Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 22:41, контрольная работа
Актуальность этой темы состоит в том, что семья в современных условиях не всегда выходит из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать служба социальной помощи в частности социальный работник. Объём решенных проблем, связанных с неблагополучными семьями и трудными подростками, во многом зависит от общественных, правовых, образовательных и других учреждений, окружающих семью и социального работника. Поэтому эти учреждения должны всеми возможными силами осуществлять поддержку семьи, а так же принимать непосредственное участие в работе социального работника с семьями "группы риска". Социальный работник сталкивается с разными неблагополучными семьями. Э
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Современная помощь семье……………………………………………………5
2 Социальная работа с проблемными семьями…………………………………8
3 Психокоррекционная работа как методика социальной работы с проблемной семьей……………...……………………………………………….13
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованных источников……………………………………….…..28
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Современная
помощь семье………………………………………………
2 Социальная работа с проблемными семьями…………………………………8
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников……………………………………….…..
Введение
Актуальность
этой темы состоит в том, что семья
в современных условиях не всегда
выходит из сложных жизненных
ситуаций. Она нуждается в помощи со
стороны. Такую помощь может оказать служба
социальной помощи в частности социальный
работник. Объём решенных проблем, связанных
с неблагополучными семьями и трудными
подростками, во многом зависит от общественных,
правовых, образовательных и других учреждений,
окружающих семью и социального работника.
Поэтому эти учреждения должны всеми возможными
силами осуществлять поддержку семьи,
а так же принимать непосредственное участие
в работе социального работника с семьями
"группы риска". Социальный работник
сталкивается с разными неблагополучными
семьями. Это семьи где ребёнок живет в
постоянных ссорах родителей, где родители
пьяницы или наркоманы, хронически больные
или инвалиды. Современные условия добавили
ещё и безработицу родителей. Задача социального
работника в работе с семьей - это разрешение
кризисных ситуаций. Кроме того, следует
обратить внимание и на их своевременное
предупреждение и нейтрализацию. К предупреждению
относится материальная помощь семьям
со стороны государства в виде выплаты
пособий. Предоставление льгот, социальной
помощи. Социальный работник кроме социальных
проблем, работа с семьей, решает экономические,
медицинские и психологические задачи.
Для оказания помощи семьям организованы
различные центры, социальные службы,
приюты и др. Социальный работник, непосредственно
работающий с детьми может по сути своей
профессиональной деятельности внести
посильный вклад в дело укрепления семьи.
На сегодняшний день социальный работник
рассматривает семью, как социальную среду,
которая коренным образом определяет
ситуацию развития ребенка в период детства.
Но в тоже время, на современном этапе,
социальный работник испытывает значительные
трудности: бывает трудно установить суть
проблемы, разобраться в причинах тех
или иных нарушений. Поэтому социальному
педагогу необходимо подключаться к организации
процесса взаимодействия учителя, семьи
и ребенка, приложить все усилия для оптимальной,
результативной работы. Объект: Процесс
социальной работы с семьей Предмет: методики
социальной работы с проблемной семьей. Цель
- Выявление методик социальной работы
с проблемной семьей. Задачи: - рассмотреть
современную помощь семье - выявить формы
социальной работы с проблемными семьями -
определить психокоррекционную работу
с детьми и их родителями
1 Современная помощь семье.
В
1992 г. Правительство Российской Федерации
принимает постановление «О первоочередных
мерах по созданию государственной
системы социальной помощи семье»,
которое включает экономическую, правовую,
медицинскую, психологическую и педагогическую
помощь. Это постановление было направлено
на осуществление государственной политики
семьи и детей. Новая социальная политика
в стране относительно семьи и детей проявляется
в выплате пособий на ребенка, создании
новых учреждений социального обслуживания,
которые ориентированы на семью и детей. Это
проявилось в организации различных учреждений
социального обслуживания, которые оказывали
помощь семье, детям-сиротам, трудным подросткам,
организации семейного отдыха, семейных
клубов, где и взрослые и дети проводят
отдых всей семьей. Местные органы создают
различные центры, в которых оказывается
помощь семье в кризисной ситуации. Более
распространенной формой оказания помощи
семье являются центры смешанного типа,
в которых проводится работа различных
служб. Так, одна из них - это служба социальной
реабилитации, где осуществляется реабилитация
лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Здесь оказывается материальная помощь,
помогают найти работу, занимаются проблемами
усыновления, опекой и попечительством. В
социальной службе молодежи помогают
молодым людям в трудоустройстве, помогают
молодой семье, вернувшимся из заключения,
алкоголикам, наркоманам. В центрах реабилитации
детей-инвалидов учитываются все дети-инвалиды,
дети с различными патологиями, им оказывается
психологическая, медицинская и педагогическая
помощь. Осуществляется профессиональная
подготовка. Организацией досуга семей,
проведением культурно-массовых мероприятий
занимаются центры досуга. В них родители
могут оставить детей на несколько часов,
в них собираются подростки, дети и родители
проводят досуг вместе. В медико-социальном
центре оказывается помощь и детям, и всем
членам семьи, всем слоям населения. Здесь
осуществляется патронаж над семьями
с малолетними детьми, проводится пропаганда
здорового образа жизни, медицинская профилактика
всех членов семьи. Особое внимание оказывается
семье, где есть дети-инвалиды и больные
дети. Оказывается социальная помощь особо
нуждающимся семьям, их прикрепляют к
бытовым службам, магазину, мастерским. Для
оказания помощи семье, попавшей в беду,
создаются приюты. Самыми распространенными
являются приюты для детей. Для взрослых
создаются социальные гостиницы, для подростков
и молодежи - дома интернатного типа, где
они живут до 18 лет, посещая школу, после
окончания которой, устраиваются на работу
и только тогда уходят из интерната. В центре
психолого-педагогической помощи семье
и детям помогают установить в семье нормальную
психологическую обстановку, осуществляется
психологическое и педагогическое просвещение
членов семьи.
Таким
образом, социальная политика в стране
относительно семьи и детей проявляется
в выплате пособий на ребенка, создании
новых учреждений социального обслуживания,
которые ориентированы на семью и детей.
2 Социальная работа с проблемными семьями.
Работа
с проблемной семьей или семьей начинается,
как правило, после заявления одного из
супругов, хотя иногда поводом для констатации
серьезных внутрисемейных проблем могут
быть наблюдения школьного или социального
педагога, детского врача, констатирующего
отрицательные психосоматические последствия
семейной напряженности для здоровья
детей. Социальная работа с такой семьей
начинается с тщательного изучения действительной
семейной проблемы, о которой супруги
чаще всего имеют неверные представления,
ознакомления с особенностями личностей
супругов, их семейных и брачных установок.
Возникшие трудности могут быть обусловлены
любой из названных причин. Следует отметить,
что внешние затруднения — материально-экономические
ограничения, неуверенность в завтрашнем
дне, безработица и т.д., — как правило,
только обостряют семейные конфликты,
выявляют истинные их причины. Негативные
черты личности, в первую очередь истеричность,
психоастеничность компенсированные
в процессе социализации или самовоспитания,
под влиянием внешних причин могут вновь
актуализироваться и стать причиной постоянных
конфликтов. Серьезное расхождение в семейно-брачных
установках может оставаться, не выявленным
довольно долго, однако в переломные, узловые
моменту развития семейной жизни или под
влиянием внешних трудностей может обнаружиться,
что супруги придерживаются различных
моделей семьи (эгалитарных или патриархальных),
имеют несовпадающие взгляды на воспитание
детей, эмоциональные, бытовые, финансовые
и прочие взаимоотношения. Соответственно
семейная терапия включает в себя Нахождение
компромисса в культурно-смысловой сфере,
коррекцию накопившихся социально-психологических
стереотипов, обучение навыкам неконфликтного
общения. Такая работа проводится путем
индивидуальных бесед и интервью, групповой
психотерапии или игровой терапии. К активно
применяемым методам относится так называемая
датерапия — аутодиагностическая и психокоррекционная
методика. Другая диагностическая методика
— популярный на Западе метод «скульптурной
группы»: члены семьи визуализируют свое
представление о семейных взаимоотношениях,
создавая скульптурную группу, причем
при обсуждении места в ней каждого члена
семьи он реально оценивает свою позицию
в ней и несовпадение своей оценки с оценкой
других.
.Одна из многосторонних методик — построение
генограммы семьи, т.е. это схемы семейной
истории, создаваемой по определенным
правилам и отражающей взаимоотношения
в поколениях прародителей, родителей
и в самой исследуемой семье. Более равноправные
отношения предусматривает методика «семейного
соглашения» (не следует путать с гражданско-правовым
брачным договором).
Социальная работа с семьей алкоголика
При
работе с семьей алкоголика диагностика
подразумевает выявление
Социально-педагогическая работа с проблемными детьми.
В
связи с резким ростом числа семей
и детей различных «групп риска»
возникла необходимость в новых
формах социально-педагогической работы
с проблемными детьми. Такой формой
явилась организация специфических образовательных
учреждений — центров психолого-педагогической
и медико-социальной помощи детям. Новой
в этих центрах является и сама педагогика:
вместо прежней авторитарной центры строят
свою работу на педагогике сотрудничества,
обеспечивая комплексный реабилитационный
подход, что позволяет не только восстановить
здоровье ребенка, родившегося с патологией,
но и обеспечить его самореализацию и
интеграцию в общество. Контингент центров:
дети «групп риска», дети с пограничными
(между нормой и патологией) психическими
расстройствами, социально дезадаптированные
дети, дети-сироты, беженцы, временные
переселенцы.
Социально-педагогическая работа среди
детей и подростков девиантного поведения
имеет стратегическое значение для страны.
Не обращая должного внимания на эту проблему,
общество рискует потерять свое будущее.
Экстренная помощь при наличии внутрисемейной жестокости.
Формы
жестокого обращения не сводятся
к физическому насилию — это
любое насильственное посягательство
на личность члена семьи, на его право
распоряжаться своими физическими,
психическими или иными способностями.
Итак,
к активно применяемым методам относится
так называемая датерапия — аутодиагностическая
и психокоррекционная методика. Другая
диагностическая методика — популярный
на Западе метод «скульптурной группы»:
члены семьи визуализируют свое представление
о семейных взаимоотношениях, создавая
скульптурную группу, причем при обсуждении
места в ней каждого члена семьи он реально
оценивает свою позицию в ней и несовпадение
своей оценки с оценкой других. Одна из
многосторонних методик — построение
генограммы семьи, т.е. это схемы семейной
истории, создаваемой по определенным
правилам и отражающей взаимоотношения
в поколениях прародителей, родителей
и в самой исследуемой семье. Более равноправные
отношения предусматривает методика «семейного
соглашения».
Коррекционная
работа с детьми и их родителями
осуществляется в виде психологического
сопровождения семей, воспитывающих
детей (подростков, молодых лиц) с
отклонениями в развитии. Семьи, в
которых воспитываются дети с
отклонениями в развитии, живут под
грузом многочисленных проблем. Это осложняет
внутрисемейную атмосферу, а порой накаляет
ее до предела. Не каждый родитель оказывается
способен принять недуг ребенка и адекватно
реагировать на его проблемы, которые
постоянно возникают в процессе жизни. Адекватное
восприятие проблем, связанных с воспитанием
в семье ребенка с отклонениями в развитии,
достигается не сразу и не всеми родителями.
Известно, что пролонгированная психотравмирующая
ситуация оказывает психогенное, фрустрирующее
воздействие на психику родителей проблемных
детей и опосредствованно негативно влияет
на их отношение к ребенку. Одни родители
переносят воздействие стресса очень
тяжело, и трагичность ситуации ломает
их судьбы. Другие находят в себе силы
противостоять возникшим трудностям,
умеют самореализоваться и достигают
максимальных успехов в социализации
ребенка. Таким образом, оказывается, что
при сходных вариантах фрустрационной
нагрузки реактивные способности и адаптационные
возможности у разных родителей проявляются
различно. Родители, испытывающие трудности
во взаимодействии с проблемными детьми,
нуждаются в оказании им специальной психологической
помощи. Именно эти факты и объясняют острейшую
необходимость организации и проведения
психокоррекционных мероприятий с семьями,
воспитывающими детей с отклонениями
в развитии.
Основополагающими принципами коррекционной
работы с детьми и их родителями являются
следующие.