вы…

  • (а) мягко и корректно сделаете ему замечание;
  • (б) не станете обострять ситуацию, сделаете вид, будто ничего не случилось;
  • (в) дадите достойный отпор.

21. Когда близкие  критикуют вас, то вы…

  • (а) принимаете их замечания с благодарностью;
  • (б) стараетесь не обращать на критику внимание;
  • (в) раздражаетесь, сопротивляетесь или злитесь.

22. Если кто-либо  из родных или близких говорит  вам неправду, вы обычно предпочитаете…

  • (а) спокойно и тактично добиваться истины;
  • (б) сделать вид, что не замечаете ложь, обойти неприятный оборот дела;
  • (в) решительно вывести лгуна на «чистую воду»,

23. Когда вы  раздражены, нервничаете, то чаще  всего:

  • (а) ищите сочувствия, понимания;
  • (б) уединяетесь, чтобы не проявить свое состояние на партнерах;
  • (в) на ком-нибудь отыгрываетесь, ищете «козла отпущения».

24. Когда кто-то  из коллег, менее достойный и  способный чем вы, получает поощрение  начальства, вы…

  • (а) радуетесь за коллегу;
  • (б) не придаете особого значения факту;
  • (в) расстраиваетесь, огорчаетесь или злитесь.

Обработка данных

Для определения присущей вам стратегии психологической  защиты в общении с партнерами надо подсчитать сумму ответов каждого типа:

  • (а) — миролюбие,
  • (б) — избегание,
  • (в) — агрессия.

Чем больше ответов того или иного типа, тем отчетливее выражена соответствующая стратегия. Если их количество примерно одинаковое, значит в контакте с партнерами вы активно используете разные защиты своей субъективной реальности.

Интерпретация результатов

Каково же содержание и  принцип действия каждой из этих стратегий?

1. Миролюбие — психологическая стратегия защиты субъектной реальности личности, в которой ведущую роль играют интеллект и характер. Интеллектпогашает или нейтрализует энергию эмоций в тех случаях, когда возникает угроза для «Я» личности. Миролюбие предполагает партнерство и сотрудничество, умение идти на компромиссы, делать уступки и быть податливым, готовность жертвовать некоторыми своими интересами во имя главного — сохранения достоинства. В ряде случаев миролюбие означает приспособление, стремление уступать напору партнера, не обострять отношения и не ввязываться в конфликты, чтобы не подвергать испытаниям свое Я.

Одного интеллекта, однако, часто не достаточно, чтобы миролюбие  стало доминирующей стратегией защиты. Важно еще иметь подходящий характер — уравновешенный, коммуникабельный. Интеллект в ансамбле с «хорошим характером» создают психогенную предпосылку для миролюбия. Разумеется, бывает и так, что человек с неважным характером также вынужден показывать миролюбие. Скорее всего его «обломала жизнь», и он сделал мудрый вывод: надо жить в мире и согласии. В таком случае его стратегия защиты обусловлена опытом и обстоятельствами, то есть она социогенная. В конце концов не так уж важно, что движет человеком — природа, опыт, или и то и другое вместе, — главное результат: выступает ли миролюбие ведущей стратегией психологической защиты или проявляется лишь эпизодически, наряду с другими стратегиями.

Информация о работе Механизмы психологической защиты