Методика диагностики семейных взаимоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:06, контрольная работа

Описание

Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) позволяет определить, каким
образом родители воспитывают ребенка в семье. Авторы методики - Эйдемиллер Э.Г. и
Юстицкис В.В. Для этого измеряется 11 шкал, относящихся к нарушениям процесса
воспитания: гиперпротекция, гипопротекция, потворствование, игнорирование потребностей ребенка, чрезмерность требований-обязанностей ребенка, недостаточность требований-обязанностей ребенка, чрезмерность требований-запретов, недостаточность требований-запретов к ребенку, строгость санкций (наказаний) за нарушение требований ребенком, минимальность санкций, неустойчивость стиля воспитания.

Работа состоит из  1 файл

контрольная по псих семьи (1).docx

— 56.97 Кб (Скачать документ)

—Чрезмерность требований-запретов (шкала 3+). Такой подход может лежать в основе типа негармонического воспитания - «доминирующая гиперпротекция». В этой ситуации ребенку «все нельзя». Ему предъявляется огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность. У стеничных детей и подростков такое воспитание форсирует реакции оппозиции и эмансипации, у менее стеничных предопределяет развитие черт сензитивной и тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации.Типичные высказывания родителей отражают их страх перед любыми проявлениями самостоятельности ребенка. Этот страх проявляется в резком преувеличении последствий, к которым может привести хотя бы незначительное нарушение запретов; а также в стремлении подавить самостоятельность мысли ребенка.

—Недостаточность требований-запретов к ребенку (шкала 3-). В этом случае ребенку «все можно». Даже если и  существуют какие-либо запреты, ребенок  или подросток легко их нарушает, зная, что с него никто не спросит. Он сам определяет круг своих друзей, время еды, прогулок, свои занятия, время  возвращения вечером, вопрос о курении  и об употреблении спиртных напитков. Он ни за что не отчитывается перед  родителями. Родители при этом не хотят, или не могут установить какие-либо рамки в его поведении. Данное воспитание стимулирует развитие гипертимного типа личности у подростка и особенно неустойчивого типа.

  1. Строгость санкций (наказаний) за нарушение требований ребенком (шкалы С+ и С-)

—Чрезмерность санкций (шкала С+) (тип воспитания «жесткое обращение»). Для родителей характерны приверженность к применению строгих наказании, чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения. Типичные высказывания родителей отражают их убеждение в полезности для детей и подростков максимальной строгости.

—Минимальность санкций (шкала С-). Эти родители предпочитают обходиться либо вовсе без наказаний, либо применяют их крайне редко. Они уповают на поощрения, сомневаются в результативности любых наказаний.

  1. Неустойчивость стиля воспитания (шкала Н)

Под таким воспитанием мы понимаем резкую смену стиля приемов, представляющих собой переход от очень строгого к либеральному и затем, наоборот, переход от значительного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению его родителями. Неустойчивость стиля воспитания, по мнению К.Леонгарда, содействует формированию таких черт характера, как упрямство, склонность противостоять любому авторитету, и является нередкой ситуацией в семьях детей и подростков с отклонениями характера. Родители, как правило, признают факт незначительных колебаний в воспитании ребенка, однако недооценивают размах и частоту этих колебаний.

  1. Расширение сферы родительских чувств (шкала РРЧ)

Обусловливаемое нарушение воспитания - повышенная протекция (потворствующая или доминирующая).

Данный источник нарушения воспитания возникает чаще всего тогда, когда  супружеские отношения между  родителями в силу каких-либо причин оказываются нарушенными: супруга  нет - смерть, развод, либо отношения  с ним не удовлетворяют родителя, играющего основную роль в воспитании несоответствие характеров, эмоциональная  холодность и др.). Нередко при этом мать, реже - отец, сами того четко не осознавая, хотят, чтобы ребенок, а позже подросток стал для них чем-то большим, нежели просто ребенком. Родители хотят, чтобы он удовлетворил хотя бы часть потребностей, которые в обычной семье должны быть удовлетворены в психологических отношениях супругов, - потребность во взаимной исключительной привязанности, частично - эротические потребности.

Мать нередко отказывается от вполне реальной возможности повторного замужества. Появляется стремление отдать ребенку (подростку) - чаще противоположного пола - «все чувства, всю любовь». В детстве  стимулируется эротическое отношение  к родителям - ревность, детская влюбленность. Когда ребенок достигает подросткового  возраста, у родителя возникает страх  перед самостоятельностью подростка. Появляется стремление удержать его  с помощью потворствующей или  доминирующей гиперпротекции. Стремление к расширению сферы родительских чувств за счет включения эротических потребностей в отношения матери и ребенка, как правило, ею не осознается. Эта психологическая установка проявляется косвенно, в частности в высказываниях, что ей никто не нужен, кроме сына, и в характерном противопоставлении идеализированных ею собственных отношений с сыном не удовлетворяющим ее отношениям с мужем. Иногда такие матери осознают свою ревность к подругам сына, хотя чаще они предъявляют ее в виде многочисленных придирок к ним.

  1. Предпочтение в подростке детских качеств (шкала ПДК)

Обусловливаемое нарушение воспитания - потворствующая гиперпротекция. В этом случае у родителей наблюдается стремление игнорировать повзросление детей, стимулировать у них сохранение таких детских качеств, как непосредственность, наивность, игривость. Для таких родителей подросток все еще маленький. Нередко они открыто признают, что маленькие дети вообще им нравятся больше, что с большими не так интересно. Страх или нежелание повзросления детей могут быть связаны с особенностями биографии самого родителя (он имел младшего брата или сестру, на которых в свое время переместилась любовь родителей, в связи с чем свой старший возраст воспринимался как несчастье).

Рассматривая подростка как  «еще маленького», родители снижают  уровень требований к нему, создавая потворствующую гиперпротекцию, тем самым стимулируя развитие психического инфантилизма.

  1. Воспитательная неуверенность родителя (шкала ВН)

Обусловливаемое нарушение воспитания - потворствующая гиперпротекция либо просто пониженный уровень требований. Воспитательную неуверенность родителя можно было бы назвать «слабым местом» личности родителя. В этом случае происходит перераспределение власти в семье между родителями и ребенком (подростком) в пользу последнего. Родитель «идет на поводу» у ребенка, уступает даже в тех вопросах, в которых уступать, по его же мнению, никак нельзя. Это происходит потому, что подросток сумел найти к своему родителю подход, нащупал его «слабое место» и добивается для себя в этой ситуации «минимум требований - максимум прав». Типичная комбинация в такой семье - бойкий, уверенный в себе подросток (ребенок), смело выдвигающий требования, и нерешительный, винящий себя во всех неудачах с ним, родитель.

В одних случаях «слабое место» обусловлено психастеническими  чертами личности родителя. В других - определенную роль в формировании этой особенности могли сыграть  отношения родителя с его собственными родителями. В определенных условиях дети, воспитанные требовательными, эгоцентричными родителями, став взрослыми, видят в своих детях ту же требовательность и эгоцентричность, испытывают по отношению к ним то же чувство «неоплатного должника», что испытывали ранее по отношению к собственным родителям.

Характерная черта высказываний таких  родителей - признание ими массы  ошибок, совершенных в воспитании. Они боятся упрямства, сопротивления  своих детей и находят довольно много поводов уступить им.

  1. Фобия утраты ребенка (шкала ФУ)

Обусловливаемое нарушение воспитания - потворствующая или доминирующая гиперпротекция. «Слабое место» - повышенная неуверенность, боязнь ошибиться, преувеличенные представления о «хрупкости» ребенка, его болезненности и т.д.

Один источник таких переживаний  родителей коренится в истории  появления ребенка на свет - его  долго ждали, обращения к врачам-гинекологам  ничего не давали, родился хрупким  и болезненным, с большим трудом удалось его выходить и т.д.

Еще один источник - перенесенные ребенком тяжелые заболевания, если они были длительными. Отношение родителей  к ребенку или подростку формировалось  под воздействием страха утраты его. Этот страх заставляет родителей  тревожно прислушиваться к любым  пожеланиям ребенка и спешить  удовлетворить их (потворствующая гиперпротекция), в других случаях - мелочно опекать его (доминирующая гиперпротекция).

 

В типичных высказываниях родителей  отражена их ипохондрическая боязнь за ребенка: они находят у него множество болезненных проявлений, свежи воспоминания о прошлых, даже отдаленных во времени переживаниях по поводу здоровья подростка.

  1. Неразвитость родительских чувств (шкапа НРЧ)

Обусловливаемые нарушения воспитания - гипопротекция, эмоциональное отвержение, жестокое обращение.

Адекватное воспитание детей и  подростков возможно лишь тогда, когда  родителями движут какие-либо достаточно сильные мотивы: чувство долга, симпатия, любовь к ребенку, потребность «реализовать себя» в детях, «продолжить себя».

Слабость, неразвитость родительских чувств нередко встречается у  родителей подростков с отклонениями личностного развития. Однако это  явление очень редко ими осознается, а еще реже признается как таковое. Внешне оно проявляется в нежелании  иметь Дело с ребенком (подростком), в плохой переносимости его общества, поверхностности интереса к его  делам. Причиной неразвитости родительских чувств может быть отвержение самого родителя в детстве его родителями, то, что он сам в свое время  не испытал родительского тепла.

Другой причиной НРЧ могут быть личностные особенности родителя, например выраженная шизоидность.

Замечено, что родительские чувства  нередко значительно слабее развиты  у очень молодых родителей, имея тенденцию усиливаться с возрастом (пример любящих бабушек и дедушек).

При относительно благоприятных условиях жизни семьи НРЧ обусловливает  тип воспитания «гипопротекция» и особенно «эмоциональное отвержение». При трудных, напряженных, конфликтных отношениях в семье на ребенка часто перекладывается значительная доля родительских обязанностей - тип воспитания «повышенная моральная ответственность» - либо к нему возникает раздражительно-враждебное отношение. Типичные высказывания родителей содержат жалобы на то, насколько утомительны родительские обязанности, сожаление, что эти обязанности отрывают их от чего-то более важного и интересного. Для женщин с неразвитым родительским чувством довольно характерны эмансипационные устремления и желание любым путем «устроить свою жизнь».

  1. Проекция на ребенка (подростка) собственных нежелательных качеств (шкала ПНК) Обусловливаемые нарушения воспитания - эмоциональное отвержение, жестокое обращение. Причиной такого воспитания нередко бывает то, что в ребенке родитель как бы видит черты характера, которые чувствует, но не признает в самом себе. Это могут быть: агрессивность, склонность к лени, влечение к алкоголю, те или иные склонности, негативизм, про-тестные реакции, несдержанность и т.д. Ведя борьбу с такими же, истинными или мнимыми, качествами ребенка, родитель (чаще всего - отец) извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя. Борьба с нежелаемым качеством в ком-то другом помогает ему верить, что у него данного качества нет.

Родители много и охотно говорят  о своей непримиримой и постоянной борьбе с отрицательными чертами  и слабостями ребенка, о мерах  и наказаниях, которые они в  связи с этим применяют. В высказываниях  родителя сквозит неверие в ребенка, нередки инквизиторские интонации; характерным стремлением является выявить в любом поступке «истинную», т.е. плохую, причину. В качестве таковой  чаще всего выступают качества, с  которыми родитель неосознаваемо борется.

  1. Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (шкала ВК) Обусловливаемые нарушения воспитания - противоречивый тип воспитания - соединение потворствующей гиперпротекции одного родителя с отверженцем либо доминирующей гиперпротекцией другого.

Конфликтность во взаимоотношениях между  супругами - частое явление даже в  относительно стабильных семьях. Нередко  воспитание превращается в «поле  битвы» конфликтующих родителей. Здесь они получают возможность наиболее открыто выражать недовольство друг другом, руководствуясь «заботой о благе ребенка». При этом разница во мнениях родителей чаще всего бывает диаметральной: один настаивает на весьма строгом воспитании с повышенными требованиями, запретами и санкциями, другой же родитель склонен «жалеть» ребенка, идти у него на поводу.

Характерное проявление ВК - выражение  недовольства воспитательными методами другого супруга. При этом легко  обнаруживается, что каждого интересует не столько то, как воспитывать  ребенка, сколько то, кто прав в  воспитательных спорах. Шкала ВК отражает типичные высказывания «строгой» стороны. Это связано с тем, что именно «строгая» сторона, как правило, является инициатором обращения  к врачу или медицинскому психологу.

13. Сдвиг в установках родителя  по отношению к ребенку в  зависимости от его (ребенка)  пола

Шкала предпочтения мужских качеств - ПМК и шкала предпочтения женских  качеств - ПЖК. Обусловливаемые нарушения  воспитания - потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение.

Нередко отношение родителя к ребенку  обусловливается не действительными  особенностями ребенка, а такими чертами, которые родитель приписывает  его полу, т.е. «вообще мужчинам»  или «вообще женщинам». Так, при  наличии предпочтения женских качеств  наблюдается неосознаваемое неприятие  ребенка мужского пола. В таком  случае приходится сталкиваться со стереотипными  суждениями о мужчинах вообще: «Мужчины в основном грубы, неопрятны. Они  легко поддаются животным побуждениям, агрессивны и чрезмерно сексуальны, склонны к алкоголизму. Любой  же человек, будь то мужчина или женщина, должен стремиться к противоположным  качествам - быть нежным, деликатным, опрятным, сдержанным в чувствах». Именно такие  качества родитель с ПЖК видит  в женщинах. Примером проявления установки  ПЖК может служить отец, видящий  массу недостатков в сыне и  считающий, что таковы же и все  его сверстники. В то же время  этот отец «без ума» от младшей сестры мальчика, так как находит у  нее одни достоинства. Под влиянием ПЖК в отношении ребенка мужского пола в данном случае формируется  тип воспитания «эмоциональное отвержение». Возможен противоположный перекос  с выраженной антифеминистской установкой, пренебрежением к матери ребенка, его сестрам. В этих условиях по отношению к мальчику может сформироваться воспитание по типу «потворствующая гиперпротекция».

Информация о работе Методика диагностики семейных взаимоотношений