Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 17:34, реферат
В настоящее время психология переживает период методологического самоопределения, кризиса, что обусловлено, с одной стороны, социально-экономическими, политическими переменами в российском обществе, во-вторых, деидеологизацией науки в целом. Понимание того, что происходит в современной психологии требует исторического обзора особенностей ее становления.
Введение 3
1. Основные методологические принципы 4
2. Разработка теоретико-методологических основ психологических исследований 6
3. Конкретно-научные исследования в области психологии 9
Заключение 16
Литература 17
Фундаментальным вкладом в разработку проблем генезиса психических явлений и их исторической эволюции явился труд А.Н. Леонтьева "Проблемы развития психики" (Леонтьев А.Н., 1959). За издание этой книги А.Н. Леонтьев в 1963 г. удостоен Ленинской Премии.
Исследования проблемы чувствительности человека в советской психологии начинаются в 60-70-е гг. В центре внимания исследователей - проблема порога. Наиболее значимыми научными результатами являются:
введение понятия оперативного порога, характеризующего собой оптимальную различимость воздействующих на человека раздражителей (Б.Ф. Ломов);
разработка идеи низкого порога, лежащего вблизи области сенсорных шумов (М. Михайловская);
обоснование зонного представления о пороге чувствительности, согласно которому отсутствует четко выраженный рубеж между возникновением и отсутствием ощущения: выявлены зоны, внутри которых возможны переходы от "неощущения к ощущению" (К.В. Бардин);
создание Ю.М. Забродиным модели работы сенсорной системы, основанной на векторном описании ситуации обнаружения (стохастическая рекуррентная модель обнаружения).
Большое значение для развития современных подходов в отечественной психофизике имела монография Бардина "Проблема порогов чувствительности и психофизические методы" (Бардин К.В., 1976), в которой обосновываются предметная область психофизики, ее проблемы и методы, вводится разграничение классической и современной психофизики. При описании механизмов обнаружения сигналов им и его учениками исследуется влияние таких факторов, как субъективная значимость результата наблюдения, стратегия наблюдателя и т.д., что, в свою очередь, придает психофизическому измерению "характер изучения сложного поведенческого акта" (Там же. С. 66). Результатом поисков в этом направлении и обобщением экспериментальных данных, полученных в 70-80-е гг. и касающихся влияния субъектного фактора на результаты сенсорного измерения, стало создание нового направления исследований - субъектной психофизики (Бардин К.В., Индлин Ю., 1993).
Проблема ощущений - их классификации, места и роли в познавательной деятельности и связи с более высокими формами отражения, характеристика сенсорной организации человека в целом, - в наиболее полном виде представлена в трудах Ананьева, и прежде всего в его обобщающей работе "Теория ощущений" (Ананьев Б.Г., 1945).
В
исследовании восприятия как первичного
целостного образа подчеркивается его
предметность, детерминированность
объективными характеристиками воздействующих
предметов и, в тоже время, субъектная
обусловленность, вскрывается роль
активности и избирательности человека
в процессе восприятия. "Согласно
современным представлениям восприятие
представляет собой совокупность процессов,
обеспечивающих субъективное, пристрастное
и вместе с тем адекватное отражение
действительности" (Величковский Б.М.,
Зинченко В.П., Лурия А.Р., 1973. С. 19). Исследование
проблем восприятия с позиций
информационного подхода
В
рамках деятельностного подхода
складывается представление о том,
что формирование образа восприятия
выступает как результат
Продолжались
исследования развития и соотношения
сенсорных систем: зрения и движения,
восприятия предметов зрением и
осязанием, влияния слуховых ощущений
на развитие моторных функций (А.В. Запорожец,
В.П. Зинченко, В.Ю. Вергилес, Е.А. Андреева,
А. Гучас и др). Процесс восприятия
исследуется с системных
Исследование мнемических процессов выходит за рамки изучения "механической" и "логической" памяти. Предметом исследования становятся кратковременная, долговременная и оперативная виды памяти. В ряде работ, выполненных под руководством Зинченко, различные аспекты памяти рассматриваются в русле теории информации: исследуется соотношение объема памяти и количества информации, зависимость оперативной памяти от характера обработки материала, от перекодирования единиц информации в более крупные оперативные единицы, влияние на кратковременную память характера задач, а также способов деятельности (Г.К. Середа, С. Бочарова, П.Б. Невельский, Н.И. Рыжов, Г.В. Реп-кина и др.). В работах Зинченко разрабатывается проблема изучения объема кратковременной памяти в условиях подпорогового накопления информации. При помощи микроструктурного метода им и его сотрудниками были получены количественные характеристики функциональных блоков, участвующих в переработке информации. В ряде работ исследуется связь памяти с личностью и деятельность; мнемический процесс рассматривается как последовательность осуществления мнемических действий (А.А. Смирнов, Т.П. Зинченко, С. Бочарова, В.Я. Ляудис и др.).
В области психологии мышления значительное место занимают работы, посвященные вопросам проблемного и творческого мышления, интуиции и интеллекта (Я.А. Пономарев, В.Н. Пушкин, К.А. Славская, А.Н. Соколов, О.К. Тихомиров, А.В. Брушлинский и др.).
Предметом
острой дискуссии становится проблема
специфики человеческого и
Принципиальный характер приобретает решение вопроса о природе мышления. Так, Брушлинский обосновывает идею о том, что мышление всегда имеет творческий характер, откуда вытекает неправомерность деления мыслительной деятельности на репродуктивную и продуктивную. Противоположное мнение отстаивал Пушкин, выделявший особую эвристическую деятельность, отличную от интеллектуальных операций и автоматизмов, выработанных в ходе обучения и развития (Пушкин В.Н., 1971).
Большое количество работ посвящено изучению мыслительной деятельности как процессу решения задач (В.Н. Пушкин, Л.Л. Гурова, А.В. Скрипченко, Ю.М. Забродин, О.К. Тихомиров, А.Н. Карпов и др.), итогом чего явилась характеристика сторон, или стадий, решения задач, выявление функций разных видов действий (перцептивных, графических, практических). Продолжалась разработка практического (Д.Н. Завалишина), оперативного (В.Н. Пушкин) и технического (Т.В. Кудрявцев, И.С. Якиманская) мышления.
Потребности обучения обусловили актуальность разработки вопросов проблемного обучения (мышления), получивших всестороннее освещение в цикле исследований, выполненных под руководством А.М. Матюшкина. Под влиянием процессов компьютеризации начинается изучение особенностей усвоения знаний, решения задач учащимися в условиях программированного обучения, в системе "ребенок - компьютер" (В.В. Рубцов). Осуществляется поиск и исследование путей эффективного освоения знаний путем целенаправленного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.). К области исследования мышления примыкают работы по вопросам психологии языка и речи, в которых рассмотрена взаимосвязь внутренней речи и мышления (А.Н. Соколов; Б.Ф. Баева), психология письменной и устной речи (И.Е. Синица), психофизиологические и психологические механизмы речепорождения (Т.Н. Ушакова, В.А. Артемов, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя), проблемы психолингвистики (А.Н. Леонтьев, А.А. Брудный и др.), обосновывается диалогический характер внутренней речи (Г. Кучинский) и др.
Следует
отметить, что в соответствии со
сложившимся пониманием природы
психических явлений ведущим
методическим приемом изучения психических
процессов в течение
Научная
составляющая общепсихологической
концепции советской психологии
складывалась и функционировала
на всем протяжении советского периода,
т.е. в 20 – 80-е годы XX века, как результат
творческих усилий большой группы советских
психологов – теоретиков, методологов,
экспериментаторов, практиков. Данная
концепция явилась той
Среди творцов концепции советской психологии в первую очередь следует указать Л.С. Выготского («Исторический смысл психологического кризиса», «Мышление и речь»), С.Л. Рубинштейна («Основы психологии) и А.Н. Леонтьева («Очерк развития психики», «Проблемы развития психики», «Деятельность. Сознание. Личность»). Из всех этих работ особо следует выделить «Основы общей психологии» С.Л. Рубинштейна (1940). Значимость этой работы состояла в том, что в ней впервые был не только предложен вариант концепции советской психологии («системы советской психологии»), но и было осуществлено обоснование предложенной концепции на конкретном эмпирическом материале: на основе заявленной концепции С.Л. Рубинштейном была выдвинута определенная общепсихологическая теория, суть которой выражается в принципе единства сознания и деятельности.
Анализ данных работ позволяет прийти к развернутой характеристике научной (собственно психологической, теоретической) составляющей общепсихологической концепции советской психологии, которая представляет собой совокупность признаков (понятий, принципов, утверждений), основными из которых являются следующие:
1) предметом психологии является психика;
2)
в соответствии с принципом
отражения психика трактуется
как особая форма отражения
субъектом объективной
3) в соответствии с принципом активности подчеркивается не пассивный и созерцательный, а активный, действенный характер психики;
4)
в соответствии с принципом
развития предметом психологии
является развивающаяся
5)
в соответствии с принципом
психофизического единства
6)
в соответствии с принципом
психофизиологического
Указанные
идеологические и собственно научные
признаки, рассматриваемые вместе,
позволяют прийти к обобщенному понятию
советской психологии и на этой основе
– к целостному представлению об ее генезисе,
функционировании и историческом значении,
что, в свою очередь, создает предпосылки
для продуктивного решения отдельных
эмпирических проблем в истории советской
психологии.
Информация о работе Методологические принципы развития психологической науки в СССР