Методика диагностики семейных взаимоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:06, контрольная работа

Описание

Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) позволяет определить, каким
образом родители воспитывают ребенка в семье. Авторы методики - Эйдемиллер Э.Г. и
Юстицкис В.В. Для этого измеряется 11 шкал, относящихся к нарушениям процесса
воспитания: гиперпротекция, гипопротекция, потворствование, игнорирование потребностей ребенка, чрезмерность требований-обязанностей ребенка, недостаточность требований-обязанностей ребенка, чрезмерность требований-запретов, недостаточность требований-запретов к ребенку, строгость санкций (наказаний) за нарушение требований ребенком, минимальность санкций, неустойчивость стиля воспитания.

Работа состоит из  1 файл

контрольная по псих семьи (1).docx

— 56.97 Кб (Скачать документ)

Сочетание различных отклонений в  воспитании

Возможно достаточно большое количество сочетаний перечисленных черт семейного воспитания. Однако особенно важное значение с точки зрения анализа причин отклонений характера, а также возникновения непсихотических психогенных нарушений поведения, неврозов и неврозоподобных состояний имеют следующие устойчивые сочетания. Устойчивые сочетания различных черт воспитания представляют собой тип негармоничного воспитания. Классификация типов негармоничного воспитания также дана в Таблице «Диагностика типов негармоничного (патологизирующего) семейного воспитания»

Потворствующая гиперпротекция (сочетание черт, отраженных в шкалах Г+, У+, при Т-, 3-, С-). Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Этот тип воспитания содействует развитию демонстративных (истероидных) и гипертимных черт личности у подростка. Доминирующая гиперпротекция (Г+, У±, Т±, 3+, С±). Ребенок также в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени. Однако в то же время лишают его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. У гипертимных подростков такие запреты усиливают реакцию эмансипации и обусловливают острые аффективные реакции экстрапунитивного типа. При тревожно-мнительном (психастеническом), сенситивном, астеническом типах акцентуации личности доминирующая гиперпротекция усиливает астенические черты.

Эмоциональное отвержение (Г-, У-, Т±, 3±, С±). В крайнем варианте это воспитание по типу «Золушки». В основе эмоционального отвержения лежит осознаваемое или, чаще, неосознаваемое отождествление родителями ребенка с какими-либо отрицательными моментами в собственной жизни. Ребенок в этой ситуации может ощущать себя помехой в жизни родителей, которые устанавливают в отношениях с ним большую дистанцию. Эмоциональное отвержение формирует и усиливает черты инертно-импульсивной (эпилептоидной) акцентуации личности и эпилептоидной психопатии, ведет к декомпенсации и формированию невротических расстройств у подростков с эмоционально-лабильной и астенической акцентуациями.

При жестоком обращении родителей  с детьми (Г-, У-, Т±, 3±, С+) на первый план выходит эмоциональное отвержение, проявляющееся наказаниями в форме избиений и истязаний, лишением удовольствий, неудовлетворением их потребностей.

Гипопротекция (гипоопека - Г-, У-, Т-, 3-, С+). Ребенок предоставлен самому себе, родители не интересуются им и не контролируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного и неустойчивого типов.

Психологические причины отклонений в семейном воспитании

Причины негармоничного воспитания весьма различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. В этом случае показаны разъяснительная работа и рациональная психотерапия. Однако нередко основную роль в нарушении воспитательного процесса играют личностные особенности самих родителей. Особую роль в практике врача-психотерапевта играют две группы причин.

Отклонения личности самих родителей. Акцентуации личности и психопатии нередко предопределяют определенные нарушения в воспитании. При неустойчивой акцентуации родитель чаще склонен проводить воспитание, характеризующееся гипопротекцией, пониженным удовлетворением потребностей ребенка, пониженным уровнем требований к нему. Инертно-импульсивная (эпилептоидная) акцентуация родителей чаще других обусловливает доминирование, жесткое обращение с ребенком. Стиль доминирования может также обусловливаться чертами тревожной мнительности. Демонстративно- гиперкомпенсаторная акцентуация личности и истероидная психопатия у родителей нередко предрасполагают к противоречивому типу воспитания: демонстрируемая забота и любовь к ребенку при зрителях и эмоциональное отвержение в отсутствие таковых. Во всех случаях необходимо выявить отклонение личности родителей, убедиться в том, что именно оно играет решающую роль в возникновении нарушений в воспитании. Поэтому внимание врача-психотерапевта направляется на осознание родителями взаимосвязи между особенностями своих личностных характеристик, типом воспитания и нарушениями поведения у подростка или ребенка.

Психологические (личностные) проблемы родителей, решаемые за счет ребенка. В  этом случае в основе негармоничного воспитания лежит какая-то личностная проблема, чаще всего носящая характер неосознаваемой проблемы, потребности. Родитель пытается разрешить ее (удовлетворить  потребность) за счет воспитания ребенка. Попытки разъяснительной работы, уговоров изменить стиль воспитания оказываются неэффективными. Перед  психологом встает трудная задача выявить  психологическую проблему родителя, помочь ему осознать ее, преодолеть действие защитных механизмов, препятствующих такому осознанию.

Шкалы, предназначенные для диагностики  причин отклонений в семейном воспитании: РРЧ, ПДК, ВН, ФУ, НРЧ, ПНК, ВК, ПМК и  ПЖК.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф.И.О. 

Фамилия и имя сына (дочери)   

Сколько ему (ей)лет 

Кто заполнял (отец, мать, другой воспитатель) 

ИНСТРУКЦИЯ: «Уважаемый родитель! Предлагаемый вам опросник содержит утверждения о воспитании детей. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в «Бланке для ответов». Читайте по очереди утверждения опросника. Если вы в общем согласны с ними, то на «Бланке для ответов» обведите кружком номер утверждения. Если вы в общем не согласны - зачеркните этот же номер в бланке. Если очень трудно выбрать, то поставьте на номере вопросительный знак. Старайтесь, чтобы таких ответов было не больше пяти. В опроснике нет «неправильных» или «правильных» утверждений. Отвечайте так, как вы сами думаете. Этим вы поможете психологу в работе с вами. На утверждения, номера которых выделены в опроснике жирным шрифтом, отцы могут не отвечать».

Текст опросника АСВ

для родителей детей в возрасте 3-10 лет

  1. Все, что я делаю, я делаю ради моего сына (дочери).
  2. У меня часто не хватает времени позаниматься с сыном (дочерью) - пообщаться, поиграть.
  3. Мне приходится разрешать моему ребенку такие вещи, которые не разрешают многие другие родители.
  4. Не люблю, когда сын (дочь) приходит ко мне с вопросами. Лучше, чтобы догадался сам (сама).
  5. Наш ребенок имеет больше обязанностей - в уходе за собой, поддержании порядка, чем большинство детей его возраста.
  6. Моего ребенка очень трудно заставить что-нибудь сделать, чего он не любит.
  7. Всегда лучше, если дети не думают о том, правильно ли поступают их родители.
  8. Мой сын (дочь) легко нарушает запреты.
  9. Если хочешь, чтобы твой(я) сын (дочь) стал(а) человеком, не оставляй безнаказанным ни одного его (ее) плохого поступка.
  10. Если только возможно, стараюсь не наказывать сына (дочь).
  11. Когда я в хорошем настроении, нередко прощаю своему сыну (дочери) то, за что в другое время наказал бы.
  12. Я люблю своего сына (дочь) больше, чем люблю (любила) супруга.
  13. Младшие дети мне нравятся больше, чем старшие.
  14. Если мой сын (дочь) подолгу упрямится или злится, у меня бывает чувство, то я поступил (а) по отношению к нему (ней) неправильно.
  15. У нас долго не было ребенка, хотя мы его очень ждали.
  16. Общение с детьми, в общем-то, утомительное дело.
  17. У моего сына (дочери) есть некоторые качества, которые выводят меня из себя.
  18. Воспитание моего сына (дочери) шло бы гораздо лучше, если бы мой(я) муж (жена) не мешал бы мне.
  19. Большинство мужчин легкомысленнее, чем женщины.
  20. Большинство женщин легкомысленнее, чем мужчины.
  21. Мой сын (дочь) для меня самое главное в жизни.
  22. Часто бывает, что я не знаю, что делает в данный момент мой ребенок.
  23. Если игрушка ребенку нравится, я куплю ее, сколько бы она не стоила.
  24. Мой сын (дочь) непонятлив(а). Легче самому два раза сделать, чем один раз объяснить ему (ей).
  25. Моему сыну (дочери) нередко приходится (или приходилось раньше) присматривать за младшим братом (сестрой).
  26. Нередко бывает так: напоминаю, напоминаю сыну (дочери) сделать что-нибудь, а потом плюну и сделаю сам(а).
  27. Родители ни в коем случае не должны допускать, чтобы дети подмечали их слабости и недостатки.
  28. Мой сын (дочь) сам(а) решает, с кем ему (ей) играть.
  29. Дети должны не только любить своих родителей, но и бояться их.
  30. Я очень редко ругаю сына (дочь).
  31. В нашей строгости к сыну (дочери) бывают большие колебания. Иногда мы очень строги, а иногда все разрешаем.
  32. Мы с ребенком понимаем друг друга лучше, чем мы с супругом.

33 .Меня огорчает, что мой сын  (дочь) слишком быстро становится  взрослым.

  1. Если ребенок упрямится, потому что плохо себя чувствует, лучше всего сделать так, как он хочет.
  2. Мой ребенок растет слабым и болезненным.
  3. Если бы у меня не было детей, я бы добился (добилась) в жизни гораздо большего.
  4. У моего сына (дочери) есть недостатки, которые не исправляются, хотя я упорно с ними борюсь.
  5. Нередко бывает, что когда я наказываю моего сына (дочь), мой муж (жена) тут же начинает упрекать меня в излишней строгости и утешать его (ее).
  6. Мужчины более склонны к супружеской измене, чем женщины.
  7. Женщины более склонны к супружеской измене, чем мужчины.
  8. Заботы о сыне (дочери) занимают большую часть моего времени.
  9. Мне много раз пришлось пропустить родительское собрание.
  10. Стремлюсь к тому, чтобы мой ребенок был обеспечен лучше, чем другие дети.
  11. Если побыть в обществе моего сына (дочери), можно сильно устать.
  12. Мне часто приходилось давать моему сыну (дочери) трудные для его (ее) возраста поручения.
  13. Мой ребенок никогда не убирает за собой игрушки.
  14. Главное, чему родители могут научить своих детей - это слушаться.
  15. Мой ребенок сам решает, сколько, чего и когда ему есть.
  16. Чем строже родители к ребенку, тем лучше для него.
  17. По характеру я - мягкий человек.
  18. Если моему сыну (дочери) что-то от меня нужно, он(а) старается выбрать момент, когда я в хорошем настроении.
  19. Когда я думаю о том, что когда-нибудь мой сын (дочь) вырастет и я буду ему (ей) не нужна, у меня портится настроение.
  20. Чем старше дети, тем труднее иметь с ними дело.
  21. Чаще всего упрямство ребенка бывает вызвано тем, что родители не умеют к нему подойти.
  22. Я постоянно переживаю за здоровье сына (дочери).
  23. Если бы у меня не было детей, мое здоровье было бы гораздо лучше.
  24. Некоторые очень важные недостатки моего сына (дочери) упорно не исчезают, несмотря на все меры.
  25. Мой сын (дочь) недолюбливает моего мужа.
  26. Мужчина хуже умеет понимать чувства другого человека, чем женщина.
  27. Женщина хуже умеет понять чувства другого человека, чем мужчина.
  28. Ради моего сына (дочери) мне от многого в жизни пришлось и приходится отказываться.
  29. Родители, которые слишком много суетятся вокруг своих детей, вызывают у меня раздражение.
  30. Я трачу на моего сына (дочь) значительно больше денег, чем на себя.
  31. Не люблю, когда сын (дочь) что-то просит. Сам(а) лучше знаю, чего ему (ей) больше надо.
  32. У моего сына (дочери) более трудное детство, чем у большинства его (ее) товарищей.
  33. Дома мой сын (дочь) делает только то, что ему (ей), хочется, а не то, что надо.
  34. Дети должны уважать родителей больше, чем всех других людей.
  35. Если мой ребенок не спит, когда ему положено, я не настаиваю.
  36. Я строже отношусь к своему сыну (дочери), чем другие родители к своим детям.
  37. От наказаний мало проку.
  38. Члены нашей семьи неодинаково строги с сыном (дочерью). Одни балуют, другие, наоборот, - очень строги.
  39. Мне бы хотелось, чтобы мой сын (дочь) не любил никого, кроме меня.
  40. Мне нравятся маленькие дети, поэтому не хотел(а) бы, чтобы он(а) слишком быстро взрослел(а).
  41. Часто я не знаю, как правильно поступить с моим сыном (дочерью).
  42. В связи с плохим здоровьем сына (дочери) нам приходится ему (ей) многое позволять.
  43. Воспитание детей - тяжелый и неблагодарный труд. Им отдаешь все, а взамен не получаешь ничего.
  44. С моим сыном (дочерью) мало помогает доброе слово. Единственное, что на него действует - это постоянные строгие наказания.
  45. Мой муж (жена) старается настроить сына (дочь) против меня.
  46. Мужчины чаще, чем женщины, действуют безрассудно, не обдумав последствий.
  47. Женщины чаще, чем мужчины, действуют безрассудно, не обдумав последствий.
  48. Я все время думаю о моем сыне (дочери), о его делах, здоровье и т.д.
  49. Так повелось, что о ребенке я вспоминаю, если он что-нибудь натворил или с ним что- нибудь случилось.
  50. Мой сын (дочь) умеет добиться от меня того, чего он хочет.
  51. Мне больше нравятся тихие и спокойные дети.
  52. Стараюсь как можно раньше приучить ребенка помогать по дому.
  53. У моего сына (дочери) мало обязанностей по дому.
  54. Даже если дети уверены, что родители неправы, они должны делать так, как говорят родители.
  55. В нашей семье так принято, что ребенок делает, что хочет.
  56. Бывают случаи, когда лучшее наказание - ремень.
  57. Многие недостатки в поведении моего ребенка пройдут сами собой с возрастом.
  58. Когда наш сын (дочь) что-то натворит, мы боремся за него (ее). Если все тихо, мы опять оставляем его (ее) в покое.
  59. Если бы мой сын не был бы моим сыном, а я была бы помоложе, то наверняка в него влюбилась бы.
  60. Мне интереснее говорить с маленькими детьми, чем с большими.
  61. В недостатках моего сына (дочери) виноват(а) я сам(а), потому что не умел(а) его (ее) воспитывать.
  62. Только благодаря нашим огромным усилиям сын (дочь) остался жить.
  63. Нередко завидую тем, кто живет без детей.
  64. Если предоставить моему сыну (дочери) свободу, он(а) немедленно использует это во вред себе или окружающим.
  65. Нередко бывает, что если я говорю сыну (дочери) одно, то муж (жена) специально говорит наоборот.
  66. Мужчины чаще, чем женщины, думают только о себе.
  67. Женщины чаще, чем мужчины, думают только о себе.
  68. Я трачу на сына (дочь) больше сил и времени, чем на себя.
  69. Я довольно мало знаю о делах сына (дочери).
  70. Желание моего сына (дочери) - для меня закон.
  71. Мой сын очень любит спать со мной.
  72. У моего сына (дочери) плохой желудок.
  73. Родители нужны ребенку лишь пока он не вырос. Потом он все реже вспоминает о них.
  74. Ради сына (дочери) я пошел бы на любую жертву.
  75. Моему сыну (дочери) нужно уделять значительно больше времени, чем я могу.
  76. Мой сын (дочь) умеет быть таким милым, что я ему все прощаю.
  77. Мне бы хотелось, чтобы сын женился попозже, после 30 лет.
  78. Руки и ноги моего сына (дочери) часто бывают очень холодными.
  79. Большинство детей - маленькие эгоисты. Они совсем не думают о здоровье и чувствах своих родителей.
  80. Если не отдавать моему сыну (дочери) все время и силы, то все может плохо кончиться.
  81. Когда все благополучно, я меньше всего интересуюсь делами сына (дочери).
  82. Мне очень трудно сказать своему ребенку "Нет".
  83. Меня огорчает, что мой сын все менее нуждается во мне.
  84. Здоровье моего сына (дочери) хуже, чем у большинства других детей.
  85. Многие дети испытывают слишком мало благодарности по отношению к родителям.
  86. Мой сын (дочь) не может обходиться без моей постоянной помощи.
  87. Большую часть своего времени сын (дочь) проводит вне дома - в яслях, детском саду, у родственников.
  88. У моего сына (дочери) вполне хватает времени на игры и развлечения.
  89. Кроме моего сына мне больше никто на свете не нужен.
  90. У моего сына (дочери) прерывистый и беспокойный сон.
  91. Нередко думаю, что я слишком рано женился (вышла замуж).
  92. Все, чему научился мой ребенок к настоящему времени, произошло только благодаря моей постоянной помощи.
  93. Делами сына (дочери) в основном занимается мой муж (жена).
  94. Я не могу вспомнить, когда в последний раз отказал(а) своему ребенку в покупке какой-нибудь вещи (мороженое, конфеты, "пепси" и т.д.).
  95. Мой сын говорил мне - вырасту, женюсь на тебе, мама.
  96. Мой сын (дочь) часто болеет.
  97. Семья не помогает, а осложняет мою жизнь.

Литература:

Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие / Серия: "Психодиагностика: педагогу, врачу, психологу (Вып. 1). Под общей редакцией д.м.н; проф. Л.И. Вассермана. - М.: "Фолиум", 1996. - 48 с.

Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. -СПб.: Питер, 1999. Эйдемиллер Э. Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. - СПб.: Речь, 2003, 336 с.

Олифирович Н. П., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. - СПб.: Речь, 2006.

 

 

 

 

 

Темы контрольных работ по курсу  «Психология семьи» Дошфак (заочное отделение) 5 курс

1. Психология воспитательных воздействий. Васильева

2. Психологические основы стилей  поведения родителей.Титова

3. Семейная среда и психическое здоровье детей.Мехралиева

  1. Понятие неблагополучной семьи, виды семейной депривации.
  2. Диагностика семейных трудностей.
  3. Модели родительского поведения и их влияние на поведение ребенка.

7 Диагностика типов семейного  воспитания.

  1. Графическая диагностика детско-родительских отношений
  2. Коммуникативные процессы в семье, диагностика их нарушений и коррекция.
  3. Представление членов семьи и семье и личности друг друга, диагностика их нарушений и коррекция.
  4. Структурно-ролевой аспект семьи, диагностика нарушений и коррекция.
  5. Нарушения жизнедеятельности семьи.
  6. Диагностика семейных отношений для родителей детей в возрасте от 3 до 10 лет (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В.) f

Разумова Г.В.

Литература

  1. Лыкова З.А. Мужчины и женщины в семье. - М., 1983.
  2. Популярная психология для родителей / Под ред. Бодалева А.А. /—\-М., 1988.

3.Диагностика и коррекция нарушений семьи / автор составитель ^ Войтенко Т.П. - КГПУ, 2000, 67 с.

4.Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. -М., 1996

 

 

 

 

 

 

 

 

5курс (ДПЗ-51)

 

  1. Абрамова Татьяна Михайловна (дог.)
  2. Алексеечкина Наталья Владимировна
  3. Бартенева Лиана Владимировна
  4. Бурлуцкая Наталия Владимировна
  5. Васильева Светлана Владимировна
  6. Васичкина Людмила Алексеевна
  7. Войтова Ирина Владимировна
  8. Голованева Елена Николаевна
  9. Дубинкина Александра Александровна (дог.)
  10. Евтеева Юлия Викторовна
  11. Емельянова Анжелика Викторовна (дог.)
  12. Железняк Яна Юрьевна
  13. Иванова Анастасия Федоровна
  14. Калашникова Ирина Владимировна (дог.)
  15. Карпачева Виктория Николаевна
  16. Клевакина Виктория Сергеевна
  17. Королева Елена Николаевна
  18. Кузнецова Ольга Николаевна
  19. Мехралиева Светлана Николаевна (дог.)
  20. Можайко Рано Абдувалиевна
  21. Мусийчук Евгения Вячеславовна
  22. Никитина Юлия Вячеславовна (дог.)
  23. Николаев Николай Петрович
  24. Окишева Надежда Анатольевна
  25. Падина Наталья Геннадиевна
  26. Паршина Светлана Викторовна
  27. Пашян Светлана Ивановна
  28. Плетнева Наталья Викторовна
  29. Позднякова Наталья Валерьевна
  30. Прокопенко Юлия Владимировна
  31. Семенова Анна Витальевна
  32. Сергачева Анна Владимировна
  33. Соколова Елена Игоревна
  34. Тимошина Юлия Александровна
  35. Титова Анна Клементьевна
  36. Тихонова Ирина Александровна
  37. Фалина Наталия Сергеевна
  38. Федосикова Татьяна Николаевна
  39. Федько Алла Геннадьевна
  40. Филатова Елена Андреевна
  41. Фомина Оксана Дмитриевна
  42. Черницына Наталия Викторовна

Информация о работе Методика диагностики семейных взаимоотношений