Методика игровой психотерапии ребенка с родителями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 15:10, контрольная работа

Описание

Игровая психотерапия с каждым годом становится все более популярной. Однако, к сожалению, до сих пор актуальным остается замечание Д. Б. Эльконина: в 1978 г. он писал о том, что, несмотря на широкое распространение "игровой терапии", "специальных исследований по этой проблеме очень мало, буквально единицы". Ч. Шефер, Л. Кэри в 1994 г. отмечали, что "большинство психотерапевтов обладает крайне скудными сведениями об этом направлении". О "недостаточности объема" и "неудовлетворенности" исследований в области игровой психотерапии в методическом плане пишет Ч. Кэмпмэнн-Ельсес (1997).

Содержание

Введение…………………………………………………………………2-3
1. История современной игровой терапии…………………………….4-9
2. Игровая психотерапия в рамках семейной психотерапии………...10-11
3.Методика игровой психотерапии ребенка с родителями………….12-14
Заключение…………………………………………………………………15
Список используемой литературы………………………………………..16

Работа состоит из  1 файл

контр психотерапия семьи#.doc

— 98.00 Кб (Скачать документ)

Следующее крупное  направление в игровой терапии  возникло в 1930-х годах с появлением работы Д. Леви, в которой развивалась  идея терапии отреагирования - структурированной игровой терапии дли работы с детьми, пережившими какое-либо травмирующее событие. Леви считал, что игра занимает важное место в психотерапевтической работе с детьми, поскольку она является естественной для ребенка формой преодоления эмоционального затруднения. Он основывал свой подход в первую очередь на убеждении в том, что игра предоставляет детям возможность "отреагирования". В рамках данного подхода терапевт воссоздавал такую ситуацию, в которой специально отобранные игрушки помогали ребенку восстановить свой негативный опыт. Ребенку разрешалось играть свободно, чтобы он познакомился с комнатой и терапевтом. Затем терапевт использовал определенный игровой материал, чтобы в нужный момент внести в игру ребенка стрессогенную ситуацию. Воссоздание травмирующего события позволяет ребенку освободиться от страха и напряжения, вызванных этим событием. В процессе "разыгрывания" прежнего опыта ребенок управляет игрой и тем самым перемещается из пассивной роли пострадавшего к активной роли деятеля. Следя за игрой, терапевт отражает, обозначая словами, чувства ребенка, которые выражаются им вербально и невербально. Леви описал три техники освобождающей игровой терапии, которые имеют место в игровой комнате:

1. Простые способы  освобождения:

освобождение агрессивного поведения (выражается в бросании предметов, прокалывании воздушных шаров и так далее);

освобождение  от инфантильных форм поведения, инфантильных форм получения удовольствия (выражается в сосании воды из детской бутылочки, выплескивании воды на пол и так далее).

2. Освобождение  чувств в стандартизированной  ситуации.

3. Освобождение  чувств путем воссоздания в  игре специфического стрессового  опыта из жизни ребенка.

Достижение  наибольшего положительного терапевтического эффекта, по мнению Леви, возможно при соблюдении следующих требований:

1. Наличие выраженного  симптома, которому предшествовало  конкретное событие.

2. Проблема не  должна быть слишком запущенной, так как, если проблема существует  длительное время, она оказывает  влияние на всю систему взаимоотношений, а иногда и на интеллектуальный уровень ребенка.

3. Предпочтительный  возраст детей для игровой  терапии - не старше 10 лет, так  как более поздние проблемы  связаны со структурой личности.

4. Важно, чтобы  ситуация, вызвавшая проблему, была уже в прошлом, а не существовала параллельно с процессом терапии. Предполагается, что отношения в семье ребенка являются нормальными или, по крайней мере, проблемы ребенка не связаны в первую очередь с семейной ситуацией, существующей в данный момент.

Метод освобождающей игровой терапии может использоваться в сочетании с другими методами. Использование данного метода игровой терапии бывает эффективным также на определенных этапах психоанализа (для устранения побочных симптомов, например тика).

"Г. Хембидж считает себя продолжателем дела, начатого Д. Леви, который на протяжении 30 лет клинической практики разработал ряд способов игровой терапии для детей. Апробированное Д. Леви использование специфических стимулирующих ситуаций, которые предлагались детям для разыгрывания, Г. Хембидж назвал техникой „структурированной игровой терапии". Эта техника интересовала Д. Леви и как исследовательский метод, и как психотерапевтическая процедура" [5].

Различные техники, используемые в психотерапевтической работе с детьми, подчинены решению конкретных задач: концентрации внимания, обеспечения поддержки и одобрения, установления границ, стимуляции деятельности, сбора информации или интерпретации. Структурирование игровой ситуации способствует выполнению всех этих функций. Данную технику можно использовать выборочно с различными клиентами и в разное время с одним и тем же клиентом.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Игровая психотерапия в рамках семейной психотерапии

Целесообразность  использования игровых методов  в семейной психотерапии очевидна. Без них сеансы семейной психотерапии, на которых присутствуют дети, превращаются, с точки зрения Г.Л. Лэндрет, в простую беседу психотерапевта со взрослыми. При этом дети либо пассивно скучают, либо капризничают, либо бесцельно слоняются по комнате. Семейные психотерапевты начинают сознавать необходимость использования на своих приемах игрушек, проявляют интерес к игровым методикам.

В 1990-х гг. семейные психотерапевты все чаще стали использовать в своей работе игровые методики, причем не только с целью занять чем-то ребенка во время сеанса, но и решая терапевтические задачи. Применение игровых методик способствовало налаживанию коммуникаций, вовлечению в психотерапевтический процесс всех членов семьи, помогало раскрыть ее творческой потенциал. Работа по интеграции семейной и игровой психотерапии в итоге привела к изданию в 1994 г. сборника, который так и назывался - "Игровая семейная психотерапия". Его составители (Ч. Шефер, один из основателей Международной ассоциации игровой терапии, и Л. Кэри) отмечали, что "семейная игровая психотерапия" - новый термин, обозначающий обширную группу самых разнообразных приемов психотерапевтической работы" [4]. . Таким образом, они подчеркивали ее интегративно-эклектический характер.

В рамках семейной психотерапии возможно проведение сеансов со всей семьей или несколькими ее членами, а также в группе, состоящей из родителей и детей разных семей. Возможна игровая психотерапия семьи, не имеющей детей, или, наоборот, имеющей взрослых детей. Игровые методики, применяемые в работе с детьми, успешно используются и в работе со взрослыми .

Правомерно использовать как игры, ориентированные на использование  игрушек, так и игры, ориентированные  на использование сюжетных, ролевых  и подвижных игр.

Проведение сеансов  игровой семейной психотерапии, как правило, осуществляется амбулаторно. Родители с детьми приходят из дома, а потом возвращаются обратно. Однако существуют две модели стационарной семейной психотерапевтической помощи. При этом могут использоваться и игровые методики. В первом случае члены семьи, участвующие в психотерапевтическом процессе, госпитализируются вместе. Такой вариант может применяться, например, при супружеских дисгармониях, наличии сексуальных проблем. В клиниках санаторного типа возможна организация отдыха и стационарной игровой психотерапии семей с детьми. Вторая модель предполагает госпитализацию одного из членов семьи и посещение сеансов остальными участниками психотерапевтического процесса в назначенное врачом время.

Использование игр в процессе семейной психотерапии имеет следующие преимущества:

1. Простота и  естественность присоединения к  семье психотерапевта во время  игровой деятельности.

2. Возможность  активного включения в процесс  семейной психотерапии детей,  не способных еще достаточно  четко вербализовать свои эмоции и идеи.

3. Снижение тревоги,  рост степени доверия и откровенности  в процессе удачно проводимых  игр. 

4. Активизация  вербальной экспрессии в процессе  игр. 

5. Проявление  в игровой деятельности семейных  тайн.

6. Выявление  в играх неосознанных или скрываемых, не предъявляемых семьей проблем, которые члены семьи не готовы обсуждать.

7. Возможность  наблюдать членов семьи в процессе  взаимодействия, а не только во  время вербального общения. 

8. Возможность  демонстрации членами семьи отношений друг к другу в символической форме.

9. Сравнительно  быстрое достижение понимания  членами семьи чувств друг  друга и мотивов поступков. 

10. Повышение  эффективности семейной психотерапии  и сокращение длительности курса лечения. 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Методика игровой психотерапии ребенка с родителями

Сеансы проводятся в кабинете врача, который должен быть оснащен следующими наборами игрушек.

1. Люди: фигурки  мужчин и женщин примерно одного  размера (желательно, чтобы у некоторых  из них были атрибуты, указывающие на их профессию), а также дикари, монстры, гномы, пупсики.

2. Животные: домашние, дикие, морские, доисторические.

3. Растения: деревья,  кусты, трава, овощи, фрукты.

4. Здания: жилые  дома, замки, вокзалы, учреждения, гаражи, магазины и т. п. (или  строительный материал, из которого их можно построить).

5. Сооружения: ограды, ворота, мосты и пр.

6. Камешки, стеклышки,  ракушки, палочки, косточки.

7. Ящички, коробочки,  бусинки, кристаллы, цепочки. 

8. Тряпочки, полоски  цветной бумаги, кусочки фольги, полиэтиленовой пленки.

9. Наборы пластилина, веревочек, ниток, проволочек, скрепок,  кнопок.

10. Что подскажет  фантазия.

Представители недирективного направления часто  предъявляют строгие требования к размеру игровой комнаты, ее оборудованию, интерьеру. Особое внимание они уделяют набору игрушек, которые следует "выбирать, а не собирать", чтобы не превратить игровую комнату в чулан. Многие коллеги, считая, что подходящих условий и материалов нет, не решаются в связи ) с этим обучаться игровой психотерапии. Однако многолетняя практика показывает, что их страхи преувеличены. Каждый без особого труда может за короткое время собрать необходимые наборы и превратить свой врачебный кабинет в игровую комнату, если нет специального помещения для нее. За количеством игрового материала действительно не нужно гнаться.

На диагностической  стадии семейной игровой психотерапии после знакомства с семьей важно  создать спокойную, несерьезную, слегка интригующую обстановку, способствующую проявлению креативности. Только почувствовав, что с пациентами складываются доверительные отношения, врач может предложить всем членам семьи выбрать из каждого набора игрушек одинаковое количество предметов. Для этого игровые материалы должны быть расставлены на отдельных полках (или разложены по отдельным ящичкам), но так, чтобы все они были доступны. Каждому дается лист картона или фанеры, покрытый с одной стороны тонким слоем зеленого пластилина. Предлагается за 20 минут обустроить на своем поле выбранного героя. Кто-то станет строить ему дом, кто-то - сооружать шалаш, кто-то займется посадкой растений или установкой забора. Предварительно участники заключают соглашение не смотреть на работу друг друга до истечения времени. Каждому дается задание придумать и рассказать потом историю своего героя.

Обычно такие  сеансы проводились с двумя членами  семьи - ребенком и матерью. Реже мать приводит двух или даже трех детей. Иногда это делали бабушки. Редко  в сеансах участвовали отцы. После  завершения работы каждый демонстрирует  сотворенный им мир и дает пояснения. Поведение терапевта при этом спонтанно, но предопределено задачей поддержки клиентов и укрепления установленных с ними отношений. Во всех созданных "мирах" обязательно можно найти что-то достойное восхищения, и скрывать своих эмоций не нужно. Осторожно можно попросить пациентов оценить работы друг друга. Сначала следует попросить сказать, что понравилось. Затем выяснить, что хорошо было бы подправить. Можно спровоцировать обсуждение этого, а можно, если оно представляется несвоевременным, отвлечь от него. Терапевт может сесть за пишущую машинку (компьютер) и напечатать первую страницу книги, продолжение которой все будут обдумывать дома. Может быть предложено в качестве домашнего задания проиллюстрировать эту книгу. Вариантов продолжения работы много. Но прежде чем переходить к следующей стадии семейной психотерапии и пытаться ликвидировать семейный конфликт, нужно определить семейные подсистемы, оценить типы внутрисемейных отношений и патологизирующего воспитания, особенности внутренних и внешних границ семьи. Наблюдение за игрой, снимающей психологические защиты и являющейся великолепным проективным тестом, дает возможность сделать это. Вслед за А. Фрейд хочется повторить: "Это - "дикий" метод, который заимствует все у анализа, но не следует строгим аналитическим предписаниям". Грамотно проведенный первый сеанс игровой психотерапии не только способствует быстроте и легкости установления контакта с пациентами и позволяет правильно поставить диагноз клиентам и семье в целом, но и способен мотивировать членов семьи на дальнейшую работу.

Задачи, характерные  для дальнейших стадий процесса семейной психотерапии, также могут решаться при помощи игрового метода. Ни в  коем случае нельзя торопиться делиться результатами интерпретации игровых  ситуаций с пациентами. Можно мягко направлять течение игр, предлагая новые сюжетные ходы. После прохождения стадий хаоса и борьбы начинается стадия разрешения конфликта. При необходимости на этой стадии можно предлагать пациентам заранее спланированные игры с жесткой структурой, способствующие мобилизации ресурсов семьи и ее реконструкции. " [6]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Методика игровой психотерапии ребенка с родителями