Содержание
Введение…………………………………………………………………2-3
1. История современной
игровой терапии…………………………….4-9
2. Игровая психотерапия
в рамках семейной психотерапии………...10-11
3.Методика игровой
психотерапии ребенка с родителями………….12-14
Заключение…………………………………………………………………15
Список используемой
литературы………………………………………..16
Введение
Игровая психотерапия
с каждым годом становится все
более популярной. Однако, к сожалению,
до сих пор актуальным остается замечание
Д. Б. Эльконина: в 1978 г. он писал о том, что,
несмотря на широкое распространение
"игровой терапии", "специальных
исследований по этой проблеме очень мало,
буквально единицы". Ч. Шефер, Л. Кэри
в 1994 г. отмечали, что "большинство психотерапевтов
обладает крайне скудными сведениями
об этом направлении". О "недостаточности
объема" и "неудовлетворенности"
исследований в области игровой психотерапии
в методическом плане пишет Ч. Кэмпмэнн-Ельсес
(1997).
В настоящее
время сложилась парадоксальная
ситуация. Практически во всех детских
лечебных и педагогических учреждениях
можно услышать, что там проводится игровая
психотерапия. В то же время в большинстве
руководств по психотерапии этот метод
либо вообще не упоминается (Вольперт
И. Е., 1972,1979; Рожнов В. И., 1985; Кондратенко
В. Т., Донской Д. И., 1993), либо приводится
лишь один метод (Карвасарский Б. Д., 1985,2000;
Кудрявцева С. В., Заморев С. И., 1995). Часто
в разделе "игровая психотерапия"
отсутствует определение понятия (Вольперт
И. Е., 1979; Карвасарский Б. Д., 1985,2000; Сло-бодяник
А. П., 1966).
В научном плане
игровая психотерапия разрабатывалась
наиболее успешно исследователями,
относящимися к гуманистическому направлению.
Это не могло не наложить отпечаток
на дефиниции, методические приемы. Так,
признавая достоинства монографии
по игровой психотерапии Г. Л. Лэнд-рета,
следует отметить некоторую ее тенденциозность.
Теоретические воззрения автора отражает
и данное им определение. Согласно Лэндрету,
"игровая терапия... динамическая система
отношений между ребенком и терапевтом,
обученным процедурам игровой терапии,
который обеспечивает ребенка игровым
материалом и облегчает построение безопасных
отношений для того, чтобы ребенок мог
наиболее полно выразить и исследовать
собственное Я (чувства, мысли, переживания
и поступки) с помощью игры - естественного
для ребенка средства коммуникации".
Нетрудно заметить, что это определение
не предполагает использования методов
игровой терапии в работе со взрослыми
пациентами, с семьей, жестко детерминирует
тактику проведения терапии.
Именно влиянием
гуманистических психологов объясняется
тот факт, что некоторые психологи и психотерапевты
отождествляют недирективную игровую
психотерапию с игровой психотерапией
вообще, в качестве пациентов видят только
детей. Это находит отражение в отечественных
изданиях. В вышедшей в 1998 г. "Психотерапевтической
энциклопедии" игровая психотерапия
определяется как метод лечения эмоциональных
и поведенческих расстройств у детей.
Это определение, на наш взгляд, с одной
стороны, неполное, а с другой - резко сужает
показания к применению метода.
В "Справочнике
по психологии и психиатрии детского
и подросткового возраста" 1999
года издания в соответствующей
статье отмечено, что игровая психотерапия
"опирается на основные функции
детской игры" и "применяется
в первую очередь при психотерапии
широкого спектра психических расстройств,
нарушений поведения и социальной адаптации
у детей".
Показания к
применению метода в этом определении
значительно расширены, но суть понятия
"игровая психотерапия" остается
нераскрытой.
А.И. Захаров определяет
игровую терапию как организованный терапевтический
процесс, основанный на естественной для
детей потребности в игре, требующий от
врача гибкости, эмоциональной вовлеченности
и способности к игровому перевоплощению.
С точки зрения
С.В. Кудрявцевой и С.И. Заморева (1995), "игровая
терапия представляет собой взаимодействие
с ребенком на его собственных условиях,
предоставляя ему возможность для свободного
самовыражения с одновременным принятием
его чувств взрослым".
Между тем игровая
психотерапия применяется и разрабатывается
не только последователями гуманистического,
но и других направлений психотерапии.
Они, основываясь на различных теоретических
концепциях, предлагают соответствующие
своим взглядам подходы.
История
современной игровой
терапии
О первостепенном
значении игры для естественного
развития ребенка свидетельствует
тот факт, что ООН провозгласила
игру универсальным и неотъемлемым
правом ребенка. В ряде исследований
игра определяется как работа ребенка.
Это, по-видимому, попытка каким-то образом
узаконить игру, показать, что игра может
быть важной только тогда, когда она совпадает
с тем, что считается важным в мире взрослых.
Как детство
имеет свой внутренний смысл и
не является просто подготовкой к
взрослой жизни, точно так же и игра имеет
внутреннюю ценность и значение. В отличие
от работы, которая направлена на выполнение
какого-то определенного задания путем
приспосабливания к требованиям непосредственного
окружения, игра не зависит от поощрений
извне.
3. Фрейд писал:
"Самая любимая и всепоглощающая деятельность
ребенка - это игра. Возможно, мы можем
сказать, что в игре каждый ребенок подобен
писателю: он создает свой собственный
мир, или, иначе, он устраивает этот мир
так, как ему больше нравится. Было бы неверно
сказать, что он не принимает свой мир
всерьез, напротив, он относится к игре
очень серьезно и щедро вкладывает в нее
свои эмоции" [2].
Л. Френк предположил,
что игра для детей - это способ
научиться тому, чему их никто не
может научить, способ ориентации в
реальном мире, пространстве и времени,
способ исследования предметов и людей.
Включаясь в процесс игры, дети учатся
жить в современном мире. Игра помогает
ребенку раскрепостить свое воображение,
овладеть ценностями культуры и выработать
определенные навыки. "Когда дети играют,
они выражают собственную индивидуальность
и ближе подходят к внутренним ресурсам,
которые могут стать частью их личности". Согласно
Ж. Пиаже игра является мостиком между
конкретным опытом и абстрактным мышлением,
и именно символическая функция игры является
особенно важной [ПО]. В игре ребенок на
сенсомоторном уровне демонстрирует с
помощью конкретных предметов, которые
являются символами чего-то другого, то,
что он когда-либо прямым или косвенным
образом испытывал. Иногда такая связь
совершенно очевидна, а иногда она может
быть не слишком явной. В любом случае,
игра представляет собой попытку детей
организовать свой опыт и с игрой связаны
те редкие моменты жизни детей, когда они
чувствуют себя в безопасности и могут
контролировать собственную жизнь.
Именно поэтому
все большее значение приобретает
игровая терапия - способ коррекции
эмоциональных и поведенческих
нарушений у детей, " основу которого
положена игpa.
Игровая терапия
является относительно молодой отраслью
современной психологии, которая ориентируется
преимущественно на работу с детьми. Появившись
в первой половине XX века в недрах психоанализа,
игровая терапия постепенно распространилась
по широкому спектру направлений современной
психологии, находя теоретическое обоснование
разнообразию своих методов.
Чтобы понять детей,
найти подход к ним, мы должны взглянуть
на ребенка с эмоциональной точки
зрения. Не следует рассматривать
их как маленьких взрослых. Их мир
реально существует, и они рассказывают
о нем в игре [1].
Как уже говорилось
выше, игре придается большое значение
и она занимает значительную часть в жизни
ребенка. Первым, кто предложил изучать
игру детей с целью их понимания и воспитания,
был Ж. - Ж. Руссо. Еще в XVIII веке он писал,
что для того, чтобы узнать и понять ребенка,
необходимо наблюдать за его игрой. В своем
произведении "Эмиль" Руссо выразил
свои идеи в области образования и воспитания
ребенка. Он признал, что детство является
определенным периодом в развитии ребенка
и что дети - это не просто маленькие взрослые.
В дальнейшем он обосновал огромное значение
данного периода и особую роль игр в детстве.
Руссо рекомендовал учителю самому стать
ребенком, чтобы присоединиться к играм
своего воспитанника. Однако отношение
Руссо к детской игре было ориентировано
прежде всего на цели воспитания и обучения
- в отличие от современной тенденции использовать
игру для решения терапевтических и исследовательских
задач.
Игра впервые
была использована в терапии 3. Фрейдом
1163|. "3. Фрейд видел Ганса только
однажды, во время короткого визита,
и лечение состояло в том, что он посоветовал
отцу мальчика, как реагировать на поведение
ребенка, основываясь на своих наблюдениях
за игрой Ганса. Маленький Ганс - это первый
описанный случай, в котором трудности
ребенка относятся на счет эмоциональных
причин. Это был новый поворот в детской
психологии, так как на зape XX века специалисты
обычно считали, что нарушения у детей
возникают как результат недостатков
в обучении и воспитании
В отличие от
Ж.-Ж. Руссо,
3. Фрейд не
стремился стать ребенком, чтобы
понять Ганса. Вместо этого, действуя преимущественно
через отца мальчика, он как бы поднимал
Ганса до уровня интеллекта взрослого
человека, направляя ход его мыслей по
линии движения к определенной цели. Мальчику
задавались вопросы о том, что он мог понять.
"Интерес
к периоду раннего детства
с позиций психоанализа стал
одним из наиболее важных источников
современной игровой терапии.
Большинство специалистов, работавших
на первом этапе развития детской
психотерапии, шли по пути Фрейда,
а не Руссо. Иными словами, они применяли
к детям принципы терапевтической работы
со взрослыми".
Вслед за 3. Фрейдом
Г. Хаг-Хельмут стала, "видимо, одним
из первых терапевтов, утверждающих, что
игра является наиболее ответственным
моментом в психоанализе ребенка. Она
предложила детям, с которыми проводилась
терапия, игрушки, чтобы они могли выразить
себя". Хронологически работы Г. Хаг-Хельмут
предшествуют работам А. Фрейд и М. Клейн,
но в них не был сформулирован какой-либо
определенный терапевтический подход
и игровые материалы предлагалось использовать
только с детьми старше шести лет. Тем
не менее она привлекла внимание к сложностям
применения методов, используемых в терапии
взрослых, и указала на их недопустимость
в работе с детьми. Она впервые показала
радикальное отличие детского психоанализа
от психоанализа взрослых.
В последующие
30 лет детский психоанализ развился
в специализированное направление.
Трудности в работе с детьми с
помощью методов традиционного
психоанализа были связаны с неспособностью
детей выражать свои переживания в
словах и отсутствием у них интереса к
исследованию своей прошлой жизни и стадий
собственного развития. Поскольку прямое
использование в детском психоанализе
метода свободных вербальных ассоциаций
наталкивалось на значительные трудности,
психоаналитики стали искать пути их преодоления.
В результате работа
психоаналитиков с детьми стала
сосредоточиваться на наблюдении и
интерпретации. Уже сам 3. Фрейд почувствовал
необходимость трансформации исходной
психоаналитической теории для работы
с детьми, что было осуществлено его последователями.
Как указывал Д.Б. Эльконин, фрейдовское
психоаналитическое содержание игротерапии
все более и более подвергается вымыванию
и эрозии .
М. Клейн и
А. Фрейд создали две психоаналитические
школы в области детской психотерапии,
которые отличались по своим представлениям
о развитии детского Эго и Суперэго и по
своим техникам анализа. - Возможности
преодоления создавшихся трудностей были
реализованы в практике психоанализа
в виде регулярных контактов с родителями,
в особом характере взаимодействия психоаналитика
с ребенком и наблюдении за игрой ребенка.
Метод освобождающей
игровой терапии может использоваться
в сочетании с другими методами. Использование
данного метода игровой терапии бывает
эффективным также на определенных этапах
психоанализа (для устранения побочных
симптомов, например тика). И М. Клейн, и А. Фрейд
утверждали, что чрезвычайно важно вскрыть
прошлое и усилить Эго ребенка. Обе они
считали также, что игра является тем средством,
которое делает самовыражение ребенка
свободным. Таким образом, игровая терапии
позволила непосредственно проникнуть
в детское бессознательное.
Работа в
игровой ситуации, где ребенку
предлагается несколько специально
отобранных игрушек и терапевт участвует
в проигрывании ребенком определенных
травматических эпизодов, была названа
активной игровой терапией. В своем ограничении
набора игрушек, представляемых ребенку,
данный вид игровой терапии близок к принципам
А. Фрейд. В активной терапии была с успехом
воспринята выдвинутая М. Клейн цель быстрого
снижения уровня тревожности у детей.
Предполагалось, что ни один другой метод
не может столь быстро привести к подобным
результатам. В активной игровой терапии
подчеркивалось значение наблюдения за
эмоциональными взаимоотношениями между
ребенком и терапевтом, которые считались
диагностически значимыми для понимания
отношений ребенка с другими людьми. "
[3].
Наряду с
активным параллельно развивался пассивный
тип игровой терапии, когда терапевт
не ограничивает детскую игру, а
вместо этого просто присутствует при
ней, находясь в одной комнате с ребенком.
По мере того как ребенок в процессе разнообразной
активной деятельности выясняет, что ему
позволено делать, терапевт постепенно
включается в детскую игру. Руководящая
роль в игре принадлежит ребенку, терапевт
же время от времени предлагает простые
интерпретации его действий. В пассивной
игровой терапии принято считать, что
важное значение в преодолении эмоциональных
нарушений имеет "принятие способов
самовыражения ребенка с пониманием. Ребенок
получает возможность проработать свою
тревогу, враждебность или чувство незащищенности
в игровой форме и в своем собственном
темпе". Поскольку ребенок не имеет
ограничений в выборе игрушек и роль психолога
заключается в пассивном участии в игре,
не все содержание детской игры имеет
существенное эмоциональное или символическое
значение. "В процессе применения игротерапии
дети нередко осуществляют стандартную
разработку предмета фантазии, которая
имеет непосредственное отношение к их
психологическим проблемам".