Методика диагностики семейных взаимоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:06, контрольная работа

Описание

Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) позволяет определить, каким
образом родители воспитывают ребенка в семье. Авторы методики - Эйдемиллер Э.Г. и
Юстицкис В.В. Для этого измеряется 11 шкал, относящихся к нарушениям процесса
воспитания: гиперпротекция, гипопротекция, потворствование, игнорирование потребностей ребенка, чрезмерность требований-обязанностей ребенка, недостаточность требований-обязанностей ребенка, чрезмерность требований-запретов, недостаточность требований-запретов к ребенку, строгость санкций (наказаний) за нарушение требований ребенком, минимальность санкций, неустойчивость стиля воспитания.

Работа состоит из  1 файл

контрольная по псих семьи (1).docx

— 56.97 Кб (Скачать документ)

Методика диагностики  семейных взаимоотношений.

(Э.Г. ЭЙДЕМИЛЛЕР, В.В. ЮСТИЦКИС (АСВ))

ОПИСАНИЕ

Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) позволяет определить, каким

образом родители воспитывают ребенка  в семье. Авторы методики - Эйдемиллер Э.Г. и

Юстицкис В.В. Для этого измеряется 11 шкал, относящихся к нарушениям процесса

воспитания: гиперпротекция, гипопротекция, потворствование, игнорирование потребностей ребенка, чрезмерность требований-обязанностей ребенка, недостаточность требований-обязанностей ребенка, чрезмерность требований-запретов, недостаточность требований-запретов к ребенку, строгость санкций (наказаний) за нарушение требований ребенком, минимальность санкций, неустойчивость стиля воспитания.

Затем можно получить ответ на вопрос: почему они воспитывают его так, измерив следующие 9 шкал, относящихся  к личностным проблемам родителей, которые они решают за счет ребенка. Расширение сферы родительских чувств, предпочтение в подростке детских  качеств, воспитательная неуверенность  родителя, фобия утраты ребенка, неразвитость родительских чувств, проекция на ребенка (подростка) собственных нежелаемых качеств, вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания, предпочтение мужских качеств, предпочтение женских качеств. Дополнительная двадцать первая шкала построена A.JI. Лихтарниковым и измеряет асоциальность отношений в семье. Шкала создана методом контрастных групп: рассматривались пункты опросника АСВ, имеющие значимые различия по Т-критерию с уровнем значимости не хуже 0,01 на выборках А) здоровых семей; Б) семей с ребенком, совершившим правонарушение и находящимся на учете в ИДН. Высокие значения шкалы асоциальных отношений в семье получают конфликтные семьи, где нет взаимопонимания между родителями и между родителями и ребенком, родители не знают, чем ребенок занят и не доверяют ему, предоставляют его самому себе, иногда непредсказуемо наказывают, манипулируют им, настраивая ребенка против другого супруга. Эта шкала могла бы быть иначе названа шкалой простых жестоких игр.

ОБРАБОТКА

Бланк регистрации ответов составлен  так, что номера ответов, относящиеся  к одной шкале, расположены в  одной строке (правда, для некоторых  шкал таких строк две — вверху и внизу). В крайнем правом столбце  указаны сокращенные названия шкал. Справа от сокращенного названия шкал указано диагностическое значение для каждой шкалы.

Так, например, ответы на вопросы 1, 21, 41, 61 и 81, а также 101, 107, 113, 119, 125 (всего  десять вопросов) относятся к шкале  Г+ (гиперпротекция), диагностическое значение которой равно 7. Для подсчета баллов по каждой шкале необходимо подсчитать число обведенных в соответствующей строке номеров. Если названия шкал подчеркнуты, как, например, Г+, то к результату необходимо прибавить число баллов по дополнительной шкале, которая находится в нижней части бланка и обозначена теми же буквами. Если число баллов достигает или превышает диагностическое значение, то у обследуемого родителя диагностируется соответствующая особенность стиля воспитания.

При обнаружении нескольких особенностей (отклонений) воспитания следует обратиться к Таблице «Диагностика типов негармоничного (патологизирующего) семейного воспитания» для установления конкретного, присутствующего в воспитательном поведении данного родителя типа семейного воспитания.

ЗНАЧЕНИЯ

Названия шкал

1

21

41

61

81

Г+

7

2

22

42

62

82

г-

8

3

23

43

63

83

У+

8

4

24

44

64

84

у-

4

5

25

45

65

85

т+

4

6

26

46

66

86

т-

4

7

27

47

67

87

3+

3

8

28

48

68

88

3-

4

9

29

49

69

89

с+

5

10

30

50

70

90

с-

6

11

31

51

71

91

Н

4




 

12

32

52

72

92

РРЧ

5

13

33

53

73

93

пдк

6

14

34

54

74

94

вн

7

15

35

55

75

95

ФУ

4

16

36

56

76

96

НРЧ

4

17

37

57

77

97

пнк

4

18

38

58

78

98

вк

4

19

39

59

79

 

пмж

 

20

40

60

80

 

пмк

 

101

107

113

119

 

г+

 

102

108

114

120

 

г-

 

103

109

115

121

 

У+

 

104

110

116

122

 

РРЧ

 

105

111

117

123

 

ФУ

 

106

112

118

124

130

НРЧ

 



Таблица 1

Диагностика типов негармоничного семейного  воспитания Тип воспитания Выраженность черт воспитательного процесса Уровень  протекции Полнота удовлетворения потребностей Степень предъявления требований Степень запретов Строгость  санкций П (Г+,Г-) У Т 3 С

Потворствующая  гиперпротекция + +

-

-

-

Доминирующая  гиперпротекция + ±

±

+

+

Повышенная  моральная ответственность +

-

+

±

Эмоциональное отвержение

±

±

±

Жестокое  обращение -' - ±

±

+

 

Г ипопротекция ....

±

   



 

 

ПРИМЕЧАНИЕ:

+ означает чрезмерную выраженность  соответствующей черты воспитания;

- недостаточную выраженность;

± означает, что при данном типе воспитания возможны как чрезмерность, так и недостаточность или невыраженность.

ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ОПРОСНИКОМ АСВ

Перед тем, как родитель начинает заполнять  опросник, необходимо создать атмосферу доверительного психологического контакта между ним и лицом, проводящим исследование. Родитель должен быть заинтересован в правдивости собственных ответов. Каждый опрашиваемый получает текст опросника и бланк регистрации ответов. Проводящий исследования зачитывает находящуюся в начале опросника инструкцию, убеждается, что опрашиваемые ее правильно поняли. В процессе заполнения инструктирование или пояснения не допускаются.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

В нашей стране накоплен немалый  опыт изучения семейных отношений, семейного  воспитания и проведения семейной психотерапии у детей и подростков с нарушениями  психологической адаптации. Сформулированы такие понятия, как "семейная психотерапия" и "диагностика семейных отношений". Под последней подразумевается определение типа семейной дезорганизации и негармоничного воспитания, установление причинно-следственной связи между психологическими нарушениями в семье и аномалиями формирования личности ребенка.

В построении адекватного семейного  диагноза помогают, применяемые комплексно, клинико-биографический, психологический  методы и метод включенного наблюдения. Клинико-биографический метод, являясь основным и ведущим, позволяет стереоскопически воспроизвести биографию семьи, выявить психологические взаимоотношения в настоящий момент путем сопоставления и сравнения оценок одних и тех же ситуаций, сделанных разными членами семьи и психотерапевтом ("семья глазами ребенка", "семья глазами родителей", "семья глазами психотерапевта").

Самую ценную информацию о функционировании семьи предоставляет метод включенного  наблюдения, представляющий собой разновидность  естественного эксперимента в понимании  А.Ф. Лазурского. Резервом дальнейшего  совершенствования диагностики  семейных отношений является разработка психологических методик, предназначенных  для анализа отклонений воспитания и выявления причин их возникновения. Такие методики дают возможность  на основе обобщения клинического опыта  обеспечить более строгое, объективное  и поддающееся квантификации  исследование семьи.

Анализируя процесс воспитания в семье, врач или психолог, должны ответить на три вопроса. Во-первых, как, т.е. какими способами родители воспитывают ребенка (тип воспитания). В случае если этот тип способствует возникновению и развитию патологических изменений личности ребенка, приходится ответить и на второй вопрос: почему родители воспитывают именно таким  образом, т.е. каковы причины, вызывающие данный тип воспитания. Установив  эту причину, необходимо ответить и  на третий вопрос - о месте этой причины  в совокупности отношений в семье. Предлагаемый опросник АСВ поможет найти ответ на первые два вопроса.

Нарушение процесса воспитания в семье

Рассмотрим особенности воспитания, учет которых наиболее важен при  изучении этиологии непсихотических патологических нарушений поведения и отклонения личности детей и подростков. Одновременно дадим описание тех шкал опросника АСВ, которые предназначены для диагностики типов негармоничного воспитания.

Описание шкал

Дадим описание шкал опросника АСВ, которые предназначены для диагностики типов негармоничного воспитания.

  1. Уровень протекции в процессе воспитания (шкалы Г+ и Г-)

Речь идет о том, сколько сил, внимания, времени уделяют родители при воспитании ребенка. Наблюдаются  два уровня протекции: чрезмерная (гиперпротекция) и недостаточная (гипопротекция).

—Гиперпротекция (шкала Г+). При гиперпротекции родители уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания, и воспитание его стало центральным делом их жизни. Типичные высказывания таких родителей использованы при разработке настоящей шкалы (утверждения шкалы Г+ опросника АСВ).

—Гипопротекция (шкала Г-). Ситуация, при которой ребенок или подросток оказывается на периферии внимания родителя, до него «не доходят руки», родителю «не до него». Ребенок часто выпадает у них из виду. За него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное.

  1. Степень удовлетворения потребностей ребенка (шкалы У+иУ-)

Речь идет о том, в какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение потребностей ребенка, как материально-бытовых (в питании, одежде, предметах развлечения), так  и духовных - прежде всего в общении  с родителями, в их любви и внимании. Данная черта семейного воспитания принципиально отличается от уровня протекции, поскольку характеризует  не меру занятости родителей воспитанием  ребенка, а степень удовлетворения его потребностей. Так называемое «спартанское воспитание» является примером высокого уровня протекции (поскольку  родитель много занимается воспитанием) и низкого уровня удовлетворения потребностей ребенка. В степени  удовлетворения потребностей возможны два отклонения.

—Потворствование (шкала У+). О потворствовании мы говорим в тех случаях, когда родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка или подростка. Они «балуют» его. Любое его желание - для них закон. Объясняя необходимость такого воспитания, родители приводят аргументы, являющиеся типичной рационализацией, - «слабость ребенка», его исключительность, желание дать ему то, чего был сам лишен в свое время родителями,что ребенок растет без отца и т.д. Типичные высказывания приведены в шкале У+. При потворствовании родители бессознательно проецируют на детей свои ранее не удовлетворенные потребности и ищут способы заместительного удовлетворения их за счет воспитательных действий.

—Игнорирование потребностей ребенка (шкала У-). Данный стиль воспитания характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителем.

  1. Количество и качество требований к ребенку в семье (шкалы Т+, Т- и 3+, 3-)

Требования к ребенку - неотъемлемая часть воспитательного процесса. Они выступают, во-первых, в виде обязанностей ребенка, т.е. в тех заданиях, которые он выполняет, - учеба, уход за собой, участие в организации быта, помощь другим членам семьи. Во- вторых, это требования-запреты, устанавливающие, чего ребенок не должен делать. Наконец, невыполнение требований ребенком может повлечь применение санкций со стороны родителей - от мягкого осуждения до суровых наказаний. Формы нарушений системы требований к ребенку различны, поэтому высказывания родителей, отражающие их, представлены в целом ряде шкал: Т+, Т-; 3+, 3-; С+, С-.

Требования-обязанности - это перечень повседневных обязанностей ребенка  по отношению к себе и по отношению  к другим членам семьи.

—Чрезмерность требований-обязанностей (шкала Т+). Именно это качество лежит в основе типа негармоничного воспитания «повышенная моральная ответственность». Требования к ребенку в этом случае очень велики, непомерны, не соответствуют его возможностям и не только не содействуют полноценному развитию его личности, но, напротив, представляют риск психотравматизации.

—Недостаточность требований-обязанностей ребенка (шкала Т-). В этом случае ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье. Данная особенность воспитания проявляется в высказываниях родителей о том, как трудно привлечь ребенка к какому- либо делу по дому.

—Требования-запреты, т.е. указания на то, что ребенку нельзя делать, определяют прежде всего степень его самостоятельности, возможность самому выбирать способ поведения. И здесь возможны две степени отклонения: чрезмерность и недостаточность требований- запретов.

Информация о работе Методика диагностики семейных взаимоотношений