Методологические принципы развития психологической науки в СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 17:34, реферат

Описание

В настоящее время психология переживает период методологического самоопределения, кризиса, что обусловлено, с одной стороны, социально-экономическими, политическими переменами в российском обществе, во-вторых, деидеологизацией науки в целом. Понимание того, что происходит в современной психологии требует исторического обзора особенностей ее становления.

Содержание

Введение 3
1. Основные методологические принципы 4
2. Разработка теоретико-методологических основ психологических исследований 6
3. Конкретно-научные исследования в области психологии 9
Заключение 16
Литература 17

Работа состоит из  1 файл

Методологические принципы развития психологической науки в СССР.docx

— 48.45 Кб (Скачать документ)

     Министерство по образованию

     ГБО ВПО “Челябинский государственный педагогический университет”

     Региональный  институт педагогического образования  и дистанционного обучения 
 
 
 
 
 

     КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

           Методологические принципы развития психологической науки  в СССР 
 
 
 
 

                 Выполнила: Хлыстова О.С.

                 студентка IV курса

                 группы  № ПП421

              по  специальности «Психология и педагогика»

                 г. Снежинск

                                         

                                             Проверил: Савченков 
 
 
 
 
 

     Челябинск 2012год 

Оглавление

Введение 3

1. Основные методологические принципы 4

2. Разработка теоретико-методологических основ психологических исследований 6

3. Конкретно-научные исследования в области психологии 9

Заключение 16

Литература 17 

 

Введение

     В настоящее время психология переживает период методологического самоопределения, кризиса, что обусловлено, с одной  стороны, социально-экономическими, политическими  переменами в российском обществе, во-вторых,  деидеологизацией науки  в целом. Понимание того, что происходит в современной психологии требует  исторического обзора особенностей ее становления.

     В современном научном знании в  марксистской традиции термин "методология" обозначает три уровня научного подхода: общей методологии, частной и  методологии как совокупности конкретных методических приемов исследования. Общая методология представляет общий философский  подход, общий  способ познания. Для отечественной  психологии, развивающейся в рамках марксистской традиции - это диалектический и исторический материализм. Принципы детерминизма, системности и развития, сознания и деятельности являются ключевыми  в познании психического в рамках общефилософского подхода. В целом  естественнонаучная парадигма определила своеобразие отечественной методологии.

     По  мнению Л.Р. Грэхэма, отечественная  психология советского периода развивалась  неровно и неравномерно, что обусловлено  главным образом идеологическим причинами. В целом же методология  диалектического материализма обладает эвристической ценностью, поскольку  в интеллектуальном отношении диалектический материализм является вполне разумной, заслуживающей внимания точкой зрения, она представляется более интересной, чем было принято до сих пор  считать  философами и учеными  за пределами Советского Союза. В  советской психологии и физиологии, как ни в одной из наук существует особая, русская традиция интерпретации  исследований.

     Идеологический  кризис второй половины 80-х годов  ХХ столетия непосредственно коснулся и сферы науки: современная психология переживает сложный этап методологического  самоопределения. В 90-е годы отмечается тенденция критического осмысления эвристических возможностей использования  диалектического материализма в  психологии.

 

  1. Основные  методологические принципы

     Метод — это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С. Л. Рубинштейн).

     Методология (от греч. methodos — путь исследования, logos — наука) - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология — учение о научном методе вообще и о методах отдельных наук. Это культура научного исследования.

     Методы (от греч. methodos — путь исследования или познания) — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения; это и есть пути познания, посредством которых познается предмет любой науки.

     Метод психологии конкретизируется в исследовательских  методиках, Методика - это конкретное воплощение метода как выработанного способа организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на основе конкретного материала и конкретной процедуры. Методика отвечает конкретным целям и задачам исследования, содержит в себе описания объекта и процедуру изучения, способ фиксации и обработки полученных данных. На основе определенного метода может быть создано множество методик.

     Одна  из важнейших задач современной  психологии заключается в том, чтобы  рассматривать все разнообразие используемых методов и методик  как единую систему (т.е. в рамках системного подхода). Любой объект должен рассматриваться с различных  сторон, с помощью различных методов  и на разных уровнях методологического  анализа.

     С точки зрения методологического  анализа выделяются три уровня анализа  любого явления:

     Уровни  методологического  анализа

     1-Частная  (специальная) методология. (Совокупность принципов применяемых в определенной области, методология отдельной науки).

     2-Общенаучная  методология. (Учение о структуре, способах, методах познания).

     3-Философская  методология.  (Общий философский подход, самые общие принципы и методы познания явлений действительности).

     Очевидно, что философские принципы не могут  быть применены в исследованиях  науки непосредственно: они преломляются через принципы специальной методологии. На основе общих философских принципов  строится методология психологического исследования. В то же время конкретные методологические приемы могут быть относительно независимыми от методологических принципов и применяются практически  в одинаковой форме в рамках различных  методологических ориентации. Обладая  относительной самостоятельностью, они зависят от теоретических  позиций исследователя и той  научной школы, в рамках которой  они были созданы.

     На  основе методологических принципов  строится любое психологическое  исследование. Методы научных исследований — это те приемы и средства, с  помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных  теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов  исследования, от того, насколько они  валидны и надежны. Все сказанное  относится и к психологии. Ее явления  настолько сложны и своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированными методы самых разных наук: философии и социологии, физиологии и медицины, биологии и истории и др.

     Метод психологии — это способ познания внутренних психических явлений через анализ внешних психологических факторов.

     Методы  психологического исследования обнаруживают зависимость от основных теоретических  принципов, реализуемых психологией, и конкретных задач, которые она  решает. Общая цель всех методов  психологического исследования заключается  в точной регистрации, выявлении, фиксации психологических фактов, в накоплении эмпирических, опытных данных для  последующего теоретического анализа.

     Благодаря применению методов естественных и  точных наук, психология, начиная со второй половины XIX века, выделилась в  самостоятельную науку и начала активно развиваться. До этого момента  психологические знания получали в  основном путем интроспекции (самонаблюдения), наблюдения за поведением других людей (например, дневниковые записи), умозрительных  рассуждений. Однако субъективизм этих методов, их недостаточная надежность и сложность послужили причиной того, что психология долгое время  оставалась философствующей, неэкспериментальной  наукой, способной предполагать, но не доказывать причинно-следственные связи между психологическими явлениями.

     Намерение сделать психологическую науку  более точной и практически полезной наукой было связано с внедрением лабораторного эксперимента. Со второй половины XIX века предпринимаются попытки  количественной оценки психологических  явлений. Одной из первых таких попыток  было открытие серии законов, связывающих  силу ощущений человека с выраженными  в физических величинам стимулами, воздействующими на организм. К ним  относятся законы Бугера-Вебера, Вебера-Фехнера, Стивенса, представляющие собой математические формулы, при помощи которых определяется связь между физическими стимулами  и ощущениями человека, а также  абсолютный и относительный пороги ощущений. Конец XIX века считается начальным  этапом развития дифференциально-психологических  исследований, в котором для выявления  общих психологических свойств  и способностей, отличающих людей  друг от друга, стали использовать методы математической статистики.

     Сегодня в ходе психологического исследования используются такие методы, как наблюдение, эксперимент в различных его  формах, беседа, анализ продуктов деятельности детей, тесты и социально-психологические  методы Как правило, в конкретных исследованиях применяется несколько  методов, которые взаимно дополняют  и контролируют друг друга. Конкретные методы исследования базируются на методологических принципах, исходящих из теоретических  положений науки. 

 

2. Разработка теоретико-методологических основ психологических исследований

     Важным  направлением и результатом развития психологии в СССР являлось углубление и конкретизация теоретических  и методологических оснований психологии как науки.

     Проблемы  теории и методологии психологии развивались в трудах многих советских  психологов того периода. На съездах  Общества психологов, на XVIII Международном  психологическом конгрессе, состоявшемся в Москве в 1966 г. (и являвшемся единственным Международным психологическим  конгрессом, проведенным в нашей  стране) теоретические доклады занимали значительное место наряду с многочисленными  конкретными исследованиями. Широко дискутировались они и на страницах  журнала "Вопросы психологии". Предметом обсуждения были вопросы  о природе и структуре психического, соотношении сознания и бессознательного, роли врожденного и приобретенного в развитии психики, предмете психологии на новом этапе ее истории и  т.д. При этом можно выделить ряд  ключевых позиций и достижений теоретико-методологического  поиска.

     Во-первых, это - дальнейшая разработка совокупности методологических принципов, лежащих  в основе психологической науки. Несмотря на то, что описание большинства  принципов и выявление их основных характеристик было сделано еще  в 40-е гг., тем не менее дальнейшее развитие психологического знания и  расширение фактологического базиса психологии выдвигали задачу корректировки  ее теоретико-методологических основ. В коллективных трудах сотрудников  сектора психологии Института философии  АН СССР, а затем Института психологии АН СССР (Категории материалистической диалектики…,1988; Методологические и  теоретические…, 1969; Тенденции развития психологической науки, 1989 и др.), в работах С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, А.А. Смирнова, В.Н. Мясищева, К.А. Абульхановой-Славской, Б.Ф. Ломова, Е.В. Шороховой, А.В. Брушлинского, В.Н. Мясищева, Л.И. Анцыферовой, К.К. Платонова, М.И. Бобневой и др. была решена задача создания системы методологических принципов психологии.

     Она включает:

  • принцип диалектико-материалистического детерминизма (причинная обусловленность любого психического явления объективным материальным миром);
  • принцип единства личности, сознания и деятельности (сознание - личностно и деятельно, личность - сознательна и деятельна, деятельность - сознательна и личностна);
  • принцип отражения (все психические явления суть результаты непосредственного или опосредованного психического отражения, содержание которого детерминировано объективным миром);
  • принцип развития (постепенное и скачкообразное усложнение психики как в процессуальном, так и содержательном аспектах);
  • принцип иерархичности психики (все психические явления рассматриваются как ступени, включенные в иерархическую лестницу, где нижние ступени субординированны, т.е. подчинены и управляются высшими, а высшие, включая в себя низшие в измененном виде и опираясь на них, к ним не сводятся);
  • личностный принцип (индивидуальный подход к человеку как личности и понимание ее как отражающей системы, определяющей все другие психические явления),
  • принцип единства теории, эксперимента и практики (эксперимент, опираясь на теорию, проверяет и уточняет последнюю, и, вместе с ней, подтверждается практикой как высшим критерием истины).

     Вся совокупность указанных принципов, дополняющих и конкретизирующих друг друга, позволяет определять способы  выделения объекта и предмета исследования, интерпретировать полученные новые научные результаты, осуществлять теоретические обобщения и строить  концептуальные схемы и модели, выбирать адекватные исследовательским задачам  методические приемы.

Информация о работе Методологические принципы развития психологической науки в СССР