Методики социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 22:41, контрольная работа

Описание

Актуальность этой темы состоит в том, что семья в современных условиях не всегда выходит из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать служба социальной помощи в частности социальный работник. Объём решенных проблем, связанных с неблагополучными семьями и трудными подростками, во многом зависит от общественных, правовых, образовательных и других учреждений, окружающих семью и социального работника. Поэтому эти учреждения должны всеми возможными силами осуществлять поддержку семьи, а так же принимать непосредственное участие в работе социального работника с семьями "группы риска". Социальный работник сталкивается с разными неблагополучными семьями. Э

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Современная помощь семье……………………………………………………5
2 Социальная работа с проблемными семьями…………………………………8
3 Психокоррекционная работа как методика социальной работы с проблемной семьей……………...……………………………………………….13
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованных источников……………………………………….…..28

Работа состоит из  1 файл

Методики социальной работы с проблемными семьями.doc

— 123.00 Кб (Скачать документ)
  • Принцип единства диагностики и коррекции развития.

    Коррекционно-педагогический процесс требует постоянного контроля за динамикой развития ребенка и эффективностью выполнения коррекционных программ. 
    Преодоление выявленного нарушения зависит от правильности и точности его установления.

  • Принцип гуманистической направленности психологической помощи.

    Этот  принцип основан на признании самоценности личности ребенка с отклонениями в развитии и создании условий для его гармоничного развития.

  • Принцип интегративного использования психолого-педагогических и психотерапевтических методов и приемов.

    Комплексный системный подход в применении разнообразных средств, методов и приемов психокоррекци-онного воздействия позволяет учитывать особенности различных нарушений развития и успешно осуществлять их коррекцию.

  • Принцип гармонизации внутрисемейной атмосферы.

    Этот  принцип ориентирует психокоррекционную работу на разрешение личностных и межличностных конфликтов между членами семьи.

  • Принцип оказания личностно - ориентированной помощи.

    С использованием этого принципа осуществляется психологическая  коррекция личностных девиаций у ребенка с отклонениями в развитии, членов его семьи и лиц, осуществляющих с ним непосредственное взаимодействие.

  • Принцип формирования положительного отношения к ребенку с отклонениями в развитии.

    Этот  принцип предполагает формирование положительных ценностных ориентации и установок у родителей ребенка, принятие его нарушений членами семьи и лицами социального окружения.

  • Принцип оптимизации воспитательных приемов, используемых родителями во взаимоотношениях с ребенком с отклонениями в развитии.

    С помощью реализации этого принципа повышается педагогическая грамотность, психологическая компетентность и общая культура родителей. Повышение культурного уровня родителей - фактор, обеспечивающий укрепление адаптационных механизмов семьи.

  • Принцип единства воспитательного воздействия семьи, образовательных учреждений и специалистов психолого-педагогической службы.

    Успех коррекционной работы с ребенком возможен только при условии тесного  взаимодействия между семьей, специальным (коррекционным) образовательным учреждением и специалистами службы психологической помощи семье.

Психолого-педагогическая коррекция            

В психокоррекционной работе с семьями выделяется два  направления: психолого-педагогическое и психокоррекционное.   Осуществляя психолого-педагогическую коррекцию, психолог организует занятия с больным ребенком и его родителем (чаще матерью). Здесь перед специалистом ставятся следующие цели:     o создание оптимальных условий для гармоничного развития ребенка с отклонениями в развитии в семье;         o переструктурирование иерархии жизненных ценностей родителей ребенка с отклонениями в развитии, оптимизация их самосознания;   o гармонизация психологического климата в семье;     o коррекция межличностных взаимоотношений в семье (детско-родительских, супружеских, родительско-детских, сиблинговых);   o формирование психолого-педагогических знаний и умений, повышение воспитательской компетентности родителей (лиц, их замещающих). 
Ориентируясь на эти цели, специалист решает следующие задачи:

  • обучение родителя (матери) специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с проблемным ребенком в домашних условиях;
  • обучение родителя (матери) специальным воспитательным приемам, необходимым для коррекции личности ребенка с отклонениями в развитии;
  • коррекция понимания родителем проблем его ребенка, а именно: исключение гиперболизации, минимизации или отрицания наличия проблем у ребенка;
  • коррекция внутреннего психологического состояния родителя: состояние неуспеха, связанное с недостаточностью ребенка, должно постепенно перейти в понимание возможностей ребенка, в радость его "маленьких" успехов;
  • коррекция неконструктивных форм поведения родителя (агрессии, подавления негативных желаний, эскапизма, примитивизации поведения и др.), их замена на продуктивные формы взаимоотношений в социуме;
  • осуществление личностного роста родителя в процессе взаимодействия со своим ребенком, в процессе его обучения и воспитания с помощью психолога;
  • переход родителя с позиции переживания за своего ребенка из-за его недуга в позицию творческого поиска реализации возможностей ребенка;
  • повышение личностной самооценки родителя в связи с возможностью увидеть результаты своего титанического труда в успехах ребенка;
  • трансформация образовательно-воспитательного процесса, реализуемого родителем по отношению к ребенку, в психокоррекционный процесс по отношению к себе самому;
  • созидательная деятельность родителя, направленная на его ребенка, помогает ему самому, излечивая от негативного воздействия психотравмирующей ситуации.

Формы работы:

1) демонстрация  родителю (матери) больного ребенка  приемов работы с ним; 
2) конспектирование родителем (матерью) занятий, проводимых психологом;

3)выполнение домашних заданий со своим ребенком;

4)чтение родителем (матерью) специальной литературы, рекомендованной психологом;

5) реализация  родителем (матерью) творческих  замыслов в работе с ребенком. 

   Психокоррекционное  направление реализуется и виде индивидуальной и групповой психокоррекции.         Задачами этого направления являются:

  • формирование новых жизненных ориентиров родителя ребенка с отклонениями в развитии;
  • коррекция взаимоотношений в диаде родитель - ребенок с отклонениями в развитии;
  • коррекция личностных нарушений у родителей больных детей;
  • коррекция нарушенного психологического состояния родителей больных детей (тревоги, ожидания перманентного неуспеха в учебе своего ребенка, состояний, связанных с пониманием себя как несостоявшегося человека);
  • коррекция неадекватных поведенческих реакций родителей как в отношении своих больных детей (наказание за любую провинность, окрик, подавление личности ребенка), так и в отношениях с социумом (скандальное поведение, неадекватные поведенческие реакции, агрессивное поведение, реакции протеста);
  • гармонизация интерперсональных отношений между диадой, представленной матерью с больным ребенком, и членами семьи; членами семьи и посторонними лицами.

        В качестве основы психокоррекционного подхода используется личностно ориентированная патогенетическая психотерапия (В. Н. Мясищев), а также некоторые приемы и методы семейной системной когнитивно-поведенческой психотерапии.      Личностно ориентированный подход (патогенетическая психотерапия) был разработан В. Н. Мясищевым на основе его концепции психологии личности. Отношения человека в соответствии с теорией психологии личности представляют сознательную, избирательную, основанную на опыте, психологическую связь с различными сторонами объективной действительности, выражающуюся в его действиях, реакциях и переживаниях. 
            В самом общем виде целью личностно ориентированного подхода является расширение сферы самосознания и самопонимания индивида. В результате этого процесса реконструируется поведение, а саморегуляция приобретает наиболее адаптивные формы. Цели и задачи любого коррекционного направления, ориентированного на личностные изменения, вытекают из представления о "личностном дефекте", что, в свою очередь, определяется собственной концепцией индивида. Задача психолога - раскрыть и изменить отношения личности, обусловившие возникновение и субъективную неразрешимость конфликта.      В процессе проведения коррекционных занятий самосознание родителей детей с отклонениями в развитии оптимизируется. Этот процесс направлен не столько на раскрытие им утреннего психологического конфликта (недуг ребенка с выраженными нарушениями развития может быть неизлечим), сколько на переориентировку родителей с общепризнанных моделей ценностей (ребенок не может быть неполноценным, он должен родиться здоровым, интеллектуально и физически сохранным), которые были у них сформированы в виде родительских репродуктивных установок до рождения больного ребенка, на общечеловеческие ценности. Происходит формирование новых жизненных ориентиров у родителей относительно ребенка с отклонениями в развитии.       Кредо матери в результате проведенных занятий трансформируется в формулу: "Я счастлива оттого, что у меня есть ребенок, я люблю его, а он любит меня". Те же процессы происходят и в сознании отца ребенка: "Я люблю этого ребенка. Он слаб. Он нуждается в моей силе и помощи. Он принес мне счастье".       Психокоррекционный процесс в личностно ориентированном подходе направлен на изменения в трех плоскостях измерений: когнитивной (познавательной), эмоциональной и поведенческой.     Каждое из направлений ставит определенные задачи. 
            Когнитивная сфера (интеллектуальное осознание родителями возникающих проблем):

  • осознание связи между психогенными факторами и возникновением и сохранением невротических (пониженное, тревожное настроение, слезы, страх, ощущение бесперспективности будущего) или психопатических расстройств (агрессивное настроение, характеризующееся проектированием асоциальных форм поведения), с учетом того факта, что психогенным фактором для всех родителей больных детей является состояние здоровья их ребенка;
  • определение ситуаций, вызывающих напряжение, тревогу, страх и другие негативные эмоции;
  • осознание особенностей своего поведения и эмоционального реагирования на действия представителей социума;
  • осознание того, что выявляемая потребность в поддержке извне у родителя больного ребенка может иметь форму невротической потребности;
  • выявление внутренних личностных психологических проблем и конфликтов;
  • осознание того, что причиной развода или псевдосолидарных отношений в семье является не рождение ребенка с отклонениями в развитии, а неконструктивность отношений, сложившихся между его родителями в более ранний период жизни семьи;
  • выявление причин изоляции и отстраненности отца (матери) от контактов с ребенком;
  • осознание того, что для устранения конфликтных форм взаимоотношений в семье необходимо переосмысление собственной семейной роли;
  • выявление рассогласованности между образом "Я" и восприятием родителя другими лицами;
  • осознание своей роли и меры своего участия в возникновении и сохранении конфликтных и психотравмирующих ситуации

Эмоциональная сфера 

В процессе занятий участники:

  • получают эмоциональную поддержку со стороны психолога и членов группы;
  • переживают те чувства, которые часто испытывают в реальной жизни;
  • оспроизводят те эмоциональные ситуации, которые случались с ними в реальной жизни и с которыми они не смогли справиться;
  • учатся быть более внимательными как к себе, так и к другим людям, учатся ценить себя, учатся позитивному отношению к себе;
  • обретают способность выражать более свободно собственные отрицательные и положительные эмоции;
  • учатся вербализовывать и понимать собственные чувства;
  • производят эмоциональную коррекцию своих отношений.

Поведенческая сфера.

Психокоррекционные  занятия помогают:

  • распознать собственные неконструктивные поведенческие реакции;
  • приобрести навыки адекватного общения в социуме;
  • развить коммуникативные формы поведения, способствующие самоактуализации и самоутверждению;
  • выработать способность к закреплению адекватных форм поведения и реагирования на проблемы ребенка на основе достижений в познавательной и эмоциональной сферах.
 

            В качестве механизмов коррекционного воздействия личностно ориентированной психотерапии рассматриваются: корригирующее эмоциональное переживание, конфронтация, научение.

Корригирующее эмоциональное переживание. Этот механизм предполагает в первую очередь наличие эмоциональной поддержки родителей ребенка с отклонениями в развитии со стороны психолога, принятие ребенка и проблем семьи полностью и безоговорочно. Особое значение эмоциональное сопереживание имеет для матери ребенка с отклонениями в развитии. Это позволяет признать человеческую ценность матери как личности, уникальность ее внутреннего мира, значимость ее ценностных установок. 
            Конструктивно переработанное содержание обратной связи способствует принятию родителями новой информации о себе. Низкая самооценка снижает возможность родителей к восприятию новой информации, способствует возникновению защитных механизмов и таким образом закрывает им путь к обретению нового опыта. 
            Эмоциональная поддержка оказывает стабилизирующее, положительное воздействие на самооценку и таким образом корригирует собственное отношение личности к себе.

Конфронтация. Под конфронтацией понимается "столкновение" клиента с самим собой, со своими проблемами, конфликтами, установками, характерными эмоциональными и поведенческими стереотипами.  
            Конфронтация осуществляется за счет "обратной связи" между участниками психокоррекционного процесса. В ходе индивидуальной работы основным инструментом "обратной связи" выступает психолог, который не столько привносит в нее свое содержание, сколько отражает различные аспекты психологической реальности родителей. 
            В групповой психотерапии "обратная связь" является более многоплановой, поскольку осуществляется между каждым из членов группы и группой как целым. В контексте внутреннего столкновения родителя с самим собой очень важным представляется факт оптимизации самосознания родителя, переструктурирования иерархии его жизненных ценностей. Для матери больного ребенка наиболее важным является: переосмысление отношения к себе как к женщине, родившей неполноценного ребенка, а также переосмысление своего отношения к рожденному ею больному ребенку. Как принять такого ребенка, чтобы "...не чувствовать постоянно бремени угрызений совести, чувства собственной неполноценности, бремени проблем его здоровья? Как изменить свое представление о себе, если именно ты его родила таким?"         "Обратная связь" позволяет каждой матери, участвующей в работе психокоррекционной группы, получать сообщения о том, какие эмоциональные реакции у окружающих вызывает ее поведение, каков ее имидж, какой она представляется окружающим, что в ее поведении вызывает одобрение, а что - негативную реакцию. Отец ребенка с отклонениями в развитии также изменяет свою позицию. Для него наиболее существенным становится определение реальных перспектив ребенка и собственных возможностей оказания ему помощи.       Задача специалиста заключается в том, чтобы помочь участнику группы расширить существующий в его сознании собственный образ "Я" путем интеграции полученной информации (специально спрограммированных типичных ситуаций, в которых приходится бывать участнику группы, а также личностно-философских установок, полученных частично от психолога, частично от других лиц, путем анализа примеров из жизни реальных или литературных героев и т. д.). 
            Для усиления динамики этого процесса применяется метод декатастрофизации, заимствованный из "когнитивной терапии" Аэрона Бека. Эта техника позволяет подготовить участников группы к последствиям, сопряженным со страхом, с целью уменьшения отказа от самоактуализации из-за неуверенности в успехе.         В целом процесс переоценки последствий свойствен формированию человеческой личности. Расширение и углубление самооценки личности, как известно, происходит под воздействием отраженных оценок окружающих. Осознав неадекватность собственной самооценки, ее иллюзорность и бесперспективность, родители приходят к пониманию необходимости переосмьсления своего собственного внутреннего мира, пониманию важности и необходимости собственного существования и существования своего ребенка. Результатом нового миропонимания, принципиально новой жизненной концепции становится позитивное самоощущение родителей, которым они делятся друг с другом, а также использование родителями в контактах с окружающими более адаптивных форм общения, что и осуществляется в рамках следующего вида коррекционного воздействия.

Информация о работе Методики социальной работы