Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 17:34, реферат
В настоящее время психология переживает период методологического самоопределения, кризиса, что обусловлено, с одной стороны, социально-экономическими, политическими переменами в российском обществе, во-вторых, деидеологизацией науки в целом. Понимание того, что происходит в современной психологии требует исторического обзора особенностей ее становления.
Введение 3
1. Основные методологические принципы 4
2. Разработка теоретико-методологических основ психологических исследований 6
3. Конкретно-научные исследования в области психологии 9
Заключение 16
Литература 17
Министерство по образованию
ГБО ВПО “Челябинский государственный педагогический университет”
Региональный
институт педагогического образования
и дистанционного обучения
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
Методологические
Выполнила: Хлыстова О.С.
студентка IV курса
группы № ПП421
по специальности «Психология и педагогика»
г. Снежинск
Челябинск
2012год
Оглавление
Введение 3
1. Основные методологические принципы 4
2. Разработка теоретико-методологических основ психологических исследований 6
3. Конкретно-научные исследования в области психологии 9
Заключение 16
Литература 17
В
настоящее время психология переживает
период методологического
В
современном научном знании в
марксистской традиции термин "методология"
обозначает три уровня научного подхода:
общей методологии, частной и
методологии как совокупности конкретных
методических приемов исследования.
Общая методология представляет
общий философский подход, общий
способ познания. Для отечественной
психологии, развивающейся в рамках
марксистской традиции - это диалектический
и исторический материализм. Принципы
детерминизма, системности и развития,
сознания и деятельности являются ключевыми
в познании психического в рамках
общефилософского подхода. В целом
естественнонаучная парадигма определила
своеобразие отечественной
По мнению Л.Р. Грэхэма, отечественная психология советского периода развивалась неровно и неравномерно, что обусловлено главным образом идеологическим причинами. В целом же методология диалектического материализма обладает эвристической ценностью, поскольку в интеллектуальном отношении диалектический материализм является вполне разумной, заслуживающей внимания точкой зрения, она представляется более интересной, чем было принято до сих пор считать философами и учеными за пределами Советского Союза. В советской психологии и физиологии, как ни в одной из наук существует особая, русская традиция интерпретации исследований.
Идеологический кризис второй половины 80-х годов ХХ столетия непосредственно коснулся и сферы науки: современная психология переживает сложный этап методологического самоопределения. В 90-е годы отмечается тенденция критического осмысления эвристических возможностей использования диалектического материализма в психологии.
Метод — это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С. Л. Рубинштейн).
Методология (от греч. methodos — путь исследования, logos — наука) - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология — учение о научном методе вообще и о методах отдельных наук. Это культура научного исследования.
Методы (от греч. methodos — путь исследования или познания) — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения; это и есть пути познания, посредством которых познается предмет любой науки.
Метод психологии конкретизируется в исследовательских методиках, Методика - это конкретное воплощение метода как выработанного способа организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на основе конкретного материала и конкретной процедуры. Методика отвечает конкретным целям и задачам исследования, содержит в себе описания объекта и процедуру изучения, способ фиксации и обработки полученных данных. На основе определенного метода может быть создано множество методик.
Одна из важнейших задач современной психологии заключается в том, чтобы рассматривать все разнообразие используемых методов и методик как единую систему (т.е. в рамках системного подхода). Любой объект должен рассматриваться с различных сторон, с помощью различных методов и на разных уровнях методологического анализа.
С точки зрения методологического анализа выделяются три уровня анализа любого явления:
Уровни методологического анализа
1-Частная (специальная) методология. (Совокупность принципов применяемых в определенной области, методология отдельной науки).
2-Общенаучная методология. (Учение о структуре, способах, методах познания).
3-Философская методология. (Общий философский подход, самые общие принципы и методы познания явлений действительности).
Очевидно,
что философские принципы не могут
быть применены в исследованиях
науки непосредственно: они преломляются
через принципы специальной методологии.
На основе общих философских принципов
строится методология психологического
исследования. В то же время конкретные
методологические приемы могут быть
относительно независимыми от методологических
принципов и применяются
На основе методологических принципов строится любое психологическое исследование. Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны. Все сказанное относится и к психологии. Ее явления настолько сложны и своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированными методы самых разных наук: философии и социологии, физиологии и медицины, биологии и истории и др.
Метод психологии — это способ познания внутренних психических явлений через анализ внешних психологических факторов.
Методы психологического исследования обнаруживают зависимость от основных теоретических принципов, реализуемых психологией, и конкретных задач, которые она решает. Общая цель всех методов психологического исследования заключается в точной регистрации, выявлении, фиксации психологических фактов, в накоплении эмпирических, опытных данных для последующего теоретического анализа.
Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология, начиная со второй половины XIX века, выделилась в самостоятельную науку и начала активно развиваться. До этого момента психологические знания получали в основном путем интроспекции (самонаблюдения), наблюдения за поведением других людей (например, дневниковые записи), умозрительных рассуждений. Однако субъективизм этих методов, их недостаточная надежность и сложность послужили причиной того, что психология долгое время оставалась философствующей, неэкспериментальной наукой, способной предполагать, но не доказывать причинно-следственные связи между психологическими явлениями.
Намерение
сделать психологическую науку
более точной и практически полезной
наукой было связано с внедрением
лабораторного эксперимента. Со второй
половины XIX века предпринимаются попытки
количественной оценки психологических
явлений. Одной из первых таких попыток
было открытие серии законов, связывающих
силу ощущений человека с выраженными
в физических величинам стимулами,
воздействующими на организм. К ним
относятся законы Бугера-Вебера, Вебера-Фехнера,
Стивенса, представляющие собой математические
формулы, при помощи которых определяется
связь между физическими
Сегодня
в ходе психологического исследования
используются такие методы, как наблюдение,
эксперимент в различных его
формах, беседа, анализ продуктов деятельности
детей, тесты и социально-
Важным направлением и результатом развития психологии в СССР являлось углубление и конкретизация теоретических и методологических оснований психологии как науки.
Проблемы
теории и методологии психологии
развивались в трудах многих советских
психологов того периода. На съездах
Общества психологов, на XVIII Международном
психологическом конгрессе, состоявшемся
в Москве в 1966 г. (и являвшемся единственным
Международным психологическим
конгрессом, проведенным в нашей
стране) теоретические доклады занимали
значительное место наряду с многочисленными
конкретными исследованиями. Широко
дискутировались они и на страницах
журнала "Вопросы психологии".
Предметом обсуждения были вопросы
о природе и структуре
Во-первых, это - дальнейшая разработка совокупности методологических принципов, лежащих в основе психологической науки. Несмотря на то, что описание большинства принципов и выявление их основных характеристик было сделано еще в 40-е гг., тем не менее дальнейшее развитие психологического знания и расширение фактологического базиса психологии выдвигали задачу корректировки ее теоретико-методологических основ. В коллективных трудах сотрудников сектора психологии Института философии АН СССР, а затем Института психологии АН СССР (Категории материалистической диалектики…,1988; Методологические и теоретические…, 1969; Тенденции развития психологической науки, 1989 и др.), в работах С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, А.А. Смирнова, В.Н. Мясищева, К.А. Абульхановой-Славской, Б.Ф. Ломова, Е.В. Шороховой, А.В. Брушлинского, В.Н. Мясищева, Л.И. Анцыферовой, К.К. Платонова, М.И. Бобневой и др. была решена задача создания системы методологических принципов психологии.
Она включает:
Вся
совокупность указанных принципов,
дополняющих и конкретизирующих
друг друга, позволяет определять способы
выделения объекта и предмета
исследования, интерпретировать полученные
новые научные результаты, осуществлять
теоретические обобщения и
Информация о работе Методологические принципы развития психологической науки в СССР