Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 22:41, контрольная работа
Актуальность этой темы состоит в том, что семья в современных условиях не всегда выходит из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать служба социальной помощи в частности социальный работник. Объём решенных проблем, связанных с неблагополучными семьями и трудными подростками, во многом зависит от общественных, правовых, образовательных и других учреждений, окружающих семью и социального работника. Поэтому эти учреждения должны всеми возможными силами осуществлять поддержку семьи, а так же принимать непосредственное участие в работе социального работника с семьями "группы риска". Социальный работник сталкивается с разными неблагополучными семьями. Э
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Современная помощь семье……………………………………………………5
2 Социальная работа с проблемными семьями…………………………………8
3 Психокоррекционная работа как методика социальной работы с проблемной семьей……………...……………………………………………….13
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованных источников……………………………………….…..28
Коррекционно-педагогический
процесс требует постоянного контроля
за динамикой развития ребенка и эффективностью
выполнения коррекционных программ.
Преодоление выявленного нарушения зависит
от правильности и точности его установления.
Этот принцип основан на признании самоценности личности ребенка с отклонениями в развитии и создании условий для его гармоничного развития.
Комплексный системный подход в применении разнообразных средств, методов и приемов психокоррекци-онного воздействия позволяет учитывать особенности различных нарушений развития и успешно осуществлять их коррекцию.
Этот принцип ориентирует психокоррекционную работу на разрешение личностных и межличностных конфликтов между членами семьи.
С использованием этого принципа осуществляется психологическая коррекция личностных девиаций у ребенка с отклонениями в развитии, членов его семьи и лиц, осуществляющих с ним непосредственное взаимодействие.
Этот принцип предполагает формирование положительных ценностных ориентации и установок у родителей ребенка, принятие его нарушений членами семьи и лицами социального окружения.
С помощью реализации этого принципа повышается педагогическая грамотность, психологическая компетентность и общая культура родителей. Повышение культурного уровня родителей - фактор, обеспечивающий укрепление адаптационных механизмов семьи.
Успех коррекционной работы с ребенком возможен только при условии тесного взаимодействия между семьей, специальным (коррекционным) образовательным учреждением и специалистами службы психологической помощи семье.
Психолого-педагогическая коррекция
В психокоррекционной
работе с семьями выделяется два
направления: психолого-педагогическое
и психокоррекционное.
Ориентируясь на эти
цели, специалист решает
следующие задачи:
Формы работы:
1) демонстрация
родителю (матери) больного ребенка
приемов работы с ним;
2) конспектирование родителем (матерью)
занятий, проводимых психологом;
3)выполнение домашних заданий со своим ребенком;
4)чтение родителем (матерью) специальной литературы, рекомендованной психологом;
5) реализация
родителем (матерью)
Психокоррекционное направление реализуется и виде индивидуальной и групповой психокоррекции. Задачами этого направления являются:
В качестве основы психокоррекционного
подхода используется личностно ориентированная
патогенетическая психотерапия (В. Н. Мясищев),
а также некоторые приемы и методы семейной
системной когнитивно-поведенческой психотерапии. Личностно
ориентированный подход (патогенетическая
психотерапия) был разработан В. Н. Мясищевым
на основе его концепции психологии личности.
Отношения человека в соответствии с теорией
психологии личности представляют сознательную,
избирательную, основанную на опыте, психологическую
связь с различными сторонами объективной
действительности, выражающуюся в его
действиях, реакциях и переживаниях.
В самом общем виде целью личностно ориентированного
подхода является расширение сферы самосознания
и самопонимания индивида. В результате
этого процесса реконструируется поведение,
а саморегуляция приобретает наиболее
адаптивные формы. Цели и задачи любого
коррекционного направления, ориентированного
на личностные изменения, вытекают из
представления о "личностном дефекте",
что, в свою очередь, определяется собственной
концепцией индивида. Задача психолога
- раскрыть и изменить отношения личности,
обусловившие возникновение и субъективную
неразрешимость конфликта. В процессе
проведения коррекционных занятий самосознание
родителей детей с отклонениями в развитии
оптимизируется. Этот процесс направлен
не столько на раскрытие им утреннего
психологического конфликта (недуг ребенка
с выраженными нарушениями развития может
быть неизлечим), сколько на переориентировку
родителей с общепризнанных моделей ценностей
(ребенок не может быть неполноценным,
он должен родиться здоровым, интеллектуально
и физически сохранным), которые были у
них сформированы в виде родительских
репродуктивных установок до рождения
больного ребенка, на общечеловеческие
ценности. Происходит формирование новых
жизненных ориентиров у родителей относительно
ребенка с отклонениями в развитии. Кредо
матери в результате проведенных занятий
трансформируется в формулу: "Я счастлива
оттого, что у меня есть ребенок, я люблю
его, а он любит меня". Те же процессы
происходят и в сознании отца ребенка:
"Я люблю этого ребенка. Он слаб. Он нуждается
в моей силе и помощи. Он принес мне счастье".
Когнитивная сфера (интеллектуальное
осознание родителями возникающих проблем):
Эмоциональная сфера
В процессе занятий участники:
Поведенческая сфера.
Психокоррекционные занятия помогают:
В качестве механизмов коррекционного воздействия личностно ориентированной психотерапии рассматриваются: корригирующее эмоциональное переживание, конфронтация, научение.
Корригирующее
эмоциональное переживание. Этот механизм
предполагает в первую очередь наличие
эмоциональной поддержки родителей ребенка
с отклонениями в развитии со стороны
психолога, принятие ребенка и проблем
семьи полностью и безоговорочно. Особое
значение эмоциональное сопереживание
имеет для матери ребенка с отклонениями
в развитии. Это позволяет признать человеческую
ценность матери как личности, уникальность
ее внутреннего мира, значимость ее ценностных
установок.
Конструктивно переработанное содержание
обратной связи способствует принятию
родителями новой информации о себе. Низкая
самооценка снижает возможность родителей
к восприятию новой информации, способствует
возникновению защитных механизмов и
таким образом закрывает им путь к обретению
нового опыта.
Эмоциональная поддержка оказывает стабилизирующее,
положительное воздействие на самооценку
и таким образом корригирует собственное
отношение личности к себе.
Конфронтация.
Под конфронтацией понимается "столкновение"
клиента с самим собой, со своими проблемами,
конфликтами, установками, характерными
эмоциональными и поведенческими стереотипами.
Конфронтация осуществляется за счет
"обратной связи" между участниками
психокоррекционного процесса. В ходе
индивидуальной работы основным инструментом
"обратной связи" выступает психолог,
который не столько привносит в нее свое
содержание, сколько отражает различные
аспекты психологической реальности родителей.
В групповой психотерапии "обратная
связь" является более многоплановой,
поскольку осуществляется между каждым
из членов группы и группой как целым.
В контексте внутреннего столкновения
родителя с самим собой очень важным представляется
факт оптимизации самосознания родителя,
переструктурирования иерархии его жизненных
ценностей. Для матери больного ребенка
наиболее важным является: переосмысление
отношения к себе как к женщине, родившей
неполноценного ребенка, а также переосмысление
своего отношения к рожденному ею больному
ребенку. Как принять такого ребенка, чтобы
"...не чувствовать постоянно бремени
угрызений совести, чувства собственной
неполноценности, бремени проблем его
здоровья? Как изменить свое представление
о себе, если именно ты его родила таким?" "Обратная
связь" позволяет каждой матери, участвующей
в работе психокоррекционной группы, получать
сообщения о том, какие эмоциональные
реакции у окружающих вызывает ее поведение,
каков ее имидж, какой она представляется
окружающим, что в ее поведении вызывает
одобрение, а что - негативную реакцию.
Отец ребенка с отклонениями в развитии
также изменяет свою позицию. Для него
наиболее существенным становится определение
реальных перспектив ребенка и собственных
возможностей оказания ему помощи. Задача
специалиста заключается в том, чтобы
помочь участнику группы расширить существующий
в его сознании собственный образ "Я"
путем интеграции полученной информации
(специально спрограммированных типичных
ситуаций, в которых приходится бывать
участнику группы, а также личностно-философских
установок, полученных частично от психолога,
частично от других лиц, путем анализа
примеров из жизни реальных или литературных
героев и т. д.).
Для усиления динамики этого процесса
применяется метод декатастрофизации,
заимствованный из "когнитивной терапии"
Аэрона Бека. Эта техника позволяет подготовить
участников группы к последствиям, сопряженным
со страхом, с целью уменьшения отказа
от самоактуализации из-за неуверенности
в успехе. В целом процесс переоценки последствий
свойствен формированию человеческой
личности. Расширение и углубление самооценки
личности, как известно, происходит под
воздействием отраженных оценок окружающих.
Осознав неадекватность собственной самооценки,
ее иллюзорность и бесперспективность,
родители приходят к пониманию необходимости
переосмьсления своего собственного внутреннего
мира, пониманию важности и необходимости
собственного существования и существования
своего ребенка. Результатом нового миропонимания,
принципиально новой жизненной концепции
становится позитивное самоощущение родителей,
которым они делятся друг с другом, а также
использование родителями в контактах
с окружающими более адаптивных форм общения,
что и осуществляется в рамках следующего
вида коррекционного воздействия.