Методологические принципы развития психологической науки в СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 17:34, реферат

Описание

В настоящее время психология переживает период методологического самоопределения, кризиса, что обусловлено, с одной стороны, социально-экономическими, политическими переменами в российском обществе, во-вторых, деидеологизацией науки в целом. Понимание того, что происходит в современной психологии требует исторического обзора особенностей ее становления.

Содержание

Введение 3
1. Основные методологические принципы 4
2. Разработка теоретико-методологических основ психологических исследований 6
3. Конкретно-научные исследования в области психологии 9
Заключение 16
Литература 17

Работа состоит из  1 файл

Методологические принципы развития психологической науки в СССР.docx

— 48.45 Кб (Скачать документ)

     Фундаментальным вкладом в разработку проблем  генезиса психических явлений и  их исторической эволюции явился труд А.Н. Леонтьева "Проблемы развития психики" (Леонтьев А.Н., 1959). За издание этой книги  А.Н. Леонтьев в 1963 г. удостоен Ленинской  Премии.

     Исследования  проблемы чувствительности человека в  советской психологии начинаются в 60-70-е гг. В центре внимания исследователей - проблема порога. Наиболее значимыми  научными результатами являются:

     введение  понятия оперативного порога, характеризующего собой оптимальную различимость воздействующих на человека раздражителей (Б.Ф. Ломов);

     разработка  идеи низкого порога, лежащего вблизи области сенсорных шумов (М. Михайловская);

     обоснование зонного представления о пороге чувствительности, согласно которому отсутствует четко выраженный рубеж  между возникновением и отсутствием  ощущения: выявлены зоны, внутри которых  возможны переходы от "неощущения к  ощущению" (К.В. Бардин);

     создание  Ю.М. Забродиным модели работы сенсорной  системы, основанной на векторном описании ситуации обнаружения (стохастическая рекуррентная модель обнаружения).

     Большое значение для развития современных  подходов в отечественной психофизике  имела монография Бардина "Проблема порогов чувствительности и психофизические  методы" (Бардин К.В., 1976), в которой  обосновываются предметная область  психофизики, ее проблемы и методы, вводится разграничение классической и современной психофизики. При  описании механизмов обнаружения сигналов им и его учениками исследуется  влияние таких факторов, как субъективная значимость результата наблюдения, стратегия  наблюдателя и т.д., что, в свою очередь, придает психофизическому измерению "характер изучения сложного поведенческого акта" (Там же. С. 66). Результатом поисков в этом направлении  и обобщением экспериментальных  данных, полученных в 70-80-е гг. и касающихся влияния субъектного фактора  на результаты сенсорного измерения, стало  создание нового направления исследований - субъектной психофизики (Бардин К.В., Индлин Ю., 1993).

     Проблема  ощущений - их классификации, места  и роли в познавательной деятельности и связи с более высокими формами  отражения, характеристика сенсорной  организации человека в целом, - в  наиболее полном виде представлена в  трудах Ананьева, и прежде всего  в его обобщающей работе "Теория ощущений" (Ананьев Б.Г., 1945).

     В исследовании восприятия как первичного целостного образа подчеркивается его  предметность, детерминированность  объективными характеристиками воздействующих предметов и, в тоже время, субъектная обусловленность, вскрывается роль активности и избирательности человека в процессе восприятия. "Согласно современным представлениям восприятие представляет собой совокупность процессов, обеспечивающих субъективное, пристрастное и вместе с тем адекватное отражение  действительности" (Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р., 1973. С. 19). Исследование проблем восприятия с позиций  информационного подхода привело  к рассмотрению пропускной способности  психики человека в условиях приема информации в зависимости от ряда факторов (общей совокупности символов, степени их неожиданности и смыслового значения, субъективной ценности содержания и др.). (В.Д. Глезер и И.И. Цукерман, Б.Ф. Ломов, Л.А. Чистович и др.).

     В рамках деятельностного подхода  складывается представление о том, что формирование образа восприятия выступает как результат осуществляемых субъектом "активных, сменяющих друг друга перцептивных действий и операций ("стратегий")" (Леонтьев А.Н., 1976. С. 25). С этих позиций восприятие рассматривается  как "система перцептивных действий", направленных на решение перцептивных задач (Л.А. Венгер, Н.Ю. Вергилес, В.П. Зинченко и др.).

     Продолжались  исследования развития и соотношения  сенсорных систем: зрения и движения, восприятия предметов зрением и  осязанием, влияния слуховых ощущений на развитие моторных функций (А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, В.Ю. Вергилес, Е.А. Андреева, А. Гучас и др). Процесс восприятия исследуется с системных позиций  как целостный перцептивный акт, возникающий в результате взаимодействия субъекта и объекта (В.А. Барабанщиков).

     Исследование  мнемических процессов выходит  за рамки изучения "механической" и "логической" памяти. Предметом  исследования становятся кратковременная, долговременная и оперативная виды памяти. В ряде работ, выполненных  под руководством Зинченко, различные  аспекты памяти рассматриваются  в русле теории информации: исследуется  соотношение объема памяти и количества информации, зависимость оперативной  памяти от характера обработки материала, от перекодирования единиц информации в более крупные оперативные  единицы, влияние на кратковременную  память характера задач, а также  способов деятельности (Г.К. Середа, С. Бочарова, П.Б. Невельский, Н.И. Рыжов, Г.В. Реп-кина и др.). В работах Зинченко разрабатывается проблема изучения объема кратковременной памяти в  условиях подпорогового накопления информации. При помощи микроструктурного  метода им и его сотрудниками были получены количественные характеристики функциональных блоков, участвующих  в переработке информации. В ряде работ исследуется связь памяти с личностью и деятельность; мнемический  процесс рассматривается как  последовательность осуществления  мнемических действий (А.А. Смирнов, Т.П. Зинченко, С. Бочарова, В.Я. Ляудис и  др.).

     В области психологии мышления значительное место занимают работы, посвященные  вопросам проблемного и творческого  мышления, интуиции и интеллекта (Я.А. Пономарев, В.Н. Пушкин, К.А. Славская, А.Н. Соколов, О.К. Тихомиров, А.В. Брушлинский  и др.).

     Предметом острой дискуссии становится проблема специфики человеческого и машинного ("искусственного") интеллекта, возникшая  как результат развития электронно-вычислительной техники и связанного с этим стремления представить процессы человеческого  мышления по аналогии с работой сложных  технических устройств.

     Принципиальный  характер приобретает решение вопроса  о природе мышления. Так, Брушлинский  обосновывает идею о том, что мышление всегда имеет творческий характер, откуда вытекает неправомерность деления  мыслительной деятельности на репродуктивную и продуктивную. Противоположное  мнение отстаивал Пушкин, выделявший особую эвристическую деятельность, отличную от интеллектуальных операций и автоматизмов, выработанных в ходе обучения и развития (Пушкин В.Н., 1971).

     Большое количество работ посвящено изучению мыслительной деятельности как процессу решения задач (В.Н. Пушкин, Л.Л. Гурова, А.В. Скрипченко, Ю.М. Забродин, О.К. Тихомиров, А.Н. Карпов и др.), итогом чего явилась  характеристика сторон, или стадий, решения задач, выявление функций  разных видов действий (перцептивных, графических, практических). Продолжалась разработка практического (Д.Н. Завалишина), оперативного (В.Н. Пушкин) и технического (Т.В. Кудрявцев, И.С. Якиманская) мышления.

     Потребности обучения обусловили актуальность разработки вопросов проблемного обучения (мышления), получивших всестороннее освещение  в цикле исследований, выполненных  под руководством А.М. Матюшкина. Под  влиянием процессов компьютеризации  начинается изучение особенностей усвоения знаний, решения задач учащимися  в условиях программированного обучения, в системе "ребенок - компьютер" (В.В. Рубцов). Осуществляется поиск  и исследование путей эффективного освоения знаний путем целенаправленного  формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.). К  области исследования мышления примыкают  работы по вопросам психологии языка  и речи, в которых рассмотрена  взаимосвязь внутренней речи и мышления (А.Н. Соколов; Б.Ф. Баева), психология письменной и устной речи (И.Е. Синица), психофизиологические и психологические механизмы  речепорождения (Т.Н. Ушакова, В.А. Артемов, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя), проблемы психолингвистики (А.Н. Леонтьев, А.А. Брудный и др.), обосновывается диалогический характер внутренней речи (Г. Кучинский) и др.

     Следует отметить, что в соответствии со сложившимся пониманием природы  психических явлений ведущим  методическим приемом изучения психических  процессов в течение длительного  времени являлось их рассмотрение в  контексте деятельности, на основе схемы "субъект - объект", что способствовало преодолению функционализма в психологических  исследованиях и позволяло выявить  реальные механизмы, лежащие в основе психической активности. Но в реальной действительности деятельность человека не является изолированной. Будучи общественным субъектом, человек включен в  систему общественных связей и отношений, в контексте которых происходит формирование его психических свойств  и характеристик. Моделирование  данного аспекта в условиях эксперимента требовало введения в экспериментальную  ситуацию, наряду с деятельностью, также  непосредственного субъект - субъектного  взаимодействия ее участников. Впервые  в 70-80-е гг. эту задачу решает Б.Ф. Ломов, под руководством которого начинает разрабатываться общепсихологический  аспект проблемы общения: в контексте  общения исследуется широкий  спектр психических явлений - восприятие сигналов и процессы шкалирования, распознавание объекта и его  визуальный поиск, воспроизведение  и запоминание материала, решение  мыслительных задач, в том числе  творческих, и формирование понятий (Б.Ф. Ломов, А.В. Брушлинский, А.В. Беляева, В.Н. Носуленко, В.А. Кольцова., Я.А. Пономарев., Н.Н. Обозов и др.). 

 

Заключение

     Научная составляющая общепсихологической  концепции советской психологии складывалась и функционировала  на всем протяжении советского периода, т.е. в 20 – 80-е годы XX века, как результат  творческих усилий большой группы советских  психологов – теоретиков, методологов, экспериментаторов, практиков. Данная концепция явилась той платформой, на которой в течение советского периода возникли и развивались  различные общепсихологические  теории и подходы

     Среди творцов концепции советской  психологии в первую очередь следует  указать Л.С. Выготского («Исторический  смысл психологического кризиса», «Мышление  и речь»), С.Л. Рубинштейна («Основы  психологии) и А.Н. Леонтьева («Очерк развития психики», «Проблемы развития психики», «Деятельность. Сознание. Личность»). Из всех этих работ особо следует  выделить «Основы общей психологии»  С.Л. Рубинштейна (1940). Значимость этой работы состояла в том, что в ней  впервые был не только предложен  вариант концепции советской  психологии («системы советской психологии»), но и было осуществлено обоснование  предложенной концепции на конкретном эмпирическом материале: на основе заявленной концепции С.Л. Рубинштейном была выдвинута  определенная общепсихологическая  теория, суть которой выражается в  принципе единства сознания и деятельности.

     Анализ  данных работ позволяет прийти к развернутой характеристике научной (собственно психологической, теоретической) составляющей  общепсихологической концепции советской психологии, которая представляет собой совокупность признаков (понятий, принципов, утверждений), основными из которых являются следующие:

     1) предметом психологии является  психика; 

     2) в соответствии с принципом  отражения психика трактуется  как особая форма отражения  субъектом объективной реальности («психическое отражение», у человека  – сознание);

     3) в соответствии с принципом  активности подчеркивается не  пассивный и созерцательный, а  активный, действенный характер  психики; 

     4) в соответствии с принципом  развития предметом психологии  является развивающаяся психика,  что определяет основные задачи  и методы психологии (постижение  законов развития психики, генетический  метод);

     5) в соответствии с принципом  психофизического единства утверждается  единство внутренних (психических)  и внешних процессов, т. е.  деятельности психической, внутренней, умственной и внешнего поведения  (внешней, практической деятельности);

     6) в соответствии с принципом  психофизиологического единства  разрешение психофизиологической  проблемы состоит в признании  несводимости психических процессов  к физиологическим и в утверждении  их единства.

     Указанные идеологические и собственно научные  признаки, рассматриваемые вместе, позволяют прийти к обобщенному понятию советской психологии и на этой основе – к целостному представлению об ее генезисе, функционировании и историческом значении, что, в свою очередь, создает предпосылки для продуктивного решения отдельных эмпирических проблем в истории советской психологии.  

Литература

  1. Ананьев Б.Г. Очерки психологии. Л., 1945.
  2. Будилова Е.А. Философские проблемы в советской психологии. М., 1972.
  3. Грэхэм Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе.- М., 1992.
  4. Методологические и теоретические основы психологии. Маланов.С.В.Модек.2002.
  5. Методология научного исследования. Рузавина.Г.И.1999.
  6. Психология развития.Г.Крайг.Питер.2000.
  7. Смирнов А.А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. М., 1975.
  8. Учение И.П. Павлова и философские основы психологии. М., 1952. С. 475.
  9. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. М., 1974.

Информация о работе Методологические принципы развития психологической науки в СССР