Методики социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 22:41, контрольная работа

Описание

Актуальность этой темы состоит в том, что семья в современных условиях не всегда выходит из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать служба социальной помощи в частности социальный работник. Объём решенных проблем, связанных с неблагополучными семьями и трудными подростками, во многом зависит от общественных, правовых, образовательных и других учреждений, окружающих семью и социального работника. Поэтому эти учреждения должны всеми возможными силами осуществлять поддержку семьи, а так же принимать непосредственное участие в работе социального работника с семьями "группы риска". Социальный работник сталкивается с разными неблагополучными семьями. Э

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Современная помощь семье……………………………………………………5
2 Социальная работа с проблемными семьями…………………………………8
3 Психокоррекционная работа как методика социальной работы с проблемной семьей……………...……………………………………………….13
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованных источников……………………………………….…..28

Работа состоит из  1 файл

Методики социальной работы с проблемными семьями.doc

— 123.00 Кб (Скачать документ)

Научение. Эта техника дает более высокие результаты при ее использовании на групповых занятиях, чем на индивидуальных. Группа выступает как модель реального социума, в которой проявляется поведение человека. Участвуя в интеракциях, родители проявляют типичные для них поведенческие стереотипы. Таким образом, появляется возможность для вычленения как позитивных, так и неадекватных форм поведения родителей. Групповая ситуация является ареной для эмоционального многопланового межличностного взаимодействия, а это способствует гак отказу от неконструктивных поведенческих стереотипов, так и обретению навыков полноценного человеческого общения.      Одновременно очень важным в контексте самоактуализации представляется тренинг самоутверждения. Человек, испытывающий социофобический страх, избегает встреч с людьми, отгораживается от общения и активной деятельности. Социофобический страх возникает у некоторых матерей вследствие рождения неголноценного ребенка и всех сопряженных с этим последствий. Проявляющееся вторично чувство неудовлетворения собой приводит к еще большим затруднениям в реализации активного поведения, вызывая появление хронических эмоциональных нарушений.          В процессе тренинга самоутверждения участники группы убеждаются в том, что самоутверждающее поведение приводит действительно к изменению реакций окружающие, которые, как правило, являются чаше позитивными. А эти, в свою очередь, подкрепляет такое поведение, которое приводит к изменению самооценки и еще большей уверенности в себе. 

 Вывод: основополагающими принципами коррекционной работы с детьми и их родителями являются следующие.

  • Принцип единства диагностики и коррекции развития.
  • Принцип гуманистической направленности психологической помощи.
  • Принцип интегративного использования психолого-педагогических и психотерапевтических методов и приемов.
  • Принцип гармонизации внутрисемейной атмосферы.
  • Принцип оказания личностно - ориентированной помощи.
  • Принцип формирования положительного отношения к ребенку с отклонениями в развитии.
  • Принцип оптимизации воспитательных приемов, используемых родителями во взаимоотношениях с ребенком с отклонениями в развитии.
  • Принцип единства воспитательного воздействия семьи, образовательных учреждений и специалистов психолого-педагогической службы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Итак, деятельность социального работника- создать в семье ощущение безопасности, он должен быть твердо убежден в правильности своих действий, быть способным четко изложить свои цели клиентам, с которыми собирается работать.         Социальный педагог должен постоянно усваивать новые методы и приемы работы с семьей, понимать механизм их воздействия и ответственно подходить к их применению.         Оказывая помощь другим людям, он должен отличаться от других профессионалов не только специальными знаниями, но и особым отношением к своим клиентам. С одной стороны, он должен признавать и уважать их права как личностей, а с другой- учитывать неповторимость внутреннего мира каждого человека, что не терпит общего подхода. Для установления контакта социальный работник должен научиться смотреть на мир глазами своего клиента- с позиции клиентоцентризма.   Социальный работник сталкивается с разными семьями. Это семьи где ребёнок живет в постоянных ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды. Современные условия добавили ещё и безработицу родителей.      Требуется повседневная защита социальным работником, когда в семье нет отца или матери и ребенок воспитывается у бабушки или родственников, когда во время запоев или загулов родителей ребенок остаётся одиноким, когда родители отвергают любовь ребенка или «спекулируют» любовью к нему в своих отношениях.        Именно в таких семьях у ребенка наблюдается отклонения в поведении. Когда в семье нет контактов, когда к ребенку относятся формально, любовь и доброжелательность взрослых положительно влияют на ребенка.            Прежде чем рассмотреть деятельность социального работника с семьей, следует напомнить типы семей, с которыми приходится сталкиваться социальному работнику. Это городская и сельская семья, традиционная, современная, многодетная, неполная, семья беженцев, эмигрантов, военнослужащих, опекунов и усыновителей. Семья несовершеннолетней, «маленькой мамы», национальная и т.д.       В современных условиях, когда на семью возлагается вся ответственность за воспитание и содержание детей, поддержку престарелых, важно суметь создать такую внутрисемейную обстановку, климат семьи, которые бы обеспечивали соответствующие условия для этого.  Социальному работнику приходится сталкиваться с различными проблемами семьи. Это:          - больные дети, дети-инвалиды;        - пожилые родители, инвалиды, пенсионеры;      - половая распущенность и проституция;       - алкоголики и наркоманы;         - дети-бродяги;           - развод родителей         Задача социального работника в деятельности с проблемной семьей - это разрешение кризисных ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение и нейтрализацию.    К предупреждению относится материальная помощь семьям со стороны государства в виде выплаты пособий. Предоставление льгот, социальной помощи. Социальный педагог кроме педагогических проблем, работа с семье, решает социальные, экономические, медицинские и психологические задачи.        Главная цель - мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление кризиса. Для этого, во-первых, необходимо проанализировать проблемы. Во-вторых, следует проконсультироваться со специалистами, в-третьих, определить пути выхода из кризиса. Но любую деятельность с семьей социальный работник начинает с её изучения.

     Список  использованных источников

1. Волковская Т. Н. «Особенности работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения для детей с нарушениями развития» // Коррекционная педагогика- 2003.№ 2.-С. 62-70.

2. Куликова Л.Н. «Гуманизация образования и саморазвитие личности»-Хабаровск, 2001.

3. «Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков» /Под ред. А.Б. Фоминой. М., 2003.

4. Реан А.А. «Семьи и дети группы риска» //Беспризорник. 2004.№3. С. 44-47.

5. Социальная педагогика. / Под ред. В.А. Никитина. М., 2002.

6. Ткачева В. В. «Гармонизация внутрисемейных отношений: мама, папа, я- дружная семья»: практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений / В. В. Ткачева.-М.: Гном и Д, 2000.- 160 с. 

7. Ткачева В. В. «Система психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии»: автореф. дис. д-ра психол. наук / В. В. Ткачева. — М., 2005. — 46 с. 

8. Филиппова Г. Г. «Психология материнства»: учеб. пособие / Г. Г. Филиппова.-М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002.- 240 с.

Информация о работе Методики социальной работы